Дело №2а-693/2021
Поступило 23.11.2020
УИД: 54RS0001-01-2020-008228-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2021 года г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Сулима Р.Н.,
При секретаре Хлебниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска к Управлению МВД России по г. Новосибирску о признании незаконными предписаний,
установил:
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска обратился в Дзержинский районный суд г. Новосибирска с административным исковым заявлением к Управлению МВЛ России по г. Новосибирску, в котором просит предписания государственного инспектора безопасности дорожного движения города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными, а также восстановить срок на подачу заявления о признании незаконным предписаний государственного инспектора безопасности дорожного движения города Новосибирска старшего лейтенанта полиции от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование указанных требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска поступили предписания ПП-1/2, ПП-1/3, ПП-1/4, ПП-1/5, ПП-1/6, ПП-1/8, ПП-1/9, ПП-1/10, ПП-1/11, ПП-1/26, ПП-1/27 старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения города Новосибирска старшего лейтенанта полиции ФИО2 Данными предписаниями предлагается разработать паспорта и проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги по улицам Гладкова, Циолковского, ФИО3, Красноводская, Амбулаторная, ФИО4, ФИО5, Спринтерская, Праздничная, Театральная, ФИО6, в соответствии с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ... «О безопасности дорожного движения», приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения».
Полагает предписания от ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Нарушения при содержании автомобильной дороги, послужившие основанием для выдачи предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены в ходе осуществления надзора за дорожным движением. При этом какие-либо проверки в отношении департамента не проводились. Решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу в установленном законом порядке не принималось, акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) не составлялся. Кроме того, отсутствие акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а также информации об административной процедуре, в рамках которой выявлены нарушения, в предписании от ДД.ММ.ГГГГ не позволяет достоверно установить осуществлялся ли должностными лицами Отдела ГИБДД УМВД России по г. Новосибирску надзор за дорожным движением или проводилась плановая либо внеплановая проверка, предусмотренная нормами ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ....
Мероприятия по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новосибирска и разработке проектов организации дорожного движения на них проводятся департаментом в рамках исполнения решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 2ДД.ММ.ГГГГ...
Решением Совета депутатов города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ... утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018-2030 годы. На основании данной Программы постановлением мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ... утверждена Комплексная схема организации дорожного движения города Новосибирска, в соответствии с которой будут разработаны 132 проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги, указанные в решении Центрального районного суда города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ...
В связи с тем, что выполнение указанных в предписаниях работ по паспортизации и разработке проектов организации дорожного движения требовало значительных временных затрат департаментом ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо в адрес начальника отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ФИО1 с просьбой продлить срок выполнения указанных предписаний до ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответа не получено.
В обоснование причин о восстановлении срока на подачу данного заявления приводит необходимость соблюдения режима самоизоляции в целях снижения угрозы распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции.
Представитель административного истца Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика УМВД России по городу Новосибирску ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании представила письменные возражения на административное исковое заявление, представила письменное заявление о пропуске срока на подачу настоящего административного иска (л.д.29-30). Согласно ст.219 Административного кодекса РФ, если не установлены сроки, то административное исковое заявление может быть подано в течении 3 месяцев. В связи с этим считает, что истцом был пропущен срок исковой давности. Доказательств уважительности пропущенного сока не представлено. Пояснила, что в своем административном иске Департамент ссылается на продление сроков выполнения предписаний, но ходатайств такого рода не поступало.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
ДД.ММ.ГГГГ Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска выданы предписания ПП-1/2, ПП-1/3, ПП-1/4, ПП-1/5, ПП-1/6, ПП-1/8, ПП-1/9, ПП-1/10, ПП-1/11, ПП-1/26, ПП-1/27, в которых в целях устранения нарушения ПДД РФ, ФЗ ... «О безопасности дорожного движения», принятым Государственной думой ДД.ММ.ГГГГ, ФЗ ... «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым Государственной думой ДД.ММ.ГГГГ, ФЗ ... «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым Государственной думой ДД.ММ.ГГГГ, приказа Министерства Транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения», СП 42.13330.2017 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», выявленных ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения административного расследования, предложено разработать паспорт и проект организации дорожного движения на участок автодороги на улице Гладкова, Циолковского, ФИО3, Красноводская, Амбулаторная, ФИО4, ФИО5, Спринтерская, Праздничная, Театральная, ФИО6. Установлен срок исполнения предписания – 30 суток с момента получения (л.д.8-18).
Согласно штампа входящего, предписания получены Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что в установленный срок не исполнены предписания, старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД России по городу Новосибирску старшим лейтенантом полиции ФИО2 в отношении Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КОАП РФ. Согласно штампа входящего, протокол №... получен Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответов, полученных из Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска и Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ, проекты организации дорожного движения, свидетельства о государственной регистрации улиц, права оперативного управления, либо права собственности на автомобильные дороги улиц Гладкова, Циолковского, ФИО3, Красноводская, Амбулаторная, ФИО8, ФИО5, Спринтерская, Праздничная, ФИО6, Театральная, отсутствуют, что не соответствует требованиям п.9 раздела 4 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», так как разработка проектов организации дорожного движения входит в список содержания улично-дорожной сети.
Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативных документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентом и другим нормативных документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу положений ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В соответствии с положениями пунктов 6 и 12 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, обязанность по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа возложена на орган местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено осуществление дорожной деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.1 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ... город Новосибирск является муниципальным образованием и наделен Законом Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГN 200-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» статусом городского округа.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно п.2.1 Решения городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ... «О департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска» одной из основных задач Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенных норм права следует, что обязанность организации дорожного движения в городе Новосибирске, в том числе на спорых участках дорог, законом возложена на Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска.
Рассматривая заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока на обжалование предписаний и вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с заявлением о признании предписаний незаконными, суд приходит к выводу, что данный срок был пропущен в отсутствие уважительных на то причин.
Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст. 219 КАС РФ).
Предписания от ДД.ММ.ГГГГ получены Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ. В суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, что следует из штампа почтового отправления (л.д.27), то есть с пропуском срока на обжалование предписаний. Суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока.
Довод представителя административного истца о том, что срок для подачи настоящего административного иска о признании предписаний незаконными пропущен в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, судом отклоняется, поскольку Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса является юридическим лицом, данное административное исковое заявление было направлено посредством почты, заказным письмом с уведомлением, каких-либо уважительных причин для подачи настоящего иска в установленный законом срок истец не привел.
На основании изложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска к Управлению МВД России по г. Новосибирску о признании незаконными предписаний отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.
Судья подпись Р.Н. Сулима
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.