КОПИЯ
УИД: 59RS0004-01-2022-003402-39
Дело № 2а-3791/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 г. г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Манько А.В.,
при секретаре Черепановой Е.А.,
с участием представителя Губернатора Пермского края Кулаковой Н.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главного редактора Федерального сетевого средства массовой информации «<данные изъяты>» Капустиной ФИО12 к Губернатору Пермского края Махонину ФИО11, администрации Губернатора Пермского края, Правительству Пермского края о признании бездействия незаконным,
у с т а н о в и л:
главный редактор Федерального сетевого средства массовой информации «<данные изъяты>» Капустина Л.Р. обратилась в суд с административными исковыми заявлениями к Губернатору Пермского края Махонину ФИО13, администрации Губернатора Пермского края, Правительству Пермского края о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает о том, что ДД.ММ.ГГГГ она как главный редактор, единственный учредитель Федерального сетевого средства массовой информации «<данные изъяты>» направила запрос информации №ФИО5 края ФИО3, ответ на который в нарушение Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации» не отправлен в установленные законом сроки, как и уведомление с указанием даты, когда будет направлена запрашиваемая информация.
На основании вышеизложенного, главный редактор Федерального сетевого средства массовой информации «<данные изъяты>» ФИО2 просит признать незаконным бездействие Губернатора Пермского края Махонина ФИО14 при ненаправлении ответа на запрос информации № в установленный Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации» срок.
Определением судьи от 17.08.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены администрация Губернатора Пермского края, Правительство Пермского края, в качестве заинтересованных лиц - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управление Роскомнадзора по Пермскому краю.
Капустина Л.Р. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д.46).
Представитель Губернатора Пермского края возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая в судебном заседании и в письменных возражениях о том, что 29.03.2022 главный редактор средства массовой информации «<данные изъяты>» Капустина Л.Р. направила Губернатору Пермского края Махонину ФИО15 запрос информации № 380 с просьбой направить ответ по электронной почте. Полагая, что ответ на запрос не направлен, она обратилась с настоящим иском в суд. Между тем, в ответ на указанный запрос ДД.ММ.ГГГГ за исходящим № за подписью и.о. директора департамента информационной политики администрации Губернатора Пермского края Вороненко А.В. в адрес главного редактора СМИ Капустиной Л.Р. на адрес электронной почты, указанный в запросе, направлена информация по результатам рассмотрения обращения. Факт рассмотрения запроса и направления ответа подтверждается письменным ответом и скриншотом страницы электронной почты. Запрос редакции СМИ рассмотрен в установленном законом порядке и по результатам такого рассмотрения а предоставлена письменная информация по поставленному в запросе вопросу в установленный законом срок. Бездействия со стороны административного ответчика не допущено, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Кроме того, решением Нагатинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-№, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к учредителю сетевого здания «<данные изъяты>» ФИО2 о признании недействительной регистрация средства массовой информации-сетевого издания «подконтролем24.рф» (от ДД.ММ.ГГГГ, реестровая запись № Поскольку в настоящее время Капустина Л.Р. не является главным редактором Федерального СМИ, доказательств нарушений ее прав, свобод и законных интересов не имеется.
Правительство Пермского края, администрация Губернатора Пермского края в судебное заседание представителей не направили, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Ранее в письменном виде выразили несогласие относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства (л.д.28,34).
Управление Роскомнадзора по Пермскому краю в письменном отзыве на иск просит рассмотреть дело без участия его представителя, исключить Управление из числа заинтересованных лиц, поскольку в соответствии с положениями ст. 56.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» Губернатор Пермского края не входит в число лиц, контролируемых Роскомнадзором в данной сфере. На основании ст. 39 Закона о СМИ редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. Статьей 40 Закона о СМИ установлены сроки для отказа либо отсрочки в предоставлении запрашиваемой информации. Осуществление защиты прав редакций не входит в полномочия Управления Роскомнадзора по ФИО6 краю, в связи с чем решение суда на настоящему делу не может повлиять на права или обязанности Управления по отношению к одной из сторон (л.д.39-40).
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в письменных пояснениях просит рассмотреть дело в отсутствие его ФИО1, указав о том, что ДД.ММ.ГГГГ СМИ – сетевое издание «<данные изъяты>» зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись №, учредителем и главным редактором указанного СМИ является ФИО2 Поводом для обращения в суд, по мнению заявителя, послужило не предоставление ФИО5 края ответа на запрос в установленные законом о СМИ срок. Частью 1 ст. 58 Закона о СМИ предусмотрена ответственность за нарушение прав журналиста, в том числе за нарушение прав редакции на запрос и получение информации. Как установлено в п. 15 Пленума Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике применения судами Закона Российской Федерации о средствах массовой информации», выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно. Положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не обязывают редакцию средства массовой информации указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации. Если запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, отказ в предоставлении этой информации является правомерным в силу части 1 статьи 40 названного Закона. В силу части 2 ст. 40 Закона о СМИ запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции СМИ направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. Следует учитывать, что Роскомнадзор осуществляет контроль и надзор за деятельностью СМИ, а не за лицами, к которым те обратились за предоставлением информации, в связи с чем решение вопроса об удовлетворении заявленных требований Федеральная служба оставляет на усмотрение суда.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
В силу положений ст. 38 ФЗ «О средствах массовой информации» граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
В соответствии со ст. 39 ФЗ «О средствах массовой информации» редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
В силу части 2 ст. 40 Закона «О средствах массовой информации» запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции СМИ направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация.
В соответствии со ст. 58 ФЗ «О средствах массовой информации» нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 15 Пленума Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике применения судами Закона Российской Федерации о средствах массовой информации» указано о том, что выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами (например, частью 4 статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», пунктом «б» статьи 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», подпунктом 14 пункта 2 статьи 7 Федерального конституционного закона «О военном положении»).
Одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (статья 39 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).
Положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не обязывают редакцию средства массовой информации указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации.
Запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица. Если запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, отказ в предоставлении этой информации является правомерным в силу части 1 статьи 40 названного Закона.
В силу части 2 статьи 40 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом названным Законом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации.
Как следует из материалов дела, главный редактор средства массовой информации «<данные изъяты> Капустина Л.Р. обратилась к Губернатору Пермского края Махонину Д.Н. 29 марта 2022 года с запросом № 380, в котором просила предоставить информацию о том, обращался ли Губернатор Пермского края в правоохранительные органы по факту совершенного уголовного преступления - вымогательства денег со стороны должностных лиц, некоторых политиков, оппозиции. Ответ на данное обращение просила направить по электронной почте: <данные изъяты> (л.д.2).
30.03.2022 в ответ на указанный запрос и.о. директора департамента информационной политики администрации Губернатора Пермского края Вороненко А.В. на электронный адрес главного редактора СМИ Капустиной Л.Р. направлена информация по результатам рассмотрения обращения, что подтверждается письменным ответом № и скриншотом страницы электронной почты СМИ.
Таким образом, судом при рассмотрении дела установлено, что административному истцу ответ на запрос дан уполномоченным лицом в семидневный срок, предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации».
Ответ администрации Губернатора Пермского края Пермского края на запрос Капустиной Л.Р. рассмотрен в установленном законом порядке и сроки, по существу запроса предоставлена информация со ссылками на ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Губернатором Пермского края не допущено нарушений требований ФЗ «О средствах массовой информации» при рассмотрении запроса Капустиной Л.Р. от 29.03.2022, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Капустиной Л.Р. требований у суда не имеется.
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, решением Нагатинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу, по административному исковому заявлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к учредителю сетевого здания «<данные изъяты>» ФИО2 признана недействительной регистрация средства массовой информации-сетевого издания «<данные изъяты>» (от ДД.ММ.ГГГГ, реестровая запись №). Таким образом, сетевое издание «<данные изъяты>» прекратило свою деятельность вследствие признания недействительной ее регистрации, Капустина Л.Р. не является в настоящее время его главным редактором, спорное правоотношение не допускает правопреемства, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемым бездействием не нарушены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления главного редактора Федерального сетевого средства массовой информации «<данные изъяты>» Капустиной ФИО16 к Губернатору Пермского края Махонину ФИО17, администрации Губернатора Пермского края, Правительству Пермского края о признании незаконным бездействия, выражающегося в ненаправлении ответа на запрос информации № 380 в установленные Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» срок, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись. Манько А.В.
Копия верна.
Судья: Манько А.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 3 октября 2022 г.
Судья: Манько А.В.