Дело № 2а-379/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2017 года с. Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Першиной Е.А., при секретаре судебного заседания Худяковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района и возложении обязанности организовать транспортное сообщение по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Пинежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района и возложении обязанности организовать транспортное сообщение по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области, обосновав заявленные требования тем, что второй год транспортное сообщение по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области отсутствует, в связи с чем, ему и другим жителям МО «Пиринемское», выезжающим в районный центр – с. Карпогоры, в больницу, в аптеку и по другим жизненно необходимым вопросам, приходится нанимать частный автомобильный транспорт за 1500 рублей в одну сторону, что сопряжено с финансовыми и иными трудностями. На неоднократные обращения с указанным вопросом в различные инстанции, в том числе в администрацию МО «Пинежский муниципальный район», ситуация с транспортным сообщением по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области не решается. Полагает, что администрация МО «Пинежский муниципальный район» бездействует и не выполняет полномочия по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, возложенные на нее законодательством. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Пинежский муниципальный район» в части организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района и обязать администрацию МО «Пинежский муниципальный район» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу организовать транспортное сообщение по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия.
Представить административного ответчика администрации МО «Пинежский муниципальный район» ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что администрацией МО «Пинежский муниципальный район» в 2016-2017 годах, в соответствии с действующим законодательством, проводилась и проводится работа по организации транспортного сообщения по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области, для чего приняты необходимые нормативно-правовые акты, на основании которых, в связи с отказом перевозчиков осуществлять регулярные перевозки по регулируемому тарифу из-за экономической нецелесообразности по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области, в апреле-мае 2017 года проведен конкурс об осуществлении автобусных перевозок по нерегулируемым тарифам по указанному маршруту, однако конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок. Письмами у действующих на территории Пинежского района перевозчиков запрашивались коммерческие предложения для установления тарифов на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, ответы не получены. Неоднократные беседы главы МО «Пинежский муниципальный район» с перевозчиками также результата не дали. Полагал, что администрацией МО «Пинежский муниципальный район» приняты все возможные меры по организации транспортного сообщения по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области, бездействие с ее стороны отсутствует.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу требования ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая - либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «Пинежский муниципальный район», принятого решением Собрания депутатов муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от 04.12.2015 № 455, к вопросам местного значения Пинежского муниципального района относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Пинежского муниципального района.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области с августа 2016 года и до настоящего времени, несмотря на многочисленные обращения жителей МО «Пиринемское», отсутствует транспортное сообщение.
Факт отсутствия транспортного сообщения по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области сроком более года не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела.
Так, согласно представленным в материалы дела обращениям жителей п. Широкое (54 подписи граждан), д. Чешегора (11 подписей граждан), д. Веегора (14 подписей граждан), граждане указанных населенных пунктов МО «Пиринемское» просят депутатов МО «Пиринемское» обратиться в вышестоящие органы с требованием восстановить автобусное сообщение по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры, в связи с тем, что на их неоднократные обращения в администрацию МО «Пиринемское», администрацию МО «Пинежский район», Собрание депутатов МО «Пинежский район» с августа 2016 года вопрос с транспортным сообщением по указанному маршруту не решен (л.д. 5-6, 7, 8).
Истец ФИО1 по вопросу транспортного сообщения по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области 22.02.2017 письменно с заявлением обращался в прокуратуру Пинежского района Архангельской области (л.д. 9).
Как следует из ответа прокурора Пинежского района за №*** от 20.03.2017, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что транспортное обслуживание населения между населенными пунктами д. Веегора – с. Карпогоры отсутствует, в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» транспортные услуги населению указанных населенных пунктов не предоставляются, в связи с чем в адрес администрации МО «Пинежский муниципальный район» внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства (л.д. 10).
Депутат МО «Пиринемское» ФИО1 в июне 2017 года обращался с письмом в адрес администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области по вопросу отсутствия с августа 2016 года по 01 июня 2017 года транспортного сообщения маршруту д. Веегора – с. Карпогоры (л.д. 11).
Согласно ответу исполняющего обязанности министра транспорта Архангельской области от 22.06.2017, организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района, то есть к полномочиям администрации МО «Пинежский муниципальный район», которой после получения экономически обоснованных коммерческих предложений по стоимости проезда по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры будут проведены процедуры по определению подрядчика, с которым будет заключен муниципальный контракт об осуществлении пассажирских перевозок по данному маршруту (л.д. 12).
Из предоставленного в суд отзыва администрации МО «Пинежский муниципальный район» следует, что администрацией МО «Пинежский муниципальный район» в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 13.05.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых на основании указанных Федеральных законов, Постановления администрации МО «Пинежский муниципальный район» от 21.04.2016 № 0334-па, Порядка организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории МО «Пинежский муниципальный район», Положения о реестре муниципальных маршрутов регулярных автобусных перевозок, Порядка организации и проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам, в 2016-2017 годах проводилась работа по организации транспортного сообщения по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области, в апреле-мае 2017 года проведен конкурс об осуществлении автобусных перевозок по нерегулируемым тарифам по указанному маршруту, конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок. Письмами у действующих на территории Пинежского района перевозчиков запрашивались коммерческие предложения для установления тарифов на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, ответы не получены. Неоднократные беседы главы МО «Пинежский муниципальный район» с перевозчиками также результата не дали. Полагает, что администрацией МО «Пинежский муниципальный район» приняты все возможные меры по организации транспортного сообщения по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области, бездействие с ее стороны отсутствует, а также полагает то, что заявителем не представлено доказательств ненадлежащего исполнения вопросов местного значения в части организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 12; ч. 1 ст. 130).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П; определения от 10 апреля 2002 года N 92-О и от 6 марта 2008 года N 214-О-П). Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению всех вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения.
В соответствии с данным Федеральным законом вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 2 ст. 1 Закона).
Вместе с тем закон не позволяет органу местного самоуправления произвольно относится к решению вопросов местного значения, отдавая приоритет одним перед другими, исходя только из целесообразности и финансовых затрат необходимых для их решения. Более того, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности. В противном случае, создавалась бы угроза ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления их конституционных обязанностей, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
По делу достоверно установлен факт отсутствия транспортного сообщения между населенными пунктами д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области, в результате чего нарушаются права на обеспечение транспортной доступности не только постоянно проживающих жителей данных населенных пунктов, но и иных граждан, круг которых является неопределенным.
Принимая во внимание, что организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к полномочиям муниципального района, со стороны администрации МО «Пинежский муниципальный район» достаточных мер по решению данного вопроса местного значения не предпринимается, в связи с чем транспортная доступность к населенным пунктам п. Широкое, д. Чешегора, д. Веегора с августа 2016 года и до настоящего времени не обеспечена, то при указанных обстоятельствах бездействие администрации МО «Пинежский муниципальный район» является незаконным.
Оснований для освобождения ответчика от соблюдения требований федерального законодательства не имеется.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации МО «Пинежский муниципальный район» в части организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района и возложении обязанности на администрацию МО «Пинежский муниципальный район» организовать транспортное обслуживание населения по маршруту д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области.
Принимая во внимание, что для организации транспортного обслуживания требуется проведение предусмотренных законом организационно-правовых мероприятий, суд считает, органу местного самоуправления для исполнения данной обязанности следует предоставить время в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать 300 рублей в счет возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины при подаче в суд административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» по исполнению требований закона об организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Обязать администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать транспортное обслуживание населения между населенными пунктами: д. Веегора – с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области.
Взыскать с администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» в пользу ФИО1 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда путем подачи через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 27 ноября 2017 года.
Судья Е.А. Першина