ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3773/202020АВГУ от 20.08.2020 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-3773/2020 20 августа 2020 года

78RS0008-01-2020-004480-63 Санкт-Петербург

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Красногвардейский районный суд Санкт‑Петербурга в составе:

председательствующего судьи Смирновой Н.А.,

при секретаре Шмыглиной П.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савинова Германа Вадимовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконными действия,

УСТАНОВИЛ:

Савинов Герман Вадимович обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, в котором просит признать незаконными действия Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, связанные с осуществлением 03.06.2020 административного обследования земельного участка с кадастровым номером <№>, включая выбор (отбор) указанного земельного участка в качестве объекта административного обследования, а также оформление такого выбора (отбора) заданием заместителя руководителя Управления Росреестра по Санкт-Петербургу.

В обоснование заявленных требований указал, что Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу оформлено задание № 93-З, которым государственному инспектору Санкт-Петербурга по использованию и охране земель Т. поручено провести административное обследование земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером <№> с 03.06.2020 по 05.06.2020.

В результате проведенного административного обследования 03.06.2020 Управлением Росреестра по г. Санкт-Петербургу был составлен акт административного обследования объекта земельных отношений № 28291 АО, в котором сделан вывод о наличии признаков нарушения земельного законодательства, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП Российской Федерации. На основании акта административного обследования 16.06.2020 Управлением Росреестра по г. Санкт-Петербургу был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП Российской Федерации за № 28341. 23.06.2020 Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу принято постановление № 157/20 о признании административного истца виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП Российской Федерации, административный истец привлечен к административной ответственности (вынесено предупреждение).

Административный истец указывает, что, таким образом, действия Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, связанные с проведением административного обследования земельного участка с кадастровым номером <№> были направлены (исходя из последствий) на привлечение административного истца к административной ответственности, а также на установление факта использования земельного участка не по целевому назначению.

В результате установленного факта использования земельного участка не по целевому назначению Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, как орган государственного контроля/надзора) вправе вынести предписание об устранении нарушений земельного законодательства. Вышеизложенные последствия прямо затрагивают права и интересы административного истца.

Настоящим заявлением оспариваются действия Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, связанные с осуществлением административного обследования земельного участка с кадастровым номером <№> (оспаривается повод к возбуждению дела об административном правонарушении).

Административный истец ссылается на пункт 7 Постановления Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений», согласно которому административное обследование объектов земельных отношений осуществляется в приоритетном порядке в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя кадастровой стоимости в соответствующем муниципальном образовании, земель, востребованных в гражданском обороте (исходя из статистики сделок купли-продажи по данным ЕГРН), а также земельных участков, которые в случае их изъятия в связи с ненадлежащим использованием могут быть предоставлены гражданам и организациям (исходя из статистики обращений с заявлениями о предоставлении земельных участков в органы местного самоуправления).

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 г. № 251 не предусмотрено, что выбор (отбор) объектов земельных отношений, подлежащих административному обследованию, возможно оформлять заданием заместителя руководителя Управления Росреестра. В задании № 93-3 и акте административного обследования № 28291 АО не содержится сведений о их соответствии критериям выбора (отбора) объектов земельных отношений, подлежащих административному обследованию, перечисленным в пункте 7 Постановления Правительства РФ от 18 марта 2015 № 251, ввиду чего административный истец считает действия Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, связанные с осуществлением 03.06.2020 административного обследования земельного участка с кадастровым номером <№>, включая выбор (отбор) указанного земельного участка в качестве объекта административного обследования, а также оформление такого выбора (отбора) заданием заместителя руководителя Управления Росреестра незаконными.

Стороны в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом о дне, времени и месте разбирательства дела. Административный ответчик представил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении иска. С учетом того, что судом приняты все меры для надлежащего извещения сторон, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, находит, что требования заявлены не обоснованно и не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 10.01.2014, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером <№> принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «М-Сервис» (л.д. 9).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права земельный участок <№> принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «М-Сервис» (л.д. 3).

02.06.2020 Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу оформлено задание № 93-З, которым государственному инспектору Санкт-Петербурга по использованию и охране земель Ть.. поручено провести административное обследование земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером <№> в период с 03.06.2020 по 05.06.2020 (л.д. 15).

03.06.2020 государственным инспектором Санкт-Петербурга по использованию и охране земель Т. проведено административное обследование земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером <№> площадью 2443 кв.м, по результатам которого выявлено, что на указанном земельном участке находится объект капительного строительства с кадастровым номером <№>- нежилое здание, принадлежащее на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «М-Сервис». Земельный участок имеет вид разрешенного использования для «для размещения промышленных объектов», код 6.0 классификатора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» и Распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2015 N 1341 «Об утверждении порядка принятия решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков». По данным визуального осмотра, а также сведений с сайта https:koreanaparts.ru, в указанном здании располагается магазин по продаже автомобильных запчастей и автосервис, что соответствует кодам 4.4 и 4.9.1.4. классификатора. На земельном участке имеются признаки нарушения земельного законодательства, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП Российской Федерации, о чем составлен акт административного обследования № 28291АО (л.д. 16-17).

В материалы дела представлена также фототаблица, схема земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, распечатка страницы сайта https:koreanaparts.ru (л.д. 18-23).

16.06.2020 Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.8 КоАП Российской Федерации №28341 в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «М-Сервис» Савинова Германа Викторовича, лицу, привлекаемому к административной ответственности предложено явиться для рассмотрения административного дела 23.06.2020 в 12.00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12 (л.д. 12-14).

23.06.2020 заместителем гласного государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране земель Г. вынесено постановление № 157/20, которым генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «М-Сервис» Савинов Герман Вадимович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и выразившегося в использовании земельного участка площадью 2443 кв.м., с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, привлечен к административной ответственности с вынесением предупреждения (л.д. 25-29).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующееадминистративное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 2 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

К административным обследованиям объектов земельных отношений не относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования, осуществляемые в рамках федерального государственного экологического надзора.

Согласно абз. 4 п. 7 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора», утвержденного Приказом Росреестра от 18.06.2019 N П/0240 должностные лица Росреестра (территориального органа), являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель (далее - должностные лица) имеют право осуществлять в пределах компетенции административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.

Согласно п. 109,110 указанного регламента основанием для начала административной процедуры является задание на проведение административного обследования объектов земельных отношений. Задание на проведение административного обследования подготавливается в соответствии с порядком оформления и содержанием заданий на проведение административного обследования объектов земельных отношений при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и оформления результатов таких обследований, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2018 г. № 283 «Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение административного обследования объектов земельных отношений при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и оформления результатов таких обследований».

В соответствии с п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2018 г. № 283, задание составляется должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации <1>, с учетом информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмические съемки, аэрофотосъемки), результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими способами.

Статьей 4 названного Порядка установлены требования к содержанию задания, оно должно содержать следующую информацию: наименование федерального органа исполнительной власти или его территориального органа, осуществляющего административное обследование; дату и номер Задания; должность, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица или нескольких должностных лиц, получающих Задание; сведения об объекте земельных отношений или объектах земельных отношений (описание местоположения, адрес, кадастровый номер (при наличии), иное описание объекта земельных отношений); дату начала и окончания проведения административного обследования; должность, фамилию, инициалы и подпись должностного лица, составившего Задание; должность, фамилию, инициалы и подпись должностного лица, утвердившего Задание.

Основываясь на указанных нормах, суд приходит к выводу о том, что задание, выданное задание № 93-З, которым государственному инспектору Санкт-Петербурга по использованию и охране земель Т. поручено провести административное обследование земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером <№> в период с 03.06.2020 по 05.06.2020 соответствует требованиям нормативных актов, а потому законно и обосновано.

Следовательно, действия Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, связанные с осуществлением 03.06.2020 административного обследования земельного участка с кадастровым номером <№>, включая выбор (отбор) указанного земельного участка в качестве объекта административного обследования, а также оформление такого выбора (отбора) заданием заместителя руководителя Управления Росреестра являются законными.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, поскольку Управление Росреестра по Санкт-Петербургу действовало в рамках своих полномочий, судом не установлено нарушения прав административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/

Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2020 года.