Дело №2а-379/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2017 года г.Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Калько И.Н.,
при секретаре Яковлевой Ю.И.,
с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Зеленской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное дело по административному иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования, к администрации муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных и физических лиц о порядке осуществления такого сбора и обязании принять меры к организации сбора ртутьсодержащих ламп у населения, их хранению и перевозке,
У С Т А Н О В И Л:
Бологовский межрайонный прокурор, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и муниципального образования, к администрации муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных и физических лиц о порядке осуществления такого сбора и обязании принять меры к организации сбора ртутьсодержащих ламп у населения, их хранению и перевозке. В обоснование заявленных требований указывается, что Бологовской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Тверской области, проведена проверка соблюдения администрацией Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в следующем. Статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено право граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Нормами ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» согласно которой, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.13). Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В силу п.8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда, жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям и окружающей среде, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 681 от 03.09.2010 г. органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. На основании ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» люминесцентные и энергосберегающие лампочки отнесены к веществам 1 класса опасности. В соответствии с п.74 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2011г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по I сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию. По результатам проверки установлено, что администрацией Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области не обеспечена организация надлежащего сбора опасных отходов 1 класса, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления такого сбора не организованно, положение о порядке сбора и накоплений отработанных ртутьсодержащих ламп не разработано, договор на вывозку и утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп не заключен. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от 19.04.2017г. исх.№88. Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области и создает опасность причинения вреда окружающей среде. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Неопределенный круг лиц, в интересах которых направлено административное исковое заявление, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, исковое заявление направлено не только на устранение допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц не может быть определен. На основании изложенного, руководствуясь ст.1,4, ч.1 ст.39, 40,124-126 КАС РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» просит признать бездействие администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области в части непринятия мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора незаконным и возложить на администрацию Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области обязанность по принятию мер к организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения, их хранению и перевозке в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Зеленская А.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик администрация МО «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области, будучи надлежащим образом извещенной о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайств об отложении дела не заявляла.
Выслушав помощника Бологовского межрайонного прокурора Зеленскую А.С., исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Нормами ст.4,22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии частям 1 и 2 ст.8 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с частью 3 ст.14, п.п.18 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч.1 п.14 ст.15 указанного Закона к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Уставом МО «Куженкинское городское поселение» Бологовского района установлено, что к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. (п.19 ст.10).
Таким образом, организация сбора и вывоза отходов и мусора является компетенцией МО «Куженкинское городское поселение», а также организация утилизации бытовых отходов.
Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации
На основании ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» люминесцентные и энергосберегающие лампочки отнесены к веществам 1 класса опасности.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002г. №786, такой вид отходов как ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и бракованные имеют код, т.е. отнесены к первому классу опасности для окружающей среды.
Пунктом 9 ст.10 Федерального закона от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанных положений законодательства об обращении с отходами производства и потребления Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010г. №681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям и окружающей среде.
Согласно указанным Правилам «отработанные ртутьсодержащие лампы» - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01процента.
Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (п.6).
Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора (п.8).
Транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов (п.10).
Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями (п.13).
Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не может осуществляться путем захоронения (п.18).
Обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований (п.19).
По результатам проверки установлено, что администрацией МО «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области не обеспечена организация надлежащего сбора опасных отходов 1 класса, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления такого сбора не организованно, положение о порядке сбора и накоплений отработанных ртутьсодержащих ламп не разработано, договор на вывозку и утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп не заключен.
Указанные обстоятельства подтверждаются информацией администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от 19.04.017г. исх.№88, из содержания которой следует, что: администрацией разработано и утверждено Положение об участии в организации
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию
твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования
Куженкинского городского поселения»; административные регламенты в указанной сфере не приняты; организованы места для сбора ТБО, установлены контейнеры для сбора ТБО в местах массового отдыха граждан, проводится работа по ликвидации несанкционированных свалок, организован своевременный вывоз ТБО; решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, под размещение полигонов для размещения отходов за период 2015 года, истекший период 2017 года не принимались; в 2015 году были обращения в Министерство лесного хозяйства Тверской области по вопросу ликвидации несанкционированной свалки на землях лесного фонда, свалка ликвидирована; в апреле 2015-2017 годов проводились месячники пожарной безопасности на территории МО «Куженкинское городское поселение»; в декабре 2015-2016 годов проводились месячники безопасности на водных объектах на территории МО «Куженкинское городское поселение» в зимний период; в июне 2015-2017 годов проводился месячник безопасности на водных объектах на территории МО «Куженкинское городское поселение» в летний период; сроки проведения 1 месяц, затрачено бюджетных средств – 0; в органы направляются письменные уведомления; целевая программа не разработана; информацией о количестве отходов I и II классов не имеется, количество переработанных отходов – 0.
Административным ответчиком не представлено доказательств надлежащего выполнения предусмотренной законом обязанности по принятию меры к организации сбора ртутьсодержащих ламп у населения, их хранению и перевозке.
Неисполнение административным ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
С учетом вышеприведенных норм права, подлежащих применению, а также установленных по делу обстоятельств, у суда имеются все основания для удовлетворения, заявленные прокурором требований в рамках полномочий, представленных ч.1 ст.39 и ч. 4 ст.218 КАС РФ, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и муниципального образования.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, поскольку ответчиком не представлено доказательств, что указанные действия со стороны администрации предпринимались, а также возложении на администрацию МО «Куженкинское городское поселение» обязанности в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять меры к организации сбора ртутьсодержащих ламп у населения, их хранению и перевозке.
Указанный прокурором срок, по мнению суда, является достаточным для исполнения заявленного требования.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования, к администрации муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных и физических лиц о порядке осуществления такого сбора и обязании принять меры к организации сбора ртутьсодержащих ламп у населения, их хранению и перевозке, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области в части непринятия мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Возложить на администрацию муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области обязанность принять меры к организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения, их хранению и перевозке в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.Н.Калько