Административное дело № 2а-3796/2021
УИД: 47RS0005-01-2021-004899-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2021 года город Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д.Ю.
при секретаре Зенкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области к Выборгскому РОСП УФССП России по Ленинградской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Выборгскому РОСП УФССП России по Ленинградской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительного сбора.
В обоснование требований административный истец указал, что на основании исполнительного листа № ФС № от 23.01.2020, выданного Выборгским городским судом, предъявленного ФИО2 к исполнению УФССП Ленинградской области Выборгского РОСП возбуждено исполнительное производство в отношении администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в соответствии с которым административный истец обязан возместить Кукушкину М.А денежные средства в размере 21 000,00 рублей на основании решения Выборгского городского суда по делу №2-100/2018.
Данное постановление поступило в адрес административного истца 27.05.2021 (вх.1577).
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольное исполнение вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 БК РФ и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой.
Таким образом, процедура исполнения судебного решения, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.
Взыскатель, получив исполнительный лист от суда и, желая осуществить исполнение вступившего в законную силу судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен предъявить его в соответствующий финансовый орган, осуществляющий исполнение, в порядке и сроки, регламентированные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
16.06.2021 по административному производству №-ИП от 18.05.2021 административным ответчиком принято Постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 10 000 рублей, в связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен.
Данное постановление поступило в адрес административного истца 28.06.2021 (вх.1928).
Однако, административный истец не согласен с данным постановлением, так как были приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, так 18.05.2021 в комитет финансов подана заявка на выделение денежных средств в рамках исполнения. 02.06.2021 данная заявка комитетом финансов была рассмотрена.
Административным истцом 09.06.2021 осуществил исполнение требований в рамках исполнительного производства до вынесения данного постановления, что подтверждается платежным поручением № от 09.06.2021. Оплата произведена УФК по Ленинградской области, тем самым подтвержден факт совершения административным истцом активных действий, направленных на получение взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов в рамках исполнения решения суда.
На основании изложенного выше административный истец просит суд освободить от исполнительского сбора в размере 10 000 рублей, восстановить пропущенный срок для подачи административного иска.
Представитель административного истца ФИО3, действующая на сновании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по доводам искового заявления.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Выборгского РОСП УФССП Росси по Ленинградской области ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам возражения, пояснила, что в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок административный истец не исполнил требования исполнительного документа.
Административные ответчики Управление ФССП по Ленинградской области, Выборгский РОСП УФССП России по Ленинградской, заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, отзыва не представили, об уважительности неявки в суд не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
Статья 121 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа № ФС № от 23.01.2020, выданного Выборгским городским судом, предъявленного ФИО2 к исполнению УФССП Ленинградской области Выборгского РОСП возбуждено исполнительное производство в отношении администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (далее-Административный истец) в соответствии с которым административный истец обязан возместить Кукушкину М.А денежные средства в размере 21 000,00 рублей на основании решения Выборгского городского суда по делу №2-100/2018.
Данное постановление поступило в адрес административного истца 27.05.2021 (вх.1577).
Статьей 210 ГПК РФ установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Из приведенного правового регулирования следует, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, а положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольное исполнение вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой.
Таким образом, процедура исполнения судебного решения, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 и пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отличие от Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.2 этого Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации или финансовые органы муниципальных образований с обязательным приложением документов, перечисленных в пункте 2 статьи 242.1 этого Кодекса.
Взыскатель, получив исполнительный лист от суда и, желая осуществить исполнение вступившего в законную силу судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен предъявить его в соответствующий финансовый орган, осуществляющий исполнение, в порядке и сроки, регламентированные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 № 804-0, статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе закрепляющая сроки для исполнения судебных актов, направлена на защиту интересов взыскателя. Положения данной статьи не препятствуют исполнению судебных решений, они предполагают совершение взыскателем активных действий, направленных на получение взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов: исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта, заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства.
16.06.2021 по административному производству №-ИП от 18.05.2021 административным ответчиком принято Постановление о взыскании с Административного истца исполнительского сбора в размере 10 000 рублей, в связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен.
Данное постановление поступило в адрес административного истца 28.06.2021 (вх.1928).
Административным истцом были приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, так 18.05.2021 в комитет финансов подана заявка на выделение денежных средств в рамках исполнения. 02.06.2021 данная заявка комитетом финансов была рассмотрена.
Административным истцом 09.06.2021 осуществил исполнение требований в рамках исполнительного производства до вынесения данного постановления, что подтверждается платежным поручением № от 09.06.2021. Оплата произведена УФК по Ленинградской области, тем самым подтвержден факт совершения Административным истцом активных действий, направленных на получение взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов в рамках исполнения решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2017 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащему немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 – 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Как следует из п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Таким образом, судом установлено, что административным истцом были предприняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа в установленный законом срок, но по независящим от административного истца обстоятельствам выполнить в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа в форме выплаты не представляется возможным.
Оценивая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока суд полагает его подлежащим удовлетворению, поскольку суду не известно, кто является получателем сообщения в системе ЕПГУ. Постановление в виде входящего документа было зарегистрировано 28.06.2021. Административное исковое заявление поступило в суд 07.07.2021.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области к Выборгскому РОСП УФССП России по Ленинградской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительного сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от исполнительского сбора в размере 10 000 рублей по исполнительному производству №-ИП от 18.05.2021.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья Д.Ю. Гришин
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 08.12.2021.