Дело № 2а-3803/2020
22RS0068-01-2020-004978-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2020 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
судьи Ваншейд А.К.,
при секретаре Строковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Алтайскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Алтайскому краю (далее также ФКУ СИЗО-1), ссылаясь на то, что в ФКУ СИЗО-1 не ведется «Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях». Им неоднократно направлялись заявления о преступлениях из ФКУ СИЗО-1, которые регистрировались в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб осужденных, а не в указанной книге. Исходя из положений Федерального закона 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", п.14 Приказа Минюста РФ от 20.05.2013 № 72, межведомственного приказа «О едином учете преступлений» наличие такой книги является обязательным. Бездействием административного ответчика по неведению данной книги нарушены его права, гарантированные ст.ст. 21, 45, 52 Конституции РФ, ст. 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ст.141 УПК РФ. Деятельность ФКУ СИЗО-1 не соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного административный истец просит признать незаконной деятельность ФКУ СИЗО-1 с ДД.ММ.ГГГГ в части отсутствия «Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях», обязать ФКУ СИЗО-1 организовать ведение указанной книги.
В судебное заседание ФИО1 не явился, содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, извещен надлежаще по месту пребывания, ходатайство об организации видеоконференцсвязи для участия в судебном заседании не заявлял. В судебное заседание административным истцом представлены дополнительные письменные пояснения, в которых указано, что в период его содержания в СИЗО-1 с ДД.ММ.ГГГГ по сегодняшний день им подан ряд сообщений о преступлениях, которые администрацией ФКУ СИЗО-1 направлены как обычная корреспонденция, что подтверждается, в том числе, уведомлениями о регистрации заявлений о преступлениях в МО МВД «Заринский».
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что «Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях» в ФКУ СИЗО-1 ведется, в камерах и в общедоступных помещениях у лиц, содержащихся под стражей, имеется вся необходимая информация и бланки для написания обращений. Ведение указанной книги предусмотрено приказом и подтверждается справкой, регистрация обращений ФИО1 о преступлениях в данной книге не производилась, поскольку его обращения, в том числе в виде заявлений о преступлениях, адресованы иным органам, в связи с чем они направляются для рассмотрения в соответствующие органы.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По правилу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Поскольку административным истцом оспаривается бездействие административного ответчика, выразившееся в отсутствии ведения «Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях», то срок на подачу административного иска не является пропущенным.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируется Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее также Федеральный закон N 103-ФЗ).
В соответствии со ст.8 указанного Федерального закона следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Согласно ст.17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов.
Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019) "О едином учете преступлений" утверждено типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, предусматривающее обязательную регистрацию сообщений о преступлениях в соответствующей книге.
Во исполнение указанного межведомственного приказа приказом Минюста России от 11.07.2006 № 250 утверждена Инструкция о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» (далее - Инструкция), которой предусмотрено ведение в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) «Книги регистрации сообщений о преступлениях» (Приложение №1).
В пункте 2 Инструкции закреплено, что сообщения о преступлениях и происшествиях принимаются в учреждениях и органах УИС круглосуточно старшими оперативными дежурными, оперативными дежурными по территориальным органам УИС, дежурными помощниками начальника учреждения, дежурными помощниками начальника колонии, дежурными помощниками начальника больницы, дежурными помощниками начальника следственного изолятора, дежурными помощниками начальника тюрьмы (или их заместителями). В рабочее время допускается осуществлять прием сообщений о преступлениях и происшествиях и другими сотрудниками, специально уполномоченными на осуществление этих функций. Прием заявлений о преступлениях и происшествиях обязаны также осуществлять все лица рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС. Они не вправе отказываться от их приема под предлогом недостаточности сведений для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо другим причинам.
Согласно Инструкции в «Книге регистрации сообщений о преступлениях» подлежат регистрации следующие документы: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. К ним относятся процессуальные и иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 20 и ст. 141-143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к ст. 476 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации); протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной (приложение 3 к ст. 476 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации); рапорт об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к ст, 476 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации) подачи.
Персональная ответственность за правильность ведения книги возлагается на дежурного по учреждению или органу УИС и начальника учреждения, органа УИС. Листы в ней должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Записи производятся полно, аккуратно и только чернилами (пастой), исправления и подчистки не допускаются. Исправленные записи заверяются подписью дежурного по учреждению или органу УИС.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с вышеприведенными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок учета сообщений о преступлениях, в ФКУ СИЗО-1 ведется «Книга регистрации сообщений о преступлениях».
Данное обстоятельство подтверждается справкой начальника дневной смены ОРиН ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в СИЗО-1 ведется «Книга регистрации сообщений о преступлениях» в соответствии с приказом Минюста России от 11.07.2006 № 250 "Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях». За период содержания с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время от ФИО1 заявлений или сообщений о преступлениях не поступало.
В судебное заседание представителем административного ответчика представлена непосредственно «Книга регистрации сообщений о преступлениях инв.№» (дата начала ведения ДД.ММ.ГГГГ). На момент рассмотрения дела в книге зарегистрировано 416 сообщений о преступлениях, последняя запись произведена ДД.ММ.ГГГГ. Книга пронумерована, прошнурована, скреплена печатью.
На последнем листе книги имеются сведения о предыдущей книге регистрации сообщений о преступлениях № т.3, начатой ДД.ММ.ГГГГ, оконченной ДД.ММ.ГГГГ. Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что предыдущие книги хранятся в архиве.
Таким образом, представленными в дело доказательствами подтверждается факт наличия и ведения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю «Книги регистрации сообщений о преступлениях» в период содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), в связи с чем довод административного истца об отсутствии такой книги в ФКУ СИЗО-1 является несостоятельным.
То обстоятельство, что сообщения ФИО1 не регистрировались в «Книге регистрации сообщений о преступлениях», не свидетельствует об ее отсутствии, а также о нарушении прав административного истца.
Из справки начальника канцелярии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за период содержания (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) ФИО1 было направлено 5020 обращений в различные органы исполнительной власти, которые прошли регистрацию в «Журнале учета предложений, заявлений и жалоб осужденных» № и были переданы в канцелярию учреждения для внесения данных в ПТК АКУС раздел «жалобы» и дальнейшей отправки по месту назначения. Отправка исходящей корреспонденции осуществляется ежедневно, за счет федерального бюджета, согласно действующего законодательства, на следующий день после подачи обращения, о чем свидетельствуют реестры об отправки несекретной исходящей корреспонденции.
В соответствии пунктами 91,93,94 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в «Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных».
Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные организации (объединения), а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией СИЗО и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.
В связи с изложенным обращения ФИО1, адресованные не должностным лицам ФКУ СИЗО-1, а иным органам власти, в том числе уполномоченным проводить проверки по сообщениям о преступлениях, обоснованно зарегистрированы в «Журнале учета предложений, заявлений и жалоб осужденных» и направлены на рассмотрение в указанные в обращениях учреждения, органы власти, которыми непосредственно рассматривается вопрос о приеме и регистрации поступившего сообщения о преступлении.
Об этом же свидетельствуют представленные административным истцом уведомления МО МВД «Заринский» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ряда его обращений, поступивших из ФКУ СИЗО-1, как сообщений о преступлениях (л.д.20-21).
Таким образом, права административного истца не нарушены, его сообщения о преступлениях зарегистрированы уполномоченным органом и по ним проводится проверка в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ.
При этом в административном иске ФИО1 не называет конкретные обращения, которые, по его мнению, подлежали регистрации в «Книге регистрации сообщений о преступлениях» в ФКУ СИЗО-1, в связи с чем суд лишен возможности проверить данные обстоятельства. По настоящему делу административный истец оспаривает лишь сам факт наличия и ведения указанной книги.
Между тем, наличие и ведение административным ответчиком «Книги регистрации сообщений о преступлениях», предусмотренной приказом Минюста от ДД.ММ.ГГГГ№, в период содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Что касается периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то суд не усматривает оснований для проверки факта наличия и ведения указанной книги, поскольку в данный период административный истец не содержался в ФКУ СИЗО-1 и его права деятельностью административного ответчика в части соблюдения порядка регистрации сообщений о преступлениях не затрагивались.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований административного иска о признании незаконной деятельности ФКУ СИЗО-1 с ДД.ММ.ГГГГ по дату подачи административного иска в части отсутствия «Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях» и возложении на ФКУ СИЗО-1 обязанности по организации ведения указанной книги не имеется.
В связи с изложенным суд оставляет административный иск ФИО1 без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.К. Ваншейд