ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-376/20 от 04.03.2020 Орловского районного суда (Орловская область)

Дело № 2а-376/2020

57RS0026-01-2020-000156-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 марта 2020 года г. Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Шекшуевой О.Н.,

при секретаре Мещериной О.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, административного ответчика ФИО3, представителя административного ответчика по доверенности ФИО4, заинтересованного лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу - исполнителю Орловского РОСП УФССП России по Орловской области ФИО3, УФССП России по Орловской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника по исполнительному производству и обязании судебного пристава-исполнителя уменьшить размер взыскиваемых алиментов,

У С Т А Н О В И Л:

В Орловский районный суд Орловской области обратился ФИО1 с административным исковым заявлением к судебному приставу - исполнителю Орловского РОСП УФССП России по Орловской области ФИО3, УФССП России по Орловской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника по исполнительному производству и обязании судебного пристава-исполнителя уменьшить размер взыскиваемых алиментов, указывая на то, что Дата мировым судьей судебного участка Хомутовского района Курской области по делу был вынесен приказ в отношении ФИО1 о взыскании в пользу ФИО5 на содержание несовершеннолетнего ребенка- дочери Селифоновой Арины, Дата года рождения, алиментов в размере 1/4 части заработка, начиная с Дата до ДатаДата судебным приставом -исполнителем Орловского РОСП на основании судебного приказа от Дата было возбуждено исполнительно производство -ИП. В период Дата по ДатаФИО1 работал в ОС «Стрелецкая»-филиал ФГБНУ ФНЦ ЗБК в должности разнорабочего. Согласно справке с июля 2018 г. по июль 2019 г. производились удержания в счет уплаты алиментов ОС «Стрелецкая»-филиал ФГБНУ ФНЦ ЗБК. Согласно выписке о состоянии вклада ФИО5, являющейся получателем алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, за период с Дата по сентябрь 2019 г. денежные средства, взысканные работодателем в период с июля 2018 г. по октябрь 2018 г., не перечислились на счет ФИО5ФИО1 со слов судебного пристава-исполнителя Орловского известно, что в адрес ОС «Стрелецкая»-филиал ФГБНУ ФНЦ ЗБК неоднократно направлялось постановление о возбуждении исполнительного производства, однако фактически денежные средства в счет уплаты алиментов начали удерживаться лишь в ноябре 2018 г. ОС «Стрелецкая», являясь лицом нарушившим законодательство об исполнительном производстве, выразившемся в невыполнении законных требований судебного пристава- исполнителя - своевременного удержания денежных средств в счет уплаты алиментов- не было привлечено к административной ответственности судебным приставом-исполнителем Орловского РОСП. Данный факт привел к увеличению задолженности ФИО1 перед ФИО5 Согласно сопроводительной записке ОС «Стрелецкое»-филиал ФГБНУ ФНЦ ЗБК задолженность ФИО1 по алиментам по состоянию на Дата составила 148 688 рублей 01 копейка. В настоящее время ФИО1 трудоустроен в МУП «Коммунальник» в должности разнорабочего с денежным окладом в размере 18 000 рублей. Согласно расчетному листку за ноябрь 2019 год удержание по исполнительному документу в счет уплаты алиментов составило 11 245 рублей 09 копеек. Размер заработной платы, подлежащей выплате с учетом удержания по исполнительному документу, составил 5 117 рублей 10 копеек. Таким образом, размер удержаний из заработной платы ФИО1 составил 70 %. В тот же день представитель ФИО1 по доверенности ФИО7 обратилась в Орловский РОСП с просьбой предоставить подробный расчет задолженности ФИО1 по исполнительному производству (16_)57006-ИП, а также выдать копию постановления об обращении взыскания на заработную плату в размере 70 %. В тот же день представителю ФИО1 по доверенности ФИО7 было выдано постановление об обращении взыскания на заработную плату должника от Дата в размере 70 % от заработной платы до полного погашения задолженности. Подробный расчет задолженности ФИО1 по исполнительному производству -ИП до настоящего времени не предоставлен. Согласно Постановлению Правительства Орловской области от Дата «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за 3 квартал 2019 года величина прожиточного минимума за 3 квартал 2019 года на душу населения составляет 10 967 рублей для трудоспособного населения. Размер заработной платы ФИО1 не соответствует установленной действующим законодательством величине прожиточного минимума. У истца есть ребенок ФИО8, Дата года рождения, матерью которого является бывшая жена ФИО9. По устной договоренности ФИО1 ежемесячно перечисляет алименты ФИО9 на содержание несовершеннолетнего сына. Удержание 70 % доходов ФИО1 объективно лишает его надлежащим образом исполнять обязанности содержания своего второго ребенка ФИО9, что является нарушением прав и законных интересов несовершеннолетнего. Постановление судебного пристава-исполнителя Орловского РОСП УФССП России по <адрес>ФИО10 от Дата нарушает права и законные интересы ФИО1, поскольку удержание денежных средств в размере 70 % от заработной платы оставляет ФИО1 и его семью без средств к существованию. ФИО1 просит суд признать незаконным постановление об обращении взыскания на заработную плату должника от Дата по исполнительному производству от Дата-ИП. Обязать судебного пристава- исполнителя Орловского РОСП УФССП России по Орловской области ФИО3 устранить допущенные нарушения уменьшив размер взыскиваемых алиментов до 35 % от заработка.

В судебном заседании представитель истца, выступающая по доверенности ФИО2, заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, просила обязать судебного пристава исполнителя уменьшить размер взыскиваемых алиментов до 35%.

Административный ответчик ФИО3 исковые требования не признала и пояснила, что у истца впервые образовалась задолженность с 2015 года, в настоящее время задолженность составляет 155 445 рублей 13 копеек. На момент вынесения постановления об обращении взыскания на заработную плату должника ей не было известно, что ФИО1 уплачивает алименты на содержание ребенка от первого брака. С заявлением о снижении размеров алиментов или задолженности ФИО1 не обращался, никаких документов не представлял. Обращение взыскания на заработную плату в размере 70% было принято потому, что сумма задолженности истца составила более 100 000 рублей.

Представитель административного ответчика УФССП России по Орловской области по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, полагает, что вынесенное судебным приставом-исполнителем ФИО3 постановление является законным и обоснованным, истцом в опровержение законности постановления доказательств не представлено.

Заинтересованное лицо ФИО5 исковые требования не признала и пояснила, что в последний раз алименты от ФИО1 она получала в августе 2019 года. Ребенок нуждается в дополнительных тратах, так как является ребенком-инвалидом. Никакой помощи истец ребенку не оказывает. Действия судебного пристава-исполнителя являются законными.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции РФ федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу пункта 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа.

При этом судебный пристав-исполнитель, как лицо, непосредственно осуществляющее функции по принудительному исполнению судебных актов, вправе самостоятельно определять последовательность, объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, поэтому принятие или непринятие тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя.

Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Для признания незаконным постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, что установлено положениями статьей 227 Кодекса административного судопроизводства РФ. При отсутствии одного из условий, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с п. 1 ст. 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V данного Кодекса. Следовательно, алименты, взыскиваемые на несовершеннолетнего ребенка, имеют целевое назначение и направлены на реализацию прав несовершеннолетнего ребенка. Право на алименты - право ребенка, а не его законного представителя.

Из материалов дела усматривается, что Дата мировым судьей судебного участка Хомутовского района Курской области был вынесен судебный приказ о взыскании алиментов с ФИО1 в пользу ФИО5 на содержание ребенка - дочери А-ны, Дата года рождения, до достижения ребенком совершеннолетия, то есть до Дата.

Согласно справке от Дата Администрации Опытной станции «Стрелецкая» -филиал ФГБНУ ФНЦ ЗБК» Дата в отношении ФИО1, Дата года рождения, поступило постановление об обращении взыскания на заработную плату с имеющейся задолженностью в размере 165 051 рубль 63 копейки, задолженность с Дата по Дата рассчитана самостоятельно и составила 10 513 рублей 63 копейки (л.д.5).

Из сопроводительной записки бухгалтера Опытной станции «Стрелецкая» -филиал ФГБНУ ФНЦ ЗБК» от Дата следует, что ФИО1 уволен Дата, задолженность по алиментам по состоянию на Дата составляет 148 688 рублей 01 копейка (л.д.6).

Дата судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника ФИО11 в размере 70% до полного погашения задолженности (л.д.15)

Приговором и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Орловского района Орловской области от Дата, ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, и ему назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 5 месяцев с удержанием 5 % из заработной платы в доход государства (л.д.47-49).

Положения ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Частью 1 ст. 12, статьей 13 Закона № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Представителем административного истца в судебном заседании не оспаривалось наличие задолженности ФИО1 по уплате алиментов в пользу взыскателя ФИО5 в размере 155 445 рублей 13 копеек (л.д.35)

Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что расчет задолженности был произведен судебным приставом-исполнителем с учетом данных о заработной плате должника, содержащихся в справках, представленных расчетах, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку расчет задолженности произведен в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа к взысканию, в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом представленных документов о доходах должника.

Таким образом, обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника в размере удержаний 70% из заработка соответствует действующему законодательству «Об исполнительном производстве», действия судебного пристава-исполнителя об определении размера удержаний являлись правомерными, факт нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя не установлен.

Доводы истца о том, что судебный пристав не учел, что он выплачивает алименты на содержание ребенка от первого брака, является необоснованным, поскольку на момент вынесения постановления об обращении взыскания на заработную плату должника приставу не было известно, что ФИО1 уплачивает алименты на содержание ребенка от первого брака, с заявлением о снижении размеров алиментов он не обращался. При этом истец не лишен возможности обратиться за судебной защитой в порядке искового производства о снижении размера алиментов или суммы образовавшейся задолженности, поскольку с учетом положений части 4 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ в случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к судебному приставу - исполнителю Орловского РОСП УФССП России по Орловской области ФИО3, УФССП России по Орловской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника по исполнительному производству и обязании судебного пристава-исполнителя уменьшить размер взыскиваемых алиментов отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий

Судья О.Н. Шекшуева