ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3814/18 от 08.11.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2018 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3814/2018 по административному исковому заявлению Городской Думы г. Усть-Илимска к Губернатору Иркутской области ФИО1 о признании незаконным заявления Губернатора Иркутской области о принятии Городской Думой г. Усть-Илимска решения о досрочном прекращении полномочий депутата,

УСТАНОВИЛ:

Городская Дума г. Усть-Илимска обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Губернатору Иркутской области ФИО1, в котором просила признать незаконным заявление Губернатора Иркутской области ФИО1 о принятии Городской Думой города Усть-Илимска решения о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 от 03.09.2018г. .

В обоснование административного искового заявления административный истец указал, что пунктом 1 части 1 статьи 21 Устава муниципального образования город Усть- Илимск, утвержденного решением Городской Думы города Усть-Илимска от 20.04.2005г. , определено, что структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе Городская Дума города Усть-Илимска - Дума городского округа - представительный орган муниципального образования. В силу частей 1, 2, 3 статьи 22 Устава города Городская Дума является представительным органом муниципального образования, обладает правами юридического лица и состоит из 20 депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам. Частью 5 статьи 26 Устава города установлено, что заседания Городской Думы правомочны при наличии не менее 14 депутатов Городской Думы. 26.07.2018г. в отношении трех депутатов Городской Думы города Усть-Илимска (ФИО3) по распоряжениям Губернатора Иркутской области от 26.07.2018г. принято решение о проведении проверок предоставленных ими сведений за 2017 год. Органом, уполномоченным на проведение указанных проверок, являлось Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области. Посредством почтовой связи ФИО2 29.08.2018г. была получена копия доклада заместителя начальника Управления по результатам проведенной в отношении него проверки. В соответствии с данным докладом Губернатору Иркутской области предложено принять решение о наличии фактов несоблюдения депутатом Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». В качестве оснований для принятия решения указано, что Управлением были выявлены факты недостоверности и неполноты, представленных ФИО2 сведений за 2017 год, а именно по трем направлениям: 1) не указание в разделе 5 доли участия в ООО «О’Кей» и ООО «Смак», а также доли участия супруги ФИО2 в ООО «Смак»; 2) не указание ФИО2 прав на принадлежащую ему долю на недвижимое имущество по адресу <адрес>; 3) расхождение данных об остатках денежных средств на 5-ти счетах и не указания 2-х счетов в справке, по которым остатки денежных средств отсутствовали. В адрес Городской Думы от Губернатора Иркутской области ФИО1 поступило заявление от 03.09.2018г. № 02-01-4221/18 (вх. № 14-гд/295 от 12.09.2018г.) о принятии Городской Думой решения о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2. Все три вышеуказанных обстоятельства в полном объеме изложены в Заявлении Губернатора, данное Заявление Губернатора содержит вывод «ФИО2 представлены недостоверные и неполные сведения о своем участии в коммерческих организациях, о принадлежащих ему недвижимом имуществе и счетах в кредитных организациях, что является неисполнением обязанности по предоставлению достоверных и полных сведений. Выявленные нарушения являются основанием для применения мер ответственности, предусмотренных федеральным законодательством». Требования частей 7.1, 10.1, 11 статьи 40 Закона о местном самоуправлении имеют императивный характер и не содержат альтернативного вида юридической ответственности для депутатов представительного органа местного самоуправления, допустивших нарушения требований антикоррупционного законодательства, кроме как прекращение полномочий депутата. Таким образом, принимаемое представительным органом местного самоуправления решение о досрочном прекращении полномочий депутата должно быть вынесено с соблюдением указанного принципа законности, в том числе при поступлении обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением. 28.09.2018г. на внеочередном расширенном заседании постоянной комиссии Городской Думы по контрольной деятельности и противодействию коррупции было предварительно рассмотрено Заявление Губернатора с одновременным предоставлением возможности депутату ФИО2 представить свои пояснения по данному вопросу. В том числе, рассмотрев представленные ФИО2 пояснения, Городской Думой установлено, что Заявление Губернатора о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы ФИО2 от 03.09.2018г. № 02-01- 4221/18, не основано на нормах действующего законодательства, является незаконным и нарушает права и законные интересы представительного органа муниципального образования город Усть-Илимск, в том числе по принятию Городской Думой законного муниципального правового акта, по следующим основаниям. В письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2016 г. № 18- 2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» предусмотрены основания, которые не влекут применения взысканий, поскольку не образуют коррупционного проступка, приведены примеры малозначительных и несущественных проступков. В частности, в пункте 5 обзора закреплено, что при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются характер и тяжесть совершенного нарушения, обстоятельства, при которых совершено нарушение, соблюдение других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции и предшествующие результаты исполнения лицом своих обязанностей. При этом взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия применяются, к примеру, в случаях сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам, сокрытия факта наличия банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из доходов служащего, установления иных обстоятельств, наличие которых вызвало объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной либо недостоверной (подпункты а), г), ж) пункта 6 обзора). Также в пункте 9 обзора указано, что обоснованным является учет отягчающих и смягчающих обстоятельств совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. Применение положений, изложенных в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П-1526, напрямую предопределяет принятие соответствующего решения об утрате доверия не просто по формальным основаниям, а с учетом всех фактических обстоятельств дела, в том числе с установлением признаков противоправности (умысла, вины и т.д.). Так, проведение проверки начато 26.07.2018г. в связи с имеющимися данными о том, что ФИО2 неполно указаны сведения об его участии и участии его жены в коммерческих организациях. 31.07.2018г. ему направлено единственное уведомление № 02-35-406/18 с предложением представить соответствующие пояснения по данному направлению не позднее 17.08.2018 г. 20.08.2018г. по результатам проведенной проверки составлен доклад, который получен по почте ФИО2 29.08.2018г. Таким образом, при наличии срока для проведения проверки в 60 календарных дней, фактически проверка проведена в сжатые сроки (меньше месяца) и при максимальном сроке для принятия решения по нему и формирования заявления в количестве 34 календарных дней (до 24.09.2018г.), соответствующее Заявление Губернатора было составлено также в кратчайшие сроки 03.09.2018г., то есть через 10 дней после оформления доклада. При этом доклад, направленный в адрес Губернатора Иркутской области, не содержит какой-либо оценки значимости допущенных ФИО2 несоответствий при заполнении сведений за 2017 год, не установлены причины данных несоответствии и др. Управлением при оформлении результатов проверки не использован указанный обзор, в том числе позволяющий по аналогии с мерой ответственности, определенной для государственных (муниципальных) служащих, обеспечить соблюдение конституционно установленного принципа введения ответственности за правонарушение в отношении лиц, замещающих муниципальные должности. Городская Дума указывает, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении депутата Городской Думы ФИО2 проведена Управлением с нарушением норм действующего законодательства, без учета фактических обстоятельств дела. В ходе проверки Управлением в ПАО Сбербанк был направлен запрос о предоставлении справки по операциям, счетам и вкладам, принадлежащим ФИО2 На основании информации, содержащейся в ответе ПАО Сбербанк (от 02.08.2018г. № ЗН052126802), Управлением, в том числе сделан вывод о наличии фактов несоблюдения депутатом Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, выразившееся в не указании в сведениях 2-х счетов и несоответствиях об остатках на 5-ти счетах. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 6 Закона № 73-03 при осуществлении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера уполномоченный орган вправе обеспечивать направление запросов Губернатора Иркутской области (либо специально уполномоченного заместителя Губернатора Иркутской области) в банковские и иные кредитные организации. ФИО2 не является и не являлся в 2017 году депутатом, замещающим должность на постоянной основе. Исходя из изложенного, направление в отношении ФИО2 запросов в кредитную организацию при проведении проверки произведено с нарушением пунктов 7, 3 части 6 статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», пункта 5 части 2 статьи 6 Закона № 73-03. Таким образом, сведения о счетах и об остатках на счетах, принадлежащих ФИО2, представленные ПАО Сбербанк в ходе проверки по запросу Губернатора Иркутской области, получены незаконным путем с нарушением норм действующего законодательства и не могут являться, как доказательством по делу, так и основанием для принятия соответствующего решения по результатам проведенной проверки. Направление запроса в кредитную организацию с нарушением требований федерального законодательства находится явно за пределами полномочий высшего должностного лица Иркутской области, предоставленных ему Федеральным законом. При этом при наличии у Управления сведений о несоответствиях по счетам по состоянию на 02.08.2018г., а также возможности проведения проверки в течение 60 календарных дней. Управлением, ни уведомления, ни какие-либо иные действия по предоставлению возможности дачи пояснений по указанному вопросу, не осуществлялись, что указывает на отсутствие добросовестного похода должностных лиц по выяснению фактических обстоятельств дела, чем грубо нарушены права ФИО2, предусмотренные частью 6 статьи 6 Закона № 73-03. Так, в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П-1526 напрямую указано, что не влечет применения взысканий, поскольку не образует коррупционного проступка, ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных документах (выписках), на основании которых заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего. При заполнении сведений о счетах и об остатках денежных средств на счетах за 2017 год, ФИО2 запрашивались соответствующие справки в банках. В ответ на запрос ПАО Сбербанк предоставил ФИО2 Справку о состоянии счета от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается), в которой отсутствовали сведения об открытых в 2004, 2001 годах 2-х счетах. При отражении ФИО2 в сведениях 13-ти открытых счетов в кредитных организациях, ошибочное не указание 2-х счетов, по которым остатки денежных средств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали (0 рублей), фактически не является его виной. Заполнение ФИО2 сведений об остатках на счетах по состоянию на 31.12.2017г. осуществлялось также с использованием сведений, предоставленных кредитными организациями, в том числе, на основании справки ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, неточность в представленных сведениях об остатках денежных средств по 5-ти счетам возникла также по причинам, независящим от депутата Городской Думы (отсутствие вины). По направленному впоследствии ФИО2 запросу в ПАО Сбербанк, банк сообщил, что в справке от ДД.ММ.ГГГГ им ошибочно были указаны остатки по счетам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а не на ДД.ММ.ГГГГ с принесением соответствующих извинений за доставленные неудобства (копия ответа от ДД.ММ.ГГГГ прилагается). Таким образом, при наличии полной временной возможности запросить пояснения по данному факту несоответствий, Управлением этого сделано не было. Выполнение данного условия и получения пояснений ФИО2 с приложением справки ПАО Сбербанк с их обязательным приобщением к материалам проверки, однозначно могло повлиять на принятие Губернатором Иркутской области иного, противоположенного решения. Нарушение прав представить депутатом пояснения находится в прямой причинно-следственной связи с выводом высшего должностного лица субъекта РФ, указанном в Заявлении Губернатора. Помимо того, что неуказание ФИО2 в сведениях 2-х открытых в ПАО Сбербанк счетов и несоответствий по остаткам на 5-ти счетах, обусловлено только виной кредитной организации, дополнительно необходимо отметить: ФИО2 по данным 5-ти счетам были указаны остатки на 10,5 тыс. рублей больше, чем необходимо было указать; один из неуказанных счетов является сберегательной книжкой, по которой в 2017 году, как движение денежных средств, так и остаток составили 0 руб.; второй из неуказанных счетов с нулевым остатком является счетом, на который поступали денежные средства от предпринимательской деятельности, доходы от которой, в полном объеме отражены в представленных сведениях; на данные счета, открытые на имя ФИО2, не поступали какие-либо бюджетные средства, они не использовались им в качестве способа незаконного оборота денежных средств; указание в докладе, что обороты по одному из счетов за 2017 год составили более <данные изъяты> рублей не свидетельствует о сокрытии ФИО2 каких-либо дополнительных доходов. Согласно пояснениям ФИО2, на расчётный счет поступали денежные средства в значительных объемах от осуществления предпринимательской деятельности, по которой он применяет ЕНВД. В соответствии с порядком заполнения сведений, доход от данного вида деятельности указывается в Разделе 1 не в полном объеме, а только в объеме вмененного дохода, который определяется на основании налоговых деклараций, что он и сделал. Какие-либо пояснения по данному обстоятельству Управлением не запрашивались, произведена лишь констатация установленного факта без соответствующего анализа. Все доходы и источники их получения отражены им в полном объеме, несоответствия по счетам не указывают на незаконность получения дохода, не свидетельствуют о получении какого-либо дохода в связи с исполнением полномочий депутата, как и не указывают о наличии какой-либо коррупционной составляющей в источнике этого дохода. Таким образом, несоответствия, допущенные ФИО2 в отношении счетов, открытых на его имя, не могут являться основанием для применения к нему мер ответственности, а также с учетом вышеизложенного, исключает наличие коррупционного проступка и не является основанием для утраты доверия, так как не содержит данных об умышленном введении в заблуждение при предоставлении сведений. Как, в докладе по результатам проверки, так и в заявлении указано, что ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит недвижимое имущество, расположенное по адресу <адрес>. Какие-либо пояснения по данному обстоятельству Управлением также не запрашивались, произведена лишь констатация установленного факта без соответствующего анализа. При этом не уточнено, что фактически, исходя из размера доли, принадлежащая депутату ФИО2 доля составляет всего 20 кв.м. Так, депутатом ФИО2 в справке были отражены 20 объектов недвижимого имущества, в том числе все принадлежащие ему объекты, которые он использует в предпринимательской деятельности и извлекает из них доход. Недвижимое имущество по адресу <адрес> фактически является автомобильной парковкой (парковочное место), которая находится вблизи принадлежащей ему квартиры, указанной в сведениях, используется им только в личных целях, а не для извлечения какого-либо дохода. При отражении ФИО2 в справке 20-ти объектов общей площадью более 31 тыс.кв.м. им ошибочно не отражен 1 объект автомобильной парковки, что составляет 0,06% от общей площади недвижимого имущества, отраженного в представленных сведениях, и является несущественным. Принадлежность ФИО2 автомобильной парковки не свидетельствует о получении им какого-либо дохода, в том числе и с исполнением полномочий депутата, как и не указывает о наличии какой-либо коррупционной составляющей. Данный объект приобретен за личные средства, не являлся ни подарком, ни взяткой, ничем иным, полученным незаконным путем и не обладает признаками имущества, источники происхождения которых невозможно пояснить или стоимость которых не соответствует размеру полученных доходов. При наличии возможности запросить пояснения по данному факту, Управлением ничего предпринято не было. Соответствующее получение пояснений ФИО2 находится в прямой причинно-следственной связи с выводом высшего должностного лица субъекта РФ, указанном в Заявлении Губернатора. При неуказании автомобильной парковки, с учетом малозначительности, неумышленности действий ФИО2 фактически отсутствует какой-либо коррупциогенный фактор, что не может являться основанием для утраты доверия, так как не содержит данных об умышленном введении в заблуждение при предоставлении сведений. В ходе проведения проверки в адрес ФИО2 поступило единственное уведомление от 31.07.2018г. с предложением представить соответствующие пояснения не позднее 17.08.2018г., только в отношении не указания им долей участия в коммерческих организациях. В действительности, по состоянию на 31.12.2017г. ФИО2 являлся участником в коммерческих организациях ООО «О’Кей» и ООО «Смак». Согласно пояснению ФИО2, при заполнении данной справки, исходя из названия Раздела 5 «Сведения о ценных бумагах», он полагал, что в данном разделе необходимо указывать только сведения о ценных бумагах, которыми он не владеет, и не учел, что в подразделе 5.1 необходимо было указать участие в коммерческих организациях в виде доли в уставном капитале. По аналогичным основаниям он также не указал сведения об участии супруги П.И. в коммерческой организации ООО «Смак». Не указание данных сведений произведено ФИО2 неумышленно в связи с ошибочным толкованием порядка заполнения сведений, исходя из неоднозначности названия раздела и характера отражаемых в нем сведений. При этом доход от доли участия (дивиденды) в данных организациях, ни ФИО2, ни его супруга, в 2017 году не получали. Само по себе наличие участия в коммерческих организациях не является для депутата Городской Думы, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, запретом, установленным действующим законодательством. В свою очередь, ООО «О’Кей» и ООО «Смак» не являются, ни получателями бюджетных средств, ни исполнителями по муниципальным контрактам. В данном случае, неумышленное не заполнение Раздела 5 не свидетельствует о наличии каких-либо коррупционных составляющих, доходы депутатом не скрывались, как и их источник. Учредительство в данных организациях никак не связано с исполнением полномочий депутата и не оказывает влияние на осуществление данных полномочий. По результатам проверки соответствующая оценка указанным пояснения депутата ФИО2 не дана. С учетом вышеизложенного, какие-либо основания для утраты доверия депутату отсутствуют. Исходя из вышеизложенного: выявленные по результатам проверки неточности в целом не искажают достоверность представленных ФИО2 сведений; несоответствия при заполнении справки о доходах не повлекли сокрытие им доходов; допущенные им несоответствия при заполнении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год носят признаки несущественности, не позволяющих принять в отношении него решения о несоблюдении ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены федеральным законодательством; - ФИО2 фактически соблюдены ограничения, запреты и исполнены обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», сведения депутатом представлены в установленный срок и не носили характер «заведомо недостоверных или неполных сведений». Указанные в настоящем административном исковом заявлении обстоятельства: непредставление возможности депутату Городской Думы ФИО2 представить пояснения и дополнительные документы, как в ходе проверки, так и по ее результатам; отсутствие в материалах проверки пояснений лица, дополнительных документов; незаконное направление в ходе проверки запроса в кредитную организацию; отсутствие оценки значимости допущенных ФИО2 несоответствий при заполнении сведений за 2017 год, в том числе с учетом позиции, отраженной в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2016 г., лишили гарантии депутата Городской Думы ФИО2 на защиту своих прав и законных интересов, фактически повлекли принятие Губернатором Иркутской области незаконного решения без учета всестороннего исследования фактических обстоятельств дела, и, как следствие, возникновение незаконного основания для принятия Городской Думой решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 В данном случае, вынесение в отношении ФИО2 решения о досрочном прекращении полномочий депутата при указанных обстоятельствах не будет отвечать требованию соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, как не будет и отвечать характеру совершенного деяния, поскольку такая мера ответственности не будет направлена на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции, так как какой-либо коррупционной составляющей в этом деянии не имеется. В свою очередь, принятие в отношении ФИО2 несправедливого решения повлечет нарушение прав и законных интересов, как самой Городской Думы, в том числе в виде наступления негативных последствий по причине отсутствия правомочности заседаний коллегиального органа, так и самого муниципального образования, избирателей, которые второй раз подряд доверили ФИО2 представлять их интересы в органе власти города Усть-Илимска. В связи с исключением возможности проведения дополнительных выборов, в данном случае; избиратели 16 округа практически в течение года (до сентября 2019 года) не будут иметь своего представителя в Городской Думе, защищающего их интересы. Кроме того, дополнительно необходимо отметить следующее. ФИО2, после получения по почте 29.08.2018г. доклада по результатам проверки, пользуясь правами, предусмотренными частью 6 статьи 6 Закона № 73-03 (давать пояснения в письменной форме по результатам проверки), в адрес Губернатора Иркутской области и Управления было направлено письмо от 03.09.2018г. с указанием вышеуказанных пояснений. Какой-либо ответ на данное письмо в адрес ФИО2 не направлялся, обстоятельства, указанные в данном письме, в Заявлении Губернатора не оценены. Данные обстоятельства, в совокупности с вышеизложенным, дают основания полагать о наличии незаконного, необоснованного дифференцированного подхода к проведению проверки в отношении депутата ФИО2, по сравнению с иными аналогичными проверками в отношении иных депутатов.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержал заявленные требования.

Представители административного ответчика Губернатора Иркутской области и заинтересованного лица Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской областиЛарионов А.С., ФИО5 заявленные требования не признали по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного заседания уведомлен.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления регламентированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления.

Согласно частям 4.2, 4.4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 4.2 данной статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Согласно положений ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Часть 4 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что законодательством на депутатов муниципальных образований возложена обязанность предоставления достоверных и полных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и такая обязанность считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Следовательно, не предоставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460.

Согласно ч. 7.2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 7 ноября 2017 года № 73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее – Закон № 73-ОЗ), настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иными федеральными законами устанавливается порядок:

1) представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение муниципальной должности (далее - гражданин, претендующий на замещение должности), их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданами, претендующими на замещение должности); сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности (далее - лицо, замещающее должность), их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими должности);

2) проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должности, на отчетную дату; сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими должности, за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду (далее - проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Согласно ст. 4 Закон № 73-ОЗ, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с настоящим Законом, осуществляется уполномоченным органом по решению Губернатора Иркутской области.

Согласно указу Губернатора Иркутской области от 2 октября 2015 года № 38-угк Губернатором Иркутской области является ФИО1.

Согласно пункту 1 Положения об управлении по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденного приказом аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от 13 октября 2015 года № 38-пра, управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - управление) является самостоятельным структурным подразделением аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений. На основании данных норм предусмотренные Законом Иркутской области № 73-03 полномочия аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области осуществляет управление.

Таким образом, полномочия по проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также полномочия по принятию оспариваемого административным истцом решения предусмотрены федеральным и областным законодательством и административным истцом не оспариваются.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закон № 73-ОЗ, лицо, замещающее муниципальную должность, представляет ежегодно, не позднее 31 мая года, следующего за отчетным:1) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

2) сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

3) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода по сведениям о расходах, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду по сведениям о расходах, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является депутатом Городской Думы города Усть-Илимска шестого созыва, и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, что подтверждается справкой Городской Думы города Усть-Илимска от 02.10.2018г.

Как указывает административный ответчик, 25.04.2018г. депутатом Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 были представлены сведения о его доходах, расходах,- об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги и 2 несовершеннолетних детей.

Согласно ст. 5 Закона № 73-ОЗ, основанием осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациями, создаваемыми для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

2) должностными лицами уполномоченного органа;

3) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;

4) Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой Иркутской области и общественными палатами муниципальных образований Иркутской области;

5) общероссийскими и региональными средствами массовой информации.

Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По результатам анализа представленных сведений о доходах управлением подготовлено заключение от 25.04.2018г., в котором содержатся выводы о наличии обстоятельств, являющихся основанием для осуществления в отношении депутата Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 проверки достоверности и полноты сведений о доходах и ДД.ММ.ГГГГ Управлением на имя Губернатора Иркутской области подготовлена служебная записка о наличии оснований для проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных депутатом ФИО2, что соответствует п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 73-ОЗ.

В период с 16 июля 2018 года по 26 июля 2018 года обязанности Губернатора Иркутской области исполнял первый заместитель Губернатора Иркутской области - Председатель Правительства Иркутской области ФИО6 на основании распоряжения Губернатора Иркутской области от 6 июля 2018 года № 453-рк, назначен на должность первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО6 в соответствии с указом Губернатора Иркутской области от 25 сентября 2017 года № 9-угк.

Распоряжением Губернатора Иркутской области № 504-рк от 26.07.2018г. назначена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 за 2017 год. Основание: информация начальника управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений ФИО7 от 26.07.2018г. Пунктом 2 распоряжения управлению предписано в течение 60 календарных дней провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах и обеспечить подготовку доклада по ее результатам.

Согласно ст. 6 Закона Иркутской области от 7 ноября 2017 года № 73-03 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется в срок, не превышающий 60 календарных дней, который начинается со дня принятия решения о ее проведении и истекает в день поступления доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Иркутской области. В случае непоступления в уполномоченный орган ответов на запросы, предусмотренные пунктами 4 - 6 части 2 настоящей статьи, в срок, указанный в запросе, срок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера может быть продлен до 90 календарных дней по решению Губернатора Иркутской области.

В п. 2 Распоряжения № 504-рк от 26.07.2018г. предписано провести проверку в течение 60 календарных дней и обеспечить подготовку доклада по ее результатам.

Согласно ст. 6 Закона № 73-ОЗ, при осуществлении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера уполномоченный орган вправе:

1) проводить собеседование с лицом, обязанным представить сведения;

2) изучать представленные лицом, обязанным представить сведения, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы, которые приобщаются к материалам проверки;

3) получать от лица, обязанного представить сведения, пояснения по представленным им сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительным материалам;

4) направлять в соответствии с законодательством Российской Федерации запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти Иркутской области, иные государственные органы Иркутской области, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, в организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, обязанного представить сведения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) обеспечивать направление запросов Губернатора Иркутской области (либо специально уполномоченного заместителя Губернатора Иркутской области) в налоговые органы Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа, в банковские и иные кредитные организации в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», частью 13 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьей 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» об имеющихся у них сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, обязанного представить сведения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

6) обеспечивать направление запросов Губернатора Иркутской области о проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

7) осуществлять анализ сведений, представленных лицом, обязанным представить сведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции;

8) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что направление в отношении ФИО2 запросов в кредитную организацию при проведении проверки произведено с нарушением пунктов 7, 3 части 6 статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», пункта 5 части 2 статьи 6 Закона № 73-03, и, следовательно, сведения о счетах и об остатках на счетах, принадлежащих ФИО2, представленные ПАО Сбербанк в ходе проверки по запросу Губернатора Иркутской области, получены незаконным путем с нарушением норм действующего законодательства и не могут являться, как доказательством по делу, так и основанием для принятия соответствующего решения по результатам проведенной проверки суд полагает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм права, поскольку доводы стороны административного истца о замещении муниципальной должности на непостоянной основе правового значения не имеют, поскольку не исключают обязанность депутата по представлению соответствующих сведений.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона № 73-ОЗ, управление обеспечивает уведомление в письменной форме лица, замещающего муниципальную должность, о начале в отношении него проверки достоверности и полноты сведений о доходах путем направления уведомления через организацию почтовой связи заказным письмом с уведомлением по адресу места регистрации (жительства и (или) пребывания) либо путем вручения лично под подпись - в течение пяти рабочих дней со дня принятия правового акта Губернатора Иркутской области, указанного в части 2 статьи 4 данного Закона, т. е. правового акта Губернатора Иркутской области, содержащего решение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах.

Письмом № 02-35-406/18 от 31.07.2018г. Управление уведомило депутата Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 о проведении в отношении него проверки достоверности и полноты сведений о доходах и представлении письменных пояснений. Также было разъяснено, что ФИО2 в связи с проведением проверки достоверности и полноты сведений о доходах вправе давать пояснения в письменной форме в ходе проверки, а также по ее результатам; представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме; подавать в управление обращение о проведении личной беседы, в ходе которой он будет проинформирован о том, какие сведения подлежат проверке. Вышеуказанное уведомлением вручено ФИО2 14.08.2018г.

ДД.ММ.ГГГГ депутатом ФИО2 в адрес Управления были направлены пояснения, в которых он пояснил, что не указание сведений об участии его и супруги в коммерческих организациях произведено неумышленно, им произведено ошибочное толкование порядка заполнения сведений, исходя из неоднозначности названия раздела и характера отражаемых в нем сведений; наличие участия в коммерческих организациях не является для него запретом, установленным действующим законодательством, что не свидетельствует о наличии коррупционных составляющих при ошибочном не указании им данных сведений; данные справки предоставлялись и заполнялись им впервые, полученные доходы отражены им в полном объеме.

Как указывает административный ответчик на момент направления ФИО2 письма от 31.07.2018г. отсутствовала информация из Росреестра и кредитных организаций, в связи с чем, пояснения у ФИО2 по данным фактам не могли быть запрошены.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в рамках проверки были направлены следующие запросы:

- в ГАУ «МФЦ ИО» о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении ФИО2, его супруги и несовершеннолетних детей;

- в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области о предоставлении сведений, содержащихся в информационных ресурсах данного органа, в отношении ФИО2 и его супруги;

- в кредитные организации: Байкальский банк Сбербанка России, Иркутский региональный филиал АО «Россельхозбанк», операционный офис Иркутский АО «АЛЬФА-БАНК», отделение «Азиатско- Тихоокеанский банк» (ПАО) По Иркутской области, операционный офис «Иркутский» филиал муниципальный ПАО Банк «ФК Открытие», дирекцию ВТБ по Иркутской области о предоставлении сведений о счетах, операциях по ним, доходах от вкладов в виде процентов, об обязательствах финансового характера, о счетах, открытых для списания в счет погашения обязательств, в отношении ФИО2 и его супруги.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Иркутской области № 73-ОЗ по результатам проверки управление представляет Губернатору Иркутской области доклад о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, содержащий одно из следующих мотивированных предложений:

принять решение об отсутствии фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»), Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее - Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»);

принять решение о наличии фактов несоблюдения лицом, обязанным представить сведения, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

принять решение о представлении доклада в комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области.

Управлением 20.08.2018 г. подготовлен доклад о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, представленных депутатом Городской Думы города Усть- Илимска ФИО2, в котором содержится вывод о представлении депутатом Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 недостоверных и неполных сведений о доходах. В докладе указано, что выявленные нарушения являются основанием для применения мер ответственности, предусмотренных федеральным законодательством.

Согласно части 5 статьи 6 Закона Иркутской области № 73-03 в течение десяти рабочих дней после дня окончания проверки достоверности и полноты сведений о доходах управление обязано ознакомить лицо, замещающее муниципальную должность, с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне путем их направления через организацию почтовой связи заказным письмом с уведомлением по адресу места регистрации (жительства и (или) пребывания) либо путем ознакомления лично под подпись.

Во исполнение данной нормы 21.08.2018 г. управлением в адрес депутата ФИО2 направлено письмо с уведомлением об окончании проверки достоверности и полноты сведений о доходах, содержащее результаты проверки и доклад, подготовленный по результатам проверки. В данном письме также разъяснено право данного лица на предоставление пояснений по результатам проверки.

Данное письмо Получено ФИО2 27.08.2018 г.

В соответствии со служебной запиской от 20 августа 2018 года № СЛ-35-671/18 доклад направлен Губернатору Иркутской области.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 7 Закона № 73-ОЗ, Губернатор Иркутской области в течение 14 календарных дней со дня поступления доклада рассматривает его и принимает одно из следующих решений:

об отсутствии фактов несоблюдения лицом, обязанным представить сведения, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

о наличии фактов несоблюдения лицом, обязанным представить сведения, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

о представлении доклада в комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области.

Согласно резолюции от 20.08.2018 г. Губернатором принято решение о наличии фактов несоблюдения депутатом Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В соответствии с ч.4 ст. 7 Закона № 73-ОЗ в случае принятия Губернатором Иркутской области в отношении лица, замещающего должность, решения, предусмотренного пунктом 2 части 2 настоящей статьи, уполномоченный орган в течение 20 календарных дней со дня принятия такого решения готовит проект заявления Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Частью 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), частью 4.5 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

По результатам проверки в Городскую Думу города Усть-Илимска направлено заявление Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 от 03.09.2018г., в котором указано, что, руководствуясь частью 45 статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон «О противодействии коррупции»), частью 73 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), частью 4 статьи 7 Закона Иркутской области от 7 ноября 2017 года № 73-03 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2. В соответствии с распоряжением Губернатора Иркутской области от 26 июля 2018 гола № 504-рк «О проверке» управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 за 2017 год. По результатам проверки выявлены факты представления ФИО2 недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Недостоверность и неполнота заключаются в следующем:

по данным Единого государственного реестра юридических лиц, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Э.В. Перекопный являлся учредителем (участником) ООО «Окей», ООО «Смак».

Вместе с тем в подразделе 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» раздела 5 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО2 за 2017 год (далее - справка о доходах ФИО2) отсутствуют сведения о его участии в вышеперечисленных коммерческих организациях;

по данным Единого государственного реестра юридических лиц, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ супруга ФИО2 являлась учредителем (участником) ООО «Смак».

Однако в подразделе 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» раздела 5 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги ФИО2 за 2017 год отсутствуют сведения об ее участии в названной коммерческой организации;

в соответствии со сведениями филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ) в 2017 году в общей долевой собственности ФИО2 (доля в праве <данные изъяты> находилось нежилое помещение площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Вместе с тем в справке о доходах ФИО2 сведения о данном объекте недвижимого имущества отсутствуют;

4) в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки о доходах ФИО2 содержатся сведения, в том числе о следующих счетах, открытых на его имя в ПАО Сбербанк:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Однако согласно предоставленной ПАО Сбербанк информации (письмо от 2 августа 2018 года ) ФИО2 принадлежат следующие счета:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Кроме того, в справке о доходах ФИО2 отсутствуют сведения об открытых на его имя в ПАО Сбербанк счетах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Исходя из изложенного, ФИО2 представлены недостоверные и неполные сведения о своем участии в коммерческих организациях, о принадлежащих ему недвижимом имуществе и счетах в кредитных организациях, что является неисполнением обязанности по представлению достоверных и полных сведений. Выявленные нарушения являются основанием для применения мер ответственности, предусмотренных федеральным законодательством. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в том числе в случаях, установленных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами. Согласно части 71 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а, если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления. На основании изложенного просит Городскую Думу города Усть-Илимска: принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2; представить информацию о принятом решении.

Согласно ст. 22 Устава муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденного решением городской Думы г. Усть-Илимска от 20.04.2005 г. № 15/16, Городская Дума является представительным органом муниципального образования город Усть-Илимск и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и Уставом муниципального образования город Усть-Илимск.

Согласно ст. 30 Устава муниципального образования город Усть-Илимск, полномочия депутата городской Думы, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным принимать решение о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Усть-Илимска, является Городская Дума города Усть-Илимска.

Заявление Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 направлено в Городскую Думу города Усть-Илимска 03.09.2018 г. и как указывает административный истец, поступило в Думу г. Усть-Илимска 12.09.2018 г.

Анализ представленных суду документов свидетельствует о соблюдении административным ответчиком порядка и процедуры принятия оспариваемого решения, поскольку предусмотренная законодательством процедура проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных депутатом Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2, проведена уполномоченным на это государственным органом в соответствии с нормами закона, регулирующие спорные правоотношения.

В соответствии с п. 10 ст. 29 Устава муниципального образования город Усть-Илимск, депутат городской Думы должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата городской Думы прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Представленные суду документы свидетельствует о наличии у Губернатора Иркутской области оснований для принятия оспариваемого решения.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Заявление Губернатора Иркутской области ФИО1 о принятии Городской Думой города Усть-Илимска решения о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 от 03.09.2018г. № 02-01-4221/18 основано на нормах права, вынесено в рамках предоставленных должностному лицу полномочий, соблюден порядок его принятия, в связи с чем, совокупности обстоятельств, для признания оспариваемого решения незаконным нет.

При указанных обстоятельствах правовых оснований, для удовлетворения административного иска нет.

Доводы стороны административного истца о том, что не полное и не точное указание сведений об участии ФИО2 и его супруги в коммерческих организациях, а также о банковских счетах и денежных средств на них, и сведений об имуществе произведено им неумышленно, что оспариваемое заявление не позволяет Думе принять альтернативное решение, суд признает несостоятельными, поскольку вопрос о лишении депутата полномочий, оценка тяжести, умысла нарушений относится к компетенции представительного органа.

Доводы административного истца о нарушении прав представительного органа в связи с отсутствием кворума не обоснованы, поскольку как установлено в судебном заседании на день рассмотрения дела в Думе г. Усть-Илимска числится 19 депутатов, при необходимом кворуме 14 депутатов. При этом субъективные действия депутатов при неявке на заседания Думы не могут являться основаниями для признания оспариваемого решения незаконным.

Не нашли своего подтверждения доводы административного истца о дифференцированном подходе при проведении проверки в зависимости от принадлежности депутата к той или иной политической партии, поскольку доказательств того, что при проведении проверки на депутата ФИО2 запрашивались сведения о принадлежности его в тому или другому общественному объединению не представлено, письменные документы, принятые в ходе проверки не содержат указаний на принадлежность депутата к какой-либо политической партии.

Не имеют правового значения доводы административного истца о «срочности» проведения проверки, поскольку законом минимальные сроки проведения проверки не установлены.

Учитывая, что оспариваемое решение принято административным ответчиком 03.09.2018г., административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 05.10.2018г., суд полагает, что административным истцом предусмотренный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд, не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Городской Думы г. Усть-Илимска к Губернатору Иркутской области ФИО1 о признании незаконным заявления Губернатора Иркутской области ФИО1 о принятии Городской Думой города Усть-Илимска решения о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Усть-Илимска ФИО2 от 03.09.2018г. № 02-01-4221/18– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 13.11.2018г. Н.Н. Исакова