№2а-37/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Дульдурга 18 февраля 2019 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Замиеновой О.В.,
с участием представителя административного истца некоммерческой социально-ориентированной организации – Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» ФИО2,
представителя административного ответчика администрации муниципального района «Дульдургинский район» ФИО4, действующей на основании доверенности от 03.05.2018г.,
при секретаре Суюшкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело № 2а –37/ 2019 по административному исковому заявлению некоммерческой социально-ориентированной организации – Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» к главе администрации муниципального района «Дульдургинский район» ФИО1 и администрации муниципального района «Дульдургинский район» о признании ненормативно-правового акта- постановления администрации муниципального района «Дульдургинский район» от 27.07.2018г. №289-п «О внесении изменений в постановление №457-п от 16.08.2016г. «О передаче муниципального имущества муниципального района «Дульдургинский район» в безвозмездное пользование некоммерческой организации – Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Некоммерческая социально-ориентированная организация – Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» обратилась в суд, с вышеуказанным иском мотивируя следующим:
Постановлением административного ответчика-1 - главы муниципального района «Дульдургинский район» ФИО5 от 27.07.2018г № 289-п «О внесении изменений в постановление № 457-п от 16.08.2016г «О передаче муниципального имущества муниципального района «Дульдургинский район» в безвозмездное пользование некоммерческой организации - Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» исключен пункт 5 названного постановления, которым фактически административный ответчик исключен из муниципального реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, оказываемой администрацией муниципального района «Дульдургинский район» некоммерческой организации - Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай». Место вынесения оспариваемого постановления: <...>.
В вышестоящие муниципальные и/или государственные органы, в порядке подчиненности, жалобы по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении, не подавались.
Основанием вынесения оспариваемого постановления административным ответчиком- 1 послужило: устранение нарушений законодательства о некоммерческих организациях, защите конкуренции, муниципальной собственности.
Оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует в том числе Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Постановлением административного ответчика-2 от 16.08.2016г № 456-п «О муниципальном реестре социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, оказываемой администрацией муниципального района «Дульдургинский район» образована комиссия, утверждены порядок включения социально ориентированных организаций в муниципальный реестр и форма реестра.
Административный истец 16.08.2016г. включен в муниципальные реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, оказываемой администрацией муниципального района «Дульдургинский район» за номером 1.
Статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрен порядок и механизм контроля за деятельность НКО, а статьей 33 ответственность НКО за нарушение норм упомянутого Федерального закона.
Таким образом, в отсутствие законным образом установленного несоответствия административного истца требованиям, предъявляемым к такого рода НКО, в отсутствие законной административной процедуры выявления проступков (правонарушений, преступлений) совершенных административным истцом, в отсутствие судебных актов, вступивших в законную силу, которыми устанавливаются ограничения в деятельности административного истца, оспариваемый нормативный акт противоречит указанному выше Федеральному закону.
Не смотря на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт непосредственно затрагивает права и интересы административного истца, влияет на его идентификацию и самоидентификацию, на правовое положение во взаимоотношениях с органами государственной власти и контрагентами, административные ответчики утаили от административного истца факт издания такового. О существовании данного постановления стало известно в ходе рассмотрения дела № А78-12593/2018 арбитражным судом Забайкальского края, когда оно было предъявлено административным ответчиком-2.
Административный истец полагает правильным исчислять срок подачи административного искового заявления с 05.12.2018г.
просит суд:
признать недействительным ненормативный правовой акт - постановление главы муниципального района «Дульдургинский район» ФИО5 от 27.07.2018г № 289-п «О внесении изменений в постановление № 457-п от 16.08.2016г «О передаче муниципального имущества муниципального района «Дульдургинский район» в безвозмездное пользование некоммерческой организации - Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай», с момента вынесения.
В своем возражении на заявленные административные исковые требования административный ответчик – глава Муниципального района ФИО5 указал, что администрацией муниципального района «Дульдургинский район» утвержден порядок включения социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, оказываемой администрацией муниципального района «Дульдургинский район» постановлением администрации от 16 августа 2016 года № 456-п.
03 июля 2018 года в адрес администрации района поступило представление прокуратуры Забайкальского края № 07-1-11-2018/168 об устранении нарушений законодательства о некоммерческих организациях, защите конкуренции, муниципальной собственности.
Прокуратурой Забайкальского края проведена проверка исполнения администрацией района законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой выявлены нарушения закона. Установлено, что администрацией района и Фондом 16 августа 2016 года заключен договор безвозмездного пользования имуществом. Согласно пункту 1.1 договора администрация района передала фонду в безвозмездное пользование недвижимое имущество, расположенное по адресу: Забайкальский край Дульдургинский район источник «Алханай», балансовой стоимостью 35,6 млн.рублей, а также движимое имущество балансовой стоимостью 1,9 млн. рублей в состоянии, пригодном для использования их по назначению.
Прокуратурой Забайкальского края в представлении указано, что договор безвозмездного пользования имуществом заключен с нарушением требований Федерального закона РФ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции».
Также указано следующее:
Учитывая, что уставные цели и виды деятельности фонда не отвечают признаку социальной ориентированности, так как они не направлены на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации, и не относятся к видам деятельности, предусмотренным пунктом 1 статьи 31.1 Закона о защите конкуренции, обязательное условие возможности предоставления имущества без проведения торгов администрацией района не соблюдено.
Согласно статьи 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
В представлении прокуратуры Забайкальского края указано, что администрацией района не соблюден порядок, предусмотренный статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Также у Администрации района отсутствовали основания для передачи фонду имущества по договору безвозмездного пользования имуществом без проведения конкурса или аукциона также и в порядке предоставления муниципальной преференции.
В нарушение пункта 7 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях имущество, переданное фонду, администрацией района не включено в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц. Такой перечень имущества администрацией района до заключения договора безвозмездного пользования имуществом не утверждался, не опубликовывался в СМИ и не размещался в сети Интернет на официальном сайте администрации района.
В нарушение пункта 5 Порядка включения социально ориентированных некоммерческих организации в муниципальный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, оказываемой администрацией района, утвержденного постановлением администрации района от 16.08.2016 года № 456-п, решение о включении Фонда в указанный реестр произведено без рассмотрения документов, подтверждающих реализацию Фондом общественно полезных (социальных) проектов на территории района и осуществление им активной социальной деятельности. Фондом указанные документы в комиссию по определению социально ориентированных некоммерческих организаций не предоставлялись.
Во исполнение представления прокуратуры Забайкальского края администрацией района указанное представление было рассмотрено с представителя прокуратуры Забайкальского края и сотрудников администрации района, и дан ответ в установленный в представлении срок. Со стороны администрации в целях устранения допущенных нарушений законодательства приняты конкретные меры, в том - числе издано постановление № 289-п от 27.07.2018 года. Данным постановлением исключен пункт 5 «внести некоммерческую организацию — Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» в реестр социально- ориентированных организаций Дульдургинского района Забайкальского края» Постановления № 457-п от 16 августа 2016 года «О передаче муниципального имущества муниципального района «Дульдургинский район» в безвозмездное пользование некоммерческой организации - Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай», как не соответствующий законодательству Российской Федерации и существующим положениям муниципального района «Дульдургинский район».
В июле 2018 года Первым заместителем прокурора Забайкальского края, государственным советником юстиции 3 класса ФИО3 подано исковое заявление в порядке ст. 52 АПК РФ в Арбитражный суд Забайкальского края, действующего в интересах муниципального образования муниципальный район «Дульдургинский район» в лице Совета муниципального района «Дульдургинский район» к:
администрации муниципального района «Дульдургинский район»
Фонду поддержки и развития «Национальный парк «Алханай»
о признании недействительным договора безвозмездного пользования имуществом и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
21 января 2019 года Арбитражным судом Забайкальского края вынесено решение (дело № А78-12593/2018) о признании недействительным договора безвозмездного пользования имуществом, заключенный 16.08.2016 между Администрацией муниципального района «Дульдургинский район» и Фондом поддержки и развития «Национальный парк «Алханай». Также применены последствия недействительности сделки.
На странице 11 указанного решения Арбитражного суда Забайкальского края значится, что по результатам рассмотрения представления доводы прокурора признаны обоснованными, постановлением администрации муниципального района «Дульдургинский район» от 27.07.2018 года № 289-п исключен пункт 5 постановления № 457-п от 16.08.2016 года, которым Фонд был признан социально ориентированной организацией и включен в соответствующий перечень. Данный порядок соответствует требованиям ст. 24 ФЗ РФ «О прокуратуре».
С учетом вышеизложенного полагает, что основания для отмены или признания постановления администрации района № 289-п от 27.07.2018 года не имеются, просит суд:
В удовлетворении административного искового заявления некоммерческой социально-ориентированной организацией - Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» к Главе администрации муниципального района «Дульдургинский район» ФИО1 и администрации муниципального района «Дульдургинский район» о признании ненормативного правого акта № 289-п от 27.07.2018 года недействительным - отказать.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и суду показал, что вынесенное 21.01.2019г. Арбитражным судом Забайкальского края решение о признании недействительным договора безвозмездного пользования имуществом, заключенный 16.08.2016 между Администрацией муниципального района «Дульдургинский район» и Фондом поддержки и развития «Национальный парк «Алханай» обжаловано им и не вступило в законную силу. Постановление главы муниципального района «Дульдургинский район» ФИО5 от 27.07.2018г № 289-п «О внесении изменений в постановление № 457-п от 16.08.2016г «О передаче муниципального имущества муниципального района «Дульдургинский район» в безвозмездное пользование некоммерческой организации - Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» вынесено незаконно, так как нарушена процедура его вынесения. Для вынесения постановление об исключении некоммерческой организации из реестра социально-ориентированных организаций Дульдургинского района должна была собрана комиссия и на основании решения комиссии вынесено решение. Кроме того указанное постановление не было опубликовано и не выставлено в сети интернет.
Представитель административного ответчика администрации МР «Дульдургинский район» по доверенности ФИО4 исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в возражении на заявленные административные исковые требования и суду пояснила, что первоначальный договор на передачу муниципального имущества в аренду заключенный 16.08.2016 между Администрацией муниципального района «Дульдургинский район» и Фондом поддержки и развития «Национальный парк «Алханай» был заключен незаконно, без соблюдении требований законодательства.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Как указано в ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального района «Дульдургинский район» №457-п от 16.08.2016г. некоммерческой организации - Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» администрацией МР «Дульдургинский район» было передано муниципальное имущество в безвозмездное пользование. Согласно п. 5 вышеуказанного постановления некоммерческая организация - Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» включена в реестр социально-ориентированных организаций Дульдургинского района Забайкальского края.
Постановлением главы администрации муниципального района «Дульдургинский район» №289-п от 27.07.2018г. ФИО5 п. 5 постановления №457-п от 16 августа 2016 года исключен.
В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях " о некоммерческих организациях, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально-ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих
организаций.
Согласно пункту 2.1 статьи 2 названного Федерального закона социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Из пункта 2 статьи 31.1 того же закона, следует, что для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 устава административного истца предусмотрены цели привлечение на условиях целевого финансирования финансовых ресурсов государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих организаций, частных лиц и других обществ и организаций, направленных на: содействие национальному и религиозному согласию между народами России, религиями и конфессиями, межнациональному сотрудничеству, сохранению и защите самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; сохранение историко-культурных социально значимых культовых объектов (буддийских святынь, храмов и других религиозных объектов) в Национальном парке «Алханай»; создание и организация общественного движения за здоровую и благоприятную экологическую обстановку в России в целом, и на территории Национального парка «Алханай», в частности; возрождение и сохранение культурного и духовного наследия природного комплекса «Алханай»; пропаганду экологических знаний и экологическое просвещение населения; популяризацию, организация и развитие экологического туризма, здорового образа жизни, а также бережного отношения к природе; оказание содействия в эколого-гуманитарной, просветительской, научно-технической и природоохранной деятельностях национальному парку; организацию досуга молодёжи и школьников.
Пунктом 6 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению. Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг меры имущественной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки (статья 31.2, пункт 4).
Информация, содержащаяся в реестрах социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (статья 31.2, пункт 4).
Из положения о комиссии по определению социально ориентированных некоммерческих организаций, которым может быть оказана поддержка администрацией муниципального района «Дульдургинский район», следует, что комиссия образуется постановлением администрации муниципального района «Дульдургинский район» для рассмотрения вопросов о целесообразности оказания социально ориентированным некоммерческим организациям администрацией района поддержки и включения социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, оказываемой администрацией района (далее - реестр).
Состав Комиссии и положение о ней утверждается постановлением администрации.
К полномочиям Комиссии относится:
- рассмотрение заявлений социально ориентированных некоммерческих организаций об оказании поддержки администрацией района;
- принятие решения об оказании социально ориентированным некоммерческим организациям поддержки администрацией и включении социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр;
принятие решения об исключении социально ориентированной некоммерческой организации из реестра.
Председатель Комиссии:
созывает заседания Комиссии;
назначает дату очередного заседания Комиссии;
открывает и ведет заседания Комиссии;
подписывает протокол заседания Комиссии.
Секретарь Комиссии:
осуществляет подготовку заседаний Комиссии, в том числе извещает членов Комиссии о дате, времени и месте проведения заседания не менее чем за два рабочих дня до его начала;
оформляет и подписывает протокол заседания Комиссии.
Члены комиссии:
присутствуют на заседаниях Комиссии;
участвуют в принятие решений по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;
выступают по вопросам повестки дня на заседаниях Комиссии.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в год.
Заседания Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа ее членов.
Решение Комиссии принимается простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.
Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем Комиссии.
Доказательств того, что при вынесении постановления от 27.07.2018г № 289-п «О внесении изменений в постановление № 457-п от 16.08.2016г «О передаче муниципального имущества муниципального района «Дульдургинский район» в безвозмездное пользование некоммерческой организации - Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» главой муниципального района «Дульдургинский район» ФИО5 были учтены результаты голосования комиссии по определению социально ориентированных некоммерческих организаций, которым может быть оказана поддержка администрацией муниципального района «Дульдургинский район», суду не представлено.
Ссылка в своем возражении административного ответчика на не вступившее в законную силу решения Арбитражного суда Забайкальского края от 21.01.2019г. по делу N А78-12593/2018 судом не принимается, поскольку оно не имеет преюдициального значения для рассматриваемого гражданского дела.
Следовательно, постановление от 27.07.2018г № 289-п вынесено без созыва заседания вышеуказанной комиссии, без принятия решения об исключении социально ориентированной некоммерческой организации из реестра. Таким образом, вынесенное главой МР «Дульдургинский район» постановление не соответствует требованиям Положения. В связи с существенным нарушением порядка проведения процедуры принятия решения, вышеуказанное постановление нельзя признать законным. Доказательств в подтверждение соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, как того требуют положения пункта 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, административными ответчиками суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив представленные материалы в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования административного истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования некоммерческой организации - Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай», удовлетворить.
признать недействительным ненормативный правовой акт - постановление главы муниципального района «Дульдургинский район» ФИО5 от 27.07.2018г № 289-п «О внесении изменений в постановление № 457-п от 16.08.2016г «О передаче муниципального имущества муниципального района «Дульдургинский район» в безвозмездное пользование некоммерческой организации - Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай», с момента вынесения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 25 февраля 2019 года.
Судья Замиенова О.В.
Подлинник решения находится в Дульдургинском районном суде в гражданском деле №2а-37/2019.