ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-378/2021 от 24.11.2021 Дивеевского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-378/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Дивеево 24 ноября 2021 г.

Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Беляковой Н.В.,

при секретаре Сидоровой Т.Е.,

с участием административных истцов Кетрова В.В., Корниловой Е.В., Низовцевой Л.А., Шаркова А.А,

представителя административных истцов Чураковой Н.Б., Коробова С.В., Кетрова В.В., Корниловой Е.В., Низовцевой Л.А., Шаркова А.А.- по ордеру адвоката Канаева В.В.,

представителя административного истца Корнилова В.В.-адвоката по ордеру и доверенности Шамина А.В.,

представителей административного ответчика администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области по доверенностям Качанова А.Н., Пиуновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного искового заявления Чураковой Н. Б., Коробова С. В., Кетрова В. В., Корниловой Е. В., Долбаковой В. С., Низовцевой Л. А., Шаркова А. А.ича, Корнилова В. В. к администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> о признании постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области № 698 от 25 мая 2021г. «О принятии решения о подготовке документации по планировке территории», постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области № 970 от 21 июля 2021г. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории» незаконными,

УСТАНОВИЛ:

административные истцы обратились в суд с указанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований следующее.

На основании постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области № 698 от 25 мая 2021 года «О принятии решения о подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от ул. Ардатовская до пер. Голякова в с. Дивеево Нижегородской области», опубликованного в районной официальной газете «Ударник» от 28 мая 2021 года, подготовлен проект строительства дороги на территории титульных собственников, административных истцов по делу. Заказчиком строительства данного линейного объекта выступает АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера», учредителями которого являются: Министерство культуры Нижегородской области, благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского, некоммерческая организация фонд содействия развитию институтов гражданского общества в Приволжском федеральном округе, религиозная организация «Нижегородская ФИО3 церкви (московский патриархат)».

На основании вышеуказанного постановления было вынесено постановление администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от <адрес> до пер. Голякова в <адрес>». В последствии слушания были отменены на неопределённое время постановлением администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, но само постановление отменено не было.

Проект строительства автомобильной дороги, разработанный в целях Заказчика АНО «УК по развитию Саровско-Дивеевского кластера», легитимизированный постановлением администрации , предусматривает принудительное изъятие собственности в виде земельных участков и объектов капитального строительства административных истцов для муниципальных нужд.

Истцы считают, что постановления администрации Дивеевского муниципального округа и носят незаконный характер, преследуют цель злоупотребления правом и властными полномочиями и подлежат отмене.

Постановление администрации Дивеевского муниципального округа направлено на незаконное изъятие собственности истцов по делу, а вынесенный администрацией акт необходимо рассматривать исключительно как злоупотребление их правом, закреплённом в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Решение об изъятии земельных участков вызвано не крайней необходимостью с целью развития инфраструктуры и получения гражданами блага, а исключительно из интересов местной администрации и религиозной организации. Это подтверждается тем, что администрация вернула себе земли, исключённые ранее, явно лишь с целью какого-либо обоснования законности своих действий в рамках изъятия собственности административных истцов для строительства автодороги.

Так, постановлением администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении объекта недвижимости из реестра автомобильных дорог местного значения Дивеевского сельского поселения Дивеевского муниципального района <адрес>» в целях реализации Генерального плана и появления объездной дороги «Юго-восточный обход центральной части <адрес> в <адрес>» исключена из реестра дорог Дивеевского сельского поселения дорога OП РЗ 22К-2136, проходящая по <адрес>, расположенная от переулка Прудовый до <адрес>, уже на этапе подготовленного проекта строительства автодороги, постановлением администрации Дивеевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ «О приёме-передаче» возвращены назад в муниципальную имущественную казну земельные участки, относящиеся к этой автодороге, чтобы администрация снова имела право использовать свои властные полномочия как органа публичной власти в РФ.

Сам по себе факт сначала исключения из реестра автомобильных дорог соответствующей территории, наличие которой обеспечивало подъезд к расположенным на <адрес> объектам, передача объектов из муниципальной и государственной собственности религиозной организации, а потом возвращение земельных участков и объектов недвижимости снова в муниципальную имущественную казну, явно с целью обоснования и «легитимизации» факта строительства дороги - является неопровержимым доказательством злоупотребления правами. Логичным и не затратным решением было бы отмена решения об исключении автодороги по <адрес>. В этом случае отпадала бы необходимость строительства новой дороги по принадлежащим истцам земельным участкам.

Также, постановлением и вытекающим из него постановлением нарушается Конституционная обязанность как граждан, так и публично-правовых образований об охране объектов культурного наследия, закреплённая в п.3 ст. 44 Конституции РФ («Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и-культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Автомобильная дорога, утверждённая проектом межевания территории, входящим в акт «Документация но планировке территорий (проект планировки территории, включая проект межевания территории) территории линейного объекта «Строительство дороги от <адрес> до пер. Голякова в <адрес>» проходит по территории нахождения памятников культурного наследия. Данный правовой статус для обсуждаемой территории установлен постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия «памятников истории и культуры) федерального значения...», которое устанавливает:

Приложение Постановления устанавливает следующие ограничения в режиме пользования на территории данных объектов:

«Настоящим режимом запрещается:

а)осуществление хозяйственной деятельности, причиняющей вред объектам культурного наследия;

б)проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению объектов культурного наследия, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности объектов культурного наследия и не. издающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения;

в)прокладка инженерных коммуникаций (теплотрасс, газопроводов, электрокабелей, линий телефонной связи и другого) надземным способом и по фасадам объектов культурного наследия.».

Таким образом, прокладка автомобильной дороги приведёт к неминуемой гибели и исчезновению объектов культурного наследия центральной части села Дивеево.

Также, грубо нарушены требования, установленные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ “Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов”, а именно:

Помимо всего прочего, также постановлением администрации нарушается положение, установленное п.4 ст.65 Водного кодекса РФ, а именно не соблюдён даже минимальный порог отступа от водоохранной зоны в 50 метров, что подтверждается картами генерального плана «Дивеевский сельсовет» с официального сайта администрации Дивеевского муниципального округа. Также на карте Ген. плана видно и прохождение по территории, являющейся предметом заявления, и зоны объектов культурного наследия, в подтверждение вышесказанным тезисам.

Также административными истцами указано и на нарушение Конституционного права на защиту частной собственности и защиту от произвольного незаконного её изъятия. Постановления администрации Дивеевского муниципального округа и нарушают право на уважение к собственности, закреплённое в ст.1 Протокола 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В практически идентичных обстоятельствах дела, а именно при изъятии для муниципальных нужд с нарушением закона целого множество частной собственности у титульных владельцев своего имущества в деле «Серегин и другие против России» (жалоба ...), Европейский Суд по нравам человека признал недопустимым лишение права частной собственности, в отсутствие исключительных и доказанных обстоятельств крайней необходимости такого решения, для муниципальных нужд.

Таким образом, не допускается даже малейшего нарушения законодательства в случае легитимного посягательство на уважение к собственности, и то, только в случае преследования цели общественного интереса и соразмерна этой цели.

На основании изложенного административные истцы обратились в суд и просили признать постановления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ незаконными в полном объёме.

Административные истцы Кетров В.В., Корнилова Е.В., Низовцева Л.А., Шаркова А.А. и их представитель –адвокат Канаев В.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на удовлетворении.

Административные истцы Чуракова Н.Б., Коробов С.В., Долбакова Е.С., Корнилов В.В. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель административного истца Корнилова В.В.-адвокат по ордеру и доверенности ФИО14 в судебном заседании административный иск поддержал.

Представители административного ответчика администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> по доверенностям Качанов А.Н., Пиунова А.А. в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представители заинтересованных лиц автономной некоммерческой организации «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера», ГКУ «Главное управление автомобильных дорог», Религиозная организация «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской ФИО3 Церкви», Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о месте времени рассмотрения дела.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации относится к полномочиям их органов государственной власти.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории (часть 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с п.п.1,5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.

Обеспечение подготовки документации по планировке территории и ее утверждение возложено на уполномоченные органы местного самоуправления.

Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.

Таким образом, развитие территории, а также осуществление проектирования и строительства линейных объектов (автомобильных дорог) является законодательно установленной обязанностью администрации, состоящей из поэтапной процедуры по утверждению проектной документации:

- принятие решения о разработке проектной документации;

-опубликование решения о разработке проектной документации;

-разработка проектной документации;

-назначение и проведение публичных слушаний;

-сбор и регистрация от граждан предложений и замечаний;

-принятие решения об утверждении проектной документации в случае отсутствия недостатков;

-опубликование решения об утверждении проектной документации.

Согласно Уставу Дивеевского муниципального округа Нижегородской области (в редакции от 2021г.) границы Дивеевского муниципального округа установлены ч.1 ст. 2 Закона «Нижегородской области от 29.04.2020г. № 35-З «О преобразовании муниципальных образований Дивеевского муниципального района Нижегородской области» и Законом Нижегородской области от 24.10.2005г. № 144-З «Об утверждении границ, состава территории Дивеевского муниципального района, границ и состава территорий муниципальных образований, входящих в состав Дивеевского муниципального района» в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В состав округа входят территории населенных пунктов, административным центром является с. Дивеево.

Согласно ст.3 ч.ч.5,7 Устава к вопросам местного значения муниципального округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа; создание условий для предоставления транспортных услуг населению организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа.

Согласно п. 26 Устава к вопросам местного значения муниципального округа относится утверждение генеральных планов муниципального округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального округа документации по планировке территории; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального округа.

В соответствии с п. 41 Устава к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Согласно п.1 ч.1 ст. 5 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 14 Устава для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Дивеевского муниципального округа Советом депутатов Дивеевского муниципального округа, главой местного самоуправления Дивеевского муниципального округа могут проводиться публичные слушания.

Согласно п.2.1 Положения об администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> (утв. Решением Совета депутатов Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. ) администрация осуществляет в пределах своих полномочий, определенных Уставом муниципального округа, исполнительные и распорядительные функции по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления федеральными законами и иными законами <адрес>.

Согласно п. 5.1 Положения администрация в пределах своей компетенции принимает правовые акты в форме постановлений и распоряжений. Порядок подготовки и принятия правовых актов администрации устанавливается постановлением администрации.

Согласно п.8.2, 8.3 Положения администрация по вопросам, входящим в компетенцию администрации, отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не являющимися муниципальными, а также с физическими лицами строит на договорной основе.

Администрация вправе выступать заказчиком на выполнение работ и оказание услуг, связанных с обеспечением деятельности администрации, с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

Согласно п.п.1.1, 1.2 Положения о порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории Дивеевского муниципального округа <адрес>, утвержденное постановлением администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от 29.04.2021г. , подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в соответствии со ст. 41, 42, 43,45, 47 Градостроительного кодека РФ, Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, документами территориального планирования и настоящим Положением.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласно п. 2 Положения видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.

В соответствии с п. 3.1 Положения решение о подготовке документации по планировке территории принимается главой местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Нижегородской области: 1) по инициативе администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области; 2) на основании предложений физических и юридических лиц.

Согласно п. 3.4 Положения физические и юридические лица, заинтересованные в подготовке документации по планировке территории, подают заявку в администрацию Дивеевского муниципального округа Нижегородской области.

В соответствии с п. 3.6 Положения в случае принятия администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области решения о необходимости подготовки документации по планировке территории, управление капитального строительства и архитектуры администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области подготавливает проект постановления о подготовке документации по планировке территории. В постановлении о подготовке документации в обязательном порядке отражаются сроки представления подготовленной документации по планировке территории на утверждение, определение территории, в границах которой будет разрабатываться документация по планировке территории, иные вопросы, относящиеся к подготовке документации по планировке.

Согласно п. 3.8 Положения в течение 15 дней со дня опубликования постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области о подготовке документации по планировке территории физические и юридические лица вправе представлять в УКСиА администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Полученные предложения передаются заказчику, а в случае разработки документации по инициативе администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области- проектной организации для их рассмотрения и учета в процессе проектирования.

В соответствии с п. 3.9 Положения подготовка документации по планировке территории физическими и юридическими лицами осуществляется на основе градостроительных заданий, разрабатываемых УКСиА администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области и утверждаемых администрацией Дивеевского муниципального округа Нижегородской области на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в ЕГР объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно п. 3.10 Положения подготовленная документация по планировке территории до ее утверждения в течении 20 рабочих дней подлежит проверке комиссией по землепользованию и застройке Дивеевсого муниципального округа Нижегородской области на соответствие градостроительному заданию и требованиям, установленным в ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно п.п. 3.11, 3.12, 3.14 Положения проекты планировки территории и межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и размещению на официальном сайте администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области в сети Интернет.

Глава местного самоуправления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> с учетом протоколов публичных слушаний по документации по планировке территории и заключения об их результатах принимает решение об утверждении документации по планировке территории или о ее отклонении и возвращает на доработку.

Из материалов дела следует, что 19.05.2021г. автономная некоммерческая организация «Управляющая компания по развитию Серафимо-Дивеевского кластера» обратилась в администрацию Дивеевского муниципального округа <адрес> для получения разрешения разработки документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от <адрес> до пер. Голякова в <адрес>» (исх. от 19.05.2021г.).

Проект планировки территории это- градостроительная документация, разрабатываемая в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий, в целях выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зоны планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Проект межевания территории- градостроительная документация, разрабатываемая в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий, в границах элементов планировочной структуры, определенных проектов планировки территории, в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Под проектом строительства понимается предварительно подготовленное, изображенное графически решение по строительству какого-либо здания, сооружения или их комплекса.

Пунктом 5 ч.1 ст. 16 Закона –ФЗ, ст. 13 Закона № 257-ФЗ обязывают органы местного самоуправления муниципального округа осуществлять дорожную деятельность и разрабатывать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения. Под дорожной деятельностью в п.6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Администрация Дивеевского муниципального округа <адрес>, руководствуясь ст.ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, п.26 ч.1 ст.16 Закона № 131-ФЗ 25.05.2021г. вынесла постановление «О принятии решения о подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от <адрес> до пер. Голякова в <адрес>».

Указанным постановлением рекомендовано АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера»:

Письмом от 13.07.2021г. АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» сообщило о завершении разработки вышеуказанной документации, в которой также просило о ее согласовании и назначении публичных слушаний.

Статья 5.1 Градостроительного кодекса РФ гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории, в отношении которой подготовлена проектная документация и правообладателям находящимся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, участвовать в публичных слушаниях для внесения своих предложений и замечаний.

Организация и проведение публичных слушаний предусматривает заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, а также ознакомление с проектной документацией (ч.4 ст. 28 Закона № 131-ФЗ).

В связи с обращением АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» от 16.08.2021г. № исх.-368536/21 постановлением администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от 19.08.2021г. публичные слушания по рассмотрению документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от <адрес> до пер. Голякова в <адрес>» отменены. Указанное постановление опубликовано в Дивеевской газете «Ударник», а также размещено на официальном сайте администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от 16.09.2021г. отменены постановление администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от 21.07.2021г. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от <адрес> до пер. Голякова в <адрес>» и постановление администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от 19.08.2021г. «Об отмене публичных слушаний». Проект планировки территории линейного объекта «Строительство дороги от <адрес> до пер. Голякова в <адрес>» удален с сайта администрации <адрес> округа <адрес>, что подтверждается распечаткой с сайта.

Обратившись в суд с указанными требованиями административные истцы указали, что постановления администрации Дивеевского муниципального округа и носят незаконный характер, преследуют цель злоупотребления правом и властными полномочиями, в связи с чем подлежат отмене.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным постановления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. «О принятии решения о подготовке документации по планировке территории», суд исходит из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции на основании Градостроительного кодекса РФ, ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования в официальном печатном источнике Дивеевской газете "Ударник".

Как установлено судом оспариваемое постановление не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято органом местного самоуправления с целью эффективного осуществления своих полномочий в области развития территории.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что Постановление № 698 от 25.08.2021г. регламентирует лишь принятие решения о подготовке документации по планировке территории, которая включает в себя проекты планировки территории, проекты межевания территории и в отсутствие утвержденного проекта процедура планировки и межевания территории не является завершённой.

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным постановления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории» суд исходит из того, что правовые последствия от оспариваемого постановления не наступили ввиду его отмены постановлением администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от 19.08.2021г. и последующим постановлением администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от 16.09.2021г.

Согласно ст. 45 Градостроительного кодекса РФ разработанная проектная документация утверждается органами местного самоуправления только после рассмотрения ее на публичных слушаниях, с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний, а в случае наличия в проектной документации недостатков она отклоняется и направляется на доработку.

Статья 5.1 Градостроительного кодекса РФ гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории, в отношении которой подготовлена проектная документация и правообладателям находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, участвовать в публичных слушаниях для внесения своих предложений и замечаний.

Полученные от граждан замечания и предложения регистрируются организатором публичных слушаний и подлежат обязательному рассмотрению.

Таким образом, документация по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от <адрес> до пер. Голякова в <адрес>» для обсуждения на публичные слушания, назначенные на 21.07.2021г. не поступали, ввиду их отмены постановлением администрации.

Доводы административных истцов о том, что в наименовании линейного объекта «Строительство дороги от <адрес> до пер. Голякова в <адрес>» по которому разрабатывалась проектная документация и были назначены публичные слушания допущена ошибка, а именно указана <адрес>, которой на территории <адрес> не имеется, не является основанием для признания постановления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. «О принятии решения о подготовке документации по планировке территории» незаконным, поскольку проекты планировки и межевания находятся на стадии доработки, уполномоченным лицом не приняты и утверждены.

Согласно постановлению администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> «О внесении изменений в постановление администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от 25.05.2021г. » от 17.09.2021г. и были внесены изменения в наименование и пункт 1 постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ, в текст градостроительного задания на подготовку документации по планировке, в схему границ по планировке, с указание адреса линейного объекта после корректировки «Строительство дороги от автомобильно й дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>».

Указанное постановление было опубликовано в газете «Ударник» и размещено на официальном сайте администрации.

Ввиду необходимости внесения указанных корректировок 16.08.2021г. АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» обратилась в администрацию Дивеевского муниципального округа Нижегородской области с заявлением об отмене публичных слушаний по проекту, назначенных на 25.08.2021г.

Таким образом, именно на стадии подготовки и разработки возможна корректировка и внесение изменений в проектную документацию.

Доказательств того, что права административных истцов на участие в публичных слушаниях и на подачу замечаний по данной документации были нарушены, суду не представлено.

Доводы о том, что на дату рассмотрения дела на сайте администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области вновь размещена информация о проведении публичных слушаний по рассмотрению линейного объекта на 15.12.2021г. не принимаются судом во внимание, поскольку указанные слушания назначены на основании вновь вынесенного постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, которое предметом рассмотрения настоящего спора не является.

Доводы административных истцов о нарушении оспариваемыми постановлениями администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области положений Конституции РФ, Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564, Постановления Правительства Нижегородской области от 27.05.2021г. № 334, являются несостоятельными, поскольку процедура разработки и утверждения проектной документации по линейному объекту не завершена, находится на стадии разработки. Публичные слушания по рассмотрению проектной документации не проводились.

Доводы о том, что оспариваемые постановления направлены на нарушение прав собственников земельных участков, последующее их изъятие для муниципальных нужд суд отклоняет, поскольку как уже указывалось судом ранее, проектная документация на текущий момент не разработана и не утверждена, границы зоны линейного объекта не установлены, а, следовательно, границы существующих земельных участков, попадающих в зону строительства линейного объекта также не определены. Сведений о том, что на принадлежащие административным истцам земельные участки наложены какие-либо ограничения, обременения, не имеется.

Кроме того в соответствии с п.3 ст. 279 ГК РФ, главой 7 ЗК РФ установлен порядок и процедура изъятия земельных участков для муниципальных нужд, которые не назначались и не проходили.

Доводы о нецелесообразности оспариваемых постановлений администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области суд не принимает во внимание, поскольку исходя из разъяснений содержащихся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда, РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" - "суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, при рассмотрении вопроса об оспаривании нормативного правового акта, суд не вправе входить в обсуждение вопросов о целесообразности принятого решения по планировке и межеванию территории.

Пунктом 2 ч.2 данной статьи установлено, что административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

При разрешении административного искового заявления в порядке ч.1 ст. 218 КАС РФ для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) законному или иному нормативному правовому акту, регулирующие спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч.2 ст. 227 КАС РФ).

Таких обстоятельств судом не установлено. Доказательств нарушения каких-либо прав оспариваемыми постановлениями администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области суду не представлено и судом при рассмотрении дела не установлено.

При указанных обстоятельствах требования административных истцов о признании постановления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. «О принятии решения о подготовке документации по планировке территории», постановления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории» незаконными, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Чураковой Н. Б., Коробова С. В., Кетрова В. В., Корниловой Е. В., Долбаковой В. С., Низовцевой Л. А., Шаркова А. А.ича, Корнилова В. В. к администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> о признании постановления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. «О принятии решения о подготовке документации по планировке территории», постановления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории» незаконными- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Дивеевский районный суд <адрес>.

Судья Дивеевского районного суда

Нижегородской области Н.В.Белякова

Дело № 2а-378/2021