ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3813/2016 от 22.04.2016 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

а -3813/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2016г. <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Старовойтовой Н.Г.,

при секретаре: Рябухиной Е.Ю.,

с участием:

административного истца Бегунова О.Э.,

административного ответчика - судебного пристава-исполнителя Ленинского

РОСП <адрес>Дубова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Бегунова О. Э. к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП <адрес> ФССП по СК Дубову Д. А. об оспаривании действий и постановлений судебного пристава-исполнителя об отмене мер принудительного исполнения,

УСТАНОВИЛ:

Бегунов О.Э. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП <адрес> ФССП по СК Дубову Д.А. об оспаривании действий и постановлений судебного пристава-исполнителя об отмене мер принудительного исполнения, ссылаясь на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя Ушакова О.Н. на основании решения Ленинского районного суда <адрес> от дата было возбуждено исполнительное производство от дата на основании исполнительного листа о взыскании с Бегуновой Г.В. в пользу Бегунова О.Э. денежной суммы <данные изъяты> рублей. Впоследствии были возбуждены еще ряд исполнительных производств о взыскании с Бегуновой Г.В. в пользу Бегунова О.Э. различных денежных сумм. И.о судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес>Дубов Д.А. вынес постановления от дата об окончании исполнительных производств: от дата; от дата; от дата; от дата; от дата; от дата; от дата-ИП; от дата-ИП, возбужденных в отношении должника Бегуновой Г.В. в пользу взыскателя Бегунова О.Э. Он (Бегунов О.Э.) обратился через личный кабинет в Службу судебных приставов с просьбой предоставить сведения о ходе исполнительного производства. Из ответа он узнал о том, что административный ответчик СПИ Дубов Д.А. вынес: постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств от дата, постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от дата; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. , постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства от 01.09.2015г. ; постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства от дата; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства от 01.09.2015г. ., постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника от дата; постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств от дата; постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств от 02.09.2015г. . Все вышеуказанные постановления вынесены дата. И только на следующий день административный ответчик Дубов Д.А вынес постановление об окончании исполнительного производства от дата. Согласно ч.1 статьи 44 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» в постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. Поскольку снятие ограничений возможно лишь после окончания (прекращения) исполнительного производства и вынесения соответствующего постановления - все вышеперечисленные постановления об отмене (снятии) наложенных ограничений были вынесены административным ответчиком судебным приставом-исполнителем Дубовым Д.А. преждевременно, без основания, следовательно – незаконно.В связи с этимон проситпризнать действия судебного пристава-исполнителя Дубова Д.А. по преждевременному вынесению указанных постановлений незаконными, а также признать вышеперечисленные постановления об отмене мер принудительного исполнения незаконными;обязать административного ответчика судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов <адрес>Дубова Д.А. устранить допущенные нарушения закона.

В судебном заседании административный истец Бегунов О.Э. заявленные требования поддержал и пояснил о том, что 02.09.2015г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП <адрес>Дубовым Д.А. было вынесено постановление об окончании исполнительного производства. О данном постановлении ему стало известно 09.09.2015г. О вынесенных 01.09.2015г. судебным приставом-исполнителем Дубовым Д.А. постановлениях об отмене мер принудительного исполнения он узнал в конце марта 2016г. из ответа, поступившего в электронном виде в личный кабинет, открытый на официальном интернет-сайте ФССП России. В течение предусмотренного законом 10-дневного срока с момента, когда ему стало об этом известно, он обратился в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением. Отмена мер принудительного исполнения ранее вынесения постановления об окончании исполнительного производства не соответствует Закону РФ «Об исполнительном производстве», а, следовательно, все вынесенные постановления об отмене мер принудительного исполнения, как и действия судебного пристава-исполнителя, вынесшего данные постановления, должны быть признаны незаконными, т.к. нарушают закон и его права взыскателя. В административном исковом заявлении в своих требованиях он указал на признание незаконным постановления об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств , которое было вынесено 02.09.2015г., т.е. вместе с постановлением об окончании исполнительного производства, что не противоречит закону, однако заявлений об отказе от заявленных требований в отношении указанного постановления у него не имеется и он просит суд удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП <адрес>Дубов Д.А. возражал против административного иска Бегунова О.Э., указав, что все постановления, вынесенные в рамках исполнительных производств, вносятся в автоматизированную информационную систему ФССП России (АИС ФССП России). В его производстве находилось несколько исполнительных производств по взысканию денежных средств с должника Бегуновой Г.В. в пользу взыскателя Бегунова О.Э., в том числе и исполнительное производство , которое подлежало окончанию в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. В рамках указанного исполнительного производства были приняты различные меры принудительного исполнения, которые подлежали отмене при окончании исполнительного производства. До внесения в АИС ФССП России постановления об окончании исполнительного производства ему необходимо было внести постановления об отмене принудительных мер исполнения. 01.09.2015г. им были приняты и внесены в базу АИС ФССП России следующие постановления: постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств от дата, постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от дата; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. , постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства от 01.09.2015г. ; постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства от дата; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства от 01.09.2015г. ., постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника от дата; постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств от дата. При внесении в базу АИС ФССП России постановления об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств произошел сбой электронной программы. По поводу сбоя программы он обратился в отдел информатизации, однако сотрудникам указанного отдела удалось исправить неполадку лишь на следующий день, т.е. 02.09.2015г., в связи с этим постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств и постановление были приняты и внесены в электронную базу данных АИС ФССП России только 02.09.2015г. Он считает это технической ошибкой, произошедшей не по его вине, в связи с чем просит в иске Бегунову О.Э. отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 47 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 46 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

Как установлено по делу, постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП <адрес> на основании решения Ленинского районного суда <адрес> по делу г., вступившему в законную силу 08.04.2011г., было возбуждено исполнительное производство от дата на основании исполнительного листа ВС от 18.05.2011г. о взыскании с Бегуновой Г. В. в пользу Бегунова О. Э. денежной суммы в размере 806400 рублей.

По делу также установлено, что судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП <адрес>Дубовым Д.А. вынесено постановление от дата об окончании исполнительного производства на основании п. 1 ч. 4 ст. 46 Федеральный закон от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", поскольку у должника Бегуновой Г.В. отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В судебном заседании также установлено, что судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП <адрес>Дубовым Д.А. в рамках исполнительного производства приняты следующие постановления: постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств от дата, постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от дата; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. , постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства от 01.09.2015г. ; постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства от дата; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства от 01.09.2015г. ., постановление о снятии ареста с денежных средств на счете от 01.09.2015г. ; постановление об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника от дата; постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств от дата; постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств от 02.09.2015г. .

В обоснование заявленных требований административный истец Бегунов О.Э. ссылается на несоответствие ч.1 ст. 44 Закона РФ "Об исполнительном производстве" постановлений и действий судебного пристава-исполнителя по вынесению указанных выше постановлений ранее вынесения постановления об окончании исполнительного производства.

Однако суд считает несостоятельной ссылку административного истца Бегунова О.Э. на несоответствие действий судебного пристава-исполнителя части 1 статьи 44 Закона РФ "Об исполнительном производстве", поскольку указанная норма регламентирует действия судебного пристава-исполнителя при прекращении исполнительного производства. Основания для прекращения исполнительного производства предусмотрены ст. 43 Закона РФ "Об исполнительном производстве".

По делу установлено, что исполнительное производство было окончено по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст. 46 Закона РФ "Об исполнительном производстве" - отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и безрезультатность предусмотренных законом мер, принятых судебным приставом-исполнителем по отысканию его имущества.

Действия судебного пристава-исполнителя при окончании исполнительного производства регламентированы ст. 47 Закона РФ "Об исполнительном производстве", в силу которой (ч.4) в постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

Таким образом, при окончании исполнительного производства отменяются ограничения прав должника на его имущество, однако по исполнительному производству , оконченному 02.09.2015г., меры принудительного исполнения были отменены 01.09.2015г., т.е. ранее его окончания.

В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения.

Таким образом, из вышеприведенной нормы следует, что административный истец не освобождается от обязанности представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемыми действиями (бездействием) должностных лиц нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, либо на заявителя незаконно возложена какая-либо обязанность или ответственность.

Однако в ходе рассмотрения дела заявителем не указано и не приведено доказательств, что нарушение закона по отмене мер принудительного исполнения ранее окончания исполнительного производства повлекло нарушение его прав взыскателя в исполнительном производстве. Формальное несоответствие постановлений и действий судебного пристава-исполнителя по вынесению оспариваемых постановлений требованиям закона не является основанием для удовлетворения требований о признании данных постановлений и действий незаконным, поскольку не повлекло нарушение прав заявителя.

В силу ст. 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, соответственно, требования об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя.

Доказательств того, что в результате оспариваемого действия судебного пристава-исполнителя и принятыми по исполнительному производству постановлениями об отмене мер принудительного исполнения каким-либо образом нарушены права и законные интересы административного истца Бегунова О.Э., суду не представлено.

Кроме того, взыскателем не утрачена возможность повторного предъявления исполнительного листа к исполнению, поскольку возвращение исполнительного документа не препятствует взыскателю реализовать предусмотренное ч. 4 ст. 46 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" право на повторное предъявление исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 указанного закона.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, а также учитывая, что действиями судебного пристава-исполнителя и постановлениями об отмене мер принудительного исполнения, принятыми им на день ранее окончания исполнительного производства, нарушений прав и охраняемых законом интересов заявителя не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь Федеральным законом «Об исполнительном производстве», ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Бегунова О. Э. к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП <адрес> ФССП по СК Дубову Д. А. об оспаривании действий и постановлений судебного пристава-исполнителя об отмене мер принудительного исполнения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26.04.2016г.


Судья Старовойтова Н.Г.

Копия верна

Судья Старовойтова Н.Г.