ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-377/2022 от 03.06.2022 Княжпогостского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2а-377/2022

11RS0009-01-2022-000620-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Закидальского Д.Е.,

при секретаре судебного заседания Бутыревой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 03 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Ковальчука Петра Васильевича к ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми, Карасовой Татьяне Сергеевне об оспаривании решения и возложении обязанности ознакомить с материалами архивного дела,

установил:

Ковальчук П.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к отделу информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми. В обоснование указал, что ФИО1 его дед, был осужден военным трибуналом, отбывал наказание в Воркутинском ИТЛ НКВД, умер 22 февраля 1945 года. Личное архивное дело ФИО1 хранится в архиве отдела информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми. При обращении с целью ознакомления с материалами архивного дела административному истцу отказано. Также административный истец обращался в прокуратуру Республики Коми и в УФСИН России по Республике Коми с целью проведения проверки законности отказа в ознакомлении с архивным личным делом ФИО1 из результатов проверки следует, что нарушений в действиях сотрудников архива по его обращению не выявлено. Ковальчук П.В. считает данный отказ незаконным, нарушающим его права на получение информации о жизни и обстоятельствах смерти его деда. Полагает, что срок, по истечении которого невозможно ознакомиться с материалами личного дела, истек.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено должностное лицо, вынесшее оспариваемое решение, главный архивист отдела информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми Карасова Т.С.

Определением суда от 04 мая 2022 года ненадлежащий административный ответчик - отдел информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми заменен на надлежащего ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми.

Административные ответчики представитель ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми и Карасова Т.С. в судебном заседании участия не принимают, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В адрес суда от ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми направлен отзыв на административный иск, где выражено несогласие с требованиями. Положениями Федерального закона от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» установлено право реабилитированных лиц, а с их согласия или в случае их смерти – родственников, на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел. При этом закон не предусматривает возможности ознакомления родственников с личными архивными делами в отношении лиц, которым отказано в реабилитации и к которым относится дед административного истца. ФИО1 в соответствии с Постановлением Президиума Кировоградского областного суда от 08 января 1992 года признан обоснованно осужденным и не подлежит реабилитации. Положением о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов РФ, предусмотрено, что на обращения граждан по доступу к материалам уголовных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящим по ним лицам, архивами выдаются справки. Указанным Положением предусмотрено, что сотрудники архивов обязаны исключить ознакомление пользователя с документами, содержащими сведения, доступ к которым ограничен законодательством РФ. Ограничение прав административного истца в ознакомлении с личным делом заключенного ФИО1 соответствует требованиям закона и не нарушает прав заявителя. Кроме того, Отделом ранее в адрес административного истца была предоставлена архивная справка об отбытии наказания от 17 января 2022 года в отношении ФИО1 в том числе информация относительно даты рождения, сведения о составе семьи и смерти ФИО1 Таким образом, право административного истца на получение информации реализовано. Решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 24 марта 2014 года по обращению административного истца с требованием об обязании представить ему копии документов личной учетной карточки и личного дела заключенного Воркутлага ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано на основании того, что действующим законодательством не предусмотрено право заявителя требовать предоставления копий документов из личного дела, не реабилитированного лица. Указанное решение вступило в законную силу и в соответствии с положениями статьи 64 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) является обязательным для суда. Полагают, что административным истцом пропущен без уважительных причин трехмесячный срок обращения с административным иском в суд, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ, поскольку о нарушении своего права административный истец узнал в марте 2021 года. Учитывая изложенное, просили отказать в удовлетворении административного иска.

Административный истец Ковальчук П.В. в судебном заседании участия не принимает, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адрес суда направил дополнение, где указал, что срок обращения с административным иском им не пропущен, поскольку в январе 2022 года он обращался в УФСИН России по Республике Коми с заявлением о проведении проверки законности отказа от 02 марта 2021 года отдела информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми, ответ на данное обращение получен в феврале 2022 года.

В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из положений части 9 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ оспариваемое действие должностного лица может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено, что решение вынесено лицом, не имеющим полномочий на его принятие; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения; нарушение прав и свобод административного истца.

На основании пункта 2 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 2 части 9 этой статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что административный истец в январе 2022 года обратился в прокуратуру Республики Коми и в УФСИН России по Республике Коми с целью проведения проверки законности отказа в ознакомлении с архивным личным делом ФИО1 переадресованный ответ на обращение с УФСИН России по Республике Коми получен в феврале 2022 года, следовательно, о нарушении своего права административному истцу стало известно в феврале 2022 года. В Княжпогостский районный суд Республики Коми административное исковое заявление административный истец направил 12 апреля 2022 года, то есть в установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок, в связи с чем административным истцом не пропущен срок обращения в суд.

Разрешая административное исковое заявление по существу, суд исходит из следующего.

Пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации гражданину гарантируется право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Предусматривая право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, Федеральный закон № 149-ФЗ определяет, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4).

Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Закон об архивном деле) регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 149-ФЗ материалы оконченного производством уголовного дела относятся к информации ограниченного доступа, поскольку содержат конфиденциальные сведения в отношении участников судопроизводства.

При этом, в силу части 1 статьи 25 Закона об архивном деле доступ к архивным документам может быть ограничен только в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Пунктом 3 статьи 25 Закона об архивном деле предусматривается ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее, чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (пункт 1 части 1 статьи 6, пункт 7 статьи 9) предусматривает, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

Судом установлено, что ФИО1, года рождения, приходится дедом административному истцу Ковальчуку П.В.

ФИО1 был осужден 14 октября 1944 года военным трибуналом войск НКВД Кировоградской области по части 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года к 18 годам каторжных работ с лишением прав на пять лет и конфискацией имущества. Наказание отбывал в Воркутинском ИТЛ НКВД СССР в период с 20 января 1945 года по 22 февраля 1945 года, умер 22 февраля 1945 года.

Президиумом Кировоградского областного суда 08 января 1992 года рассмотрено уголовное дело на приговор военного трибунала войск НКВД Кировоградской области от 14 октября 1944 года в отношении ФИО1. и вынесено постановление о признании ФИО1 обоснованно осужденным по уголовному делу и не подлежащим реабилитации.

Личное архивное дело ФИО1 хранится в архиве отдела информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми. 02 марта 2021 года Ковальчуку П.В. было отказано в ознакомлении с архивным личным делом ФИО1

Согласно информации отдела информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми сведения о реабилитации, документы личного характера в архивном личном деле отсутствуют. Самый ранний документ составлен 25 июля 1944 года, дата составления самого позднего документа - 11 апреля 1945 года. Документы с грифом секретности в архивном личном деле ФИО1 отсутствуют.

Учитывая изложенное, со дня создания документов (материалов уголовного дела), с которым просил ознакомиться административный истец на дату его обращения в отдел информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми прошло более 75 лет, сведения о том, что дело в отношении его деда имеет гриф секретности, отсутствуют.

Ссылка административного ответчика на положения Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и правила Положения, утвержденного Приказом Минкультуры России, МВД России, ФСБ России от 25 июля 2006 года № 375/584/352, основана на неверном толковании норм материального права. ФИО1 был осужден и отбывал наказание по общеуголовной статье за совершение преступления, не связанного с репрессиями за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам, поэтому к отношениям, возникшим из обращения административного истца об ознакомлении с материалами архивного дела, указанные нормативно-правовые акты не подлежат применению.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, у отдела информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми отсутствовали правовые основания для отказа Ковальчуку П.В. в ознакомлении с материалами архивного уголовного дела в отношении его деда – ФИО1

Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку уполномоченный орган незаконно отказал в удовлетворении заявления Ковальчука П.В. об ознакомлении с материалами уголовного дела в отношении его деда, чем нарушил права административного истца, предусмотренным статьями 24 и 29 Конституции Российской Федерации, и признании отказа отдела информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми, выраженного в письме № 12/ТО/39-9-78 от 02 марта 2021 года, незаконным.

Также суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность ознакомить Ковальчука П.В. с материалами архивного дела в отношении его деда ФИО1

Ссылка административного ответчика на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 24 марта 2014 года несостоятельна, поскольку указанным решением Ковальчуку П.В. было отказано в представлении документов из архивного личного дела ФИО1 при этом обращение Ковальчука П.В. имело в 2013 году. Настоящее административное исковое заявление имеет иные предмет и основание.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с удовлетворением заявленных Ковальчуком П.В. требований с административного ответчика ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми в его пользу подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Ковальчука Петра Васильевича удовлетворить.

Признать незаконным отказ главного архивиста отдела информационно-архивной работы ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми Карасовой Т.С., выраженный в письме № 12/ТО/39-9-78 от 02 марта 2021 года, в предоставлении Ковальчуку Петру Васильевичу права ознакомиться с документами архивного дела в отношении ФИО1.

Возложить на ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми обязанность ознакомить Ковальчука Петра Васильевича с материалами архивного дела в отношении ФИО1, года рождения.

Взыскать с ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми в пользу Ковальчука Петра Васильевича судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 20 июня 2022 года.

Вступившее в законную силу решение суда при условии его обжалования в апелляционном порядке может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья Д.Е. Закидальский