Дело №2а-378/2022
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2022 года с. Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Телемишеве Э.И.
при секретаре Аблезовой М.С., с участием административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Собранию депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД и председателю Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД о признании незаконным действия председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД ФИО6 по нарушению порядка созыва и подготовки заседания Собрания депутатов сельского поселения, запретить Собранию депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД принимать решение о делегировании депутатов в Собрание депутатов МР «» РД,
УСТАНОВИЛ:
Депутат Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД ФИО1 обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД и его председателю о признании незаконным действия председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД ФИО6 по нарушению порядка созыва и подготовки заседания Собрания депутатов сельского поселения, запретить Собранию депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД принимать решение о делегировании депутатов в Собрание депутатов МР «» РД, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ на сайте республиканской газеты «Шоьл тавысы» по адресу https://golosstepi.ru/news/61662/ размещено уведомление от 15.06.2022г. № о проведении ДД.ММ.ГГГГ заседания Собрания депутатов МО СП «сельсовет «Карасувский», где в повестку включены следующие вопросы: о принятии регламента Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение «сельсовет «Карасувский»; отчет о результатах деятельности депутатов сельского Собрания депутатов МО СП «сельсовет «Карасувский», делегированных в Собрание депутатов МР «» Республики Дагестан; разное.
ДД.ММ.ГГГГ, на заседании сельского Собрания депутатов, без заблаговременного направления проекта регламента, председателем Собрания депутатов ФИО6, депутатом ФИО5 на обсуждение был поставлен некий проект регламента и вопрос о переделегировании депутатов в районное Собрание депутатов.
Согласно части 2 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г. №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления не может быть менее двух и более пяти лет.
После возражения депутатов ФИО3 и ФИО1 и главы сельского поселения ФИО4 о юридической невозможности замены делегированных депутатов без их согласия на досрочное прекращение полномочий, рассмотрение данного вопроса было отложено на неопределенный срок.
Вот уже второй год в Ногайском муниципальном районе длится политический кризис, продолжаются многочисленные судебные тяжбы по оспариванию решений представительных органов местного самоуправления о переделегировании депутатов.
«Переделегирование» первично избранных депутатов, отработавших менее двух лет, в корне незаконно. А во всяком случае ни в одном из уставов муниципальных образований не предусмотрена ротация делегатов в районное Собрание депутатов. А в случае соответствующих изменений, такой порядок может быть распространен лишь на депутатов следующих созывов, поскольку процесс формирования действующего созыва завершен.
Согласно пункту 1 статьи 24 Устава сельского поселения «сельсовет «Карасувский» от 09.Об.2015г. только лишь в случае досрочного прекращения полномочий депутата Собрания сельского поселения, делегированного в Собрание депутатов муниципального района «», Собрание депутатов сельского поселения в течение одного месяца избирает в состав Собрания депутатов муниципального района «» другого депутата.
Таким образом, намерения и действия председателя ФИО6, депутата ФИО5 по замене делегированных депутатов прямо нарушают федеральное законодательство о местном самоуправлении и Устав сельского поселения.
Просит суд признать незаконными действия председателя Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Карасувский» ФИО6 по нарушению порядка созыва и подготовки заседания Собрания депутатов сельского поселения.
В судебном заседании ФИО1 свои требования, изложенные в административном иске поддержал, уточнил, что просит признать незаконным действия председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД ФИО6 по подготовке и созыву 13-ей сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет «Карасувский» РД ДД.ММ.ГГГГ для утверждении регламента Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Карасувский» РД.
Надлежащим образом извещенные административные ответчики, председатель Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД ФИО6 и представитель Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД в судебное заседание не явились, суд находит возможным рассмотреть дело без его участия.
Судом оглашены и исследованы представленные сторонами следующие письменные документы: - копии решения №-ей сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет «Карасувский» РД от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении регламента Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Карасувский» РД» с утвержденным регламентом; копии решений № и №-ей сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет «Карасувский» РД от ДД.ММ.ГГГГ об отзыве депутата сельского поселения ФИО1 и избрании депутата сельского поселения ФИО5 в состав Собрания депутатов МР «»; копию протокола 14-ей сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет «Карасувский» РД от ДД.ММ.ГГГГ; копию республиканской газеты «Голос степи»; копию Устава МО СП «сельсовет «Карасувский» РД от ДД.ММ.ГГГГ;
Суд, выслушав административного истца, изучив доводы административного иска, письменные материалы, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В силу положений части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке.
В соответствии с ч.1.1 ст.34 Закона РД «О местном самоуправлении в » от 29.12.2004г. № Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 43 Устава МО СП «сельсовет Карасувский» РД, - по вопросам местного значения население сельского поселения непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (п.1).
Муниципальный правовой акт - … решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан, а также по иным вопросам, отнесенным уставом сельского поселения в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (п.2)
В систему муниципальных правовых актов входят … нормативные и иные правовые акты Собрания депутатов сельского поселения… (п.4)
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Уставу (п.5).
Согласно ст. 45 Устава, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Собрания депутатов сельского поселения … (п.1)
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (п.2).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ решением №-ей сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД утвержден регламент Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Карасувский» РД».
При этом, из содержания административного искового заявления и пояснений административного истца, данных в ходе судебного заседания усматривается, что проект регламента собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД, утвержденный решением №-ей сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет «Карасувский» РД от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение вышеуказанных положений Устава на обсуждение не вносился. Председатель Собрания депутатов ФИО6 в нарушение положений статьи 2 и 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», не направил проект нормативного правового акта в прокуратуру Республики Дагестан для получения соответствующего заключения.
Доказательств обратного, административным ответчиком суду не представлено.
По требованию истца запретить Собранию депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД принимать решение о делегировании депутатов в Собрание депутатов МР «» РД, суд приходит к следующему выводу.
Суд не может вторгаться в сферу деятельности Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский», он лишь проверяет, в соответствии ли с законом и вытекающими из него целями поступил последний.
Налагать запреты на возможные действия Собрания депутатов, на основании только лишь предположений административного истца, без проверки их законности, в рассматриваемом случае, суд не находит возможным, так как наложение указанных ограничений деятельности представительного органа могут повлечь нарушение прав третьих лиц.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о нарушении процедуры подготовки и принятия муниципального нормативно-правового акта - регламента собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 218-227,175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным действия председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» РД ФИО6 по подготовке и созыву 13-ей сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет «Карасувский» РД ДД.ММ.ГГГГ, для утверждения регламента Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Карасувский» РД.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивное решение оглашено ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий
судья Э.И. Телемишев