ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3778/2017 от 30.06.2017 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

В окончательном виде изготовлено 30.06.2017 года

Дело №2а-3778/2017 29 июня 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.И.,

при секретаре Сергиенко Г.А.,

с участием прокурора Ивановой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Санкт-Петербургской избирательной комиссии к Муниципальному совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино о признании незаконным и отмене решение от 21.04.2017 года №12 «О формировании Избирательной комиссии муниципального образования «Купчино», встречное административное исковое заявление Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино к Санкт-Петербургской избирательной комиссии о признании незаконным Постановления №219-1 от 11.04.2017 года и отмене его с момента издания,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Санкт-Петербургская избирательная комиссия обратилась во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Муниципальному совету Внутригородского муниципального образования Муниципального округа Купчино (далее по тексту - МС МО «Купчино»), в котором просит признать незаконным и отменить решение от 21.04.2017 года № 12 «О формировании Избирательной комиссии муниципального образования «Купчино». В обоснование требований Санкт-Петербургская избирательная комиссия, указала, что 21.04.2017 года Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино принял решение №12 «О формировании Избирательной комиссии муниципального образования «Купчино», которое является незаконным, существенно нарушает права и законные интересы Санкт-Петербургской избирательной комиссии, охраняемые законом интересы общества и государства, и подлежит отмене по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию из МС МО «Купчино» поступила заверенная копия решения МС МО «Купчино» от 06.03.2017 года №06 «О формировании Избирательной комиссии муниципального образования «Купчино» и обязательный экземпляр газеты «Вестник муниципального образования «Купчино» от 10.03.2017 года № 10 (специальный выпуск). Согласно вышеуказанному решению, МС МО «Купчино» срок приема предложений в ИКМО «Купчино» осуществляется в течение 30 дней с момента публикации информационного сообщения - с 15.03.2017 года по 13.04.2017 года. 16.03.2017 года Санкт-Петербургская избирательная комиссия разместила на своем официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: http://www.st-petersburg.izbirkom.ru/ в разделе «Формирование избирательных комиссий муниципальных образований» информацию о формировании ИКМО «Купчино» и сроках приема предложений по кандидатурам с 17.03.2017 года по 04.04.2017 года. В Санкт-Петербургскую избирательную комиссию поступили заявления о согласии на назначение в состав ИКМО «Купчино», с приложением документов, в отношении следующих лиц: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, образование высшее юридическое, предложенного собранием избирателей по месту жительства; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, образование высшее юридическое, предложенного собранием избирателей по месту жительства; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, образование высшее юридическое, предложенного собранием избирателей по месту жительства; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, образование высшее юридическое, предложенной собранием избирателей по месту жительства; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, образование высшее, предложенной общественной организацией «Наблюдатели Санкт- Петербурга и Северо-Западного региона»; ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, образование высшее, предложенной избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Купчино», председателя избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Купчино»; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предложенной избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Купчино», члена избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Купчино» с правом решающего голоса; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предложенной Санкт-Петербургским региональным отделением Всероссийским общественной организации «Молодая Гвардия Единой России»; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предложенного ФИО9 - членом Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом совещательного голоса, Региональным отделением в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА». Порядок реализации полномочий Санкт-Петербургской избирательной комиссии по предложению кандидатур в составы избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также кандидатур на должность председателей избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга утвержден постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 7 февраля 2017 года №207-1. Примерная форма письменного заявления гражданина о согласии быть назначенным в состав избирательной комиссии внутригородского муниципального образования установлена приложением №1 к вышеуказанному Порядку. 11.04.2017 года состоялось заседание Рабочей группы по взаимодействию с избирательными комиссиями муниципальных образований в Санкт-Петербурге, на котором было принято решение рекомендовать для рассмотрения на заседании Санкт-Петербургской избирательной комиссии кандидатуры членов избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 Указанные лица были приглашены на заседание Рабочей группы, где подтвердили свое согласие на назначение в состав ИКМО «Купчино». 11.04.2017 года состоялось заседание Санкт-Петербургской избирательной комиссии, на котором было принято постановление №219-1 «О предложении в состав избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино» вышеуказанных лиц. Указанное постановление опубликовано в сетевом издании «Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии». Копия постановления вручена должностному лицу МС МО «Купчино» 13.04.2017 года. Также административный истец указал, что 02.05.2017 в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию из МС МО «Купчино» поступило письмо (вх. ), содержащее информацию о новом составе ИКМО «Купчино», из которого следовало, что ИКМО «Купчино» сформировано без учета предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии, при этом решение МС МО «Купчино» «О формировании Избирательной комиссии муниципального образования «Купчино» в адрес Санкт-Петербургской избирательной комиссии не поступало (л.д. 3-8 том 1).

В ходе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга от Муниципального совета Внутригородского муниципального образования Муниципального округа Купчино поступило встречное административное исковое заявление к Санкт-Петербургской избирательной комиссии, в котором заявлено требование о признании незаконным и отмене с момента издания Постановления №219-1 от 11.04.2017 года «О предложении в состав избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино». В обоснование встречного административного иска Муниципальный совет Внутригородского муниципального образования Муниципального округа Купчино указал, что 11.04.2017 года Санкт-Петербургской избирательной комиссией было принято Постановление «О предложении в состав избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Купчино» №219-1, куда включены 4 физических лица: ФИО15, место регистрации: <адрес>; ФИО6, место регистрации: <адрес>; ФИО4, место регистрации: <адрес>; ФИО3, место регистрации: <адрес>. Как указал административный истец, указанные лица незаконно включены в вышеуказанное Постановление в нарушение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 №67-ФЗ, поскольку не имеют активного избирательного права и выдвинуты лицами, не имеющими активного избирательного права, то есть, незаконное включение в оспариваемое Постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии физических лиц, не имеющих активного избирательного права, является нарушением правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, Санкт-Петербургская избирательная комиссия 07.02.2017 года приняла Постановление «О порядке реализации полномочий Санкт-Петербургской избирательной комиссии по предложению кандидатур в составы избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также кандидатур на должность председателей избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» № 207-1, которым в силу п. 2.8 предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе лично обратиться в Комиссию с просьбой предложить его кандидатуру к назначению в состав формируемой ИКМО. Однако, Санкт-Петербургская избирательная комиссия, в нарушение п. 2.8 своего Постановления от 07.02.2017 года №207-1 включила в Постановление от 11.04.2017 №219-1 граждан РФ, не обладающих активным избирательным правом на территории муниципального образования «Купчино». Также административный истец отметил, что согласие 4 физических лиц на назначение их членами ИКМО «Купчино» с правом решающего голоса совместно с Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11.04.2017 №219-1 «О предложении в состав избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Купчино» представлены не были. Из документов, представленных Санкт-Петербургской избирательной комиссией, согласие на назначение членом ИКМО «Купчино» с правом решающего голоса, а также письменное согласие на обработку их персональных данных оформлено с нарушением п. 12.2. Методических рекомендаций ЦИК РФ, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17.02.2010 №192/1337-5 (ред. от 23.03.2016) «О методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий». Необходимость применения положений указанных методических рекомендаций закреплена в п. 13 статьи 21 ФЗ-67, согласно которому Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения. В соответствии с п. 2 статьи 1 ФЗ-67 настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Таким образом, заявление и согласие должно было быть оформлено в соответствии с приложением N 2 к настоящим Методическим рекомендациям, чего сделано не было. Надлежащим образом оформленное заявление и согласие в адрес МС МО «Купчино» совместно с Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11.04.2017 №219-1 не поступило, в комплекте документов отсутствовало. На заседании МС МО «Купчино», состоявшемся 21.04.2017 года, присутствовало 12 депутатов из 20 избранных. В соответствии с п. 7 статьи 22 Устава МО «Купчино» заседание правомочно, если на нем присутствует не менее 50% избранных депутатов. Согласно пп. 2 п. 2. статьи 21 Устава МО «Купчино» к полномочиям Муниципального Совета относится формирование ИКМО «Купчино». Согласно п. 8 статьи 22 Устава МО «Купчино», Муниципальный Совет по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает решения большинством голосов от числа избранных депутатов. При рассмотрении вопроса повестки заседания 21.04.2017 года «О формировании ИКМО Купчино» депутаты единогласно приняли решение (12-тью голосами присутствующих на заседании депутатов), о формировании состава ИКМО «Купчино» (л.д. 199-204 том 1).

Представители административного истца по первоначальному административному иску и административного ответчика по встречному административному иску - ФИО10 и ФИО11, действующие на основании доверенностей, в судебное заседание явились, поддержали первоначальный административный иск в полном объеме, в удовлетворении встречного административного иска просили отказать по обоснованиям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 94-98 том 2).

Представитель административного ответчика по первоначальному административному иску и административного истца по встречному административному иску - адвокат ФИО12, действующая на основании доверенности и по ордеру, в судебное заседание явилась, первоначальный административный иск не признала в полном объеме, представила письменные объяснения (л.д. 151-155 том 2), поддержала представленные ранее возражения (л.д. 50-60 том 1), настаивала на удовлетворении встречного административного иска.

Представитель заинтересованного лица - ФИО13, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, полагала первоначальный административный иск не подлежащим удовлетворению, встречный административный иск полагала подлежащим удовлетворению, представила письменные объяснения по делу (л.д. 156-160 том 2).

Суд, выслушав мнение явившихся лиц, изучив материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего первоначальный административный иск подлежащим удовлетворению, а встречный административный иск подлежащим отклонению, приходит к следующему.

В силу ч. 5 ст. 239 КАС РФ, избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.

При этом, ч. 1 ст. 244 КАС РФ установлено, что суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Также ч. 1 ст. 218 КАС РФ устанавливает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Одновременно частью 9 указанной статьи установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом, 16.03.2017 года в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию из МС МО «Купчино» поступила заверенная копия решения от 06.03.2017 года «О формировании Избирательной комиссии муниципального образования «Купчино» и обязательный экземпляр газеты «Вестник муниципального образования «Купчино» (л.д. 11-12, 205, 206 том 1). В указанном решении был установлен срок в 30 дней со дня опубликования для представления кандидатур для назначения членами ИКМО «Купчино».

Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11.04.2017 года № 219-1 «О предложении в состав избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Купчино» (л.д. 14-15 том 1), комиссия предложила МС МО «Купчино» назначить членами ИКМО «Купчино» с правом решающего голоса граждан ФИО5, ФИО6, ФИО4, ФИО3

17.04.2017 года решением №09 «О рассмотрении Постановления Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11.04.2017 года № 219-1 «О предложении в состав избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Купчино», и признавая его не соответствующим законодательству Российской Федерации» (л.д. 209-210 том 1), МС МО «Купчино» отклонило предложенные Санкт-Петербургской избирательной комиссии кандидатуры со ссылкой на истечение срока для внесения предложений.

Решением МС МО «Купчино» от 21.04.2017 года № 12 сформирована избирательная комиссия ИКМО «Купчино» в количестве восьми членов комиссии с правом решающего голоса без учета предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальных комиссий составляет пять лет. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Статус территориальных избирательных комиссий, порядок их формирования, правила (условия) назначения членов территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса и прекращения, закрепляются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Общие условия формирования избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий закреплены в положениях ст. 22 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Частью 8 ст. 22 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по их составу. При этом для окружных избирательных комиссий период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее 10 дней, а для иных комиссий - не менее 30 дней.

Согласно требованиям п. 9 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", установлен порядок формирования и полномочия избирательной комиссии муниципального образования.

В силу ст. 14 указанного Закона, избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется соответствующим муниципальным советом на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 11 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, Санкт-Петербургской избирательной комиссии. Муниципальный совет обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом Санкт-Петербурга, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона. Муниципальный совет обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии. Предложения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, указанные в пункте 4 настоящей статьи, готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением политических партий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава.

В материалы дела представлена копия Устава МС МО «Купчино» (л.д. 111-141 том 1).

В силу статьи 21 Устава, на МС МО «Купчино» возложены полномочия по формированию ИКМО «Купчино». Также статья 22 Устава устанавливает, что решение принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.

Судом установлено, что 11.04.2017 года состоялось заседание Рабочей группы по взаимодействию с избирательными комиссиями муниципальных образований в Санкт-Петербурге (протокол на л.д. 224-231 том 1) на котором был рассмотрен, в том числе, вопрос о предложении в состав ИКМО «Купчино» кандидатур членов с решающим голосом.

МС МО «Купчино» в обоснование встречного иска ссылается на тот факт, что представленные Санкт-Петербургской избирательной комиссией кандидатуры не были наделены активным избирательным правом и выдвинуты лицами, не имеющими активного избирательного права.

Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливает, что активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Статья 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливает, что избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации. Избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, при этом под избирательным правом активным (активное избирательное право) понимается право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Таким образом, с учетом приведенного положения закона, представляется возможным сделать вывод о том, что активное избирательное право гражданина заключается в праве участвовать в избрании кандидатур в органы государственной власти и органы местного самоуправлении. При этом, избирательная комиссия муниципального образования не относится к числу органов местного самоуправления, поскольку по своей правовой природе создается и действует в пределах компетенции по организации и проведению выборов. Одновременно, избрание в члены избирательной комиссии муниципального образования производится не общим голосованием всех лиц, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а на собрании муниципального совета.

Федеральный закон № 67-ФЗ в статье 29 содержит исчерпывающий перечень ограничений для кандидатур, которые не могут быть назначенными на должность члена комиссии с правом решающего голоса. Наличие, либо отсутствие активного, либо пассивного избирательного права с правом на реализацию своего права на участие в избирательном процессе Федеральный закон №67-ФЗ не устанавливает.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что довод МС МО «Купчино» об отсутствии у предложенных кандидатур активного избирательного права, не основан на действующем законодательстве.

Постановлением ЦИК России от 17.02.2010 г. (в ред. от 16.01.2013 г.) утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий.

В силу п. 12.2 Методических рекомендаций, при внесении предложений по кандидатурам в состав территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий политическими партиями, их региональными отделениями, иными структурными подразделениями, общественными объединениями должны быть представлены соответствующие решения уполномоченных органов, оформленные в соответствии с приложением N 2 к настоящим Методическим рекомендациям, а также письменное согласие кандидата на его назначение в состав избирательной комиссии, оформленное в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, с приложением копий документов, указанных в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Приложение N 2 к Методическим рекомендациям о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, устанавливает, что для иных субъектов права внесения кандидатур в состав избирательных комиссий необходимо представление: решения представительного органа муниципального образования, избирательной комиссии предыдущего (действующего) состава, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Кроме того, субъектами права внесения кандидатур должны быть представлены: две фотографии лица, предлагаемого в состав избирательной комиссии, размером 3 x 4 см (без уголка); письменное согласие гражданина Российской Федерации на его назначение в состав избирательной комиссии; копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, содержащего сведения о гражданстве и месте жительства лица, кандидатура которого предложена в состав избирательной комиссии; копия документа лица, кандидатура которого предложена в состав избирательной комиссии (трудовой книжки либо справки с основного места работы), подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а при отсутствии основного места работы или службы - копия документа, подтверждающего сведения о роде занятий, то есть о деятельности, приносящей ему доход, или о статусе неработающего лица (пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий).

Представителями Санкт-Петербургской избирательной комиссии представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка выдвижения кандидатур граждан в члены ИКМО «Купчино», содержащие все предусмотренные приведенными Методическими рекомендациями документы (л.д. 99-150 том 2).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что встречный административный иск подлежит отклонению, поскольку Санкт-Петербургской избирательной комиссии не было допущено нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого Постановления.

В свою очередь первоначальный административный иск подлежит удовлетворению, поскольку МС МО «Купично» принято решение о формирования ИКМО «Купчино» без предложенных Санкт-Петербургской избирательной комиссией кандидатур, при этом, законодатель устанавливает обязанность внесения в состав ИКМО кандидатур, выдвинутых Санкт-Петербургской избирательной комиссией.

В силу ч. 9 ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", муниципальный совет не позднее чем за 40 дней до дня истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования публикует в средствах массовой информации сообщение о сроке и порядке внесения предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования. Период, в течение которого муниципальный совет принимает предложения по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования, составляет 30 дней. Муниципальный совет принимает решение о назначении членов избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем за пять дней до окончания срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования. Информация о новом составе избирательной комиссии муниципального образования подлежит официальному опубликованию в течение 10 дней со дня формирования данной избирательной комиссии муниципального образования.

В настоящем случае суд полагает необходимым отметить тот факт, что решение №09 от 17.04.2017 года МС МО «Купчино», которым были отклонены кандидатуры Санкт-Петербургской избирательной комиссии по причине пропуска срока представления кандидатур, не может иметь правового значения для рассматриваемого дела, поскольку предложенные Санкт-Петербургской избирательной комиссией кандидатуры были представлены в МС МО «Купчино» в течение 30 дней со дня, когда МС МО «Купчино» известил Санкт-Петербургскую избирательную комиссию о принятом решении от 06.03.2017 года «О формировании Избирательной комиссии муниципального образования «Купчино».

Кроме того, как видно из копии экземпляра газеты «Вестник муниципального образования «Купчино» (л.д. 206 том 1) публикация решения МС МО «Купчино» была произведена 15.03.2017 года, предложения Санкт-Петербургской избирательной комиссии поступили в МС МО «Купчино» 13.04.2017 года, что не оспаривалось сторонами, то есть, в установленный законом срок.

Доводы представителя МС МО «Купчино» по встречному административному иску со ссылками на Методические рекомендации ЦИК РФ и Постановление Санкт-петербургской избирательной комиссией от 07.02.2017 года, о том, что Санкт-Петербургской избирательной комиссией к оспариваемому Постановлению №219-1 от 11.04.2017 года не были представлены письменные согласия на вхождение в состав избирательной комиссии от граждан, предложенных для назначения членами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, в связи с чем, указанные граждане не могут быть назначены в состав избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Купчино, суд полагает несостоятельными в силу следующего.

Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденные Постановлением ЦИК России от 17.02.2010 года, а также Постановление «О порядке реализации полномочий Санкт-Петербургской избирательной комиссии по предложению кандидатур в составы избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также кандидатур на должность председателей избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» № 207-1, принятое Санкт-петербургской избирательной комиссией 07.02.2017 года, не имеют характера нормативно-правовых актов, а лишь являются рекомендациями по организации работы по формированию избирательных комиссий соответствующего уровня.

Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основополагающим в сфере регулирования правоотношений по выборам избираемых органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно п. 6 ст. 22 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.

Также в силу п. 5 ст. 11 Закона Санкт-Петербурга от 14.11.2008 N 681-118 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" орган, назначающий в состав избирательной комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой избирательной комиссии.

Органом, формирующим избирательную комиссию муниципального образования, в соответствии с положениями п. 2 ст. 13 Закона Санкт-Петербурга, является соответствующий муниципальный совет.

Из анализа приведенных норм следует, что обязанность по получению письменного согласия гражданина на вхождение в избирательную комиссию законом возлагается на орган, назначающий в состав избирательной комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными законом.

Учитывая изложенное, МС МО «Купчино» надлежало получить письменные согласия на вхождение в избирательную комиссию и согласие на обработку персональных данных граждан, предложенных Санкт-Петербургской избирательной комиссией.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения встречного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Санкт-Петербургской избирательной комиссии - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино от 21.04.2017 года №12 «О формировании Избирательной комиссии муниципального образования «Купчино».

В удовлетворении встречного административного иска Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: