ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-378/22 от 05.05.2022 Урюпинского городского суда (Волгоградская область)

Дело №2а-378/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Урюпинск 05 мая 2022г.

Судья Урюпинского городского суда Волгоградской области Миронов А.В., при секретаре судебного заседания Нестеровой О.Н.

с участием:

представителя административного истца – Макеевой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Верхнебезымяновского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области к старшему судебному приставу и судебному приставу-исполнителю Урюпинского РО ССП по Волгоградской области, УФССП России по Волгоградской области, о признании незаконным и отмене постановления об отмене постановления об окончании исполнительного производства и об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,

установил:

Администрация Верхнебезымяновского сельского поселения Урюпинского муниципального района обратилась в Урюпинский городской суд Волгоградской области с административным иском старшему судебному приставу и судебному приставу-исполнителю Урюпинского РО ССП по Волгоградской области о признании незаконными и отмене принятых постановлений.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 17 февраля 2022г. администрацией было получено постановление о взыскании исполнительского сбора от 23 марта 2021г..

Решением Урюпинского городского суда от 18 марта 2020г. на администрацию была возложена обязанность в трехмесячный срок, определить схему размещения мест накопления ТКО, сформировать реестр мест накопления ТКО, создать площадки накопления ТКО.

В 2020г. администрацией были построены площадки ТКО в каждом населенном пункте муниципального образования. Постановлением №5 от 05 февраля 2020г. утверждены реестр и схема мест размещения площадок ТКО.

Таким образом решение суда было исполнено администрацией в полном объеме 18 марта 2020г.

21 мая 2021г. исполнительное производство было окончено в связи с фактическим исполнением.

01 декабря 2021г. постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава было отменено постановление об окончании исполнительного производства и возобновлены исполнительные действия.

С постановлением об отмене постановления об окончании исполнительного производства и постановлением о взыскании исполнительского сбора администрация не согласна, считает их законными, так как решение суда было исполнено администрацией

На основании изложенного административный истец просит признать незаконными действия старшего судебного пристава ОСП по Урюпинскому и Новониколаевскому районам УФССП по Волгоградской области по отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 23 марта 2021г. о взыскании исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, представлено исполнительное производство.

Прокурор не явился в судебное заседание в связи с занятостью в другом судебном заседании.

Явка сторон обязательной не признавалась, стороны извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданину предоставляется право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.105 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.47 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно ч.9 указанной статьи в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

В судебном заседании установлено:

На основании решения Урюпинского городского суда Волгоградской области от 18 марта 2020г., был выдан исполнительный лист с предметом исполнения: обязать администрацию Верхнебезымяновского сельского поселения в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и создать места (площадки) накопления твердых бытовых коммунальных отходов на территории поселения в соответствии с требования действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

08 февраля 2021г. было возбуждено исполнительное производство, администрации Верхнебезымяновского сельского поселения был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном производстве.

В ходе исполнительного производства судебному приставу-исполнителю, должником было представлено постановление от 05 февраля 2020г. №5. «Об утверждении реестра и схемы мест размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории Верхнебезымяновского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области». Согласно утвержденному реестру, на территории Верхнебезымяновского сельского поселения должно располагаться 9 площадок для временного хранения ТКО на территории х.Верхнебезымяновский.

Также администрацией были представлены судебному приставу-исполнителю: договор подряда №555 от 08 декабря 2020г. по условиям которого должна быть оборудована железобетонная контейнерная площадка не позднее 31 декабря 2020г., контракт №19/20 от 06 марта 2020г. на выполнение проектно-сметной документации на обустройство площадок ТКО, договор поставки от 03 июня 2020г. по условиям которого на территорию х.Верхнебезымяновский должно быть поставлено две контейнерные площадки для сбора ТКО. Также было предоставлено две фотографии с изображением площадки для сбора ТКО и контейнера для сбора ТКО.

Согласно представленным судебному приставу-исполнителю договорам, на территории х.Верхнебезымяновский было оборудовано 3 контейнерных площадки из 9.

16 марта 2021г. судебным приставом-исполнителем было получено объяснение от представителя администрации Верхнебезымяновского сельского поселения, из которого следует, что реестр и схема мест размещения площадок для временного хранения ТКО утверждены, муниципальный контракт на обустройство площадок ТКО в хуторах Верхнебезымяновского сельского поселения исполнен.

23 марта 2021г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением должником исполнительного документа.

21 мая 2020г. судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства в связи с выполнением исполнительного документа в полном объеме.

01 декабря 2021г. постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Урюпинскому и Новониколаевскому районам было вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству.

Административным истцом указано, что постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству являются незаконным поскольку фактически требования исполнительного документы выполнены.

Суд, оценивая доводы административного истца, в совокупности с обстоятельствами, установленными при рассмотрении дела, приходит к выводу о том, что постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Урюпинскому и Новониколаевскому районам, а также постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора являются законными и обоснованными.

В силу закона, начальник отделения – старший судебный пристав ОСП по Урюпинскому и Новониколаевскому районам наделён правом отменить постановление об окончании исполнительного производства в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Согласно ст.64 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Таким образом, законом установлено, что исполнительные действия направлены и совершаются, в том числе с целью полного и правильного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из представленных судебному приставу-исполнителю документов следует, что схема размещения контейнерных площадок утверждена только для х.Верхнебезымяновского.

Вместе с тем, согласно закону Волгоградской области от 30 марта 2005 N 1037-ОД «Об установлении границ и наделении статусом Урюпинского района и муниципальных образований в его составе» в состав Верхнебезымяновского сельского поселения входят хутора Верхнебезымянский, Верхнеантошинский, Нижнеантошинский.

Судебному приставу-исполнителю не были представлены доказательства подтверждающие исполнение решения суда на всей территории Верхнебезымяновского сельского поселения. Схемы размещения контейнерных площадок и реестр на территориях хуторов Верхнеантошинский и Нижнеантошинский, не утверждены администрацией поселения. Площадки для сбора ТКО на территории указанных хуторов не создавались.

Согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки) (п.3).

Согласно «Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 N 1156 "бункер" - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов; "контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; "контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Также указанными правилами установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Пунктом 11 указанных Правил установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Пунктами 11, 15, 16, 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018г. №1039 установлено, что реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» реестр включает в себя следующие разделы:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Раздел «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Раздел «Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.

Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Из указанного следует, что администрацией не может быть произвольно определено количество контейнеров, поскольку оно должно определяться уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора. Вместе с тем, обоснования количества контейнеров, вопреки требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, материалы дела не содержат и судебному приставу-исполнителю не представлено.

При указанных обстоятельствах, у начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Урюпинскому и Новониколаевскому районам имелись достаточные основания для возобновления исполнительного производства с целью обеспечения возможности исполнения решения суда в полном объеме, проверки соблюдения требований действующего законодательства при исполнении должником решения суда.

Поскольку решение суда не было исполнено в полном объеме, судебным приставом-исполнителем обосновано было принято решение о взыскании исполнительского сбора.

Согласно ч.7 ст.112 закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Суд приходит к выводу, что основания для уменьшения исполнительского сбора имеются.

При рассмотрении дела установлено, что администрацией поселения, на момент принятия решения о взыскании исполнительского сбора принимались меры к исполнению решения суда. Была утверждения схема и реестр размещения площадок для сбора ТКО на территории одного хутора, было создано 3 контейнерных площадки и приобретен 10 контейнеров для ТБО, что свидетельствует об отсутствии бездействия должника и принятии им мер для исполнения решения суда. В связи с изложенным суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 37500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 226,227 КАС РФ, суд

решил:

администрации Верхнебезымяновского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления об отмене постановления об окончании исполнительного производства и об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора – отказать.

Снизить размер исполнительского сбора до 37500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Миронов А.В.