№ 2а-37/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Ленинское 13.03.2019 г.
Шабалинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Катаевой Н.В.,
при секретаре Татариновой Е.Е.,
с участием административного истца Добровольского С.А.,
представителя административного ответчика Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва - Головниной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Добровольского С.А. к Шабалинской районной Думе Кировской области о признании незаконным и подлежащим отмене решения Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва № 29/287 от 30.11.2018 «О внесении изменений в решение Шабалинской районной Думы от 05.10.2016 № 1/2 «Об утверждении Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва»,
У С Т А Н О В И Л:
Добровольский С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Шабалинской районной Думе Кировской области о признании незаконным и подлежащим отмене решения Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва № 29/287 от 30.11.2018 «О внесении изменений в решение Шабалинской районной Думы от 05.10.2016 № 1/2 «Об утверждении Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва», по тем основаниям, что указанным решением были внесены изменения в ст. 6 Регламента Думы, устанавливающую порядок и процедуру прекращения полномочий председателя районной Думы. Действующая ранее редакция ст. 6 регламента Думы обязательным условием и основанием для рассмотрения и принятия решения Думы о досрочном прекращении полномочий председателя районной Думы в связи с выражением недоверия депутатов определяла необходимость процедуры предварительного рассмотрения предложения о выражении недоверия председателю районной Думы. Такое решение вправе была принять при подтверждении в заключении постоянной депутатской комиссии по законности и местному самоуправлению фактов ненадлежащего исполнения председателем Думы своих полномочий, заявленных в предложении о выражении недоверия председателю районной Думы. Принятая решением Думы от 30.11.2018 новая редакция ст. 6 Регламента исключает наличие условий или оснований, необходимых для выражения недоверия председателю районной Думы, что является коррупционным фактором, характеризующимся широтой дискреционных полномочий – отсутствием или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, также оставляет процедуру выражения недоверия председателю Думы неурегулированной и образует пробел в муниципальном правовом акте, поскольку иными правовыми актами данная процедура не урегулирована. Кроме тог, решение Шабалинской районной Думы № 29/287 принято с нарушением норм Регламента Шабалинской районной Думы, касающихся правомочности действий при проведении голосования депутатами, так как депутат ФИО4 не присутствовала на заседании Думы, в результате отсутствуют сведения, что она была ознакомлена с проектом решения в редакции Добровольского С.А. и соответственно выразила свое мнению к указанному проекту. Таким образом, принятие отсутствующим депутатом участия в голосовании лишь по одному из нескольких вынесенных на обсуждение проектов решения, не отвечает требованиям Регламента Думы. Данное решение районной Думы является незаконным и может нарушить его права и законные интересы по исполнению им обязанностей председателя Шабалинской районной Думы 5-го созыва. Считает указанное решение Думы незаконным и просит суд признать его незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании административный истец Добровольский С.А. поддержал свои требования, просил признать решение Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва № 29/287 от 30.11.2018 «О внесении изменений в решение Шабалинской районной Думы от 05.10.2016 № 1/2 «Об утверждении Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва» не соответствующим нормативным правовым актам, незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель административного ответчика Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва Головнина Г.А. признала заявленные требования.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Аналогичные положения содержатся в ч. 13. ст. 14 Закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области».
Согласно ч. 1 ст. 20 Устава муниципального образования Шабалинский муниципальный район Кировской области (далее – Устав) районная Дума является выборным представительным органом местного самоуправления района, обладающий правом представлять интересы населения района и принимать от его имени решения, действующие на территории района. Районная Дума избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и областными законами сроком на 5 лет.
В соответствии с ч.2 ст. 20 Устава районная Дума состоит из 15 депутатов.
В соответствии с п.4 ст. 20 Устава районная Дума может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов. Заседание районной Думы не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания районной Думы проводятся не реже одного раза в три месяца.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 20 Устава представительный орган Шабалинского района осуществляет свою деятельность на основании настоящего Устава. Порядок деятельности районной Думы устанавливается Регламентом районной Думы. Районная Дума наделяется правами юридического лица.
В соответствии со ст. 73 Регламента Шабалинской районной Думы, изменения действующего Регламента осуществляются при наличии квалифицированного большинства – 2/3 голосов от установленной Уставом численности депутатов – при наличии 10 голосов.
Решениями Шабалинской районной Думы пятого созыва от 05.10.2016 № 1/8 председателем районной Думы избран Добровольский С.А. № 1/9 заместителем председателя районной Думы избрана Олина Е.Н. Осуществление полномочий обоих предусмотрено Регламентом на непостоянной основе (ч. 9 ст. 4, ч. 3 ст. 8 Регламента).
Судом установлено, что 30.11.2018 состоялось заседание Шабалинской районной Думы Кировской области, на котором в соответствии с повесткой, рассмотрен вопрос о внесении изменений в решение Шабалинской районной Думы Кировской области от 05.10.2016 № 1/2 «Об утверждении регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва». В заседании представительного органа приняли участие 13 депутатов. На голосование было предложено 2 проекта: Добровольского С.А. и Олиной Е.Н. По результатам голосования, был принят проект Олиной Е.Н., за который проголосовала, в том числе и отсутствующий на заседании Думы депутат ФИО4
Кроме того, как следует из информации прокуратуры Шабалинского района, депутат ФИО4 не присутствовала на заседании Думы 26.10.2018, когда обсуждались оба проекта решения, а также на заседаниях депутатских комиссий 26.10.2018 и 30.11.2018.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об ознакомлении депутата ФИО4 с проектом Добровольского С.А., не представлено таких сведений административным ответчиком и в судебном заседании.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва, утвержденного решением Шабалинской районной Думы от 05.10.2016 № 1/2, отсутствующий депутат вправе подать заявление и выразить свое мнение в принятии решения по рассматриваемому вопросу в случае ознакомления с проектом решения.
Из находящегося в материалах дела заявления ФИО4 следует, что она ознакомлена с проектом решения в новой редакции 28.11.2018 и она голосует за этот проект в редакции Олиной, других сведений заявление не содержит.
Таким образом, суд считает, что отсутствуют достоверные сведения о том, что депутат ФИО4 была ознакомлена со всеми проектами решения по вопросу, включенному в повестку заседания районной Думы на 30.11.2018.
В связи с установленными судом нарушениями процедуры принятия решения Шабалинской районной Думой Кировской области пятого созыва № 29/287 от 30.11.2018 о внесении изменений в решение Шабалинской районной Думы от 05.10.2016 № 1/2 «Об утверждении Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва», и наличии оснований для признания его незаконным и подлежащим отмене, суд не входит в обсуждение законности принятых изменений в ст. 6 Регламента.
Кроме того, суд считает, что анализ приведенных выше норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области», Устава муниципального образования Шабалинский муниципальный район Кировской области, Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва (в ред. от 05.10.2016 г. № 1/2) позволяет сделать вывод, что внесение каких-либо изменений в Регламент Шабалинской районной Думы, являются внутренними вопросами деятельности Думы, относятся к сфере субъективного усмотрения и представляют собой реализацию безусловного права депутатов на самостоятельную организацию своей работы, осуществляемую в рамках установленных процедур.
Таким образом, суд признает нарушенным право административного истца на объективное и всестороннее рассмотрение вопроса о внесении изменений в решение Шабалинской районной Думы от 05.10.2016 № 1/2 «Об утверждении Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва», в связи с нарушением процедуры его проведения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить требование административного истца Добровольского С.А. о признании незаконным и подлежащим отмене решения Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва № 29/287 от 30.11.2018 «О внесении изменений в решение Шабалинской районной Думы от 05.10.2016 № 1/2 «Об утверждении Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва».
Признать решение Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва № 29/287 от 30.11.2018 «О внесении изменений в решение Шабалинской районной Думы от 05.10.2016 № 1/2 «Об утверждении Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва», незаконным.
Отменить решение Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва № 29/287 от 30.11.2018 «О внесении изменений в решение Шабалинской районной Думы от 05.10.2016 № 1/2 «Об утверждении Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Шабалинский районный суд Кировской области.
Судья Н.В. Катаева