Дело № 2а-37/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2019 года с. Тегульдет
Тегульдетский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Красова А.В., при секретаре судебного заседания Яковлевой О.И., с участием административного истца, представителя Администрации Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области ФИО1, действующего на основании доверенности /...../, помощника прокурора Тегульдетского района Томской области Назаренко Максима Владимировича, в отсутствие административного ответчика начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО2, административного ответчика, представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО2 по доверенности /...../, в отсутствие заинтересованного лица ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области к начальнику отдела - старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об оспаривании постановления начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО2 от 13 марта 2019 года о взыскании исполнительского сбора и назначения нового срока исполнения,
установил:
Администрация Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО2 от 13 марта 2018 года о взыскании исполнительского сбора.
К участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Томской области.
В обоснование заявленных требований административный истец Администрация Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области указывает, что в процессе исполнения административным истцом находится решение Тегульдетского районного суда Томской области от 12 декабря 2018 года по иску прокурора Тегульдетского района Томской области о понуждении Администрации Тегульдетского сельского поселения обеспечить ФИО3 жилым помещением. Возбуждено исполнительное производство и установлен срок для добровольного исполнения продолжительностью 5 суток. Постановлением административного ответчика начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО2 от 13 марта 2019 года с Администрации Тегульдетского сельского поселения взыскан исполнительских сбор в размере 50000 рублей. Административный истец не согласен с названным постановлением. В постановлении констатировано, что доказательств, подтверждающих уважительность неисполнения в срок, установленный для добровольного исполнения, не представлено, должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися во вне его контроля, при соблюдении той или иной степени заботливости и предусмотрительности, какая требуется в целях надлежащего исполнения. Указанная мотивировка не соответствует действительности. В срок установленный для добровольного исполнения, таковое сообщение с подробным изложением обстоятельств о невозможности исполнения постановления направлялось начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП по Тегульдетскому району. В настоящее время наличествует объективно непредотвратимые обстоятельства, делающие невозможным добровольное исполнение судебного решения в срок, установленный для добровольного исполнения. С сентября 2018 года по настоящее время в Тегульдетском сельском поселении отсутствует свободное муниципальное жилье, находящееся в собственности муниципального образования «Тегульдетское сельское поселение», соответствующее нормативно установленным требованиям к техническому состоянию и площади, которое возможно предоставить ФИО3 по договору социального найма специализированных жилых помещений. На приобретение одного жилого помещения для детей сирот необходимо 10567000 рублей. Денежные средства на указанные цели выделяются бюджету Тегульдетского сельского поселения из бюджета Томской области. При этом, выделение денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот по судебным решениям осуществляется по результатам планирования на предстоящий год в зависимости от количества сирот, подлежащих обеспечению жильем по судебным решениям. На начало 2019 года в отношении Администрации Тегульдетского сельского поселения не имелось вступивших в законную силу и неисполненных судебных решений данной категории, лимиты бюджетных обязательств на исполнение названного судебного решения предусмотрены только на декабрь 2019 года. Без наличия денежных средств, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Администрация Тегульдетского сельского поселения не может запустить процедуру приобретения жилья для ФИО3 В настоящее время утвержден план закупок товаров, работ, услуг на 2019 год и плановый период 2020 года и 2021 года в действующей редакции, в который включена планируемая закупка жилого помещения для ФИО3. В случае даже наличия в распоряжении Администрации Тегульдетского сельского поселения денежных средств в пятисуточный срок, установленный для добровольного исполнения, осуществить закупку не представилось бы возможным, что обусловлено как необходимостью выполнения требований указанного Федерального закона, влекущей значительные временные затраты на приобретение жилья, так и отсутствием предложений на рынке жилья, соответствующих требованиям к техническому состоянию, площади жилых помещений и к максимальной цене предлагаемых к реализации жилых помещений, указывает на то, что административным истцом ведется текущая работа с гражданами, выражающими желание продать принадлежащие им жилые помещения, помещения осматриваются с точки зрения соответствия их размеров, технического состояния и запрашиваемой цены требованиям действующего законодательства, при этом существенные затруднения в данную работу вносит установленная законом необходимость для потенциальных продавцов принимать участие в электронном аукционе, вносить денежное обеспечение исполнения обязательства, что вызывает потерю интереса большинства потенциальных продавцов к реализации недвижимости органу местного самоуправления, указывает, что преимущественным представляется иной способ изыскания жилых помещений для обеспечения таковыми нуждающихся лиц, что /...../ в с. Тегульдет Тегульдетского района Томской области планируется строительство двух четырехквартирных жилых домов, после ввода в эксплуатацию квартиры в данных домах планируются к выкупу административным истцом для обеспечения нуждающихся в жилье, в первую очередь – по судебным решениям, данный способ является более выгодным, поскольку квартиры в таких домах являются новыми, исполнены по современным технологиям. Администрацией Тегульдетского сельского поселения в Тегульдетский районный суд было направлено заявление об отсрочке исполнения решения Тегульдетского районного суда Томской области от 12 декабря 2018 года по иску прокурора Тегульдетского района Томской области о понуждении Администрации Тегульдетского сельского поселения обеспечить ФИО3 жилым помещением на срок до 13 декабря 2019 года. Определением Тегульдетского районного суда Томкой от 30.01.2017 в удовлетворении заявления отказано. На данное определение была подана частная жалоба. Жалоба на настоящий момент не рассмотрена, в связи с чем взыскание исполнительского сбора представляется незаконным.
Административный истец просит постановление начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО2 от 13 марта 2019 года о взыскании с Администрации Тегульдетского сельского поселения исполнительского сбора в сумме 50000 рублей и об установлении нового срока исполнения отменить, приостановить исполнительное производство, ведущееся отделом судебных приставов по Тегульдетскому району УФССП России по Томской области для исполнения решения Тегульдетского районного суда Томской области от 12 декабря 2018 года по иску прокурора Тегульдетского района Томской области о понуждении Администрации Тегульдетского сельского поселения обеспечить ФИО3 жилым помещением, до рассмотрения Томским областным судом частной жалобы на определение Тегульдетского районного суда Томской области от 21 февраля 2019 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения названного решения суда на срок до 31 декабря 2019 года.
Административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО2, административного ответчика представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, просивших о рассмотрении административного дела без их участия, заинтересованного лица ФИО3
Как следует из отзыва представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО2, действующей на основании доверенности /...../, выданной сроком на 3 года, она считает требования не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению, ссылается на установленный статьей 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» порядок исполнения требований исполнительных документов данной категории (неимущественного характера), предписывающий судебному приставу-исполнителю установить должнику новый срок для исполнения при неисполнении им в ранее установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, указывает, что на исполнении в отделе судебных приставов по Тегульдетскому району находится исполнительное производство /...../, постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника и получено должником 08 февраля 2019 года, в связи тем, что доказательств исполнения требований исполнительного документа на 13 марта 2019 года представлено не было, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размер 50000 рублей, постановление законно и обоснованно. На основании вышеизложенного представитель административного ответчика просит отказать в полном объеме в удовлетворении заявления.
Административный истец, представитель Администрации Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области ФИО1, в судебном заседании просит удовлетворить заявленные исковые требования и отменить оспариваемое постановление от 13.03.2019 года, но вместе с тем просит суд вслучае призанания законным оспариваемое постановление от 13.03.2019 года так же рассмотреть вопрос об освобождении административного истца от взыскания с Администрации Тегульдетского сельского поселения исполнительского сбора в сумме 50000 рублей. И пояснил, что в муниципальном образовании отсутствует свободное мцуниципальное жилье, которое могло бы быть предоставлено ФИО3. Денежные средства, для приобретения жилых помещений для детей сирот поступают из областного бюджета, через районный бюджет. Со стороны Тегульдетской сельской администрациии были произведены все возможные действия для исполнения постановления судебного пристава, однако установленый срок в 5 суток, для принудительного исполнения, нижтожно мал, и реальная возможность исполнить добровольно постановление в данный срок Администрация возможности не имела. В связи с чем в установленые сроки, было подано заявление в Тегульдетский районный суд с просьбой о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в предоставлении отсрочки было отказано, обпределение было обжаловано в Томский областной суд, однако решением Томского обласного суда в удовлетворении жалобы было отказано. В соответствии с Федеральным Законом 44-ФЗ процедура приобретения жилья, должна проходить в форме электронных аукционом, согласно положения данного закона, администрация не может объявить аукцион не имея на счету денежных средств. Примерный срок со дня объявления аукциона, при условии наличия денежных средсв на счете, около 35-37 дней. Судебном уприставу исполнителю были представлены доказательства, о невозможности исполнения исполнительного документа в срок в 5 суток. Денежные средства, неоходимые для исполнения решения суда находятся вне их контроля, они проявили степень заботливости, какая требовалась в целях надлежащего исполнения исполнительного документа, однако денежные средства в первом квартале 2019 года и до настоящего времени из бюджета области в сельское поселение не поступили. Осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, относящихся к категории дети-сироты, осуществляется за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета. Таким образом, считает, что требования об оспаривании постановления судебного пристава исполнителя законны, просит освободить от уплаты исполнительского сбора и отменить постановление судебного пристава исполнителя об установлении нового срока исполнения решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора Тегульдетского района Томской области Назаренко М.В. полагал, что административный иск удовлетворению не подлежит.
Изучив доводы сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующему:
в силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Оспариваемым постановлением с заявителя взыскан исполнительский сбор. Следовательно, оно непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя и может быть оспорено в суде.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Оценивая соблюдение срока обращения в суд, суд исходит из следующего:
Согласно статье 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое постановление вынесено 13 марта 2019 года.
Административный истец обратился в суд 21 марта 2019 года.
Следовательно, установленный частью 3 статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения с административным исковым заявлением в суд не нарушен.
Оценивая законность оспариваемого постановления, суд исходит из следующего:
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичное требование закреплено в части второй статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой вступившее в законную силу судебное решение является обязательным для всех без исключения органов, должностных лиц, граждан и подлежит исполнению в соответствии с требованиями, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Таким образом, составной частью правовой системы Российской Федерации являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах каждое участвующее в указанном Пакте государство обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Как следует из пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2010 г. № 4-П, из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 2), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 и 118 Конституции Российской Федерации следует, что гарантированная ею и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Таким образом, своевременное исполнение судебного акта является необходимым условием действенности судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года № 225-ФЗ) решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Требования к содержанию постановлений судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов установлены частью 2 статьи 14 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года № 225-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в редакции Федерального закона от 19 июля 2009 года № 194-ФЗ) законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 12 указанного Федерального закона в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, как следует из части 1 статьи 1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», определяются указанным Федеральным законом.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного Федерального закона одним из принципов, на которых осуществляется исполнительное производство, является принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Таким образом, указанные правовые нормы также указывают на необходимость своевременного исполнения судебного акта, на обеспечение которого направлены и приведенные ниже правовые нормы.
Согласно части 1 статьи 36 указанного Федерального закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 данной статьи.
Как следует из части 11 статьи 30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 30 указанного Федерального закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из части 1 статьи 17 указанного Федерального закона, пропуск срока, установленного судебным приставом-исполнителем для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет ответственность, предусмотренную указанным Федеральным законом, и иными федеральными законами и не освобождает от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) определены статьей 105 указанного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 105 указанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 статьи 105 указанного Федерального закона при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Таким образом, указанные правовые нормы действительно предписывают судебному приставу-исполнителю взыскать с должника исполнительский сбор при неисполнении им в ранее установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, что соответствует доводам административного ответчика.
Согласно статье 437 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Приостановление исполнительного производства судом регулируется правовыми нормами статьи 39 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и указанным Федеральным законом, полностью или частично в случаях принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий.
Как установлено судом, решением Тегульдетского районного суда Томской области от 12 декабря 2018 года постановлено:
«Иск прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах ФИО3 к Администрации Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о понуждении обеспечить жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить.
Обязать Администрацию Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области предоставить ФИО3, /...../, по договору найма специализированных жилых помещений жилое помещение, благоустроенное применительно к установленным условиям сельских населенных пунктов, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Тегульдетского сельского поселения».
Данное решение Тегульдетского районного суда Томской области вступило в законную силу, судом во исполнение решения суда выдан исполнительный лист, на основании которого 25 января 2019 года возбуждено исполнительное производство /...../
При этом одновременно с возбуждением исполнительного производства должнику установлен срок 5-дневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе, в соответствии с п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как установлено судом Постановление о возбуждении исполнительного производства от 25.01.2019 года получено должником 08.02.2019 года.
Указанные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле, и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, а именно копией указанного решения Тегульдетского районного суда Томской области от 12 декабря 2018 года, копиями материалов исполнительного производства /...../, в частности копиями постановлений об установлении указанных сроков, копией письма должника на имя начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, подтверждающего факт неисполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
В пятидневный срок, а именно 13.02.2019 года Администрация Тегульдетского сельского поселения обратилась в Тегульдетский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки по исполнению решения Тегульдетского районного суда Томской области от 12.12.2018 года до 31.12.2019 года. Определением Тегульдетского районного суда Томской области от 21.02.2019 года в удовлетворении заявления Администрации Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано. 13.02.2019 года Администрацией Тегульдетского сельского поселения на определение Тегульдетского районного суда Томской области от 21.02.2019 года подана частная жалоба. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16.04.2019 года определение Тегульдетского районного суда Томской области от 21.02.2019 года оставлено без изменения, а частная жалоба без удовлетворения. Определение Тегульдетского районного суда Томской области от 21.02.2019 года вступило в законную силу 16.04.2019 года.
В силу приведенных выше правовых норм части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу судебное решение становится для должника бесспорно обязательным и подлежит безусловному и неукоснительному исполнению.
Наряду с выше указанным, 13.02.2019 года Администрацией Тегульдетского сельского поселения в отдел службы судебных приставов по Тегульдетскому району направлено письмо с указанием обстоятельств невозможности исполнения постановления о возбуждении исполнительного производства от 25.01.2019 года в установленный срок 5 суток, в связи с тем, что С сентября 2018 года по настоящее время в Тегульдетском сельском поселении отсутствует свободное муниципальное жилье, находящееся в собственности муниципального образования «Тегульдетское сельское поселение», соответствующее нормативно установленным требованиям к техническому состоянию и площади, которое возможно предоставить ФИО3 по договору социального найма специализированных жилых помещений. На приобретение одного жилого помещения для детей сирот необходимо 10567000 рублей. Денежные средства на указанные цели выделяются бюджету Тегульдетского сельского поселения из бюджета Томской области. При этом, выделение денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот по судебным решениям осуществляется по результатам планирования на предстоящий год в зависимости от количества сирот, подлежащих обеспечению жильем по судебным решениям. Так же необходимость выполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб» требует значительных временных затрат на приобретение жилья, соответствующих требованиям к техническому состоянию, площади жилых помещений и к максимальной цене, предлагаемых к реализации жилых помещений. Кроме этого существенные затруднения вносит установленная законом необходимость для продавца принимать участие в электронном аукционе, вносит денежное обеспечение исполнения обязательства, что вызывает потерю интереса большинства потенциальных продавцов к реализации недвижимости органу самоуправления.
Таким образом, в установленный 5-дневный срок содержащееся в исполнительном документе требование не исполнено. В связи с установлением данного обстоятельства начальником отдела - старшим судебным приставом отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО2 13 марта 2019 года вынесено оспариваемое постановление, которым с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Оценивая исследованные доказательства в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности и взаимосвязи – достаточными для разрешения дела по существу.
Данные доказательства подтверждают законность и обоснованность вынесения оспариваемого постановления.
Так, учитывая факт неисполнения должником в установленные сроки содержащегося в исполнительном документе требования и наличие прямого предписания статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» о необходимости взыскания в этом случае исполнительского сбора, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком требований указанной правовой нормы и полном соответствии содержания оспариваемого решения указанному нормативному правовому акту, регулирующему спорные отношения, о соблюдении установленного указанной правовой нормой порядка принятия оспариваемого решения, о наличии установленного указанной правовой нормой основания для принятия оспариваемого решения в виде неисполнения должником в установленные сроки содержащихся в исполнительном документе требования.
Полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения не оспариваются сторонами и подтверждаются указанным Федеральным законом, копией Положения об отделе судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, утвержденного приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области от 28 декабря 2016 года № 634, согласно пунктам 2.1.7, 3.1 которого к полномочиям указанного отдела относится обеспечение исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, отдел возглавляет, осуществляет его организацию, непосредственное руководство и контроль за деятельностью начальник отдела-старший судебный пристав, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, копией приказа руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области /...../», согласно которому /...../ принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность начальника отдела-старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району, копией приказа руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области /...../
Нарушений требований статьи 14 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» к содержанию постановления судебного пристава-исполнителя не выявлено.
Так, доводы о планируемых мерах для исполнения решения суда, об отсутствии финансирования, об отсутствии муниципального жилья, об отсутствии предложений на рынке жилья являются несостоятельными, поскольку у должника имелось достаточное время для выполнения требований указанного Федерального закона с учетом установленных ранее сроков.
Указанные обстоятельства не освобождают судебного пристава-исполнителя от обязанности исполнения требований статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по взысканию исполнительского сбора для исполнения требований исполнительного документа, не устраняют необходимости взыскания исполнительского сбора.
С учетом изложенного документы, представленные административным ответчиком в подтверждение указанных доводов, не опровергают выводы суда.
Указанные доводы могут быть учтены при решении вопроса об оценке характера неисполнения решения суда в установленный срок на предмет наличия вины должника в неисполнении решения суда, но не свидетельствуют об отсутствии оснований о взыскании исполнительского сбора.
В силу приведенных выше правовых норм части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу судебное решение становится для должника бесспорно обязательным и подлежит безусловному и неукоснительному исполнению.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, задержка исполнения судебного решения не может быть такой, чтобы она нарушала саму суть права, гарантируемого пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
По смыслу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения судебного пристава-исполнителя незаконными суд должен установить как наличие несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение прав и свобод заявителя.
Вынесение оспариваемого постановления направлено на реализацию предназначения исполнительного производства как системы принудительного исполнения судебных решений, на обеспечение действенности судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, полностью соответствует требованиям статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» о необходимости взыскания исполнительского сбора при неисполнении должником в ранее установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, следовательно, не нарушает прав и свобод административного истца, доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца, не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
В силу характера защищаемого права в рассматриваемом случае затягивание исполнения решения суда недопустимо, поскольку препятствует реализации конституционного права взыскателя на жилище.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемое постановление не противоречит положениям указанных нормативных правовых актов и не может рассматриваться как нарушение прав должника, поскольку направлено на исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя по принятию мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, соответствует принципу своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Административный ответчик при вынесении оспариваемого постановления действовал в полном соответствии с законодательством об исполнительном производстве, в пределах предоставленных ему полномочий, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения требований об отмене постановления от 13.03.2019 года в части установления нового срока для исполнения до 30.03.2019 года решения Тегульдетского районного суда Томской области от 12.12.2018 года отсутствуют, оспариваемое постановление в указанной выше части, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Частью 2 статьи 112 названного Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 1 пункта 78 постановления Пленума от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Учитывая вышеизложенное, взыскание исполнительского сбора налагается на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и при не представлении им судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным по независящим от должника причинам.
Из дела усматривается, что получив 08.02.2019 года постановление от 25.01.2019 о возбуждении исполнительного производства, Администрацией Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области 13.02.2019 в адрес отдела судебных приставов Тегульдетского района направлено сообщение, из содержания которого следует, что, по мнению должника, письмо с указанием обстоятельств невозможности исполнения постановления о возбуждении исполнительного производства от 25.01.2019 года в установленный срок 5 суток, в связи с тем, что необходимость выполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб» требует значительных временных затрат на приобретение жилья, соответствующих требованиям к техническому состоянию, площади жилых помещений и к максимальной цене, предлагаемых к реализации жилых помещений. Так же существенные затруднения вносит установленная законом необходимость для продавцу принимать участие в электронном аукционе, вносит денежное обеспечение исполнения обязательства, что вызывает потерю интереса большинства потенциальных продавцов к реализации недвижимости органу самоуправления.
Вместе с тем, выражая несогласие с предъявлением исполнительного документа непосредственно в службу судебных приставов, должником в названном сообщении не приводится никаких данных, свидетельствующих о невозможности своевременного исполнения требований исполнительного документа по независящим от него причинам, а также доказательств совершения в установленный срок каких-либо действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа. Постановление о возбуждении исполнительного производства должником в установленном порядке не оспорено.
Наряду с этим, 13.02.2019 года Администрация Тегульдетского сельского поселения обратилась в Тегульдетский районный суд Томской области с заявлением о предоставлении отсрочки по исполнению решения суда от 12.12.2019 года. В предоставлении отсрочки определением Тегульдетского районного суда Томской области от 21.02.2019 года было отказано. Определение вступило в законную силу 16.04.2019 года.
Учитывая, что должником не представлено доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств в назначенный для добровольного исполнения срок, а сообщение от 13.02.2019, на которое ссылается административный истец, таковым быть признано не может, у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для вынесения оспариваемого постановления и применения к должнику санкции в виде взыскания исполнительского сбора. Каких-либо нарушений действующего законодательства при его вынесении допущено не было.
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).
Принимая во внимание приведенные положения, должник вправе оспорить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в тех случаях, когда полагает, что такое постановление не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы (глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Если должник оспаривает постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора на том основании, что он имеет право на освобождение от взыскания исполнительского сбора, то суд решает соответствующий вопрос по существу без признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным по этой причине.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку установлены обстоятельства, позволяющие сделать вывод о законности вынесенного постановления от 13.03.2019 года судебного пристава-исполнителя в части установления нового срока исполнения, при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Лица, за исключением субъектов предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50).
В пункте 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований, наряду с оспариваемым постановлением и требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
На наличие указанных обстоятельств, при рассмотрении данного дела ссылался представитель Администрации Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, представив в суд следующие доказательства:
- сообщение № 58.02.0215 от 30.01.2019 года Департамента по вопросам семьи и детей Томской области с приложениями, из которого следует, что муниципальному образованию «Тегульдетский район» предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на исполнение решения Тегульдетского районного суда Томской области от 12.12.2018 года по ФИО4, и направлено уведомление по расчетами между бюджетами по межбюджетным трансфертам, уведомление об изменении лимитов бюджетных обязательств, справка об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств, изменение кассового плана по расходам;
- распоряжение Администрации Тегульдетского сельского поселения от 13.02.2019 года № 12 «Об утверждении плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 года»;
- план от 13.02.2019 года закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 года;
- форма и обоснования товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 года от 13.02.2019 года;
- из справки Администрации Тегульдетского сельского поселения от 13.02.2019 года следует, что в период с сентября 2018 года по данное время, отсутствовало и отсутствует свободное муниципальное жилье, принадлежащее муниципальному образованию «Тегульдетское сельское поселение», благоустроенное применительно к условиям Тегульдетского сельского поселения, которое возможно предоставлено лицам из числа детей-сирот и приравненным к таковым, по договору найма специализированных жилых помещений, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма;
- сообщением № 122 от 13.02.2019 в адрес начальника отдела судебных приставов Тегульдетского района направлено сообщение, из содержания которого следует, что, по мнению должника, письмо с указанием обстоятельств невозможности исполнения постановления о возбуждении исполнительного производства от 25.01.2019 года в установленный срок 5 суток, в связи с тем, что необходимость выполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб» требует значительных временных затрат на приобретение жилья, соответствующих требованиям к техническому состоянию, площади жилых помещений и к максимальной цене, предлагаемых к реализации жилых помещений. Так же существенные затруднения вносит установленная законом необходимость для продавцу принимать участие в электронном аукционе, вносит денежное обеспечение исполнения обязательства, что вызывает потерю интереса большинства потенциальных продавцов к реализации недвижимости органу самоуправления.
Из материалов исполнительного производства /...../ следует, что Администрацией Тегульдетского сельского поселения в отдел судебных приставов исполнителей по Тегульдетскому району Томской области предоставлялись следующие документы:
- распоряжение Администрации Тегульдетского сельского поселения № 14 от 16.02.2019 года о проведении электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ на приобретение жилого помещения (жилой дом, квартира) по исполнения решения суда по ФИО3;
- протокол от 26.02.2019 года с приложениями о признании электронного аукциона № 0365300035319000003 несостоявшимся.
Изученные письменные материалы дела, позволяют суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно.
Решением Тегульдетского районного суда Томской области от 12.12.2018 Администрация Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области обязана предоставить ФИО5, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к установленным условиям сельских населенных пунктов, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Тегульдетского сельского поселения.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (пункт 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 5 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), в том числе по обеспечению жилыми помещениями, являются расходными обязательствами Томской области.
Законом Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 1).
В силу статьи 6 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов, муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
На основании части 3 статьи 3 названого Закона Томской области в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Пунктом 3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 N 562а (в ред. от 06.02.2017 года) (далее - Порядок), предусмотрено, что предоставление специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями названных лиц, после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством.
Решение о предоставлении в пользование специализированного жилого помещения лицу из числа детей-сирот принимается в 30-дневный срок со дня принятия решения об отнесении специализированного жилого помещения к специализированному муниципальному жилищному фонду либо со дня освобождения такого специализированного жилого помещения и получения согласия лица из числа детей-сирот на предоставление специализированного жилого помещения (пункт 12. Порядка).
В соответствии с пунктом 14 Порядка на основании решения о предоставлении специализированного жилого помещения уполномоченный орган поселения, городского округа в 15-дневный срок со дня принятия указанного решения о предоставлении специализированного жилого помещения заключает с лицом из числа детей-сирот, указанным в решении о предоставлении специализированного жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения.
Из приведенных положений следует, что заключению договора найма специализированного жилого помещениями с лицами из числа детей-сирот, подлежащими обеспечению жилыми помещениями, предшествует приобретение жилых помещений в собственность муниципального образования за счет субвенций из областного бюджета на основании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также после отнесения данных жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела Администрацией Тегульдетского района Томской области в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области направлялись уведомления о том, что состоялось решение суда о предоставлении специализированного жилого помещения ФИО3, содержащее требование о выделении межбюджетных трансфертов на исполнение данных судебных актов.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 01 января 2014 года приобретение жилых помещений органами местного самоуправления городских округов возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.
При этом в силу статьи 70 названного Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Из изложенного следует, что к моменту истечения пятидневного срока реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) отсутствовала, в связи с чем исполнение решения суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок было невозможно по независящим от должника причинам, при этом Администрацией Тегульдетского сельского поселения и Администрацией Тегульдетского района были предприняты необходимые меры для исполнения решения суда.
Данные выводы не опровергаются материалами исполнительного производства /...../ о проведении электронного аукциона № 0365300035319000003 по исполнения решения суда по ФИО3.
Таким образом, учитывая указанный выше порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и обстоятельства, установленные по делу, связанные с исполнением должником решения суда, суд приходит к выводу, что у Администрации Тегульдетского сельского поселения имелись объективные причины и отсутствует виновное противоправное бездействия должника, при неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок по постановлению о возбуждении исполнительного производства 520/19/70021-ИП от 25.01.2019 года.
Оценивая исследованные доказательства в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности и взаимосвязи – достаточными для разрешения дела по существу.
С учетом изложенного требования административного иска подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с частью 13 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может признать необходимым опубликование решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Как следует из подпункта «г» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 июля 2011 года № 200-ФЗ) в сети «Интернет» размещается информация, связанная с рассмотрением дел в суде в виде текстов судебных актов, размещаемых с учетом требований, предусмотренных статьей 15 данного Федерального закона.
Часть 1 статьи 15 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 223-ФЗ) предусматривает, что тексты судебных актов, за исключением приговоров и судебных актов арбитражных судов, размещаются в сети «Интернет» в разумный срок, но не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме.
Настоящий судебный акт не относится к категориям судебных актов, установленным частью 5 статьи 15 данного Федерального закона, не подлежащих размещению в сети «Интернет».
Таким образом, применительно к настоящему решению суда указанным Федеральным законом уже определен способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица, права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным бездействием, с тем, чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.
С учетом изложенного суд руководствуется указанным порядком и не находит оснований для признания необходимым опубликования решения суда в ином порядке – в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Администрации Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области к начальнику отдела - старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Томской области об оспаривании постановления начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области ФИО2 от 13 марта 2019 года о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения, удовлетворить частично.
Освободить Администрацию Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом отдела судебных приставов по Тегульдетскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области ФИО2 от 13 марта 2019 года в рамках исполнительного производства /...../
В остальной части в удовлетворении требований по административному иску Администрации Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Томский областной суд через Тегульдетский районный суд Томской области суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Председательствующий подпись А.В. Красов