ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3802/20 от 06.11.2020 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-3802/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волгоград 6 ноября 2020 года

Дзержинский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Абакумовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Перевязко М.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1о, заинтересованных лиц Ecoservice Kompaniysl, Производственно-коммерческая Компания «T&А» ФИО2, действующей на основании доверенностей, представителя административного ответчика ИФНС России по <адрес> – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее - ИФНС России по <адрес>) о признании незаконным решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование указав, что ему как учредителю ООО «РусАзЭко» стало известно, что в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о прекращении юридического лица (исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности) в отношении ООО «РусАзЭко» ОГРН , ИНН , КПП . Полагают внесение записи от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «РусАзЭко» незаконной, поскольку ООО «РусАзЭко» в течение всего периода сдавало налоговую отчетность, оплачивала налоги, неоднократно производился зачет встречных обязательств. Кроме того у ООО «РусАзЭко» имеется недвижимое имущество, земельный участок и запасы на складе. Имеются действующие договору на поставку электроэнергии, охрану имущества. В отношении ООО «РусАзЭко» возбуждено исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого производен арест имущества – здание нежилое 2334,5 кв.м в р.<адрес> Яр, Промзона , участок 1. В отношении общества Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в отношении предприятия ООО «РусАзЭко» проводятся внеплановые выездные проверки, для выявления нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ ООО «РусАзЭко» в ИФНС России по <адрес> представлены документы для регистрации изменений вносимых в ЕГРЮЛ об изменении адреса, регистрация которых была отложена. ДД.ММ.ГГГГ стало известно, что ООО «РусАзЭко» исключено из ЕГРЮЛ в связи с наличием сведений о недостоверности. Вместе с тем у юридического лица отсутствуют признаки для признания его недействующим. Оспариваемое решение является незаконным также и ввиду того, что общество было лишено возможности устранить нарушения, ввиду ограничения в передвижении и в соответсвии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и объявленными нерабочими днями. Генеральным директором ФИО4 обжаловано внесение записи о государственной регистрации исключения ООО «РусАзЭко», однако УФНС по <адрес> в удовлетворении жалобы отказано. В дополнение указано, что осмотр здания по месту нахождения ООО «РусАзЭко» произведен по периметру, проверяющие сотрудники не заходили в здание. Собственник здания не опрашивался. При этом в протоколе допроса генерального директора ФИО4 о от ДД.ММ.ГГГГ имеется указание на наличие имущества и нахождения документов по адресу: <адрес>, а также указано, что он подтверждает исполнение своих обязанностей руководителя. Поскольку ИФНС России по <адрес> при проведении процедуры исключения нарушен срок, предусмотренный п. 4 ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ, а также принимая во внимание, что регистрирующему органу было известно о непрекращении деятельности ООО «РусАзЭко», принятое решении об исключении нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На основании изложенного ООО «РусАзЭко» просят признать недействительным решение ИФНС России по <адрес> и запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ ООО «РусАзЭко» ОГРН , ИНН , КПП , запись от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись недостоверности), обязать ИФНС России по <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления записи в ЕГРЮЛ об ООО «РусАзЭко» как о действующем юридическом лице.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены учредители ООО «РусАзЭко» Ecoservice Kompaniysl, Производственно-коммерческая Компания «T&А».

Административный истец ФИО1о воспользовался своим правом на ведение дела через представителя, уполномочив ФИО5 соответствующей доверенностью. Будучи извещенным о месте и времени рассмотрения административного дела в судебное заседание не явился. О причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дел анне ходатайствовал.

Представитель административного истца ФИО1 - ФИО5, действующая на основании доверенности в судебном заседании административный иск и дополнения к нему поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ИФНС России по <адрес> – ФИО3 в судебном заседании возражал против предъявленных требований, просил административный иск оставить без удовлетворения, поскольку нарушений законодательства при принятии решения об исключении ООО «РусАзЭко» по причине содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности в отношении адреса юридического лица, поддержав письменные возражения на административный иск.

Представитель Ecoservice Kompaniysl, Производственно-коммерческая Компания «T&А» - ФИО5, действующая на основании доверенностей полагала требования ФИО1о обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо ФИО4 о будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судебное заседание не явился. Ранее пояснял, что согласен с предъявленными требованиями и необоснованностью принятого административным ответчиком решения об исключении общества из ЕГРЮЛ. Указал, что в настоящее время деятельность ООО «РусАзЭко» действительно приостановлена, в том числе по предписаниями Ростехнадзора в связи с необходимостью модернизации опасных производственных газовых объектов. При проведении его опроса налоговыми органами в январе 2020 года он указывал, что документы и печать находятся по адресу Хорошева, 93.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в. их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ).

Пунктом 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа предусмотрен ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ.

В соответствии с подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Федерального закона 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (п. 6 ст. 11 Федерального закона №129-ФЗ).

Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (п. 1); лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2); регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).

Исходя из положений п. 4.2 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений.

При этом порядок проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, утвержден приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Федерального закона №129-ФЗ).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом №129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено вышеуказанное уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ), предшествует предусмотренная п. 6 ст. 11 Федерального закона №129-ФЗ процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

Юридическое лицо вправе обратиться в регистрирующий орган в целях изменения имеющихся в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ и представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 3, 4 ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> зарегистрировано совместное Русско-Азербайджанское общество с ограниченной ответственностью «РусАзЭко». ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> внесены сведения о регистрации в отношении названного общества в ЕГРЮЛ с присвоением ОГРН .

Учредителями совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко» являются ФИО1, Ecoservice Kompaniysl, Производственно-коммерческая Компания «T&А».

Межрайонной ИФНС России по <адрес> произведена проверка достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведении об адресе совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко»: <адрес>, р.<адрес> Яр Промзона , участок 1, в ходе которой проведен осмотр территории ООО «РусАзЭко» и установлено отсутствие организации по адресу (месту нахождения), о чем составлен протокол б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно названному протоколу, проведенному в отсутствие уполномоченных лиц совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко», по проверяемому адресу располагается территория промышленной зоны, состоящая из большого количества зданий и сооружений. При осмотре данной территории местонахождение юридического лица ООО «РусАзЭко» не установлено, в связи с отсутствием детальных элементов адреса. Вывеска с наименованием и иные указатели местонахождения организации не обнаружены, представителей юридического лица нет.

В соответствии с п.6 ст.11 Федерального закона №129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Регистрирующим органом в соответствии с п. 18 основных условий и способов проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> в адрес юридического лица ООО «РусАзЭко», директора общества ФИО4 о, а также учредителя ФИО1 заказной корреспонденцией было направлено уведомление с требованием о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе ООО «РусАзЭко» (исх. ).

Уведомления учредителем ФИО6 о, директором ФИО4 о, а также Совместного русско-азербайджанского ООО «РусАзЭко» получены не были и возвращено отправителю по иным обстоятельствам 27, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Также в адрес учредителей Ecoservice Kompaniysl, Производственно-коммерческая Компания «T&А» также направлялось уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе, однако доказательств получения данных уведомлений административным ответчиком не представлено. Из списка внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в адрес иностранных юридических лиц уведомление направлено простой корреспонденцией. Таким образом, избранный ИФНС России по <адрес> способ направления уведомления не позволяет удостовериться в факте его получения адресатом.

В связи с неисполнением совместным Русско-Азербайджанским ООО «РусАзЭко» обязанности по предоставлению достоверных сведений, ИФНС России по <адрес> внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ о недостоверности сведений о юридическом лице в части его адреса (местонахождения).

ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим ураганом в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о совместном Русско-Азербайджанском ООО «РусАзЭко» в отношении которого внесена запись о недостоверности и с момента внесения такой записи прошло более шести месяцев принято решение о предстоящем исключении указанного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении ООО «РусАзЭко» опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» (768) от ДД.ММ.ГГГГ/2441.

ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по <адрес> поступило заявление от ООО «РусАзЭко» в котором указано, что общество является собственником земельного участка, на котором зарегистрировано. Деятельность временно не ведется.

На основании названного заявления регистрирующим органом направлен запрос в Межрайонную ИФНС России по <адрес> о повторном проведении осмотра объекта недвижимости.

По результатам осмотра Межрайонной ИФНС России по <адрес> составлен протокол № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что в части места нахождения исполнительного органа ООО «РусАзЭко» заявленный адрес находится на территории обширной промышленной зоны, расположенной при подъезде к р.<адрес> Яр., которая состоит из большого количества нежилых здании и сооружений. Генеральным директором ФИО4 о была показана производственная площадка с комплексом нежилых зданий промышленного назначения, принадлежащая ООО «РусАзЭко». Въезд и вход на данную территорию закрыт металлическими воротами с замком. Территория находится в запущенном состоянии, следов осуществления производственно-хозяйственной деятельности, а также печать юридического лица у него отсутствуют. Кроме того по информации Межрайонной ИФНС России по <адрес> сведения об адресе – <адрес>, р.<адрес> Яр, промзона , участок в классификаторе адресов Российской Федерации (КЛАДР) и в Федеральной информационно-адресной системе (ФИАС) отсутствуют.

Также Межрайонной ИФНС России по <адрес> произведен опрос генерального директора ФИО4 о №б/н от ДД.ММ.ГГГГ с составлением протокола допроса свидетеля, согласно пояснениям которого в настоящее время деятельность организации фактически не осуществляется, работников нет. Документы хранятся в офисе по адресу: <адрес>.

В силу положений п. 6 ст. 17 Федерального закона №129-ФЗ, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы (заявление по форме №., утвержденной приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ а также указанное решение).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «РусАзЭко» в регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в отношении совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко». В представленных документах содержались сведения о предстоящем изменении места нахождения юридического лица на адрес: 400107, <адрес>, ул. им. Хорошева, <адрес>, офис 2.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации закреплен в ст. 23 Закона № 129-ФЗ. При осуществлении функций по государственной регистрации на регистрирующий орган возложена обязанность при принятии решения по проведению мероприятий, направленных на установление факта наличия, либо отсутствия предусмотренных ст.23 Закона №129-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации, то есть по проверке тех данных, недостоверность которых может явиться основанием для отказа в государственной регистрации.

ИФНС России по <адрес> проведены мероприятия по установлению местонахождения ООО «РусАзЭко» по адресу: <адрес>, ул. им. Хорошева, <адрес>, офис 2.

Согласно протоколу осмотра объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №б/н местонахождение ООО «РусАзЭко» по указанному выше адресу не установлено.

Пунктом 4.2 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Согласно п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения о месте нахождения юридического лица должны содержаться в учредительных документах юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), и по которому согласно подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ осуществляется связь с юридическим лицом.

Пунктом 5 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ предусмотрено, что, если иное не установлено названным Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в данной норме, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. Кроме того, в вышеуказанном Постановлении указано, что о недостоверности названных сведений об адресе юридического лица может, в частности, свидетельствовать следующее: 1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.); 2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; 3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); 5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости. При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

В пункте 2 приказа Федеральной налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (далее - приказ от ДД.ММ.ГГГГ перечислены основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Пунктом 3 приказа от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрено, что основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно пункту 4 приказа от ДД.ММ.ГГГГ основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений. В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами «в», «д», «л» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 указанного Федерального закона, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (пункт 18 приказа от ДД.ММ.ГГГГ N .

Порядок государственной регистрации при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа установлен ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ.

В соответствии с подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется, в том числе в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Таким образом, наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, является основанием для принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 3 ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Согласно п. 4 ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ мотивированные заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Из материалов дела следует, что ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда провел проверку достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении ООО «РусАзЭко» по результатам которой было выявлено, что фактически данное общество не находится по зарегистрированному адресу.

На основании данного обстоятельства в соответствии с вышеизложенными положениями законодательства ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда осуществила процедуру исключения общества из ЕГРЮЛ.

Положения статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлены на исключение из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.

Поскольку из анализа положений ст. 21.1 Закона о государственной регистрации следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте «б» пункта 5 ст. 21.1 указанного закона не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.

Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации.

В случае не устранения обстоятельств, послуживших основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, презюмируется, что запись об организации подлежит исключению из реестра.

Между тем исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. В связи с этим, исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.

Согласно ст. 4 Федерального закона №129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе достоверности информации и своевременности ее предоставления.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой гражданина ФИО7» правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

В качестве обоснования законности исключения ООО «РусАзЭко» из ЕГРЮЛ регистрирующим органом в материалы дела представлены протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, направленные в адрес исключенного общества, руководителя общества и учредителей общества, в том числе иностранных юридических лиц, о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица, либо о подтверждении достоверности юридического адреса, протоколы осмотра территории и помещения по адресам: <адрес>, р.<адрес> Яр Промзона , участок 1, а также, <адрес>, ул. им. Хорошева, <адрес>, офис 2.

При этом, в силу ч. 2 ст. 61 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Оценив указанные доказательства, суд приходит к выводу о том, что они не являются достоверными и достаточными доказательствами, подтверждающими вывод о недостоверности юридического адреса ООО «РусАзЭко».

Так, из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что налоговыми инспекторами осуществлен осмотр внешней стороны территории по адресу: <адрес>, р.<адрес> Яр, промзона , участок. Доказательств того, что при проведении проверки были предприняты меры по осмотру зданий и помещений внутри, проведены опросы собственников помещений и иных лиц, располагающих сведениями о нахождении совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко» по юридическому адресу, каких-либо мер по установлению собственников помещений по данному адресу, налоговым органом не представлено. Налоговый орган ограничился ссылкой на отсутствие сведений об адресе – <адрес>, р.<адрес> Яр, промзона , участок в классификаторе адресов Российской Федерации (КЛАДР) и в Федеральной информационно-адресной системе (ФИАС). Фото-, видеоматериал также административным ответчиком не представлен.

Протокол №б/н от ДД.ММ.ГГГГ также не доказывает, что при проведении проверки поступивших сведений по заявлению генерального директора совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко» ФИО4 о были предприняты меры по осмотру зданий и помещений внутри и приняты иные меры для того, чтобы установить связь с юридическим лицом.

Совместным Русско-Азербайджанским ООО «РусАзЭко» в сложившейся ситуации приняты меры к устранению внесенных в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности адреса общества, путем подачи заявления по форме №Р14001 об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов ДД.ММ.ГГГГ (4304119А). В названном заявлении общество просило изменить адрес местонахождения на <адрес>, оф. 2. Указанное помещение совместное Русско-Азербайджанское ООО «РусАзЭко» занимает на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО8 К заявлению приложен протокол общего собрания участников совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко» от ДД.ММ.ГГГГ об изменении адреса.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> по указанному выше заявлению принято решение о приостановлении государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в государственной регистрации, которое согласно сопроводительному письму получено представителем учредителя ФИО1о – ФИО2 лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия оспариваемого решения об исключении.

При таких данных, применительно к положениям ст. 84 КАС РФ суд не модет принять протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов №б/н от ДД.ММ.ГГГГ в качестве достоверного и достаточного доказательства, поскольку он составлен в отсутствие представителей ООО «РусАзЭко», без фото- и видеоматериалов, достоверность информации, отраженной в данном протоколе объективно не может быть проверена.

При этом протокол осмотра объекта недвижимости №б/н от ДД.ММ.ГГГГ, составленный по результатам проверки достоверности сведений о новом адресе 400107, <адрес>, ул. им. Хорошева, <адрес>, офис 2, также составлен по результатам формально проведенной проверки (осмотр произведен только с улицы на предмет наличия вывесок на здании, свидетельствующих о деятельности общества по проверяемому адресу); доказательств того, что при проведении проверки инспекцией предприняты меры по осмотру здания внутри (помещений), по установлению собственников помещений по данному адресу, проведены опросы собственников помещений и иных лиц, располагающих сведениями о нахождении ООО «РусАзЭко» по новому юридическому адресу в деле отсутствуют.

При этом суд учитывает, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие как фактическое осуществление ООО «РусАзЭко» хозяйственной деятельности (сдача отчетности, что подтверждено ответом Межрайонной ИФНС России по <адрес> на запрос суда), возможности поддержания с ним связи, так и действий направленных на устранение внесенных в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности адреса совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко».

Из объяснений заинтересованного лица ФИО4 о, занимавшего должность генерального директора общества до его исключения следует, что документы и печать общества действительно находится по новому адресу: <адрес>, офис 2.

При оценке представленных доказательств суд принимает во внимание, что законодательство Российской Федерации не возлагает на юридические лица обязанность иметь вывески о своем местонахождении по какому-либо адресу.

Направление в адрес совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко», его руководителя и учредителя ФИО1о уведомлений, при имеющихся в материалах дела доказательствах также не подтверждают, что общество по своему юридическому адресу не находилось, а уведомления, направленные простой корреспонденцией в адрес учредителей Ecoservice Kompaniysl, Производственно-коммерческая Компания «T&А» не позволяют проверить факт доставки и получения их адресатами.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представленные налоговым органом доказательства свидетельствуют о формальном соблюдении процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ.

Между тем, из представленных в материалы дела свидетельств и сведений публичной кадастровой карты, следует, что ООО «РусАзЭко» принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: земельный участок по адресу: <адрес>, р.<адрес> Яр, промзона , участок , с расположенными на нем нежилыми зданиями и сооружениями. По адресу: <адрес>, территория АООТ «Волгобиосинтез». На данной территории располагаются опасные производственные объекты, состоявшие на учете в Нижне-Волжском управлении Ростехнадзора.

Кроме того, реальность деятельности совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко» и его нахождения по юридическому адресу подтверждается тем, что в отношении него возбуждено исполнительное производство -ИП в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС России по <адрес>, в рамках которого производится обращение взыскания на объекты недвижимости, принадлежащие обществу.

Таким образом, фактические обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что общество на момент его исключения из ЕГРЮЛ продолжало осуществление хозяйственной деятельности и находилось по фактическому адресу, и в целях поддержания связи и устранения сведений о недостоверности принимало попытки к изменению юридического адреса и внесении указанных сведений в ЕГРЮЛ.

При таких обстоятельствах регистрирующим органом не доказано наличие оснований для принятия решения об исключении совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко» из ЕГРЮЛ на основании подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ как юридическое лицо, в отношении которого на протяжении более шести месяцев в ЕГРЮЛ имеется запись о недостоверности сведений.

Принимая во внимание, что государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений (п. 1 ст. 4 Федерального закона №129-ФЗ), формальное соблюдение ИФНС России по <адрес> требований названного закона при внесении записи об исключении совместного Русско-Азербайджанского из ЕГРЮЛ при установленных по делу обстоятельствах не свидетельствует о законности оспариваемых действий, повлекших нарушение прав его учредителя ФИО1о на осуществление предпринимательской деятельности, являющегося административным истцом в рамках настоящего дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ИФНС России по <адрес> незаконы, как не соответствующие Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку представленные налоговым органом доказательства свидетельствуют о формальном соблюдении процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ.

В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Поскольку действия административного ответчика по исключению совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко» из реестра юридических лиц не соответствуют положениям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нарушают права и законные интересы административного истца, являющегося учредителем совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко», заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по прекращению деятельности (исключению из Единого государственного реестра юридических лиц) юридического лица совместного Русско-Азербайджанского общества с ограниченной ответственностью «РусАзЭко» ОГРН , ИНН , КПП в связи с наличием в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учредителя совместного Русско-Азербайджанского общества с ограниченной ответственностью «РусАзЭко» ФИО1, путем прекращения записи в Едином государственном реестре юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности совместного Русско-Азербайджанского ООО «РусАзЭко» ОГРН , ИНН , КПП в связи с наличием в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Справка: решение суда в окончательной форме с учетом положений ч. 2 ст. 177, ч. 2 ст. 92 КАС РФ составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Абакумова