Дело 2а-376/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Село Глядянское 12 ноября 2021 г.
Притобольный районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Трифоновой М.Н.,
с участием прокурора Притобольного района Курганской области Угренинова А.П.
при секретаре Комогоровой Н.И..,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело, по административному исковому заявлению прокурора Притобольного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области о признании незаконными бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Притобольного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области о признании незаконными бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, а также муниципальной собственности в деятельности Администрации Глядянского сельсовета, по результатам которой выявлены существенные нарушения закона, а именно ст. 1, ч.1 ст. 2, ч. 1 ст. 4, ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». На территории села Глядянское, Притобольного района имеется мост, проходящий через приток реки Тобол- реку Глядяна, изготовленный из бетонных плит, имеющий асфальтное покрытие и металлическое ограждение. В настоящее время указанный объект недвижимости находится в ненадлежащем эксплуатационном состоянии, контроль за ним фактически не осуществляется, какие-либо меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности, не принимаются, что противоречит требованиям действующего законодательства в рассматриваемой сфере. Мост через реку Глядяна в реестре, и в казне муниципальных образований не числится, информацией о лицах, ответственных за его содержание, а также сведениями о правах и их переходах на указанный объект недвижимости, органы местного самоуправления не обладают. Сведения об указанном объекте недвижимости в ЕГРН отсутствуют, на кадастровом учете мост, проходящий через приток реки Тобол- реку Глядяна, не состоит, соответствующий кадастровый номер ему не присвоен. До настоящего времени мост, являющийся объектом транспортной инфраструктуры, не имеет собственников или иных лиц, отвечающих за его содержание и эксплуатации в его пределах транспортной безопасности. На основании п. 3 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.20.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Аналогичное положение содержится и в п.3 ст. 6 Устава Глядянского сельсовета Притобольного района, утвержденного решением Глядянской сельской Думы от 29.11.2018 №22. В соответствии с п.3 ст. 218 ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренном законом. В силу ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечению года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931. Основания, перечень документов, процедура постановки на кадастровый учет объектов недвижимости регламентирована положениями главы 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ. Проверкой установлено, что мост, проходящий через приток реки Тобол -реку Глядяна, расположенный на территории Глядянского сельсовета, не имеет известных кому-либо собственников, соответствующее право на указанный объект недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрировано, ответственные за его содержание лица также отсутствуют, вместе с тем Администрация Глядянского сельсовета не принимает меры по постановке указанного объекта транспортной инфраструктуры на государственный учет в качестве бесхозяйного, с целью дальнейшего его принятия в муниципальную собственность. Просит суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке моста, расположенного на территории села Глядянское и проходящего через приток реки Тобол- реку Глядяна, на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества с одновременной постановкой указанного объекта недвижимости на кадастровый учет. Обязать Администрацию Глядянского сельсовета произвести постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества с одновременной постановкой на кадастровый учет моста, расположенного на территории села Глядянское, и проходящего через приток реки Тобол- реку Глядяна.
Представитель административного истца поддержал заявленные требования по мотивам и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика- Администрации Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок.
Представить заинтересованного лица, <адрес><адрес>, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, и в срок, в письменном заявлении указал просьбу о рассмотрении дела в его отсутствии.
Учитывая, что стороны надлежащим образом извещены о дате, месте и времени судебного заседания, заявлений об отложении слушания от сторон не поступило, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии с ч. 6 ст. 226, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.8 Конституции Российской Федерации, в государстве признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу положений ч.2 ст. 212, ч.ч.1, 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
На основании п.3 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2020,с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021, ( далее Закон № 131 –ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения, относится владением, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно положениям ч.ч.1,2, 3 ст. 51 Закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Согласно п.3 ст.6 Устава Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области, принятого решением Глядянской сельской Думы от 29.11. 2018г. № 22, к вопросам местного значения Глядянского сельсовета относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Глядянского сельсовета.
Согласно ст. 49 Устава Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области, органы местного самоуправления Глядянского от имени Глядянского сельсовета самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом Давыдовского сельсовета в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органом местного самоуправления Глядянского сельсовета. Администрация Глядянского сельсовета ведет реестр муниципального имущества в порядке, установленном действующим законодательством.
В силу п.1 ст. 36 Устава, Администрация Глядянского сельсовета является исполнительно - распорядительным органом Глядянского сельсовета, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления Глядянского федеральными закона и законами Курганской области.
В силу ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечению года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных вещей установлен приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 ( далее по тексту –Порядок).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимости имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом ( п.3 Порядка).
Основания, перечень документов, процедура постановки на кадастровый учет объектов недвижимости регламентирована положениями главы 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления сельских поселений о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, направляемого в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для рассмотрения. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес ( при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица ( лиц) от права собственности на объект недвижимости. Принятие на учет объекта недвижимости имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН ( п.п. 2, 5, 9 Порядка).
Согласно материалам дела, на территории Глядянского сельсовета имеется мост, проходящий через приток реки Тобол- реку Глядяна, изготовленный из бетонных плит, имеющий асфальтное покрытие и металлическое ограждение.
В настоящее время указанный объект недвижимости находится в ненадлежащем эксплуатационном состоянии, контроль за ним фактически не осуществляется, какие-либо меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности, не принимаются, что противоречит требованиям действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Мост через реку Глядяна в реестре и казне муниципальных образований не числиться, информацией о лицах, ответственных за его содержание, а также сведениями о правах и их переходах на указанный объект недвижимости органы местного самоуправления не обладают.
Сведения об указанном объекте недвижимости в ЕГРН отсутствуют, на кадастровом учете мост, проходящий через приток реки Тобол- реку Глядяна, не состоит, соответствующий кадастровый номер ему не присвоен.
До настоящего времени мост, являющийся объектом транспортной инфраструктуры, не имеет собственников или иных лиц, отвечающих за его содержание и эксплуатации в его пределах транспортной безопасности.
Сложившееся положение противоречит основной конституционно правовой цели государственной регистрации права на недвижимость- реализации принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимости и о их правообладателях, созданию гарантий надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, упрочнению и стабильности гражданского оборота недвижимого имущества.
Иные лица прав на данный объект недвижимого имущества не заявили.
Отсутствие сведений о праве собственности Администрации Глядянского сельсовета на указанный мост в Едином государственном реестре недвижимости, не позволяет свободно получить любому заинтересованному лицу информацию, об объекте недвижимости и его правообладателе.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, в значительной степени затрудняет решение вопроса местного значения сельского поселения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; не позволяет в полной мере осуществить полномочия по его содержанию, что влечет возникновение препятствий для эксплуатации и содержания данного моста, и может привести к его аварийному состоянию.
Ответчиком возражений заявленному требованию не представлено, на момент рассмотрения дела, доказательств включения моста в Единый государственный реестр недвижимого имущества и сделок с ним, регистрации права собственности на имя ответчика, суду не представлено, в связи с чем, суд считает необходимым заявленные административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Притобольного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Глядянского сельсовета Курганской области о признании незаконными бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по постановке моста, расположенного на территории села Глядянское и проходящего через приток реки Тобол-реку Глядяну, на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества с одновременной постановкой указанного объекта недвижимости на кадастровый учет.
Обязать Администрацию Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области произвести постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества с одновременной постановкой на кадастровый учет моста, расположенного на территории села Глядянское и проходящего через приток реки Тобол- реку Глядяна.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения, в Курганский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Притобольный районный суд Курганской области.
Председательствующий судья: подпись М.Н.Трифонова