ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-379/2023 от 22.08.2023 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-379/2023

10RS0006-01-2023-000374-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 22 августа 2023 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Снетковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бузенкова Павла Сергеевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики о признании незаконным распоряжения и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Бузенков П.С. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

Административный иск мотивирован тем, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) от 04.07.2022 -м/20р административному истцу утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – «земли запаса», вид разрешенного использования – «запас» (п. 1). Также данным распоряжением Министерство согласовало административному истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (п. 3). Согласно п. 3 данного распоряжения предоставление земельного участка возможно в случае обеспечения следующих условий: проведение работ по формированию земельного участка, перевода земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», изменение вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства». Административным истцом осуществлено формирование и постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Ходатайство истца о переводе вышеуказанного земельного участка из состава земель «земли запаса» в состав категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» длительное время не рассматривается, ответ на момент составления административного иска не поступил. Административный истец не согласен с требованием Министерства о возложении на заявителя (истца) обязанности по переводу земельного участка из одной категории в другую и изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Ссылаясь на нормы права, административный истец указал, что вновь образуемый земельный участок, испрашиваемый истцом, в соответствии с Генеральным планом Хийтольского сельского поселения и Правилами землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения полностью расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (СХ), в связи с чем установление категории Министерством – земли запаса, и вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка – запас, а также возложение на истца обязанности по изменению категории и вида разрешенного использования, незаконно.

На основании изложенного, истец просил признать незаконным распоряжение Министерства от 04.07.2022 -м/20р в части установления категории земель «Земли запаса» и вида разрешенного использования «Запас» и возложения на Бузенкова П.С. обязанности по переводу категории земель и изменению вида разрешенного использования земельного участка, а также просил обязать Министерство внести изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р, установив категорию земель «Земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использовании земельного участка «ведение личного подсобного хозяйства», исключить из распоряжения условие предоставления земельного участка - перевод земельного участка из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и изменения вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства»; взыскать с Министерства судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением суда от 26.04.2023 административные исковые заявления Баленкова В.С., Бузенкова П.С. и Чуковой Т.А. по административным делам 2а-262/2023, № 2а-325/2023 и 2а-330/2023 объединены в одно производство.

Определением суда от 16.05.2023 производство по административному исковому заявлению Бузенкова П.С.выделено в отдельное производство.

Административный истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовал. В письменных возражениях на иск указал, что истец обратился в Министерство с заявлением вх. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, в кадастровом квартале , для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании п. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. 04.07.2022 Министерством было принято решение, изложенное в письме .4-21 об утверждении схемы земельного участка на КПТ и предварительном согласовании предоставления истцу испрашиваемого земельного участка в кадастровом квартале , имеющего местоположение: <адрес>, вынесено соответствующее Распоряжение -м/20р от 04.07.2022. 28.07.2023 вновь образованный земельный участок был постановлен на ГКУ с присвоением кадастрового номера . В соответствии с п. 3 Распоряжения, одним из условий предоставления истцу земельного участка является его перевод из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», изменение вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства». С заявленными исковыми требования Министерство несогласно. Ссылаясь на положения действующего законодательства, представитель указал, что с учетом того, что Министерство не располагало информацией о виде разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, поэтому установление вида разрешенного использования вновь образуемого земельного участка возможно только в соответствии с категорией земель – «запас». Таким образом, оспариваемое распоряжение Министерством издано в соответствии с требованиями ст. 39.15 ЗК РФ. Факт постановки истом земельного участка на ГКУ свидетельствует о фактическом признании истцом законности и обоснованности оспариваемого распоряжения. Таким образом, требования административного истца удовлетворению не подлежат. Оспариваемое распоряжение направлено истцу письмом .4-21, датированным 04.07.2022. Исковое заявление истца зарегистрировано в суде 24.04.2023. Таким образом, истцом пропущен срок на обращение в суд с заявленными требованиями. Просил применить последствия пропуска установленного срока на обращение в суд, и отказать в удовлетворении заявленных истом требований в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Хийтольского сельского поселения, Хвойного лесничества Министерства обороны РФ - ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ», ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», Министерства природных ресурсов и экологии по Республике Карелия, Департамента лесного хозайства Северо-Западного Федерального округа, Правительства Республики Карелия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Филиала публично-правовой компании «Роскадастра» по Республике Карелия, Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

От заинтересованного лица, представителя Правительства Республики Карелия, поступил письменный отзыв на иск, в котором представитель указал, что Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 -П утверждено Положение о Министерстве. В силу указанного Положения, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) является исполнительным органом Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Принятие решений об образовании земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к исключительной компетенции Министерства. Упомянутые решения принимаются в виде распоряжений Министерства, в распоряжениях Министерство указывает категорию земель. С учетом вышеизложенного документы, явившиеся основанием для установления категории земель в районе местоположения земельного участка с кадастровыми номерами , в Правительстве Республики Карелия отсутствуют. 09.12.2022 в Министерство поступило ходатайство Бузенкова П.С. о переводе земельного участка с КН из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения. 20.04.2023 распоряжением Правительства Республики Карелия р-П Бузенкову П.С. отказано в переводе земельного участка с кадастровым номером из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану Хийтольского сельского поселения (ч. 4 ст. 3. п. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»). Согласно ответу администрации Лахденпохского муниципального района от 17.01.2023 /ЛАХДЕН-и в соответствии с Генеральным планом земельный участок расположен в функциональной зоне естественного ландшафта. В положении о территориальном планировании Хийтольского сельского поселения, входящем в состав Генерального плана, параметры функциональных зон описаны лишь в части площади, которую занимают функциональные зоны (глава 2 Положения о территориальном планировании). Несмотря на отсутствие четких параметров функциональных зон, их названия указывают на возможность использования земельных участков для определенных целей. Функциональная зона естественного ландшафта не может быть предназначена для сельскохозяйственного использования. Вышесказанное свидетельствует о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану Хийтольского сельского поселения. С учетом вышеизложенного настоящий спор не затрагивает права и интересы Правительства Республики Карелия. Правительство Республики Карелия оставляет принятие окончательного решения на усмотрение суда и просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

От представителя заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Северо-Западного Федерального округа поступил письменный отзыв на иск, в котором представитель указал, что по информации Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в соответствии с данными ГЛР спорный земельный участок с кадастровым номером находится вне земель лесного фонда. В связи с отсутствием возможности направить представителя для участия в судебном заседании, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.

В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика указал на пропуск установленного трехмесячного срока на оспаривание вынесенного Министерством распоряжения.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда (часть 5).

В возражениях на административный иск ответчик ссылается на пропуск истцом срока обращения в суд.

Как следует из искового заявления, истцом обжалуются отдельные пункты распоряжения от 04.07.2022. Указанное распоряжение в полном объеме не обжалуется. При этом, указанным распоряжением предоставление земельного участка поставлено в зависимость от совершения истцом определенных действий, в частности: формирования земельного участка, изменения вида разрешенного использования земельного участка. Материалы дела свидетельствуют, что административным истцом выполнено одно из условий распоряжения Министерства в части формирования земельного участка. И далее, в ходе совершения рекомендуемых Министерством к исполнению действий, истец пришел к выводу о нарушении его прав.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Министерства от 04.07.2022 -м/20р Бузенкову П.С. предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного на кадастровом плане территории, площадью 1 500 кв.м., по адресу: <адрес>, категории земель – «земли запаса», с видом разрешенного использования земельного участка – «запас». Пунктом 3 распоряжения установлено, что предоставление земельного участка возможно в случае обеспечения выполнения следующих условий: проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет; перевода земельного участка из категории земель – «земли запаса» в категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения»; изменения вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

Административным истцом осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера .

Далее, Бузенков П.С. обратился в Министерство с заявлением о переводе земельного участка с КН из категории земель – «земли запаса» в категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения».

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 20.04.2023 р-П Бузенкову П.С. отказано в переводе земельного участка с КН из состава земель «земли запаса» в «земли сельскохозяйственного назначения» в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану Хийтольского сельского поселения.

Бузенков П.С. не согласившись с принятым решением в части установления в вышеуказанном распоряжении категории земель – «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка – «запас», возложения обязанности на административного истца условий о предоставлении земельного участка, обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

Пунктами 9 и 10 ч. 9 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются, в том числе, территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, и категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок.

Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, административный истец указывает на то, что вновь образуемый участок в соответствии с Генеральным планом Хийтольского сельского поселения, Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения, полностью расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (СХ), в связи с чем, установление Министерством категории земель – «земли запаса» и вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка – «запас», а также возложение на него (истца) обязанности по изменению категории и вида разрешенного использования, незаконно.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст.ст. 1, 7, 42 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В соответствии с п. 9 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

ГрК РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и поверхностью земельных участков и используется вы процессе их застройки последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использовании земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Из материалов дела следует, что административный истец, руководствуясь п. 3 распоряжения Министерства от 04.07.2022 -м/20р, провел работы по формированию земельного участка и осуществил его постановку на государственный кадастровый учет, с присвоением земельному участку кадастрового номера (далее КН) .

Сведения ЕГРН содержат сведения о земельном участке с КН , дата присвоения кадастрового номера 28.07.2022, площадь 1 500 кв.м., расположен: <адрес>; категория земель «земли запаса», вид разрешенного использования – «запас», сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что для земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории которых сформирован земельный участок с КН , ранее была установлена категория «земли запаса». То есть, категория земель «земли запаса» для данного земельного участка первично установлена именно распоряжением Министерства от 04.07.2022 -м/20р.

Из ответа филиала ФГКУ «УЛХиП» Хвойного лесничества Минобороны России следует, что земельный участок с КН не входит в границы Хвойного лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России (л.д. 73).

Как следует из ответа на запрос суда Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, земельный участок с КН располагается за границами земель лесного фонда (л.д. 63,65).

Решением Совета Хийтольского сельского поселения от 21.02.2014 № 4/4-3 утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения.

Как указал представитель Правительства Республики Карелия, Бузенову П.С. отказано в переводе земельного участка с КН из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану Хийтольского сельского поселения. Со ссылками на нормы закона указал, что согласно представленной администрацией Лахденпохского муниципального района информации, выраженной в письме от 17.01.2023 /ЛАХДЕН-и, согласно карте функциональных зон Хийтольского сельского поселения, входящий в состав Генерального плана, земельный участок расположен в функциональной зоне естественного ландшафта. В положении о территориальном планировании ХСП, входящем в состав Генерального плана, параметры функциональных зон описаны лишь в части площади, которую занимают функциональных зоны. Вышесказанное свидетельствует о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка Генеральному плану (л.д. 50-52).

Согласно ответу администрации Лахденпохского муниципального района на запрос суда, земельный участок с КН расположен в функциональной зоне естественного ландшафта. Параметры функциональной зоны не установлены.

В целях полного и объективного рассмотрения для получения независимого заключения относительно расположения земельного участка в той или иной функциональной зоне, судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

В соответствии с заключением эксперта, составленным ООО «Нордгеострой», в соответствии с Генеральным планом Хийтольского сельского поселения Лахдепохского муниципального района Республики Карелия, утвержденным Решением Совета Хийтольского сельского поселения от 21.02.2014 М 4/4-3, земельный участок с КН относится к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения, и расположен в территориальной зоне объектов сельскохозяйственного назначения СХЗ-3, т.е. за пределами территорий зоны «Зоны естественного ландшафта».

Оснований сомневаться в достоверности указанного заключения у суда не имеется, поскольку оно содержит развернутые, логичные, исключающие двоякое толкование ответы на поставленные судом вопросы, исследования произведены экспертом в соответствии с нормативными и методическими документами, указанными в заключении. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Материалы дела свидетельствуют, что оспариваемое распоряжение издано на основании заявления Бузенкова П.С. от 25.04.2023 (вх. от 29.04.2022), который просил предварительно согласовать предоставление земельного участка для цели использования «личное подсобное хозяйство».

Рассматривая указанное заявление Бузенкова П.С., Министерство пришло к выводу о предварительном согласовании Бузенкову П.С. предоставления земельного участка, указанного в п. 1 распоряжения, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, с одновременным установлением категории земель для данного участка «земли запаса».

В адрес административного ответчика судом направлялся запрос с целью разъяснения причин выбора для данного участка такой категории земель, как «земли запаса», а также с указанием конкретных причин невозможности установления для данного земельного участка категории земель «земли сельскохозяйственного назначения».

Вместе с тем, соответствующих конкретных разъяснений на данные запросы суда от Министерства не поступило. В ответе на запрос представитель лишь указал, что в соответствии со ст. 13 ФЗ-172 перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель. 20.04.2023 распоряжением Правительства Республики Карелия № З76р-П отказано Бузенкову П.С. в переводе земельного участка с кадастровым номером в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану Хийтольского сельского поселения. В непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером расположен земельный участок с кадастровым номером , который относится к категории «земли лесного фонда», земельный участок с кадастровым номером относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения» (л.д. 84).

Доказательства того, что для территории, на которой расположен спорный земельный участок ранее была установлена категории земель «земли запаса», равно как и доказательства необходимости установления для данного земельного участка категории «земли запаса» в материалы дела не представлены.

Действительно, частью 10 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.

Вместе с тем, по смыслу изложенной нормы, указание в распоряжении на необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка необходимо в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны.

В рассматриваемом случае доказательств несоответствия цели использования спорного земельного участка «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» территориальной или функциональной зонам, установленным Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения, не имеется. Напротив, согласно Генеральному плану и Правилами землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения земельный участок с КН расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения.

Более того, в данной норме указано, что в решении о предварительном согласовании земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую, если цель использования не соответствует ранее установленной категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию, а также не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок.

Вместе с тем, для данного земельного участка категория земель ранее не была установлена. Первично категория земель установлена именно оспариваемым распоряжением.

Суд приходит к выводу, что фактически, выбирая по своему усмотрению для образуемого по заявлению истца земельного участка категорию земель «земли запаса», Министерство искусственно, без всяких к тому оснований создало такую ситуацию, когда использование данного земельного участка является возможным только после перевода его в другую категорию, и соответственно, после изменения вида разрешенного использования земельного участка, возложив при этом обязанность по совершению указанных действий на истца Бузенкова П.С.

Меду тем, как отмечено в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности). Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).

При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.

Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.

Указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации не были учтены административным ответчиком при издании оспариваемого распоряжения.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса (п. 1). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (п. 2).

В соответствии со статьей 80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения животноводства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» установлено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

Постановлением главы местного самоуправления Лахденпохского района от 18.04.2001 № 355 «Об изъятии земель у АОЗТ «Застава» в связи с ликвидацией предприятия» земельные участки общей площадью 1701 га (1560 га – пашни, их них мелиорированной – 1555 Га, под канавами и ручьями – 141 Га,) изъяты АОЗТ «Застава» и переданы в Фонд перераспределения.

Из ответа на запрос суда филиала ППК «Роскадастр» по Республике Карелия от 10.05.2023 следует, что земельный участок с КН находится на бывших землях Совхоза «Застава» и относятся к земельным участкам, передаваемым в Фонд перераспределения земель администрации Лахденпохского района.

Таким образом, земельный участок с КН включен в Фонд перераспределения земель (земли которого отнесены к землям сельскохозяйственного назначения) и не может иметь категорию земель «земли запаса» и вид разрешенного использования «запас».

Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Учитывая, что доказательств необходимости установления для спорного земельного участка категории земель «земли запаса» и вида разрешенного использования «запас» в материалах дела отсутствуют и административным ответчиком никак не обосновано, суд приходит к выводу, что в данной части оспариваемое распоряжение нельзя признать законным.

Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, в связи с чем, оспариваемое распоряжение Министерства от 04.07.2022 -м/20р в части установления категории земель – «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка «запас», а также возложения в связи с установлением такой категории на Бузенкова П.С. обязанности по переводу земельного участка из категории земель – «земли запаса» в категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения», нельзя признать законным.

Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению путем возложения на административного ответчика в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обязанности устранения допущенных в оспариваемом распоряжении нарушений путем повторного рассмотрения заявления Бузенкова П.С. от 25.04.2023 (вх. от 29.04.2022) в части установления в оспариваемом распоряжении категории земель для спорного земельного участка и его вида разрешенного использования.

Также суд приходит к выводу, что при установленных по делу обстоятельствах, с учетом возложения на Министерство обязанности повторного рассмотрения заявления Бузенкова П.С. в части установления в оспариваемом распоряжении категории земель для спорного земельного участка и его вида разрешенного использования, само по себе наличие распоряжение Правительства Республики Карелия от 20.04.2023 р-П об отказе Бузенкову П.С. в переводе земельного участка с КН из категории земель «Земли запаса» в категорию земель «Земли сельскохозяйственного назначения» правового значения для рассмотрения по существу заявленных требований истца не имеет, его прав не нарушает.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 04.07.2022 -м/20р в части установления категории земель – «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка «запас» с условием предоставления земельного участка после изменения категории земельного участка.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Бузенкова Павла Сергеевича от 25.04.2022 (вх. от 29.04.2022) в части установления в распоряжении от 04.07.2022 -м/20р категории земель и вида разрешенного использования земельного участка по заявлению Бузенкова П.С. от 29.04.2022 вх. .

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Бузенкова Павла Сергеевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.В. Жданкина

Мотивированное решение составлено 05.09.2023.