Дело № 2а-377/2021
66RS0043-01-2021-000015-85
Мотивированное решение
изготовлено 21 мая 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Басановой И.А.,
при секретаре Фроловой Л.Н.,
с участием представителей административного истца Общества с ограниченной ответственностью "Новоуральский Рынок" – ФИО1, ФИО2,
представителя административного ответчика МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Новоуральский Рынок" о признании незаконными действия МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Общества с ограниченной ответственностью "Новоуральский Рынок" (далее - ООО "НОР") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действия МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» и ОВО по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» - филиал ФГКУ "УВО ВНГ Российской Федерации по Свердловской области".
В обоснование иска административным истцом ООО "НОР" указано на то, что 03 декабря 2020 года около 11.20 часов на территорию ООО "НОР" прибыли сотрудники полиции и росгвардии, часть сотрудников была одета в форменное обмундирование, часть других - были одеты в камуфляжную военную форму, имели при себе автоматическое оружие. Вооруженные сотрудники заблокировали все три въезда на территорию рынка, не пропускали посетителей на автотранспортных средствах. В кабинет начальника службы контроля Х. вошла женщина в гражданской форме одежды (позже выяснилось, что это - Х.), она пояснила, что является сотрудником полиции и проводит оперативно-профилактические мероприятия, потребовала допустить её во все помещения рынка для их осмотра. На просьбу о предоставлении документов, дающих основание для проведения проверки (постановление, распоряжение, приказ и др.) она ответила отказом, пояснив, что это внутренние документы полиции. Затем сотрудник полиции потребовала открыть служебный сейф начальника службы контроля Х. не предъявив документа, дающего право на проведение такого мероприятия. Не желая вступать в конфликт с сотрудником полиции, сейф был открыт и предъявлен для осмотра. Пройдя в другое административное помещение, сотрудник полиции начала открывать шкафчики и проводить досмотр личных вещей работников рынка. Затем обратилась к сотруднику рынка Х., не представившись и не предъявив служебное удостоверение, попросила предъявить документ удостоверяющий его личность, на что Х. передал личный пропуск в город Новоуральск. После чего сотрудник полиции прошла в кабинете бухгалтерии, который был осмотрен, а также осмотрен смежный кабинет, были открыты и осмотрены шкаф с документацией, касса и иные служебные помещения третьего этажа административного здания. По итогам данных осмотров никаких процессуальных документов составлено не было, фото и видеосъемка сотрудниками полиции не велась, понятые не присутствовали. Таким образом, административный истец считает, что действия сотрудников полиции и росгвардии являются незаконными и противоречат Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 года № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Указывает, что незаконными действиями сотрудников полиции и росгвардии были нарушены права и свободы ООО "НОР", а также коммерческие интересы ООО "НОР" в части ограничения свободы торговли и предпринимательской деятельности, причинен материальный ущерб, связанный с невозможностью получения арендной платы в период блокирования рынка, дезорганизована работа рыночного комплекса путем его блокирования и запрета на въезд автотранспортных средств покупателей и иных лиц, причинен ущерб деловой репутации ООО "НОР", также были нарушены права ООО "НОР" в части защиты своих прав при проведении проверок, а именно, нормы Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора и муниципального контроля", Федерального закона "О полиции".
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУ МВД России по Свердловской области, в качестве заинтересованных лиц - Х., Х., Х., Х.
Определением Новоуральского городского суда от 03 марта 2021 года принят отказ административного истца Общества с ограниченной ответственностью "Новоуральский Рынок" от исковых требований к административному ответчику ОВО по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» - филиала ФГКУ "УВО ВНГ Российской Федерации по Свердловской области" о признании незаконными действия и обязании устранить допущенные нарушения, в связи с чем, дальнейшее производство по административному делу в данной части прекращено.
В судебном заседании представители административного истца Общества с ограниченной ответственностью "Новоуральский Рынок" – Х., Х., исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснили суду, что ООО «НОР» не является организацией осуществляющей торговлю, а является лицом которое организует рынок. По итогам осмотров проведенных на территории ООО "НОР" сотрудником полиции Х. никаких процессуальных документов составлено не было, фото и видеосъемка сотрудниками полиции не велась, понятые не присутствовали. Считают, что действиями сотрудников полиции, которые настояли чтобы им были предоставлены служебные помещения, не предъявив документов, были нарушены права ООО «НОР», в связи с чем, действия МУ МВД России по Свердловской области являются не законными и нарушающими права ООО «НОР».
Представитель административного ответчика МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» – ФИО3, исковые требования ООО "НОР" не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление. Пояснила суду, что во исполнение указания заместителя Министра внутренних дел Российской федерации генерал-полковника полиции ФИО4 от 24 ноября 2020 г. № 1/13129 «О проведении оперативно-розыскных и профилактических мероприятий», в целях активизации работы по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции Главным управлением МВД России по Свердловской области вынесено распоряжение от 30 ноября 2020 года № 318-р «О проведении оперативно- профилактического мероприятия «Алкоголь-Табак». Во исполнение распоряжения Главного управления МВД России по Свердловской области от 30 ноября 2020 года № 318-р «О проведении оперативно-профилактического мероприятия «Алкоголь-Табак» в МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п. Уральский» издано распоряжение о проведении «ОПМ «Алкоголь - Табак» с 01 по 10 декабря 2020 года в соответствии с планом мероприятий ГУ МВД России по Свердловской области от 30.11.2020 г. № 318-р. Согласно плана мероприятий ГУ МВД России по Свердловской области в нее входит организация проведения оперативно-профилактического мероприятия «Алкоголь - Табак» во взаимодействии с заинтересованными государственными органами, в том числе, Межрегиональным управлением Росалкогольрегулированием по УрФО, Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, территориальными отделами Роспотребнадзора и потребительского рынка Свердловской области, обеспечение вывоза и хранение изъятой продукции на специализированные места хранения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выявлению и пресечению деятельности организованных групп и преступных сообществ, осуществляющих нелегальное производство алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, выявление и пресечение фактов незаконною оборота (потребления, использования) фармацевтической субстанции спирта этилового, а также фактов ее использования для производства нелегальной алкогольной продукции, пресечение фактов производства и оборота алкогольной и табачной продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья потребителей, установление и ликвидации каналов реализации незаконно произведенной алкогольной и табачной продукции, установление мест производства поддельных акцизных и федеральных специальных марок. В ходе проведения данной проверки ООО «НОР» были выявлены нарушения со стороны действующего законодательства, регламентирующего данную деятельность. А именно, на основании проведенной проверки было составлено постановление по делу об административном правонарушении № Х от 03 декабря 2020 года в отношении гражданина Кыргызской республики, который 03 декабря 2020 года в 11 часов 30 минут находился на территории ООО «НОР», расположенной по адресу: <...> который является иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ в нарушении п. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации», п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.07.1992 года № 470 «Об утверждения Перечня территории Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан», п. 10 этого Перечня, а также п. 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 года № 754 «Об утверждении перечня территории, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» находился в контролируемой зоне «Б» ЗАТО г. Новоуральска Свердловской области без специального разрешения (допуска), тем самым нарушил режим пребывания в Российской Федерации, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. Кроме того составлено два протокола об административных правонарушениях по части 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ № 66040177079 от 03 декабря 2020 года, № 66040176494 от 03 декабря 2020 года. По материалу проверки КУСП № 20577 от 03 декабря 2020 года возбуждено уголовное дело № 1200165008000818 по признакам состава преступления, предусмотренного частью 5 статьи 171.1 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, и перевозка немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными акцизными марками). Кроме того, представитель административного ответчика пояснила, что проверка проводилась в присутствии руководства ООО «НОР» и иных лиц, которым были указаны конкретные требования и условия выявленных нарушений действующего законодательства, регулирующего данную деятельность. Вместе с тем, при проведении указанной проверки сотрудники полиции при обращении к гражданам называли свои должность, звание, фамилию требований о предъявлении служебного удостоверения, причин и целей обращения к сотрудникам полиции не предъявлялось. Считает, что действия сотрудников МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п. Уральский» произведены в рамках Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», Приказа МВД России № 772 от 13 августа 2002 года, в рамках действующего законодательства. Таким образом, с учетом изложенного, МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п. Уральский» требования действующего законодательства не нарушено, просила в удовлетворении административного искового заявления ООО "НОР" отказать в полном объеме.
Административный ответчик - ГУ МВД России по Свердловской области, заинтересованные лица - Х., Х., Х., Х., будучи надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, путем направления судебных извещений, в том числе публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда (novouralsky.svd.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются письменные возражения на административное исковое заявление.
Административный ответчик - ГУ МВД России по Свердловской области об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не заявлял, в письменных возражениях на административное исковое заявление указал, что 30 ноября 2020 года ГУ МВД России по Свердловской области издано распоряжение № 318-р "О проведении оперативно-профилактического мероприятия "Алкоголь-Табак" на территории Свердловской области в период с 01 декабря по 10 декабря 2020 года, во исполнение которого МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский" было издано свое распоряжение "О проведении оперативно-профилактического мероприятия "Алкоголь-Табак" на территории оперативного обслуживания МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский". Согласно рапорту начальника ОЭБиПК МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский" Х. 03 декабря 2020 года на территории рынка осуществляли проверку сотрудники МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский". Проверочные мероприятия в ООО "НОР" сотрудниками ГУ МВД России по Свердловской области не проводились, в связи с чем, ГУ МВД России по Свердловской области не является надлежащим ответчиком по делу.
Заинтересованные лица - Х., Х., Х., Х. ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что 03 декабря 2020 года согласно проводимого оперативно-профилактического мероприятия "Алкоголь-Табак" на основании распоряжения ГУ МВД России по Свердловской области № 318-р от 30 ноября 2020 года и распоряжения МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский" № 48-р от 30 ноября 2020 года на территории ООО "НОР" были проведены рейдовые оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление пресечение преступлений, административных правонарушений связанных с незаконным оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции. Вооруженных сотрудников среди сотрудников МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский" заблокировавших въезд на территорию рынка, и не пропускавших посетителей на автотранспортных средствах не было. Вместе с тем, автотранспортные средства осуществляли въезд и выезд беспрепятственно на территории рынка. При обследовании территории рынка участковыми уполномоченными полиции отделения участковых уполномоченных полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних был установлен гражданин Кыргызской республики, незаконно находящийся на территории торгового объекта ООО "НОР", после чего последний был доставлен в дежурную часть и в отношении не составлено постановление по делу об административном правонарушении № 3294 от 03 декабря 2020 года, который 03 декабря 2020 года в 11.30 часов находился на территории ООО "НОР", расположенной по адресу: <...>, тем самым нарушил режим пребывания в Российской Федерации, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. Кроме того, сотрудниками МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский" было составлено два протокола об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.26.1 КоАП РФ № Х от 03 декабря 2020 года в отношении ФИО5 и № Х от 03 декабря 2020 года в отношении ФИО6 Так же при проведении ОПМ "Алкоголь-Табак" в рамках проведенной проверки было возбуждено уголовное дело № Х в отношении гражданина ФИО7 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 171.1 УК РФ. Считают что действия сотрудников МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский" произведены в рамках действующего законодательства и требований действующего законодательства не нарушено. Также заинтересованные лица - Х., Х., Х. пояснили, что предъявить служебное удостоверение и пояснить цель визита их никто не просил, к ним никто не подходил. Заинтересованное лицо - Х. указала, что 03 декабря 2020 года она прибыла в офис ООО "НОР", предъявив служебное удостоверение и пояснив цель визита сотруднику безопасности ООО "НОР", попросила предоставить для осмотра служебные помещения административного здания, в ходе которого продукции находящейся в незаконном обороте обнаружено не было.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев доводы, приведённые сторонами в обоснование своих требований и возражений, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 8, 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Таким образом, при разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца.
Такая совокупность по делу не установлена.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается ряд обязанностей, в том числе: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) https://login.consultant.ru/link/?rnd=EEBC3277E056A1DC03B96A42997F75A0&req=query&REFDOC=381477&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS_P&ts=577162179979331167&mode=backrefs&REFDST=100105&date=24.05.2021&demo=2осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;https://login.consultant.ru/link/?rnd=EEBC3277E056A1DC03B96A42997F75A0&req=query&REFDOC=381477&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS_P&ts=16974162179979324121&mode=backrefs&REFDST=100106&date=24.05.2021&demo=2 пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; https://login.consultant.ru/link/?rnd=EEBC3277E056A1DC03B96A42997F75A0&req=query&REFDOC=381477&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS_P&ts=3207516218000602909&mode=backrefs&REFDST=100713&date=24.05.2021&demo=2осуществлять контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников; https://login.consultant.ru/link/?rnd=EEBC3277E056A1DC03B96A42997F75A0&req=query&REFDOC=381477&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS_P&ts=18586162180017526064&mode=backrefs&REFDST=100132&date=24.05.2021&demo=2изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: https://login.consultant.ru/link/?rnd=EEBC3277E056A1DC03B96A42997F75A0&req=query&REFDOC=381477&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS_P&ts=294671621800246990&mode=backrefs&REFDST=100139&date=24.05.2021&demo=2проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; https://login.consultant.ru/link/?rnd=EEBC3277E056A1DC03B96A42997F75A0&req=query&REFDOC=381477&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS_P&ts=998162180043312132&mode=backrefs&REFDST=100145&date=24.05.2021&demo=2составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" предусмотрено, что проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также: для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая.
Полномочиями по проникновению в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями независимо от форм собственности (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), в аналогичных ситуациях наделены также сотрудники войск национальной гвардии в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
В соответствии со ст. 16Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" полиции полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:
https://login.consultant.ru/link/?rnd=EEBC3277E056A1DC03B96A42997F75A0&req=query&REFDOC=381477&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS_P&ts=13511162180067917269&mode=backrefs&REFDST=100229&date=24.05.2021&demo=21) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;
https://login.consultant.ru/link/?rnd=EEBC3277E056A1DC03B96A42997F75A0&req=query&REFDOC=381477&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS_P&ts=17501162180067914213&mode=backrefs&REFDST=100678&date=24.05.2021&demo=22) при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
https://login.consultant.ru/link/?rnd=EEBC3277E056A1DC03B96A42997F75A0&req=query&REFDOC=381477&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS_P&ts=27138162180067921261&mode=backrefs&REFDST=100231&date=24.05.2021&demo=23) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
https://login.consultant.ru/link/?rnd=EEBC3277E056A1DC03B96A42997F75A0&req=query&REFDOC=381477&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS_P&ts=24973162180067929700&mode=backrefs&REFDST=100233&date=24.05.2021&demo=25) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.
При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.
Как следует из материалов дела, юридическое лицо ООО "НОР" расположено по адресу: <...>, основным видом деятельности, согласно выписки из ЕГРЮЛ, является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Также в выписке из ЕГРЮЛ имеются сведения о дополнительных видах деятельности ООО "НОР", таких как: Торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями; Торговля оптовая неспециализированная; Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах; Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах и др.
Судом установлено, что во исполнение указания заместителя Министра внутренних дел Российской федерации генерал-полковника полиции ФИО4 от 24 ноября 2020 г. № 1/13129 «О проведении оперативно-розыскных и профилактических мероприятий», в целях активизации работы по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции Главным управлением МВД России по Свердловской области вынесено распоряжение от 30 ноября 2020 года № 318-р «О проведении оперативно- профилактического мероприятия «Алкоголь-Табак».
Во исполнение распоряжения Главного управления МВД России по Свердловской области от 30 ноября 2020 года № 318-р «О проведении оперативно-профилактического мероприятия «Алкоголь-Табак» в МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п. Уральский» издано распоряжение о проведении «ОПМ «Алкоголь - Табак» с 01 по 10 декабря 2020 года в соответствии с планом мероприятий ГУ МВД России по Свердловской области от 30.11.2020 г. № 318-р.
Таким образом, судом установлено, что 03 декабря 2020 года согласно проводимого оперативно-профилактического мероприятия "Алкоголь-Табак" на основании распоряжения ГУ МВД России по Свердловской области № 318-р от 30 ноября 2020 года и распоряжения МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский" № 48-р от 30 ноября 2020 года, на территории ООО "НОР" были проведены рейдовые оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление пресечение преступлений, административных правонарушений связанных с незаконным оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции.
Согласно указанного распоряжения была создана временная рабочая группа по исполнению распоряжения о проведении ОПМ "Алкоголь-Табак" из числа руководящего состава МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п. Уральский».
Судом установлено, что 03 декабря 2020 года при проведении ОПМ "Алкоголь-Табак" участвовали: начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних подполковник полиции Х., начальник отделения экономической безопасности и противодействия коррупции майор полиции Х., заместитель начальника полиции по охране общественного порядка майор полиции Х., начальник отделения по вопросам миграции майор полиции Х.
При этом, из письменных пояснений заинтересованных лиц, а также из исследованных судом фототаблицы, файлов с видеозаписями камер наблюдения, следует, что сотрудников, в том числе вооруженных, среди сотрудников МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский", в том числе, заблокировавших въезд на территорию рынка, и не пропускавших посетителей на автотранспортных средствах, не было. Из просмотренных файлов с видеозаписями камер наблюдения видно, что автотранспортные средства осуществляли въезд и выезд беспрепятственно на территорию рынка, въезд на территорию рынка заблокирован не был.
Представленный в суд представителями административного истца протокол осмотра письменных доказательств Х от 13 января 2021 года, удостоверенный нотариусом нотариального округа город Новоуральск Свердловской области Х., не может быть принят судом в качестве доказательства по рассматриваемому административному делу, поскольку данный протокол составлен по заявлению лица, не являющегося стороной по делу, а именно по заявлению некой Х., которая обратилась к нотариусу с просьбой в связи с необходимостью защитить принадлежащие ей нематериальные блага в порядке обеспечения доказательств произвести осмотр и фиксацию факта нахождения текстовой и графической информации в информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет, при этом заявитель указала, что обеспечение доказательств необходимо ей в связи с возможным обращением в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений.
Кроме того, в судебном заседании из пояснений сторон, файлов с видеозаписями осмотра помещений ООО "НОР", а также показаний допрошенного в качестве свидетеля начальника службы контроля Х., с достоверностью установлено, что проверка сотрудниками МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский" проводилась в присутствии руководства ООО «НОР» и иных лиц, которым были указаны конкретные требования и условия выявленных нарушений действующего законодательства, регулирующего данную деятельность.
Так, из показаний допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля начальника службы контроля Х. следует, что сотрудники полиции поясняли, что ими проводится профилактическое мероприятие, кроме того, по его просьбе сотрудница МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский" Х предоставила ему в развернутом виде свое служебное удостоверение, пояснила, что ими проводится областное профилактическое мероприятие. Также свидетель пояснил, что в связи с поступившим в его адрес устным распоряжением его непосредственного руководителя - исполнительного директора ООО "НОР" Х., он (Х.) предоставил для осмотра кабинет, сейф, иные служебные помещения. Сотрудником полиции был произведен визуальный осмотр данных помещений и сейфа. Кроме того, от Х. он узнал, что до этого сотрудниками полиции также была осмотрена бухгалтерия и еще какие-то помещения.
Таким образом, судом установлено, что при проведении указанной проверки сотрудники полиции, в частности начальник отделения экономической безопасности и противодействия коррупции майор полиции Х., предъявила свое служебное удостоверение в развернутом виде, указала на проводимое сотрудниками полиции оперативно-профилактическое мероприятие.
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, при обследовании территории рынка участковыми уполномоченными полиции и отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних был установлен гражданин Кыргызской республик - Х., и, незаконно находящийся на территории торгового объекта ООО "НОР", после чего последний был доставлен в дежурную часть и в отношении него было составлено постановление по делу об административном правонарушении № Х от 03 декабря 2020 года по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, то есть по факту его нахождения 03 декабря 2020 года в 11.30 часов на территории ООО "НОР", расположенной по адресу: <...>.
Также установлено, что сотрудниками МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский" было составлено два протокола об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.26.1 КоАП РФ № Х от 03 декабря 2020 года в отношении ФИО5 и № Х от 03 декабря 2020 года в отношении Х. Так же при проведении ОПМ "Алкоголь-Табак" в рамках проведенной проверки было возбуждено уголовное дело № Х в отношении гражданина ФИО7 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 171.1 УК РФ.
Разрешая спор, суд, проверив действия сотрудников МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО "п.Уральский" на соответствие положениям Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" и Инструкции об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 13 августа 2002 г. № 772, каких-либо нарушений не усматривает, в связи с чем, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, а также учитывает, что административный истец в нарушение положений ч. 11, п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал нарушение своих прав, свобод и законных интересов действиями административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Новоуральский Рынок" о признании незаконными действия МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Новоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Басанова
СОГЛАСОВАНО:
СУДЬЯ И.А.БАСАНОВА