к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 15 августа 2018 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1, по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика – Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, по доверенности ФИО3,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административному ответчику – Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о признании незаконными действия, обязании устранить допущенное нарушение
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – ФИО1. обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконными действия Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, выразившиеся в отказе исключить из сведений ИСОГД в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>, кадастровый № площадью 1200 кв.м, предоставленном на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), сведения о наличии красных линий, обязании устранить допущенное нарушение.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости - жилого дома площадью 142,3 кв.м, расположенного по <адрес> города Сочи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м, предоставленном па основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)
ДД.ММ.ГГГГ, указывает административный истец, он обратился к административному ответчику - Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи с заявлением об исключении из сведений информационной системы осуществления градостроительной деятельности сведений о наличии на территории земельного участка красных линий. Заявление было мотивированно тем, что согласно сведениям полученным ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ№ арендуемый им земельный участок частично расположен в границах красных линий в соответствии со справочником «Исходные данные для проектирования красных линий Сочи» проектного института» Южпроекткоммунстрой» 2001 года. Ширина красных линий <адрес> - 15 м.
Указывает, что включение в справку ИСОГД сведений о наличии красных линий является незаконным и необоснованным и нарушает его права, поскольку наличие красных линий является препятствием для приобретения права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположено правомерное строение.
В судебном заседании представитель административного истца, по доверенности ФИО2, исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Участвующий в судебном заседании представитель административного ответчика – Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, по доверенности ФИО3, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст.221 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Как установлено судом, следует из материалов дела, ФИО1 является собственником объекта недвижимости - жилого дома площадью 142,3 кв.м, расположенного по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м, предоставленном па основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику - Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи с заявлением об исключении из сведений информационной системы осуществления градостроительной деятельности сведений о наличии на территории земельного участка красных линий.
Заявление мотивированно тем, что согласно сведениям, полученным ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ№ арендуемый административным истцом земельный участок частично расположен в границах красных линий в соответствии со справочником «Исходные данные для проектирования красных линий Сочи» проектного института» Южпроекткоммунстрой» 2001 года. Ширина красных линий <адрес> - 15 м.
При этом суд находит, что включение в справку ИСОГД сведений о наличии красных линий является незаконным и необоснованным, нарушает права ФИО1, поскольку наличие красных линий является препятствием для приобретения права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположено правомерное строение.
Как следует из содержания ч.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии являются элементом территориального планирования, определяющие правила землепользования и застройки.
Из анализа ч.1 ст.41, частей 2-5 ст.42 Градостроительного кодекса РФ, пунктов 1,3.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№, подпунктов 1, 4, 6, 7 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№, установление красных линий должно осуществляться с учетом существующей застройки.
В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, проезды, улицы, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Так в соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п.2 ст.34 Гражданского кодекса РФ, границы территориальных зон могут устанавливаться по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.
Согласно п.1 ст.45 Градостроительного кодекса РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п.4 ст.45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации но планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенпых территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселепных территорий.
На основании п.5 ст.45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Из положений 4.12-14 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, следует, что орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний но проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления па доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее па доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 1.0 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Однако в ИСОГД отсутствует информация об утверждении документации по планировке территории <адрес>. Следовательно, красные линии но <адрес> не утверждены нормативным актом органа местного самоуправления или законодательным органом местного самоуправления.
Более того, из ответа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что красные линии в составе проекта планировки территории до настоящего времени не утверждены и только « с целью исключения возможного предоставления территории общего пользования необходимо руководствоваться справочником проектного института «Южпроекткоммунстрой».
На основании вышеизложенного следует, что красные линии должны входить в основную часть проекта планировки территории, которая должна отображаться в проекте межевания территории и утверждаться в порядке ст.45 и 46 Градостроительного кодекса РФ на публичных слушаниях с участием всех заинтересованных лиц, а затем подлежит опубликованию в сети интернет на официальном сайте администрации города Сочи.
Однако указанная процедура в границах Адлерского внутригородского района города Сочи не была проведена, из чего следует, что красные линии в Адлерском внутригородском районе города Сочи не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и соответственно включение сведений о наличии красных линий в ИСОГД в отношении земельною участка с кадастровым номером № является незаконным.
Согласно п.6.10 сведений ИСОГД нахождение земельного участка в границах красных линий определялось исходя из справочника «Исходные данные для проектирования красных линий города Сочи «Южпроекткоммунстрой» 2001 год, что противоречит приведенным выше нормам. Установление красных линий должно производится па основании документации по планировке территории и утверждаться органом местного самоуправления.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
При этом, каких-либо доказательств, в том числе письменных, в опровержение доводов административного истца, представителем административного ответчика суду не представлено.
Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах.
На основании ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.
В силу ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Пунктом 9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к административному ответчику – Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о признании незаконными действия, обязании устранить допущенное нарушение – удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, выразившиеся в отказе исключить из сведений ИСОГД в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>, кадастровый № площадью 1200 кв.м, предоставленном на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), сведения о наличии красных линий.
Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи исключить из сведений ИСОГД в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>, кадастровый № площадью 1200 кв.м, предоставленном на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), сведения о наличии красных линий.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ года