ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3789/17 от 30.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2а-3789/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2018 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Туктаровой Е.А.,

с рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области о признании незаконным бездействия по недоработке функции прикрепления к обращению дополнительных материалов (файлов) в сервисе «Личный кабинет» на официальном сайте, признании незаконным действий по удалению информации об адресе электронный почты с главной страницы официального сайта и со страницы «Контакты»

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения административного дела, к Министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области о признании незаконным бездействия по недоработке функции прикрепления к обращению дополнительных материалов (файлов) в сервисе «Личный кабинет» на официальном сайте, признании незаконным действий по удалению информации об адресе электронный почты с главной страницы официального сайта и со страницы «Контакты».

В обосновании иска указано, что Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.05.2013г. № 195-П было дано задание региональным органам государственной власти в срок до 01.09.2013г. создать на своих официальных сайтах сервисы «Личный кабинет», предусматривающие возможность авторизации заявителя, возможность отслеживать ход рассмотрения и получать результат рассмотрения обращения. Однако, Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области ничего этого до сих пор не сделано. Возможность авторизации на официальном сайте Министерства отсутствует, а значит и ход рассмотрения обращения проконтролировать невозможно. Отчет о доставке обращения в Министерство, направленного через форму сайта, не приходит на указанный в обращении адрес электронной почты. Министерство на странице «Обращения граждан» разместило информацию о том, что обращения в форме электронного документа, направленные министру и в министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области. Минуя «Личный кабинет», к рассмотрению не принимаются. Считает введение ограничения (запрета) на направление обращения посредством электронной почты незаконным, нарушающим требования Федерального закона РФ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», ст. 33 Конституции РФ.

В судебном заседании административный истец на административном иске настаивал, пояснил, что он направлял по указанным на сайте Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области двум электронным адресам обращения по вопросу приобретения сжиженного природного газа населением. Однако в последующем Министерством была размещена на странице «Обращения граждан» информация о том, что обращения в форме электронного документа, направленные Министру и в Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, минуя «Личный кабинет», к рассмотрению не принимаются. Также была удалена информация об адресах электронной почты Министерства как с главной страницы сайта, так и со страницы «Контакты», не доработана функция прикрепления к обращению дополнительных материалов (файлов) в сервисе «Личный кабинет» на официальном сайте.

В судебном заседании представитель административного ответчика административный иск не признал и пояснил, что Федеральный закон РФ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» не определяет форму, способ направления электронного обращения в государственный и муниципальный орган. При внесении изменений в сайт Министерство руководствовалось Сборником методических рекомендаций и документов, который был утвержден рабочей группой при администрации Президента РФ по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций. Кроме того, Инструкция по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Правительстве Ульяновской области также содержит условие о невозможности направления электронного обращения иначе как через «Личный кабинет». Министерством 25.09.2017 года распоряжением №278-р были внесены изменения в Инструкцию по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, информация была размещена именно на официальном сайте. Заявитель обращался через «Личный кабинет», никаких вопросов не возникало при этом. Неразмещение информации о получении электронного обращения, о его регистрации, не является нарушением законодательства и прав заявителя. Полагает, что первоначальная информация, которая была опубликована, никак не нарушала права заявителя. На данный момент на сайте Министерства размещен адрес электронной почты, в связи с доработкой сервиса сайт переносится на другую платформу. Полагает, что в настоящий момент предмет спора отсутствует.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется.

В силу положений п. 2, 3 ч. 2 ст. 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, административный истец должен указать: орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемое решение; наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, которые в данном случае административным истцом указаны не были.

Кроме того, в силу положений ч.11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации именно на административного истца возлагается обязанность предоставления доказательств в обоснование обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, в защиту которых он обратился в суд, допущенных государственным органом, которые в данном случае административным истцом не представлены.

Так, в ходе судебного разбирательства установлено, материалами дела подтверждается, что в феврале 2018г. ФИО1 направил по указанным на сайте Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области электронным адресам обращения по вопросу приобретения сжиженного природного газа населением.

Однако, как указывает административный истец, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области на странице «Обращения граждан» разместило информацию о том, что обращения в форме электронного документа, направленные министру и в Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, минуя «Личный кабинет», к рассмотрению не принимаются, удалена информация об адресах электронной почты Министерства как с главной страницы сайта, так и со страницы «Контакты», не доработана функция прикрепления к обращению дополнительных материалов (файлов) в сервисе «Личный кабинет» на официальном сайте, что по его мнению противоречит положениям Федерального закона от 02.06.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с положениями Федерального закона от 02.06.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Согласно ст. 4 указанного закона обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.05.2013г. №195-П утверждена Инструкция по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Правительстве Ульяновской области, определяющей последовательность действий государственного органа исполнительной власти по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений граждан и организаций.

Указанным постановлением исполнительным органам государственной власти Ульяновской области указано на необходимость разработать и утвердить инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций. При разработке инструкций по работе с обращениями и запросами граждан и организаций руководствоваться Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Правительстве Ульяновской области.

В связи с чем распоряжением Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 314-р от 06.07.2016г. утверждена Инструкция по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области

Согласно п. 2.2.1 письменное обращение может быть доставлено в Министерство непосредственно заявителем, его представителем, фельдъегерской связью, поступить по почте, факсу, по электронной почте. Обеспечить утверждение инструкций по работе с обращениями граждан и организаций в подведомственных государственных учреждениях и иных организациях, осуществляющих публично значимые функции.

Распоряжением Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 314-р от 06.07.2016г. внесены в пункт 2.2 раздела 2 Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций изменения, в том числе: подпункт 2.2.6 изложить в следующей редакции: «2.2.6. Обращения в форме электронного документа направляются в Министерство через «Личный кабинет». Обращения в форме электронного документа, направленные в Министерство, минуя «Личный кабинет», к рассмотрению не принимаются. При этом на официальном сайте указывается, что обращения в форме электронного документа направляются только через «Личный кабинет».

Таким образом, нарушений положений указанного нормативного правового акта при рассмотрения обращения административного истца, а также прав последнего не установлено, тогда как по смыслу ч. 1 ст.218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ только совокупность этих обстоятельств является необходимым условием для удовлетворения требований по делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ.

Действия административного ответчика по удалению информации об адресах электронный почты с главной страницы официального сайта и со страницы «Контакты», отсутствие функции прикрепления к обращению дополнительных материалов (файлов) в сервисе «Личный кабинет» на официальном сайте не свидетельствует об ущемлении прав ФИО1 на направление обращения. Доказательств обратного административным истцом не представлено.

Кроме того, на момент рассмотрения административного дела административным ответчиком размещена информация об электронном адресе Министерства, осуществляются действия по переносу сайта на иной ресурс. Само по себе несогласие заявителя с порядком размещения информации не свидетельствует о его незаконности либо о незаконности действий (бездействии) административного ответчика при его рассмотрении, не препятствует лицу в дальнейшем защищать предполагаемое нарушенное право в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований.

руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области о признании незаконным бездействия по недоработке функции прикрепления к обращению дополнительных материалов (файлов) в сервисе «Личный кабинет» на официальном сайте, признании незаконным действий по удалению информации об адресе электронный почты с главной страницы официального сайта и со страницы «Контакты» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Бахарева