Дело № 2а-3807/2018 Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2018 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при секретаре Дорошенко М.С.
с участием представителя административного истца ФИО1
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – Управление Росреестра по <адрес>) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права. В обоснование административного искового заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, расположенное по <адрес>, Автогаражный кооператив № «Лада» (далее - АГК № «Лада», Кооператив), ряд №, гараж №. К заявлению ею были приложены справки о выплате паевого взноса в полном размере, протокол собрания АГК № «Лада».
Административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ вынес решение о приостановлении государственной регистрации права собственности, ДД.ММ.ГГГГ – решение об отказе в государственной регистрации права собственности. Основанием для отказа явилось отсутствие сведений в ЕГРЮЛ о регистрации АГК № «Лада», в связи с чем невозможность проверить правоспособность кооператива и полномочия председателя ФИО5, подписавшего справки об уплате паевого взноса. Полагает, что решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку постановлением Администрации муниципального образования пгт. Молочный Кольского района Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ АГК № «Лада» было дополнительно предоставлено право пользования на условиях аренды земельным участком площадью 65 кв.м.
Она ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрела в собственность у ФИО6 гараж № и ДД.ММ.ГГГГ была принята в члены АГК № «Лада», уплатив полностью паевой взнос ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что приобрела право собственности на гараж № в связи с тем, что полностью внесла паевой взнос.
Административный ответчик не указал пункт и статью Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», которые были ею нарушены. Для государственной регистрации права собственности ею были представлены все документы, предусмотренные в статье 18 данного закона. Административный ответчик не имел права истребовать от нее дополнительных документов. Просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права на нежилое помещение, расположенное по <адрес>, АГК № «Лада», ряд №, гараж №.
Административный истец о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, рассмотреть дело в свое отсутствие не просила, направила в суд представителя.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении административных исковых требований настаивала. Полагала, что АГК № «Лада» является действующим юридическим лицом, поскольку Кооперативу был предоставлен земельный участок в пользование на условиях аренды, Кооператив вносит платежи за аренду и потребленную электроэнергию на основании заключенных договоров. Дополнительно пояснила, что постановлением Администрации муниципального образования пгт. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ АГК № «Лада» предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок площадью <данные изъяты> по <адрес> государственном реестре предприятий и организаций, что свидетельствует о правоспособности Кооператива и незаконности решения административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного ответчика с административным иском не согласилась, представила возражения, согласно которым при проведении правовой экспертизы документов, представленных ФИО4, было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации и заявителю предложено представить сведения о государственной регистрации Гаражного кооператива № «Лада» в качестве юридического лица и документ, подтверждающий полномочия ФИО5, подписавшего справку о выплате паевого взноса. Данные документы представлены не были, правоспособность юридического лица не подтверждена, в связи с чем принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Административный ответчик – государственный регистратор ФИО7 о времени и месте судебного заседания извещена, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца и административного ответчика ФИО7
Выслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 229 административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд);
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно частям 4, 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3, пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В пункте 8 части 1, части 2 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что, если представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами, осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм Закона № 218-ФЗ следует, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов на соответствие их требованиям нормативных правовых актов, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральных законов.Согласно пункту 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации гаражные кооперативы являются некоммерческими организациями со всеми правами и обязанностями юридических лиц. Таким образом, для приобретения правоспособности (способности иметь гражданские права и нести обязанности) гаражный кооператив должен быть в установленном порядке зарегистрирован в ЕГРЮЛ путем внесения сведений о его создании. Как установлено в судебном заседании, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ через ГОБУ «1» предоставила документы для государственной регистрации права собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Молочный, <адрес>, АГК № «Лада», ряд №, гараж №, а именно: протокол собрания членов АГК № «Лада» от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации принять в члены АГК № «Лада» ФИО4, протокол собрания гаражного кооператива № «Лада» от ДД.ММ.ГГГГ о переизбрании на новый срок председателем гаражного кооператива № «Лада» ФИО5, справку от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате паевого взноса за гараж № в ряду № полностью ДД.ММ.ГГГГ. Справка подписана ФИО2. как председателем АГК № «Лада» и скреплена печатью.ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ через ГОБУ «1» предоставила дополнительные документы для государственной регистрации права собственности на вышеуказанный гараж №, а именно: справку от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ является членом АГК № «Лада» и уплатила паевой взнос за гараж № в ряду № полностью ДД.ММ.ГГГГ. Справка подписана ФИО2. как <данные изъяты> АГК № «Лада» и скреплена печатью, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между АО «АтомЭнергоСбыт» и АГК № «Лада», договор от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении Администрацией муниципального образования пгт. Молочный земельных участков в пользование на условиях аренды автокооперативу № «Лада», характеристику земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ через ГОБУ «1» повторно предоставила дополнительный документ для государственной регистрации права собственности на вышеуказанный гараж № - справку от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ является членом АГК № «Лада» и уплатила паевой взнос за гараж № в ряду № полностью ДД.ММ.ГГГГ. Справка подписана ФИО2 как <данные изъяты> АГК № «Лада» и скреплена печатью.Управлением Росреестра по <адрес> при рассмотрении представленных документов принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности до ДД.ММ.ГГГГ, о чем ФИО4 сообщено уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ и предложено в течение указанного срока устранить нарушения действующего законодательства, а именно предоставить сведения, подтверждающие регистрацию Гаражного кооператива № «Лада» в ЕГРЮЛ, а также документ, подтверждающий полномочия подписавшего справку о выплате паевого взноса № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>ФИО2 В судебном заседании установлено, что решение о приостановлении государственной регистрации права собственности ФИО4 в предусмотренный срок не исполнено, в суд не обжаловано. В связи с тем, что истребованные документы ФИО4 не были представлены в установленный срок, Управлением Росреестра по <адрес> принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности, о чем ФИО4 сообщено уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№. В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что при рассмотрении представленных ФИО4 документов государственный регистратор действовал в соответствии с требованиями закона, установил, что в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о регистрации АГК № «Лада» в качестве юридического лица, и для обоснованного рассмотрения представленных ФИО4 документов приостановил государственную регистрацию и предложил заявителю подтвердить полномочия ФИО2. как <данные изъяты> Кооператива и правоспособность самого Кооператива. Суд соглашается с пояснениями представителя административного ответчика и полагает, что представленные ФИО4 для государственной регистрации документы не соответствовали требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ. Государственный регистратор предложил ФИО4 представить дополнительные документы исходя из полномочий, предоставленных пунктом 2 части 3 статьи 3, пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ. Необоснованного истребования от ФИО4 документов судом не установлено. Суд не может согласиться с доводами административного истца и его представителя о том, что АГК № «Лада» является действующим юридическим лицом, поскольку в судебном заседании установлено отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о регистрации АГК № «Лада» в качестве юридического лица. Наличие заключенных с АГК № «Лада» договоров о предоставлении в пользование земельного участка и договора энергоснабжения, учет в Едином государственном реестре предприятий и организаций, не свидетельствует о том, что Кооператив является юридическим лицом, обладающим правоспособностью. Действующим законодательством предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании.Доводы административного истца о том, что, будучи принятой в члены Кооператива, уплатив полностью паевой взнос за гараж, она приобрела право собственности на гаражное строение, которое в связи с этим должно быть зарегистрировано, не могут быть приняты судом во внимание. В соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член гаражного кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за гараж, предоставленный этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В судебном заседании право собственности ФИО4 на спорный гараж административным ответчиком не оспаривалось. В соответствии с требованиями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом проверена процедура принятия оспариваемого решения и его законность.
В статье 8 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Таким образом, при наличии у лица права собственности на объект недвижимого имущества ему не может быть отказано в регистрации права собственности только по формальным основаниям, не предусмотренным в законе.
С ДД.ММ.ГГГГ в действие введен Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии со статьями 4, 7.1 которого в Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом. Данные сведения являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 441 утверждены порядок и сроки передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», в соответствии с которым Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации запрашивают у органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц, списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации, формируют списки с использованием сведений о месте нахождения юридического лица и рассылают их в подведомственные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (пункты 3, 5).
Из сведений, представленных в материалы дела Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, следует, что сведения о регистрации в качестве юридического лица Автокооператива № «Лада» (<данные изъяты>ФИО2) отсутствуют. С вступлением в силу Закона № 129-ФЗ у юридических лиц, зарегистрированных до ДД.ММ.ГГГГ, не изменялся регистрирующий орган, осуществлявший их государственную регистрацию. Дата внесения записи в ЕГРЮЛ для организаций, созданных до ДД.ММ.ГГГГ, не является датой государственной регистрации. Дата регистрации в качестве юридического лица определяется по ранее выданному уполномоченным органом свидетельству о государственной регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что сведениями о наличии свидетельства о регистрации АГК № «Лада» в качестве юридического лица, выданного регистрирующим органом в порядке, действовавшем до введение в действие Закона № 129-ФЗ, не располагает.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходит к выводу, что у юридического лица АГК № «Лада» правоспособность на момент представления ФИО4 заявления и документов отсутствовала.
ФИО4 не представлены в Управление Росреестра по <адрес> документы, подтверждающие полномочия ФИО5 как председателя Кооператива выдавать, подписывать и заверять печатью справки о принятии в члены Кооператива и уплате членских взносов.
В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы административного истца и его представителя, что принятым решением нарушены права и законные интересы ФИО4 Оспариваемым решением ФИО4 разъяснено право вновь обратиться с заявлением о государственной регистрации в случае устранения причин, препятствующих государственной регистрации.
Доводы административного истца и его представителя о том, что в оспариваемом решении не указаны нормы Закона № 218-ФЗ, которые нарушены ФИО4, не могут быть учтены судом, поскольку решение мотивированно, принято после истечения срока, предоставленного решением о приостановлении государственной регистрации, в связи с непредставлением ФИО4 дополнительных документов, необходимых для рассмотрения ее заявления.
Оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ принято должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, в установленные срок и в установленном порядке, предусмотренными Законом № 218-ФЗ.
В связи с тем, что в удовлетворении административных исковых требований отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению между сторонами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Хуторцева