Дело № 2а-37/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 января 2018 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Шерягиной С.Н.,
при секретаре Борисовой И.А.,
с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю.,
представителя административного ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Устьянский муниципальный район» об устранении нарушений в сфере градостроительного законодательства,
установил:
прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Устьянский муниципальный район» с административным иском, в котором просит признать бездействие администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по разработке программ комплексного развития систем транспортной инфраструктуры в МО "Синицкое", МО "Шангальское", программ комплексного развития систем социальной инфраструктуры в МО "Березницкое", МО "Бестужевское", МО "Дмитриевское", МО "Илезское", МО "Киземское", МО "Лойгинское", МО "Малодорское", МО "Плосское", МО "Ростовско-Минское", МО "Синицкое" МО "Строевское", МО "Череновское", МО "Шангальское" незаконным, возложить на администрацию МО "Устьянский муниципальный район" организовать и обеспечить разработку программ комплексного развития систем транспортной инфраструктуры в МО "Синицкое", МО "Шангальское" в срок до 1 апреля 2018 года, программ комплексного развития систем социальной инфраструктуры в МО "Березницкое", МО "Бестужевское", МО "Дмитриевское", МО "Илезское", МО "Киземское", МО "Лойгинское", МО "Малодорское", МО "Плосское", МО "Ростовско-Минское", МО "Синицкое", МО "Строевское", МО "Череновское", МО "Шангальское" в срок до 1 июня 2018 года. В обоснование иска указал, что в нарушение требований п.20 ч.1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 и п. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программа комплексного развития систем транспортной инфраструктуры в МО "Синицкое", МО "Шангальское", программа комплексного развития систем социальной инфраструктуры в МО "Березницкое", МО "Бестужевское", МО "Дмитриевское", МО "Илезское", МО "Киземское", МО "Лойгинское", МО "Малодорское", МО "Плосское", МО "Ростовско-Минское", МО "Синицкое", МО "Строевское", МО "Череновское", МО "Шангальское" административным ответчиком в установленном законом порядке не разработаны и представительным органом не утверждены. Отсутствие программ комплексного развития социальной инфраструктуры не позволяет в полной мере осуществлять мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, что влечет за собой угрозу возникновения нарушений прав граждан на обеспечение и доступность объектов социальной инфраструктуры в сельских поселениях. Отсутствие программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений не позволяет в полной мере осуществлять мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения и реализовывать возложенные законодательством обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения, что создает дополнительные предпосылки к совершению дорожно - транспортных происшествий с тяжкими последствиями, а, значит, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд с соответствующим заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора Летавина А.Ю. административные исковые требования поддержала в полном объеме, привела доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» ФИО1 иск не признала, полагает, что программы комплексного развития должны быть разработаны сельскими поселениями, поскольку генеральные планы были разработаны в 2014-2015 г.г.
Заслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, изучив письменные доказательства и иные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 6.1 ч. 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесено вступившее с 1 января 2015 года изменение в части дополнения полномочий органов местного самоуправления по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.
На основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы об утверждении генеральных планов поселений, утверждении подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории с 01 января 2016 года решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Аналогичные положения закреплены в ст.10 Устава МО «Устьянский муниципальный район».
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом МО «Устьянский муниципальный район» предусмотрено, что органы местного самоуправления района вправе заключать с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав района, соглашения о передаче осуществления части полномочий поселениям за счет межбюджетных трансфертов.
Такого соглашения по передаче полномочий в части разработки генеральных планов, программ развития систем социальной и транспортной инфраструктуры сельских поселений суду не предоставлено.
Таким образом, разработкой и утверждением программ развития систем социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры сельских поселений, находящихся на территории района, должны заниматься органы местного самоуправления муниципальных районов.
Понятие программ комплексного развития систем указанных инфраструктур, а также некоторые положения, касающиеся их разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с п. 27 и 28 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта.
Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения.
Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.
Иначе говоря, указанные программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры в форме отдельного документа являются своеобразным продолжением (приложением) генеральных планов поселений и городских округов.
Требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 N 1440.
Согласно п. 3 указанных Требований программа должна обеспечивать:
а) безопасность, качество и эффективность транспортного обслуживания населения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность (далее - субъекты экономической деятельности), на территории поселения, городского округа;
б) доступность объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования поселения или нормативами градостроительного проектирования городского округа;
в) развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении, субъектов экономической деятельности - в перевозке пассажиров и грузов на территории поселений и городских округов (далее - транспортный спрос);
г) развитие транспортной инфраструктуры, сбалансированное с градостроительной деятельностью в поселениях, городских округах;
д) условия для управления транспортным спросом;
е) создание приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности;
ж) создание приоритетных условий движения транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам;
з) условия для пешеходного и велосипедного передвижения населения;
и) эффективность функционирования действующей транспортной инфраструктуры.
В случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программы в отношении таких сельских поселений подлежат разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района (п.4).
Органы местного самоуправления сельских поселений могут осуществлять разработку и утверждение программ в случае, если соответствующие вопросы местного значения закреплены за такими сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
В случае если представительным органом местного самоуправления сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации принято решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана, то программа такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит (п. 4).
Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений определены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1050.
В соответствии с п. 3 данных Требований программа обеспечивает:
а) безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа;
б) доступность объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа для населения поселения, городского округа в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;
в) сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры поселения, городского округа;
г) достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;
д) эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры.
В случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программа в отношении такого сельского поселения подлежит разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района.
Органы местного самоуправления сельских поселений могут осуществлять разработку и утверждение программ в случае, если соответствующие вопросы местного значения закреплены за такими сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений (п.4).
В случае если представительным органом местного самоуправления сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации принято решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана сельского поселения, то программа в отношении такого сельского поселения не подлежит разработке и утверждению (п.5).
В силу ст.ст. 30, 31 Устава муниципального образования «Устьянский муниципальный район» администрация Устьянского муниципального района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Устьянского муниципального района, которая в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Устьянского муниципального района, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Устьянского муниципального района федеральными законами и законами Архангельской области.
Администрация Устьянского муниципального района на основании указанных полномочий отвечает за разработку программ.
Утверждение программ находится в компетенции представительного органа местного самоуправления.
Как следует из ответа главы администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 13 декабря 2017 года в адрес прокурора района, программы комплексного развития систем транспортной инфраструктуры поселений МО «Синицкое», МО «Шангальское», не утверждены. Программы комплексного развития систем социальной инфраструктуры не утверждены ни для одного из сельских поселений, решения об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов не принимались. Из ответа также следует, что генеральные планы МО «Дмитриевское», МО «Киземское», МО «Строевское», МО «Шангальское» утверждены в 2014 году, МО «Березницкое», МО «Бестужевское», МО Илезское», МО «Лойгинское», МО «Малодорское», МО «Плосское», МО «Ростовско-Минское», МО «Синицкое», МО «Череновское» утверждены в 2015 году. Программы комплексного развития систем транспортной инфраструктуры МО «Березницкое», МО «Бестужевское», МО «Дмитриевское», МО Илезское», МО «Киземское», МО «Лойгинское», МО «Малодорское», МО «Плосское», МО «Ростовско-Минское», МО «Строевское», МО «Череновское» утверждены в октябре-ноябре 2017 года.
Между тем и до настоящего времени программы комплексного развития систем транспортной инфраструктуры поселений МО «Синицкое», МО «Шангальское» и социальной инфраструктуры указанных в иске поселений в установленном законом порядке администрацией МО «Устьянский муниципальный район» не разработаны и представительным органом не утверждены.
Данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспариваются.
Отсутствие программ комплексного развития систем транспортной и социальной инфраструктуры сельских поселений препятствует реализации генерального плана поселений и развитию муниципальных образований.
Отсутствие программ комплексного развития социальной инфраструктуры не позволяет в полной мере осуществлять мероприятия но проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, что влечет за собой угрозу возникновения нарушений прав граждан на обеспечение и доступность объектов социальной инфраструктуры в сельских поселениях.
Отсутствие программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений не позволяет в полной мере осуществлять мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения и реализовывать возложенные законодательством обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения, что создает дополнительные предпосылки к совершению дорожно - транспортных происшествий с тяжкими последствиями, а, значит, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отсутствие утвержденных программ комплексного развития систем транспортной инфраструктуры в МО "Синицкое", МО "Шангальское", программ комплексною развития систем социальной инфраструктуры в МО "Березницкое", МО "Бестужевское", МО "Дмитриевское", МО "Илезское", МО "Киземское", МО "Лойгинское", МО "Малодорское", МО "Плосское", МО "Ростовско-Минское", МО "Синицкое", МО "Строевское", МО "Череновское", МО "Шангальское" свидетельствует о невыполнении административным ответчиком своих обязанностей, регламентированных законом, Уставом МО «Устьянский муниципальный район».
В связи с вышеизложенным, требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО "Устьянский муниципальный район", выразившееся в непринятии мер по разработке программ комплексного развития систем транспортной инфраструктуры в МО "Синицкое", МО "Шангальское", программ комплексною развития систем социальной инфраструктуры в МО "Березницкое", МО "Бестужевское", МО "Дмитриевское", МО "Илезское", МО "Киземское", МО "Лойгинское", МО "Малодорское", МО "Плосское", МО "Ростовско-Минское", МО "Синицкое" МО "Строевское", МО "Череновское", МО "Шангальское" суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.3 ст. 227 КАС РФ случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Для устранения нарушений суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора и возложить обязанность на администрацию МО "Устьянский муниципальный район организовать и обеспечить разработку программ комплексного развития систем транспортной инфраструктуры в МО "Синицкое", МО "Шангальское", программ комплексного развития систем социальной инфраструктуры в МО "Березницкое", МО "Бестужевское", МО "Дмитриевское", МО "Илезское", МО "Киземское", МО "Лойгинское", МО "Малодорское", МО "Плосское", МО "Ростовско-Минское", МО "Синицкое" МО "Строевское", МО "Череновское", МО "Шангальское"
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Прокурор Устьянского района просит установить сроки для исполнения решения.
Административный ответчик не возражал против установления указанных сроков исполнения решения суда.
В соответствии с п. 5.1, п 5.3 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.
Проекты программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней до их утверждения.
Учитывая, что на подготовку необходимых документов, требуется время, суд полагает указанный ответчиком срок для устранения выявленных нарушений при сложившихся обстоятельствах разумным и способствующим реальному исполнению решения суда, поэтому устанавливает указанный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не полежит взысканию с администрации МО «Устьянский муниципальный район».
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление прокурора Устьянского района Архангельской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО "Устьянский муниципальный район, выразившееся в непринятии мер по разработке программ комплексного развития систем транспортной инфраструктуры в МО "Синицкое", МО "Шангальское", программ комплексного развития систем социальной инфраструктуры в МО "Березницкое", МО "Бестужевское", МО "Дмитриевское", МО "Илезское", МО "Киземское", МО "Лойгинское", МО "Малодорское", МО "Плосское", МО "Ростовско-Минское", МО "Синицкое", МО "Строевское", МО "Череновское", МО "Шангальское".
Обязать администрацию МО "Устьянский муниципальный район» до 01 апреля 2018 года организовать и обеспечить разработку программ комплексного развития систем транспортной инфраструктуры в МО "Синицкое", МО "Шангальское",
Обязать администрацию МО "Устьянский муниципальный район» до 01 июня 2018 года организовать и обеспечить разработку программ комплексного развития систем социальной инфраструктуры в МО "Березницкое", МО "Бестужевское", МО "Дмитриевское", МО "Илезское", МО "Киземское", МО "Лойгинское", МО "Малодорское", МО "Плосское", МО "Ростовско-Минское", МО "Синицкое", МО "Строевское", МО "Череновское", МО "Шангальское".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд Архангельской области.
Судья С.Н. Шерягина
Мотивированное решение изготовлено 11 января 2018 года