ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-377/18ГОДА от 29.12.2018 Сычевского районного суда (Смоленская область)

Дело №2а-377/2018 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сычевка 29 декабря 2018 года.

Сычевский районный суд Смоленской области в составе

председательствующего судьи Лихачева А.В.

при секретаре Гузовой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному искуМарьина Валерия Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о внесении сведений о прекращении существования объекта недвижимости и снятии с государственного кадастрового учета сгоревшего жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о внесении сведений о прекращении существования объекта недвижимости и снятии с государственного кадастрового учета сгоревшего жилого дома. При этом в своем заявлении указав, что с 25.06.2012 года на основании заключенного договора купли-продажи является собственником земельного участка, площадью 623 кв.м., с кадастровым номером 67:19:0010202:14, расположенного по адресу: <...>. Возникновение права собственности на указанный объект недвижимого имущества подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия 67-АБ №842510 от 10.07.2012 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области. Данный земельный участок приобретался им под строительства индивидуального жилого дома, без каких-либо строений на нем. По имеющейся информации ранее на купленной земле располагался жилой дом, принадлежавший продавцу, который сгорел в 2011 году, то есть до совершения сделки купли-продажи земельного участка. В настоящее время в процессе оформления документации на вновь строящийся им жилой дом выяснилось, что в сведениях ЕГРН содержатся данные о том, что на купленном земельном участке находится жилой дом, кадастровый номер 67:19:0010195:32, площадью 30,5 кв.м., 1954 года постройки (сгоревший дом). Для снятия сгоревшего дома с кадастрового учета и регистрации прекращения его существования неоднократно обращался с соответствующими заявлениями в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, прилагая справочную информацию из отделения МЧС России по Смоленской области и архитектора администрации муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области, подтверждающую, что спорный жилой дом сгорел и фактически не существует с 2011 года. Однако Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, ссылаясь на то, что права на сгоревший жилой дом не оформлены и не зарегистрированы в установленном законом порядке, отказывается произвести необходимые регистрационные действия в связи с прекращением существования объекта недвижимости. Так как жилой дом сгорел, те есть фактически прекратил существование в 2011 году, оформить и зарегистрировать надлежащим образом правоустанавливающие документы на него не представляется возможным. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. В суд от ФИО1 поступило заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело по поданному им административному иску по существу в его отсутствие в связи с невозможностью явки в суд по уважительным причинам.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. В суд поступили Возражения на административное исковое заявление от административного ответчика, в которых он просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Административный ответчик указывает, что действительно, на принадлежащем ФИО1 земельном участке, площадью 623 кв.м., с кадастровым номером 67:19:0010202:14, расположенном по адресу: <...>, по данным Росреестра расположен жилой дом, кадастровый номер 67:19:0010195:32, площадью 30,5 кв.м., дата постановки на учет 17.06.2012 года, сведения о правообладателе отсутствуют. Однако у административного ответчика отсутствуют данные об имевших место обращениях ФИО1 с заявлениями о снятии спорного объекта недвижимости с учета, также, по мнению ответчика, истцом не предоставлены доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, обстоятельств, на которые ссылается заявитель, а также не обоснована нормативно-правовая база, что свидетельствует о не предоставлении доказательств нарушения прав истца органом регистрации. Просит отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.

Рассмотрев административное исковое заявление ФИО1, Возражения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на административное исковое заявление, рассмотрев письменные материалы по делу, суд находит, что административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

В материалах дела имеются копии договора купли-продажи от 25.06.2012 года, передаточного акта от 25.06.2012 года, свидетельства о госрегистрации права от 10.07.2012 года, выписки из ЕГРН от 13.09.2018 года, из которых усматривается, что ФИО1 в 2012 году купил земельный участок, площадью 623 кв.м., с кадастровым номером 67:19:0010202:14, расположенный по адресу: <...>. Так же суду предоставлены копии справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, справки №28 от 01.10.2018 года, выданной архитектором администрации муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области, справки №861-2-13-31 от 20.09.2018 года, выданной отделением МЧС России по Смоленской области, из которых следует, что согласно данным Росреестра на вышеуказанном земельном участке числится жилой дом, кадастровый номер 67:19:0010195:32, площадью 30,5 кв.м., 1954 года постройки, дата постановки на учет 17.06.2012 года, который сгорел в мае 2011 года. В материалах дела также имеется копия заявления ФИО1 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 01.10.2018 года о снятии сгоревшего жилого дома с кадастрового учета и сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области №11/16932 от 23.10.2018 года, из которого усматривается, что в ЕГРН действительно имеются сведения о спорном жилом доме и «для уточнения сведений о наличии объекта недвижимости, органом кадастрового учета направлен запрос в ОГБУ Смоленское областное БТИ с целью получения актуальных сведений о запрашиваемом объекте недвижимости». Таким образом, суд находит позицию ответчика об отсутствии доказательств обращения истца по вопросу снятия сгоревшего жилого дома и отсутствия доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора несостоятельной. Форма ответа ответчика на заявление истца (не отказ, а сообщение) не может лишать его права на обращение в суд с заявлением об обжаловании действий ответчика и защитой нарушенных прав, так как истец никак не может повлиять на указанные действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются:1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; 2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; 4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Таким образом, при вынесении решения суд не может исходить исключительно из формальных соображений соблюдения истцом определенных процессуальных форм, должен обеспечивать доступность обращения и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. В рассматриваемом случае, из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области усматривается, что отсутствует должным образом организованная координация передачи сведений об объекте недвижимости между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области и ОГБУ Смоленское областное БТИ, что приводит к нарушению прав граждан, в частности, возможности ФИО1 во внесудебном порядке снять с учета сгоревший жилой дом.

В силу п.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В возражениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области не отражена позиция ответчика по существу заявленных исковых требований (снятие конкретного объекта недвижимого имущества с учета) и не предоставлены доказательства их незаконности.

В соответствии с п.3 ст.62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу п.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно пп.7 п.4 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:… сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование…

Учитывая, что суду предоставлены доказательства того, что жилой дом, площадью 30,5 кв.м., кадастровый номер 67:19:0010195:32, расположенного по адресу: <...>, фактически не существует (сгорел в 2011 году), суд находит требования административного истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

1.Административный искМарьина Валерия Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о внесении сведений о прекращении существования объекта недвижимости и снятии с государственного кадастрового учета сгоревшего жилого дома удовлетворить.

2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области произвести регистрацию прекращения существования объекта недвижимости (внести сведения о прекращении существования объекта недвижимости и снять с государственного кадастрового учета), а именного жилого дома, площадью 30,5 кв.м., кадастровый номер 67:19:0010195:32, расположенного по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сычевский районный суд Смоленской области.

Судья: