К делу № 2а-377/2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2016 года город Крымск
Судья Крымского районного суда Лях Д.Г.
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Крымский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Крымский район в части не предоставления в целях государственного мониторинга земель и осуществлению государственного земельного надзора в Крымский отдел федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю правовых актов в сфере землепользования,
У С Т А Н О В И Л:
Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Крымский район о признании незаконным бездействия администрации в части не предоставления в целях государственного мониторинга земель и осуществлению государственного земельного надзора в Крымский отдел федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю правовых актов в сфере землепользования.
Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой осуществлены надзорные мероприятия в соответствии с полномочиями, определенными Законом Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в ходе которых выявлено бездействие администрации муниципального образования Крымский район в части исполнения законодательства, устанавливающего обязанность мониторинга земель.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель и осуществлению государственного земельного надзора.
Мониторинг правовых актов предусматривает исследование и изучение представленных актов в целях определения возможных последствий их принятия и представленных актов в целях определения возможных последствий их принятия и реализации, а также соответствие таких актов основным конституционным принципам, нормативно-правовым актам и тем документам, на основании которых были изданы данные акты в целях:
- выработки предложений о предотвращении негативного воздействия на земли;
- обеспечения органов власти информацией о состоянии окружающей среды в части состоянии земель;
- обеспечения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Его результаты после систематизации станут общедоступными.
Между тем, согласно информации Крымского отдела Росреестра от 02.11.2015 за № 35-08/4106 администрация муниципального образования Крымский район уклоняется от предоставления в данный орган принятых правовых актов, регулирующий оформление и оборот земельных участков.
Незаконное бездействие администрации муниципального образования Крымский район затрагивает интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, ущемляет их права на получение информации в рассматриваемой сфере, что в соответствии со ст. 39, 218 КАС РФ дает прокурору обратиться в суд с соответствующим административным заявлением.
Просит признать бездействие администрации муниципального образования Крымский район в части не предоставления, либо несвоевременного предоставления в целях государственного мониторинга земель и осуществлению государственного земельного надзора в Крымский отдел Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю правовых актов в сфере землепользования – незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Крымский район:
- своевременно и в полном объеме предоставлять правовые акты в сфере землепользования в Крымский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по краснодарскому краю в целях государственного мониторинга земель и осуществлению государственного земельного надзора;
- сообщить в суд и Крымскому межрайонному прокурору об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
От представителя административного истца Крымского межрайонного прокурора поступило заявление с просьбой удовлетворить исковые требования и рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
От представителя административного ответчика представителя администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края поступило заявление с просьбой рассмотреть административное исковое заявление в ее отсутствие, не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Исковые требования не признает в полном объеме, просит отказать по следующим основаниям:
С вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органами местного самоуправления сельских поселений.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 67 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Вышеуказанный порядок утвержден приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014г. № 852.
Согласно п. 2 порядка, государственный мониторинг земель в Российской Федерации осуществляется Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр). В соответствии с п.п. «З» п. 8, при осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 Порядка, в ходе осуществления государственного мониторинга земель Росреестр запрашивает сведения об использовании и состоянии земельных участков у органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении земельных участком, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Представление сведений осуществляется на основании запросов Росреестра.
Соответственно, для предоставления администрацией муниципального образования Крымский район информации в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, необходим запрос Управления Росреестра об использовании и состоянии земельных участков, расположенных на территории Крымского района, государственная собственность на которые не разграничена.
В управление имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район запросы об использовании и состоянии земельных участков в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России, не поступали.
Таким образом, отсутствует бездействие администрации МО Крымский район, так как законом или иными правовыми актами на администрацию не возложено обязанности по предоставлению информации без запроса Росреестра. Так как нет бездействия. Иск не подлежит удовлетворению. Фактически суд разрешает вопрос, напрямую связанный с осуществлением Росреестром своих полномочий. Однако Росреестр не привлечен к участию в деле.Дополнительно сообщают, что администрация в 2015 году по своей инициативе (т.е. без запроса Росреестра) за период с 30.01.2015г. по 07.12.2015г передала в Росреестр 1269 нормативных актов, регулирующих оформление и оборот земельных участков, расположенных на территории Крымского района, что подтверждается отметками Крымского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 02 марта 2015г. и 28 декабря 2015года.
Информация Крымского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 02.11.2015г. № 35-08/4106 предоставленная в Крымскую межрайонную прокуратуру не соответствует действительности. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Крымской межрайонной прокуратурой осуществлены надзорные мероприятия в соответствии с полномочиями, определенными Законом Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в ходе которых выявлено бездействие администрации муниципального образования Крымский район в части исполнения законодательства, устанавливающего обязанность мониторинга земель.
Как следует из письма начальника Крымского отдела Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.11.2015г. № 35-08/4106 несвоевременное предоставление документов вызывает значительные затруднения при исполнении возложенных на них полномочий и не позволяет своевременно реагировать на принятые администрацией муниципального образования Крымский район постановления, касающиеся отмены ранее принятых ими же постановлений.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель и осуществлению государственного земельного надзора.
Мониторинг правовых актов предусматривает исследование и изучение представленных актов в целях определения возможных последствий их принятия и представленных актов в целях определения возможных последствий их принятия и реализации, а также соответствие таких актов основным конституционным принципам, нормативно-правовым актам и тем документам, на основании которых были изданы данные акты в целях:
- выработки предложений о предотвращении негативного воздействия на земли;
- обеспечения органов власти информацией о состоянии окружающей среды в части состоянии земель;
- обеспечения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Его результаты после систематизации станут общедоступными.
Между тем, согласно информации Крымского отдела Росреестра от 02.11.2015 за № 35-08/4106 администрация Мо Крымский район уклоняется от предоставления в данный орган принятых правовых актов, регулирующий оформление и оборот земельных участков.
В силу ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состояние земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен Приказом Министерства экономического развития от 26.12.2014г. № 852 «Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга земель за исключением земель сельскохозяйственного назначения».
В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель. Выявление изменений состояния земель, оценка качественного состоянии земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы» развитие государственного мониторинга земель является одним из основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом.
В силу абзаца второго пункта 1 Положения о государственном земельным надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 января 2015 года № 1 (далее – Положение о государственном земельном надзоре), государственный земельный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Непредставление правовых актов и иных необходимых документов, либо несвоевременность их представления в Росреестр, препятствует исполнению полномочий, возложенных на данный государственный орган и не обеспечивает своевременность их правовой экспертизы.
Указанная в отзыве представителя администрации муниципального образования Крымский район информация о предоставлении по своей инициативе, без запроса в Ростреестр, за 2015 года - 1269 нормативных актов, регулирующих оформление и оборот земельных участков, расположенных на территории Крымского района, ничем не подтверждена. Суду не представлено достоверных доказательств, подтверждающих данное утверждение.
Таким образом, администрацией нарушаются права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 КАС РФ предоставляет Крымскому межрайонному прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Крымского межрайонного прокурора - удовлетворить
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крымский район в части не предоставления, либо несвоевременного предоставления в целях государственного мониторинга земель и осуществлению государственного земельного надзора в Крымский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю правовых актов в сфере землепользования.
Обязать администрацию муниципального образования Крымский район:
-своевременно и в полном объеме предоставлять правовые акты в сфере землепользования в Крымский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в целях государственного мониторинга земель и осуществлению государственного земельного надзора.
- сообщить суду и Крымскому межрайонному прокурору об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись