Дело № 2а-378/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2018 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мягковой С.Н.,
с участием административного истца Котельникова И.В.,
представителя административного ответчика Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области Шуниной И.С.
при секретаре Кутеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Каменке Пензенской области административное дело по административному иску Котельникова Игоря Валерьевича к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области о признании незаконными действий (бездействия), обязании устранить допущенное нарушение права,
УСТАНОВИЛ:
Котельников И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области о признании действия (бездействия) незаконным, обязании устранить допущенное нарушение права, мотивируя свои требования тем, что решением Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года за ним признано право на уменьшение, начиная с октября 2014 года, совокупного ежемесячного размера моей платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Данным решением суда установлено, что на 01 октября 2014 года совокупный размер его платы за коммунальные услуги увеличился на 68% вместо 9,15% в соответствии с предельным индексом. При этом указанное увеличение размера платы произошло за счёт начисления платы за отопление по тарифу 42,90 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальны) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги осуществляется государственный жилищный надзор (статья 20 Жилищного кодекса РФ, пункты 1,61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N400).
24.07.2017 в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области было направлено заявление, в котором, ссылаясь на приведённые выше нормативные предписания, он просил принять меры к пресечению нарушения ограничений изменения размера вносимой им платы за коммунальные услуги и восстановлению нарушенного права, признанного за ним решением Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года.
Письмом от 27.07.2017 начальник Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области уведомил его о направлении заявления на рассмотрение в Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
Таким образом, меры к реализации его права, признанного решением Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года, административным ответчиком в нарушение части 1 статьи 6 Федерального конституционного Закона «О судебной системе в РФ» приняты не были.
При этом, согласно указанному решению суда, Госжилстройтехинспекция Пензенской области выступала по этому делу в качестве соответчика, в том числе и по его исковому требованию о признании за права на уменьшение, начиная с октября 2014 года, совокупного ежемесячного размера моей платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое было удовлетворено судом.
Следовательно, исходя из положений статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные данным решением суда, в том числе связанные с выявлением нарушения ограничений изменения размера вносимой мною платы за коммунальные услуги, являются обязательными не только для суда, но и для ответчика по делу.
В связи с рассмотрением его обращений от 09.01.2018, административным ответчиком было допущено бездействие, которым нарушены его права, вытекающие из положений статьи 8, пунктов 1, 3 части статьи 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на объективное и всестороннее рассмотрение обращения компетентным лицом, принятие мер, направленных на восстановление его нарушенных прав, а также право на государственную защиту, гарантированную Конституцией РФ (статья 45) и реализуемую, в том числе, при осуществлении государственного жилищного надзора (статья 20 Жилищного кодекса РФ).
Согласно Положению об Управлении государственной инспекции в жилищной строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 24 марта 2011 г. № 167-пП, осуществление государственного жилищного надзора, в том числе и в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, возложено на Госжилстройтехинспекцию Пензенской области.
Пресечение нарушений ограничений изменения размера вносимой
гражданами платы за коммунальные услуги осуществляется Госжилстройтехинспекцией Пензенской области, в том числе путём выдачи в соответствии с абзацем 5 пункта 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно пункту 3.2.15. Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области Госжилстройтехинспекция Пензенской области выдает в установленном порядке предписания об устранении нарушений в части применения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах бездействие административного ответчика по рассмотрению его обращения от 09 января 2018 года в части непринятия мер по восстановлению нарушенного права, указанного в этом обращении, не соответствует закону и нарушает его права.
Просит суд признать незаконным признать непринятие Госжилстройтехинспекцией Пензенской области мер к пресечению нарушения ограничений изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги, установленного решением Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года.
Обязать Госжилстройтехинспекцию Пензенской области в течение 20 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу рассмотреть по существу обращение от 09 января 2018 года с учётом права Котельникова И.В. на уменьшение, начиная с октября 2014 года, совокупного ежемесячного размера платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного решением Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года и обстоятельств, установленных этим решением суда о несоответствии совокупного размера платы за коммунальные услуги, установленным предельным индексам изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Административный истец Котельников И.В. в судебном заседании административный иск с учетом уточнения поддержал, в обосновании которого привел доводы, изложенные в иске.
В ходе рассмотрения дела административный истец Котельников И.В. неоднократно изменял и уточнял исковые требования, окончательно просил признать незаконным уклонение Госжилстройтехинспекции Пензенской области от надлежащего рассмотрения его заявления от 09 января 2018 года в части непринятия мер к пресечению нарушений ограничений изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги, установленных решением Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года и несоблюдения при этом права, признанного за ним указанным решением суда.
Обязать Госжилстройтехинспекцию Пензенской области в течение 20 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять предусмотренные пунктом 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 меры к пресечению нарушений ограничений изменения размера вносимой им платы за коммунальные услуги, установленных решением Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года, обеспечив при этом соблюдение признанного за ним указанным решением суда права на уменьшение, начиная с октября 2014 года, совокупного ежемесячного размера моей платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Представитель административного ответчика – Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области Шунина И.С., действующая в силу доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Просила административный иск Котельникова И.В. оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела следующее.
Решением Каменского городского суда Пензенской области от 13.11.2015, вступившим в законную силу 18.12.2015, за Котельниковым И.В. признано право на уменьшение, начиная с октября 2014 года, совокупного ежемесячного размера его платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
В иске Котельникову И.В. к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области о возложении обязанности по принятию меры к пресечению нарушения ограничения увеличения размера его платы за коммунальные услуги, начиная с октября 2014 года, отказано.
09.01.2018 Котельниковым И.В. в адрес начальника Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, посредством электронной почты на официальный сайт Госжилстройтехинспекции Пензенской области, было направлено заявление о принятии мер к пресечению нарушения ограничений изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги, установленного решением Каменского городского суда Пензенской области от 13.11.2015 и восстановления его нарушенного права.
Письмом от 07.02.2018 №К-22-2 заместитель начальника Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области К.А.А. указал, что обращение Котельникова И.В. рассмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Предельные (максимальные) индексы роста платы за коммунальные услуги рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 Постановления структура платы граждан за коммунальные услуги установлена в соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ.
Согласно п. 4 Основ формирования индексов предельные индексы и индексы по субъектам РФ устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 года, обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.
В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года).
В соответствии с пунктом 10 Постановления применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.
Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
В первом долгосрочном периоде размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце с 1 июля 2014 г. до 31 декабря 2014 г. сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в июне 2014 г.
Предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги установлены на 2014 год постановлением Губернатора Пензенской области от 23 мая 2014 г. №82 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пензенской области», на 2015 год постановлением Губернатора Пензенской области от 28 ноября 2014 г. № 182 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пензенской области», на 2016 год постановлением Губернатора Пензенской области от 23 ноября 2015 г. № 144 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пензенской области», на 2017 год - постановлением Губернатора Пензенской области от 30 ноября 2016 г. № 158 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пензенской области».
Управлением проведен анализ размера вносимой платы, исходя из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг за коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению и газоснабжению, потребленные в жилом помещении /номер/ многоквартирного жилого дома /адрес/ за 2014- 2017 гг.
В ходе проведенного анализа установлено, что размер вносимой платы за коммунальные услуги за 2014 год, 2015 год, 2016 год и 2017 год по кв. /номер/ МКД не превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленные Постановлениями Губернатора Пензенской области.
Копия указанного письма была направлена заявителю для сведения.
Статьей 33 Конституции РФ закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы и их должностным лицам, в государственные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 данного Федерального закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
В ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ указано, что обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 3, 4 ст. 5 указанного выше Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как усматривается из материалов дела, Котельников И.В. в своем заявлении, направленном в адрес начальника Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, просил принять меры к пресечению нарушения ограничений изменения размера вносимой им платы за коммунальные услуги, установленного решением Каменского городского суда Пензенской области от 13.11.2015, а именно выдать предписание об устранении нарушений в части применения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
По результатам рассмотрения обращения Котельникова И.В. от 07.02.2018 Госжилстройтехинспекций Пензенской области в адрес административного истца направлено письмо, в котором заместитель начальника Управления К.А.А. указал, что в ходе проведенного анализа размера вносимой платы, исходя из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг за коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению и газоснабжению, потребленные в жилом помещении /номер/ многоквартирного жилого дома /адрес/ за 2014 - 2017 г.г. установлено, что размер вносимой платы за коммунальные услуги за 2014 год, 2015 год, 2016 год и 2017 год по квартире административного истца не превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленные Постановлениями Губернатора Пензенской области.
Суд считает, что со стороны административного ответчика не было совершено каких-либо неправомерных действий, а равно не допущено бездействия, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца.
Доводы Котельникова И.В. о бездействии Государственной жилищной инспекции Пензенской области в части непринятия мер к пресечения нарушения ограничения изменения размера его платы за коммунальные услуги, направленных на восстановление и защиту его нарушенных прав, свобод и законных интересов как потребителя коммунальных услуг не могут быть признаны обоснованными, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу ч. ч. 2 и 4 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Порядок деятельности и компетенция Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области определены в Положении об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденном Постановлением Правительства Пензенской области от 24 марта 2011 г. N 167-пП.
В соответствии с п. 1.1 Положения, Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, региональный государственный строительный надзор, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства, региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.
Согласно п. 2.1.1 указанного Положения об Управлении… основными задачами Управления, в том числе, является осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В силу п. 3.2.1 Положения об Управлении… Управление в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия в области регионального государственного жилищного надзора, в том числе: осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).
В соответствии с п.3.2.15 Положения, Управление выдает в установленном порядке предписания об устранении нарушений в части применения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Согласно иску административного истца, он указывает на незаконные действия Госжилстройтехинспекции Пензенской области, которая, по его мнению, уклонилась от принятия мер по пресечению нарушения ограничений изменения размера вносимой Котельниковым И.В. платы за коммунальные услуги, установленные решением Каменского городского суда Пензенской области от 13.11.2015, а именно выдать предписание об устранении нарушений в части применения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Однако бездействий со стороны Госжилстройтехинспекции Пензенской области в ходе рассмотрения дела не установлено, поскольку письменное обращение Котельникова И.В. было рассмотрено в соответствии с законом, в установленные сроки, органами и должностными лицами, в чью компетенцию входит рассмотрение вопросов, изложенных истцом в жалобе, и ему дан мотивированный ответ.
Более того, в ходе судебного разбирательства установлено, что административный ответчик действовал в пределах своей компетенции, возложенных на него полномочий и в соответствии с законом, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно п.3.2.15 Положения об Управлении, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 24 марта 2011 года N 167-пП (с последующими изменениями), у административного ответчика с 04.08.2017 года имеются полномочия на выдачу предписаний об устранении нарушений в части применения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Однако, учитывая, что в результате проведенного Управлением анализа размера вносимой платы, исходя из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг за коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению и газоснабжению, потребленные в жилом помещении /номер/ многоквартирного жилого дома /адрес/ за период 2014-2017 г.г., было установлено, что размер вносимой платы за коммунальные услуги за вышеуказанный период времени по спорной квартире не превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленные Постановлениями Губернатора Пензенской области, правовых оснований для вынесения предписания у административного ответчика не имелось.
Решение Каменского городского суда от 13.11.2015 закрепило за Котельниковым И.В. право на уменьшение совокупного ежемесячного размера его платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Тогда как, в иске к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области о возложении обязанности по принятию меры к пресечению нарушения ограничения увеличения размера его платы за коммунальные услуги, начиная с октября 2014 года истцу было отказано.
Более того, вышеуказанным решением суда на ответчиков по делу никаких обязанностей возложено не было.
Суд также учитывает, что на момент вынесения решения суда (13.11.2015), Госжилстройтехинспекция Пензенской области не была наделена полномочиями по осуществлению проверочных мероприятий и выдаче предписаний об устранении нарушений в части применения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Ссылка административного истца на определение Каменского городского суда Пензенской области от 11.05.2018, которым Госжилстройтехинспекции Пензенской области отказано в пересмотре решения Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданскому делу по иску Котельникова И.В. к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области, МУП «Каменская горэлектротеплосеть», Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (Госжилстройтехинспекция Пензенской области) о признании права на применение предельного индекса, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Таким образом, судом установлено, что обращение Котельникова И.В. по существу рассмотрено Госжилстройтехинспекцией Пензенской области, в адрес заявителя направлена соответствующая информация. Несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о бездействии административного ответчика при рассмотрении обращения.
При этом, суд полагает, что административным истцом не представлено доказательств того, что уполномоченным органом нарушены его законные права и интересы, созданы препятствия к осуществлению и реализации его прав, свобод и интересов, возложена какая-либо обязанность или он привлечен к ответственности.
Таким образом, право заявителя на обращение, установленное ст. 33 Конституции Российской Федерации, реализовано в полном объеме, права и законные интересы Котельникова И.В. не нарушены.
Суд также принимает во внимание, что само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на обращение не является основанием для признания незаконным действий должностных лиц.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Из положений ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Материалами дела подтверждается, что обращение Котельникова И.В. было рассмотрено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Таким образом, поскольку в действиях должностных лиц Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области нарушений действующего законодательства Российской Федерации, а также нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, рассмотрение письменного обращения Котельникова И.В. было осуществлено в установленные действующим законодательством сроки, с соблюдением установленного законом порядка, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Котельникова Игоря Валерьевича к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области о признании незаконными действий (бездействия), обязании устранить допущенное нарушение права - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области.
Судья: