ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3794/2016 от 05.07.2016 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2016 года город Самара

Октябрьский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Поляковой Н.В.,

при секретаре Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №...а–3794/16 по административному исковому заявлению Свистунов А.С. к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Самарской области об оспаривании бездействия органа исполнительной власти,

установил:

Свистунов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по адрес (Далее – ГУ МВД России по адрес) об оспаривании бездействия органа исполнительной власти, указав, что постановлением УИН 18№... от дата по делу об административном правонарушении, Свистунов А.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере *** рублей. В соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 и частью 2 статьи 1.7 Кодекса, дата штраф был уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа в размере *** рублей. По результатам рассмотрения жалобы на указанное постановление судьей Самарского районного суда адресФИО3 было вынесено решение от дата, которым постановление №УИН 18№... от дата отменено. В связи с тем, что постановление о назначении наказания отменено, уплаченный штраф подлежит возврату. Администратором данного платежа является ГУ МВД России по адрес. Неоднократно обращаясь в органы МВД, в частности в ГУ МВД России по адрес, с заявлением о возврате денежных средств наличными в размере *** рублей, были получены ответы с требованием предоставить банковские реквизиты для оформления заявки на возврат денежных средств. Свистунов А.С. считает, что требование о предоставлении банковских реквизитов незаконным, так как нормативные правовые акты не предусматривают выплату/возврат денежных средств физическим лицам только путем перечисления безналичным платежом. Указывает, что иметь банковский счет это право физического лица, а не обязанность. Просит суд признать требование ГУ МВД России по адрес о предоставлении банковских реквизитов незаконным, обязать ответчика оформить заявку на возврат денежных средств в сумме *** рублей и представить поручение в Управление Федерального казначейства по Самарской области для осуществления возврата денежных средств, а также взыскать с ответчика судебные расходы в сумме *** рублей.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика ГУ МВД России по Самарской области – ФИО4, действующая на основании доверенности от дата, с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административного иска отказать. Пояснила, что возврат денежных средств осуществляется на основании оформленной бухгалтером ГУ МВД России по Самарской области заявки на возврат денежных средств, при этом для заполнения заявки необходимы банковские реквизиты получателя. Впоследствии данная заявка подлежит передаче в Управление федерального казначейства по Самарской области. В связи с непредоставлением истцом банковских реквизитов ответчик лишен возможности оформить заявку на возврат денежных средств.

Представитель заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Самарской области ФИО5 действующая на основании доверенности от дата, просила в удовлетворении иска отказать, пояснила, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, Приказа Минфина РФ от 18.12.2013г. №...н возврат излишне оплаченных денежных средств осуществляется на основании заявки, представленной ГУ МВД России по Самарской области, при этом форма заявки утверждена Приказом Минфина №...н от 10.10.2008г., где в разделе 3 в обязательном порядке указываются реквизиты получателя, в том числе банковские реквизиты. Иного порядка возврата денежных средств из бюджета действующим законодательством не предусмотрено.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Характер правоотношений, из которых вытекают заявленные требования Свистунов А.С. об оспаривании действий должностных лиц ГУ МВД России по Самарской области соответствует избранной форме обращения в суд в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Суд учитывает, что заявленные Свистунов А.С. требования о предоставлении банковских реквизитов незаконным и обязании оформить заявку на возврат денежных средств в сумме 750 рублей, не могут быть рассмотрены в ином судебном порядке, в том числе в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, которым предусмотрен порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, а не об оспаривании бездействия органа исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета, под которым согласно ст. 6 названного Кодекса понимается орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса РФ Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 29 декабря 2007 г. N 995 утвердило Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно названным Правилам федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации принимают по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов и об установлении порядка доведения территориальными органами (подразделениями) и казенными учреждениями указанных правовых актов до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), и доводят их до соответствующих администраторов доходов бюджетов не позднее 5 рабочих дней после их принятия.

Указанные правовые акты должны содержать положения, наделение администраторов доходов бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации следующими бюджетными полномочиями принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Судом установлено, что постановлением УИН 18№... от дата по делу об административном правонарушении, Свистунов А.С. , был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере *** рублей /л.д.5/.

В соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 и частью 2 статьи 1.7 Кодекса, дата штраф был уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа в размере 750 рублей, что подтверждается копией квитанции об оплате штрафа /л.д.6/.

Администратором данного платежа является ГУ МВД России по Самарской области.

Свистунов А.С. обратился в суд с жалобой на постановление УИН 18№... от дата по делу об административном правонарушении. дата по результатам рассмотрения жалобы на вышеуказанное постановление судьей Самарского районного суда адресФИО3 было вынесено решение, которым данное постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Свистунов А.С. по ст. 12.18 КоАП РФ прекращено /л.д.7/.

дата от Свистунов А.С. в адрес ГУ МВД России по Самарской области поступило электронное сообщение с просьбой возвратить денежные средства в размере 750 рублей наличными /л.д.29/.

дата ответчиком в адрес Свистунов А.С. направлено письмо о необходимости представить в ЦФО ГУ МВД России по Самарской области банковских реквизитов /л.д.37/.

датаСвистунов А.С. вновь обратился ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о возврате денежных средств наличными в размере 750 рублей, а также разъяснением законности требования предоставить банковские реквизиты /л.д.43-44/.

дата ГУ МВД России по Самарской области в адрес Свистунов А.С. направлено письмо с указанием порядка возврата денежных средств из бюджета, со ссылками на нормативно-правовые акты /л.д.45-46/.

В соответствии с ч.1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: перечисляет излишне распределенные суммы, средства, необходимые для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н, органы Федерального казначейства осуществляют возврат излишне уплаченных (взысканных) денежных средств на основании заявки на возврат, представленной администратором доходов бюджета /по настоящему делу – ГУ МВД России по Самарской области/.

Форма Заявки на возврат излишне уплаченных (взысканных) денежных средств утверждена приказом Федерального казначейства от дата N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" /Приложение3/.

Указанная форма предполагает обязательное указание банковского счета получателя, на который должны быть перечислены денежные средства.

Таким образом, действующим законодательством РФ не предусмотрен возврат излишне уплаченного штрафа наличными на руки плательщику штрафа, денежные средства перечисляются не ГУ МВД России по Самарской области, а Федеральным казначейством из федерального бюджета РФ безналичным платежом на счет плательщика /Свистунов А.С. /.

Ввиду непредоставления Свистунов А.С. информации о банковских реквизитах, ГУ МВД России по Самарской области лишено возможности оформить надлежащим образом заявки, что делает невозможным возврат излишне уплаченных денежных средств заявителю.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе Свистунов А.С. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Свистунов А.С. к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Самарской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в течении месяца в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара.

Мотивированное решение изготовлено дата

Судья подпись Н.В. Полякова

Копия верна

Судья:

Секретарь: