Дело № 2а -380/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Рязань 10 мая 2017 года
Рязанский районный суд г. Рязани в составе судьи Климаковой Л.И.,
при секретаре Баранович О.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1- ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации и обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственной регистрации и обязании административного ответчика произвести государственную регистрацию перехода права собственности объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м в соответствии с договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что
администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области принадлежал земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: веление дачного хозяйства, который ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ администрация Заборьевского сельского поселения продала принадлежащий ей участок ему, о чем был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, договор исполнен, оплата земельного участка произведена им в соответствии с условиями договора, о чем был подписан акт приема-передачи земельного участка. Процедура продажи муниципального имущества проведена с соблюдением требований действующего законодательства, договор никем не оспорен и все необходимые документы были сданы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области для регистрации указанного договора и оформления перехода права собственности на спорный объект недвижимости, однако он получил уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации перехода права, выданное государственным регистратором Рязанской области ФИО3 Административный истец указывает, что он не согласен с данным отказом, поскольку считает его незаконным и необоснованным, поскольку факт принадлежности продавцу (Администрации МО - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района <адрес>) земельного участка с кадастровым померим <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение дачного хозяйства, никем не оспаривается. Также административный истец указывает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО Заборьевское сельское поселение, утвержденными Постановлением, данный участок находится в границах Заборьевского сельского поселения и предназначен для жилой застройки, категория земельного участка и вид разрешенного использования подтверждаются сведениями кадастрового паспорта, выданным ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области. Из уведомления об отказе в государственной регистрации следует, что у государственным регистратора возникли сомнения относительно того, что земельный участок, являющийся объектом купли-продажи, не может использоваться для ведения дачного хозяйства, а также регистратор подменил понятия категории земельного участка и вида разрешенного использования отнесением его к зоне Ж4 в границах муниципального образования. Однако на дату обращения к административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ спорные отношения регулировал Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которым в регистрации договора может быть отказано только, если он противоречит действующему законодательству или сторонами сделки нарушены требования Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Административный истец указывает, что таких нарушений не установлено, документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства и представлены все документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав. В ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ указаны основания для государственной регистрации перехода права договоры, а это сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Административный истец указывает, что уведомление об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ не содержит законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности, поскольку ни продавцом, ни покупателем нарушений норм действующего законодательства при совершении сделки выявлено не было и на регистрацию были представлены все необходимые документы. Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав и не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Административный истец считает, что отказ в государственной регистрации сделки не может быть основан на предположениях и сомнениях должностного лица, в чьи обязанности входит, совершение регистрационных действий, а поэтому он считает, что действиями должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области нарушен Федеральный закон от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и, соответственно, что повлекло нарушение его прав, в связи с чем он обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, который просит удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий в пределах предоставленных ему доверенностью полномочий, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации на земельный участок с кадастровым померим <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение дачного хозяйства по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Рязанской области, которое является формальным, обоснование законного приостановления оно не содержит, а поэтому является необоснованным, нарушающим права ФИО1, который его не оспорил, а по истечении месячного срока приостановления кадастровым органом - управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ был принят отказ в государственной регистрации, в связи с чем он просит суд признать незаконным и отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации перехода права на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м и обязать орган кадастрового учета произвести государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок согласно договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и административный ответчик представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области представил в суд письменный отзыв – возражения на заявленные требования, в которых выразил свое несогласие, считая принятое решение законным и обоснованным и просил суд в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.
На основании ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, представленные в порядке ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу, что заявленные требования ФИО1 о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области, и обязании административного ответчика произвести государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок согласно договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 приобрел на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение дачного хозяйства. Указанный земельный участок принадлежал на праве собственности продавцу (администрации МО - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области), право собственности продавца зарегистрировано в ЕГРП. Указанный земельный участок находится в границах Заборьевского сельского поселения, категория земельного участка и вид разрешенного использования, что подтверждается сведениями кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, выданного филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области. Границы указанного земельного участка определены на местности в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства и поставлены на учет в ГКН. Административный истец ДД.ММ.ГГГГ подал в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области заявление и комплект документов об осуществлении государственного регистрации объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, среди прочего представил договор купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными сторонами в материалах дела, которые никем не оспорены и незаконными не признаны.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1). Это предполагает закрепление требования об учете целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения с установлением особенностей их использования (статьи 77, 78 и 79). Аналогичное по смыслу положение содержится в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 1 пункта 3 статьи 1). Тем самым правовой режим земель формируется с учетом их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Общие требования к образованию земельных участков определены статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
Как следует из материалов дела, решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено: приостановить осуществление государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании абз.4,10 п.1 ст.20 и п.5,7 ч.1 ст.26 Закона о регистрации и заявителю был предоставлен срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 10 статьи 26 Закона о кадастре установлено, что решение о приостановлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке. Между тем, указанное решение оспорено не было заявителем и незаконным не признано.
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ решением №, принятым Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области, было постановлено: отказать ФИО1 в осуществлении государственной регистрации права собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в связи с истечением срока приостановления, указанного в решении от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемое решение мотивировано тем, что не устранены причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственной регистрации права собственности.
В соответствии со ст. 27 Закона « О государственной регистрации недвижимости» (в действии с 01.01.2017 года) в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Административный истец в обоснование своей позиции ссылался на нарушение филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области требований ст.18 ФЗ №122-ФЗ, в соответствие с которой не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, поскольку их заявление, поступившее в орган кадастрового учета, и представленные ими на государственную регистрацию документы отвечают требованиям ст.17 указанного Федерального закона. Между тем, предметом рассмотрения данного административного иска является решение №, принятое ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области об отказе в государственной регистрации права, в связи с чем, данный довод, не имеет правового значения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения настоящего административного искового заявления не имеется, поскольку причины послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета заявителем в установленный срок, определенный кадастровым органом, не были устранены, а поэтому оспариваемо решение № от ДД.ММ.ГГГГ, принятое Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области, которым постановлено: отказать ФИО1 в осуществлении государственной регистрации права собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в связи с истечением срока приостановления являются обоснованными, приняты полномочным органом в соответствии с действующим законодательством (п.2ст.3 Закона о кадастре и ст.3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), при этом права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены и ему не созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, при этом на него незаконно не возложены какие-либо обязанности. Доказательств обратного, административным истцом суду не представлено и законность оспариваемого решения административным истцом в судебном заседании опровергнута не была. Кроме того, административным истцом не были использованы права, предоставленные ему ст.223 КАС РФ, а, следовательно, у Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области имелись все основания для принятия ДД.ММ.ГГГГ решения №, а, следовательно, отсутствуют и законные основания для обязания административного ответчика произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227,228 КАС РФ,
РЕШИЛА:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации и обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> – отказать.
Решение может быть обжаловано через Рязанский районный суд Рязанской области в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья подпись
Копия верна. Судья Л.И. Климакова