№2а-3813/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2018 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Костиной М.Ю., с участием представителя административного истца помощника прокурора Филипповского А.В., представителя административного ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Костромы к администрации г. Костромы о признании бездействия незаконным и обязании утвердить перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений,
установил:
Прокурор г. Костромы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Костромы, мотивируя требования тем, что прокуратурой г. Костромы на основании поручения прокуратуры области от 27.07.2018 № в августе 2018 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности администрации г. Костромы. В ходе проверки установлено, что в силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. В соответствии с п. 2 указанной статьи организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Согласно п. 9 ст. 42 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, принятого решением Думы г. Костромы от 26.05.2005 № 41, в области организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения администрация г. Костромы исполняет полномочия по организации похоронного дела на территории г. Костромы. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гражданам Российской Федерации для создания семейных (родовых) захоронений в соответстии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В силу требований ч. 3 ст. 3 Закона Костромской области от 11.07.2017 № 267-6-ЗКО «О семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области» перечни общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных захоронений, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, в ведении которых находятся общественные кладбища. Согласно ст. 8 Закона Костромской области о 11.07.2017 № 267-6-ЗКО указанный закон вступил в силу с 01.10.2017. В целях реализации указанных выше требований закона постановлением администрации г. Костромы от 13.03.2018 № 425 внесены изменения в Порядок деятельности общественных кладбищ на территории г. Костромы, утвержденный постановлением администрации г. Костромы от 23.04.2015 № 837, а именно указанный порядок дополнен разделом 4.1 «Порядок создания семейных (родовых) захоронений на территории общественных кладбищ». Вместе с тем, в соответстии с п. 2 постановления администрации г. Костромы от 13.03.2018 № 425 данные изменения вступают в силу со дня вступления в силу постановления администрации г. Костромы, утверждающего перечень общественных кладбищ г. Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений. Проверка показала, что согласно ответу администрации г. Костромы от 23.08.2018 № на запрос прокуратуры г. Костромы данный перечень не разработан. Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований закона с 2017 года по настоящее время органом местного самоуправления не принят нормативный акт, устанавливающий перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных захоронений. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответстии с настоящим Федеральным законом. В соответстии с ч. 2 ст. 3 Закона Костромской области от 11.07.2017 № 267-6-ЗКО места для создания семейных (родовых) захоронений предоставляются как непосредственно при погребении умершего, так и под будущие захоронения. Учитывая изложенное административный истец считает, что отсутствие перечня общественных кладбищ г. Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, нарушает права неопределенного круга лиц быть похороненными с учетом их волеизъявления ввиду отсутствия у них возможности реализовать свое право. Прокурор просил суд признать бездействие администрации г. Костромы в части непринятия Перечня общественных кладбищ г. Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, незаконным, и обязать администрацию г. Костромы разработать и утвердить перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных захоронений.
В судебном заседании 29.12.2018 помощник прокурора Филипповский А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации г. Костромы по доверенности ФИО1 исковые требования считала не подлежащими удовлетворению. Полагала, что органы местного самоуправления, в ведении которых находятся общественные кладбища, утверждают перечни общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, исходя из возможности создания на них таких зон. Согласно позиции представителя ответчика изложенной в письменном отзыве и устных объяснениях, данных в ходе рассмотрения дела, решением Думы г. Костромы от 30.06.2011 № 145 «Об установлении Правил содержания мест погребения в г. Костроме» установлено, что местами погребения на территории г. Костромы являются: общественное кладбище по ул. Костромской, общественное кладбище по ул. Галичской, общественное кладбище по ул. Ярославской, общественное кладбище по ул. Магистральной, вероисповедальное мусульманское кладбище по ул. Нариманова. 11.07.2017 принят Закон Костромской области № 267-6-ЗКО «О семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области». В соответствии с письмом правового управления Костромской областной Думы от 25.09.2017 № органы местного самоуправления утверждают перечни общественных кладбищ для создания семейных (родовых) захоронений, исходя из возможности создания на них зон семейных захоронений, предусмотренных Законом Костромской области. Согласно статье Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закон понимает кладбища как место погребения, а не конкретные земельные участки на его территории. Устанавливая гарантии каждому человеку быть погребенным после смерти, с учетом его волеизъявления, рядом с ранее умершими, Закон определяет, что это право – право быть погребенным с ранее умершими – не является абсолютным и гарантируется при наличии на данном месте погребения свободного участка (ст. 7 Закона). В соответствии с Законом Костромской области, Порядком создания семейных (родовых) захоронений на территории общественных кладбищ, утвержденным постановлением Администрации г. Костромы от 13.03.2018 № 425, семейные (родовые) захоронения производятся на специально определенном уполномоченным органом участке кладбища (зоне семейных (родовых) захоронений). На общественных кладбищах по ул. Галичской, ул. Ярославской, вероисповедальном мусульманском кладбище по ул. Нариманова свободная площадь для предоставления новых мест для захоронений исчерпана, захоронения производятся лишь в ранее выделенные участки (в уже существующую ограду), новых участков для захоронений не предоставляется. На общественном кладбище по ул. Костромской при существующей смертности, земельные участки для новых захоронений будут использованы до лета 2019 года, на общественном кладбище по ул. Магистральной – в течение 6 месяцев. Таким образом, ввиду ограниченности территорий кладбищ и быстрой заполняемостью в связи с высокой смертностью, фактически отсутствуют участки (земля) для создания зоны семейных (родовых) захоронений, создание зоны семейных (родовых) захоронений предусмотрено на вновь создаваемом общественном кладбище у н.п. Будихино. Строительство указанного кладбища в настоящее время не завершено, в эксплуатацию кладбище не введено, соответственно, невозможно утвердить его в Перечне общественных кладбищ г. Костромы для создания семейных (родовых) захоронений. При этом, как следует из экспликаций зданий и сооружений, которые расположены на вновь создаваемом общественном кладбище у н.п. Будихино, зона для создания семейных (родовых) захоронений предусмотрена в секторе 33, что подтверждает отсутствие бездействия администрации г. Костромы. В администрацию г. Костромы и в МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» с момента вступления в силу Закона Костромской области (01.10.2017) до настоящего времени не поступило ни одного обращения от граждан о выделении такого участка для создания семейного (родового) захоронения. Имеется 2 обращения граждан с просьбой признать уже существующие захоронения семейным (родовым) захоронением. Данные обращения касались общественных кладбищ по ул. Галичской и Костромской. Права, свободы и законные интересы граждан не нарушены.
Представитель заинтересованного лица МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» по доверенности ФИО2 считал позицию представителя администрации г. Костромы обоснованной, а исковое заявление прокурора не подлежащим удовлетворению. Представил письменный отзыв, а также выступил с устными объяснениями. По сведениям МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» земельные участки, занятые вышеуказанными кладбищами, поставлены на кадастровый учет, находятся в муниципальной собственности г. Костромы и составляют имущество казны муниципального образования. Кладбище по ул. Костромской (Костромское кладбище) основано в 1972 году, участок № 1 в г. Кострома имеет площадь ... кв.м. (кадастровый номер ...), участок № 2 – площадь ... кв.м. (кадастровый номер ...), участок в Костромском районе имеет площадь ... кв.м. (кадастровый номер ...), всего ... га. Кладбище по ул. Галичской основано в 1943 году имеет площадь ... кв.м. (... га), кадастровый номер .... Кладбище по ул. Магистральной основано в 2002 году, состоит из участка по ул. Магистральная площадью ... кв.м. (кадастровый номер ...), участка южнее поселка «Костромское», площадью ... кв.м. (...), участка южнее поселка «Костромское», площадью ... кв.м. (кадастровый номер ...), итого ... га. Кладбище по ул. Ярославской основано в 1952 году, к нему относятся: земельный участок по ул. Ярославской, площадью ... кв.м. (кадастровый номер ...), по ул. Ярославской, площадью ... кв.м. (кадастровый номер ...), по ул. Ярославской, площадью ... кв.м. (кадастровый номер ...), итого ... кв.м. Погребение на кладбищах осуществляется с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций, может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), захоронение урны с прахом. Участки земли предоставляются в соответствии с последовательностью освоения свободных земельных участков, с учетом планировки кладбища. В свое время, при формирования кладбищ, это не было сделано и в 2015 году Учреждение получило эти кладбища с уже исторически сложившимися сформированными участками (зонами) захоронений, т.е. схема захоронений, секции, ряды, места уже были сформированы и резервные земельные участки (зоны захоронений), которые можно было бы использовать для будущих захоронений и на них запланировать размещение могил, отсутствовали. В настоящее время новые участки для захоронений выделяются на общественных кладбищах по ул. Костромской и ул. Магистральной. На кладбище по ул. Костромской таких осталось: в секции 8а – ... мест (площадью ... кв.м.), в секции 10а – ... мест (площадью ... кв.м.). На кладбищах по ул. Галичской, ул. Ярославской, ул. Нариманова разрешены захоронения только в ограду к родственникам и при наличии места в ограде. Использование площадей кладбищ г. Костромы в настоящее время максимально, т.е. действующие кладбища считаются с ограниченными местами захоронений. Согласно п. 1 Закона Костромской области № 267-6-ЗКО от 11.07.2017, семейные (родовые) захоронения – это места захоронения, предоставляемые на общественных кладбищах для погребения трех и более умерших. Исходя из формулировки п. 4 ст. 3 Закона Костромской области № 267-6-ЗКО от 11.07.2017, на территории кладбищ должна быть выделена отдельная специальная площадь – зона семейных захоронений. Статистика погребений за прошлые годы следующая: 2016 год – ... человек, 2017 год – ... человек, 2018 год – ... человек. В среднем в месяц производится ... захоронений. В день – ... захоронений. Исходя из изложенного, видно, что создание семейных (родовых) захоронений на территории кладбищ по ул. Галичской, ул. Ярославской, ул. Магистральной в настоящее время уже невозможно. Создание зоны семейных (родовых) захоронений на территории кладбища по ул. Костромская даже в минимальных размерах приведет к чрезвычайным критическим обстоятельствам, т.е. отсутствие возможности хоронить умерших уже в феврале – марте 2019 года. В настоящее время проводятся работы по формированию кладбища у населенного пункта Будихино и на данном кладбище планируется выделение площади для создания зоны семейных захоронений.
Представитель государственно-правового управления Костромской областной Думы, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, по доверенности ФИО3, участвовавшая в судебном заседании 21.12.2018, полагала, что исковое заявление прокурора не подлежит удовлетворению, считала, что органы местного самоуправления утверждают перечни общественных кладбищ, на которых предоставляются места для создания семейных захоронений, исходя из возможности создания на них зон семейных захоронений.
Представитель заинтересованного лица Управления строительства и капитального ремонта администрации г. Костромы в судебном заседании не участвовал. И.о. начальника Управления ФИО4 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве по существу дела указал, что проектная документация на строительство людского кладбища у н.п. Будихино и подъездной дороги к нему разработана ОАО «ВологдаТИСИЗ» в 2015 году. Количество захоронений, предусмотренных проектом, составляет ... мест, находящихся на площади ... га. По проектной документации на строительство кладбища 25.12.2015 получено положительное заключение государственной экспертизы. Стоимость строительства объекта составляет ... тыс. руб. (в ценах 2-го квартала 2014 года). Проектом предусмотрено разделение территории кладбища на следующие функциональные зоны: входная (автостоянки, остановка общественного транспорта, место продажи цветов, пост охраны); ритуальная (здание для проведения церемоний прощания, административное здание, ритуальная площадь, показательный участок оформления захоронений, зона почетных захоронений); хозяйственная зона (здание мастерских, здание крытой стоянки и кладовых, котельная, склад для дров); зона захоронений, в том числе почетные и семейно-родовые захоронения; зона зеленой защиты по периметру кладбища (зона моральной защиты). Проектом предусмотрено строительство объекта в 2 этапа: 1 – й этап – строительство подъездной дороги к кладбищу; 2 – й этап – строительство кладбища. Управлением строительства и капитального ремонта разработана схема земельного участка площадью ... кв.м. Администрацией г. Костромы определен объем работ первого этапа строительства кладбища у н.п. Будихино, куда включены работы по строительству подъездной дороги с примыканием, контрольно-пропускного пункта, туалетов, работы по благоустройству территории для организации захоронений на срок до 10 лет с ограждением, а также работы по технологическому присоединению объекта к сетям электроснабжения. В настоящее время проводится работа по определению границ зон захоронений согласно проекту.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным иском признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. 23 п. 1 ст. 10, п. 9 ст. 42 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26.05.2005 № 41, к вопросам местного значения города Костромы относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, организация похоронного дела.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим к культурно-историческое значение.
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 указанной статьи деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Таким образом, предоставление земельного участка для размещения мест погребения умершего на территории г. Костромы относится к вопросам ведения администрации г. Костромы и является муниципальной услугой.
Как следует из материалов дела на территории муниципального образования городской округ город Кострома находятся пять кладбищ: 1) общественное кладбище по ул. Костромской, 2) общественное кладбище по ул. Галичской, 3) общественное кладбище по ул. Ярославской, 4) общественное кладбище по ул. Магистральной, 5) вероисповедальное мусульманское кладбище по ул. Нариманова.
Собственником земельных участков под общественными кладбищами является администрация г. Костромы. Земельные участки поставлены на кадастровый учет.
Согласно доводам, изложенным в административном исковом заявлении, в ходе проведенной прокуратурой г. Костромы проверки установлено, что до настоящего времени на территории г. Костромы не разработан и не утвержден Перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений.
Данное обстоятельство подтверждается приложенным к исковому заявлению ответом администрации г. Костромы от 23.08.2018 № на запрос прокурора о предоставлении информации по вопросу исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, из содержания которого следует, что на существующих общественных кладбищах города Костромы, ввиду ограниченности территорий кладбищ и быстрой наполняемости в связи с высокой смертностью, выделить зону для создания семейных (родовых) захоронений не представляется возможным. Места для создания семейных (родовых) захоронений будут предоставляться после введения в эксплуатацию нового кладбища у н.п. Будихино, проектной документацией которого, предусмотрена зона для создания таких мест захоронений. В настоящее время прорабатывается вопрос получения положительного заключения на объект – подъездная дорога к новому кладбищу в н.п. Будихино, после получения которого планируется приступить к работам по строительству данного кладбища (л.д. 17-18). Также отсутствие Перечня общественных кладбищ, где предоставляются места для семейных (родовых) не оспаривалось лицами, участвующими в деле, в судебном заседании.
Вместе с тем статьей 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Семейные (родовые) захоронения - участки земли на общественных кладбищах, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации или субъектов Российской Федерации для семейных (родовых) захоронений (МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации, рекомендованных протоколом Госстроя РФ от 25.12.2001 № 01-НС-22/1).
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», утв. приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 516-ст, содержит следующие определения: родственное место захоронения - участок на территории объекта похоронного назначения, на котором или в котором ранее был захоронен родственник, родственники умершего или погибшего; семейное место захоронения - участок на территории объекта похоронного назначения, предоставляемый для захоронения членов одной семьи; родовое место захоронения - участок на территории объекта похоронного назначения, предоставляемый для захоронения членов одного рода.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников (п. 1 ст. 1 Федерального закона).
Статья 21 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», направлена на реализацию волеизъявления лица (лиц) о получении на общественных кладбищах земельных участков для создания единых мест захоронения скончавшихся членов семьи и родственников (определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 № 1761-О).
Таким образом, получение участка земли на общественном кладбище для создания семейного (родового) захоронения является правом каждого гражданина Российской Федерации, регламентированное Федеральным законом.
Федеральное законодательство закрепляет право граждан на создание семейных (родовых) захоронений и общие принципы предоставления земли на создание таких захоронений, детально регламентирует порядок их создания - региональное законодательство.
Отношения, связанные с погребением умерших на семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области, регулируются Законом Костромской области от 11.07.2017 № 267-6-ЗКО «О семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области», вступившим в законную силу с 01.10.2017.
В соответствии со ст. 3 Закона Костромской области от 11.07.2017 № 267-6-ЗКО семейные (родовые) захоронения - места захоронения, предоставляемые на общественных кладбищах для погребения трех и более умерших.
На семейном (родовом) захоронении могут быть погребены супруг (супруга), близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, бабушки, дедушки, внуки) лица, на которое зарегистрировано семейное (родовое) захоронение.
Места для создания семейных (родовых) захоронений (далее - семейное захоронение) предоставляются как непосредственно при погребении умершего, так и под будущие захоронения (далее - резервирование).
Площадь зоны семейных захоронений не может превышать одной трети территории общественного кладбища (ч. 1,2,4 ст. 3 Закона № 267-6-ЗКО).
Перечни общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных захоронений, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, в ведении которых находятся общественные кладбища (далее - органы местного самоуправления) (ч. 3 ст. 3 Закона № 267-6-ЗКО).
На территории г. Костромы действует Порядок деятельности общественных кладбищ г. Костромы, утвержденный постановлением администрации г. Костромы от 23.04.2015 № 837, с изменениями, внесенными постановлением администрации г. Костромы от 13.03.2018 № 425 (далее – Порядок).
Согласно содержанию Порядка в редакции, внесенной постановлением администрации г. Костромы от 13.03.2018 № 425, вопросам семейных (родовых) захоронений в указанном Порядке, посвящен раздел 4.1 «Порядок создания семейных (родовых) захоронений на территории общественных кладбищ».
Согласно п. 2.11 Порядка в указанной редакции, для выбора участка земли для погребения умершего уполномоченный орган предоставляет лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, перечень свободных участков земли на общественном кладбище. Выбор кладбища для создания семейного (родового) захоронения осуществляется в соответствии с п. 4.1.3, т.е. на кладбище, включенном в Перечень общественных кладбищ, где располагаются места для создания семейных (родовых) захоронений, утверждаемом постановлением администрации г. Костромы.
При этом согласно п. 2. постановления администрации г. Костромы от 13.03.2018 № 425 настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вступает в силу со дня вступления в силу постановления администрации г. Костромы, утверждающего Перечень общественных кладбищ города Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, за исключением пунктов 1.7, 1.8, 1.12 настоящего постановления, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Ни с момента вступления в законную силу Закона Костромской области от 11.07.2017 № 267-6-ЗКО «О семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области», т.е. с 01.10.2017, ни с момента принятия постановления администрации г. Костромы от 13.03.2018 № 425, закрепляющего порядок создания семейных (родовых) захоронений на территории общественных кладбищ, до настоящего времени Перечень общественных кладбищ города Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, администрацией г. Костромы, не принят.
В данном случае имеет место незаконное бездействие администрации г. Костромы по вопросу разработки и утверждения Перечня общественных кладбищ города Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений администрацией г. Костромы.
При таких обстоятельствах заявленные требования в части указанного бездействия административного ответчика подлежат удовлетворению.
Принимая соответствующее решение суд исходит из наличия у неопределенного круга лиц права, предоставленного им статьей 21 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Законом субъекта на предоставление участка земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, и неисполнения ответчиком вытекающей из федерального закона обязанности по обеспечению реализации прав граждан на получение участка земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений.
Вопреки положениям ст. 226 КАС РФ, обязывающей административного ответчика доказать законность оспариваемого бездействия либо его отсутствие, администрацией г. Костромы суду не представлено достаточных достоверных доказательств в опровержение доводов административного искового заявления прокурора.
Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с тем, что в ст. 21 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», а также в нормативном акте субъекта не заложена обязанность органа местного самоуправления предоставлять участки земли для создания семейных (родовых) захоронений, судом отклоняются.
В ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» указано, что гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений. Вместе с тем, данная статья, как следует из её содержания, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечить реализацию прав граждан на территории муниципального образования на предоставление земельных участков на общественном кладбище для создания семейного (родового) захоронения, а лишь санкционирует наличие условий предоставления земельных участков на общественном кладбище для создания семейного (родового) захоронения и указывает на то, что предоставление земельных участков должно иметь место в рамках регламентированной процедуры, согласно которой устанавливаются как основания предоставления гражданам земельных участков, так и основания для отказа в предоставлении земельных участков, в порядке и случаях предусмотренных в нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так, на территории г. Костромы, согласно п. 4.1.1 Порядка деятельности общественных кладбищ г. Костромы в редакции постановления администрации г. Костромы от 13.03.2018 № 425, изложенном в утвердительной форме, места для создания семейных (родовых) захоронений на общественных кладбищах предоставляются. В п. 4.1.11 Порядка указаны случаи отказа в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения непосредственно при погребении умершего, а также под будущее семейное (родовое) захоронение, а именно: а) непредставление документов, определенных пунктом 4.1.8 настоящего Порядка; б) обращение о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения (под будущее семейное (родовое) захоронение) на общественном кладбище, которое не входит в Перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, утвержденный постановлением администрации города Костромы; в) отсутствие свободного места в зоне для создания семейного (родового) захоронения (под будущее семейное (родовое) захоронение) на общественном кладбище, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений. Решение об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения (под будущее семейное (родовое) захоронение) оформляется заключением уполномоченного органа, проставляемым на заявлении о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения (под будущее семейное (родовое) захоронение). Заключение должно содержать предусмотренные настоящим пунктом основания для отказа.
Довод административного ответчика о том, что на действующих общественных кладбищах г. Костромы в настоящее время отсутствует возможность для создания зоны семейных (родовых) захоронений, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Согласно ст. 3 Закона Костромской области от 06.07.2007 № 267-6-ЗКО «О семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области» семейные (родовые) захоронения – места захоронения, предоставляемые на общественных кладбищах для погребения трех и более умерших. Площадь зоны семейных захоронений не может превышать одной трети территории общественного кладбища. Аналогичные положения содержаться в Порядке деятельности общественных кладбищ г. Костромы.
Согласно п. 4.1.3 Порядка семейные (родовые) захоронения производятся на специально определенном уполномоченным органом участке кладбища.
Согласно п. 2.13.5 ГОСТ Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» зона захоронений – функционально-территориальная зона кладбища и (или) крематория, на которой осуществляется погребение. Согласно Примечанию к данному пункту зона захоронений кладбища и (или) крематория представляет собой территорию, разделенную на пронумерованные участки-кварталы, разбитые дорожной сетью согласно чертежу генерального плана кладбища и (или) крематория, и территорию, отведенную под надмогильные сооружения, здания, колумбарии и колумбарные стенды.
Минимальный размер зоны семейных (родовых) захоронений, которая может быть выделена на общественных кладбищах г. Костромы и количество семейных (родовых) захоронений, которые могут в ней находиться, нормативно не ограничен.
Установлено лишь, что площадь зоны семейных (родовых) захоронений) не может превышать 1/3 территории кладбища. Также установлен размер одного семейного (родового) захоронения, которое считается таковым при наличии на участке от трех и более погребений. Максимальный размер места для создания семейного (родового) захоронения с учетом размера бесплатно предоставляемого участка земли для погребения тела (останков), определяется исходя из численного состава лиц, определенных лицом, на которое зарегистрировано семейное (родовое) захоронение, и составляет не более 12,32 кв.м.
Обязательное минимальное количество семейных (родовых) захоронений, которое должно быть в зоне, отведенной на кладбище для семейных (родовых) захоронений, не установлено.
Согласно информации, содержащейся в письменном отзыве МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» в настоящее время новые участки для захоронений выделяются на общественном кладбище по ул. Костромской и ул. Магистральной. В частности, на кладбище по ул. Костромской осталось – ... мест.
Согласно содержанию копии письма администрации г. Костромы в Управление Роспотребнадзора от 19.11.2018 № в рамках проекта «Водоотведение с территории перспективного развития (секция 7а-12а) общественного кладбища на ул. Костромской» в 2019 году на данном кладбище планируется подготовить для захоронений дополнительный участок площадью ... га.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что на действующем кладбище по ул. Костромской не исключается возможность предоставления гражданам зоны с участками под семейные (родовые) захоронения. Требования об организации на общественных кладбищах зон с семейными (родовыми) захоронениями с какими-либо определенными размерами, в том числе в размере максимальной площади, установленной Законом и Правилами (до 1/3 территории кладбища), прокурором не предъявляются.
Приведенные в письменном отзыве МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» статистические данные о количестве погребений за 2016, 2017, 2018 годы, являются показателями прошедшего времени и не могут свидетельствовать о том, какое количество захоронений будет произведено в будущие годы. Оснований для отказа в иске на основании доводов о высокой смертности за прошлые годы и об ограниченных остатках свободных участков для захоронений, суд не находит.
Довод административного ответчика о том, что бездействие администрации г. Костромы по рассматриваемому вопросу отсутствует, а реализация прав граждан на получение земельных участков для создания семейных (родовых) захоронений будет обеспечена после введения в эксплуатацию общественного кладбища у населенного пункта Будихино, проектом которого предусмотрено разделение территории кладбища на функциональные зоны, в том числе выделение зоны семейно-родовых захоронений, также не может служить основанием для отказа в иске. Как следует из материалов дела, дата введения общественного кладбища у населенного пункта Будихино не определена, строительство данного кладбища только планируется, сведения о фактическом начале работ по строительству в материалы дела не представлены.
Довод стороны ответчика о том, что права и законные интересы граждан администрацией не нарушены, поскольку заявления о предоставлении мест для создания семейного (родового) захоронения в уполномоченный орган не поступали, судом отклоняется, поскольку возможность реализации прав граждан должна иметь место в любое время, отсутствие заявлений о получении земельного участка на кладбище для создания семейного (родового) захоронения в определенный прошедший период времени, не свидетельствует о том, что указанные обращения не поступят.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В связи с признанием бездействия администрации г. Костромы в части непринятия Перечня общественных кладбищ города Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, незаконным на ответчика следует возложить обязанность разработать и утвердить Перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений.
В административном исковом заявлении срок исполнения, до которого ответчику следует разработать и утвердить Перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, не заявлен, что с учетом предмета данного иска, не противоречит требованиям процессуального требования закона. В таком случае решение суда подлежит исполнению в общем порядке, после вступления в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора г. Костромы удовлетворить.
Признать бездействие администрации г. Костромы в части непринятия Перечня общественных кладбищ города Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, незаконным.
Обязать Администрацию г. Костромы разработать и утвердить перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Председательствующий Т.С. Царёва