РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2018 года г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3816/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области о признании незаконным решения об изменении расчетной площади для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ к Главному управлению министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, с требованиями признать решение об изменении расчетной площади для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета подполковнику внутренней службы ФИО1 с составом семьи 5 человек следующим образом: из расчета на (5*18)-58,2=90-58,2=31,8 кв.м., в соответствии с требованиями п.2 ч. 3 ст. 4 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащееся в выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, незаконным.
В обосновании заявленных требований указано, что решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Иркутской области и подчиненных подразделений (далее-Комиссия) от 29.12.2017г. № было принято решение о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ № для обеспечения жилыми помещениями подполковника внутренней службы ФИО1 с составом семьи 5 человек из расчета на 90 кв.м., в соответствии с требованиями п. 1 ст. 4 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако, 30.05.2018г. той же комиссией в ином составе было принято решение об изменении расчетной площади. А именно ФИО1 с составом семьи 5 человек предоставить социальную выплату из расчета на (5*18)-58,2=90- 58,2=31,8 кв.м., в соответствии с требованиями п.2 ч.З ст. 4 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира, в которой в настоящее время проживает семья административного истца, принадлежит его тестю А.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.09.2008г. Основанием возникновения права собственности является договор купли-продажи от 26.08.2008г., согласно которого А.А. является единоличным собственником квартиры по адресу: <адрес>, и предоставленными в Жилищную комиссию документами, опровергается факт совместного проживания с А.А. семьи ФИО1 В соответствии с договорами от 2013, 2014, 2015. 2016. 2017, 2018 годов ФИО1 совместно с членами своей семьи в составе 4х человек снимает жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. По условиям договора ФИО1 ежемесячно оплачивает арендную плату в размере 15000 рублей, в настоящий момент арендная плата составляет 6000 рублей, так как нанимателем был произведен ремонт жилого помещения за свой счет. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № ц-9-379 выданной Федеральным казенным учреждением «Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по <адрес>», подполковник внутренней службы ФИО1 с 11.01.2013г. по настоящее время получает денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения. Семья ФИО1 никогда совместно с А.А. не проживала, совместного хозяйства не вела. В оспариваемом протоколе от 30.05.2018г. № указано, что А.А. совместно с семьей ФИО1 не проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>. Согласно домовой книге основание вселение в жилое помещение не указано, как члены семьи собственника. Наличие родственных отношений между собственником квартиры и женой ФИО1 не дает законного права Жилищной комиссии включать его в члены семьи сотрудника МЧС подполковника внутренней службы ФИО1 Считает, что применение норм Жилищного Кодекса (статьи 30, 31, 69) и искажение Федерального закона - недопустимо. Кодекс дает общее понятие для собственника и членов его семьи, постановление правительства издано именно для сотрудников и его семьи, количество и состав которых должен быть установлен в соответствии с ФЗ №, то есть усеченное понятие состава семьи. В данном случае имеет место быть неправильное толкование закона. Административный истец считает, что решение Жилищной Комиссии от 30.05.2018г. нарушает его право на получение единовременной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ №, в расчете 90 кв.м., установленном в решении Комиссии от 27.12.2017г.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> ФИО3 в судебном заседании возражает против заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ, который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Из материалов дела судом установлено, что решением жилищной комиссии Протоколом № от 10.11.2014г. подполковник внутренней службы ФИО1 поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека из расчета на 72 кв.м.
В соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об итогах работы обеспечения личного состава МЧС России жилищными субсидиями в 2017 году и основных задачах на 2018 год» были проведены проверки учетных дел сотрудников (граждан, уволенных со службы), состоящих па учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона № 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из выписки из протокола заседания Жилищной комиссии № от 29.12.2017г., состав семьи ФИО1 5 человек: сам заявитель, жена - Г.И.ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - Г.М.ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - Г.М.ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - Г.М.ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> внутренней службы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, жена - Г.И., сын - Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ, сын - Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ, сын - Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, где собственником является отец жены - А.А. в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>. Отец жены А.А. совместно с семьей ФИО1 не проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> (справка с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ№-С6-002599). По сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № 38-00-4001/5003/2017-4238 от ДД.ММ.ГГГГ на Г.М. жилые помещения на праве собственности на территории РФ не зарегистрированы. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ подполковник внутренней службы ФИО1 поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека из расчета на 72 кв.м. По результатам проведения проверки, представленного на рассмотрение комплекта документов, в связи с рождением сына - Г.М. Жилищная комиссия предлагает рассмотреть вопрос о внесении изменения в состав семьи с ДД.ММ.ГГГГ и считать состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ№ подполковника внутренней службы ФИО1 с составом семьи 5 человек из расчета на 90 кв. м.
Решением жилищной комиссии № от 30.05.2018г. изменена расчетная площадь для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета подполковнику внутренней службы ФИО1 с составом семьи 5 человек следующим образом: из расчета на (5*18)-58,2=90-58,2=31,8 кв.м., в соответствии с требованиями п. 2 ч. 3 ст. 4 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из данного решения в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 58,2 кв. м, ФИО1 и члены его семьи вселены в качестве членов семьи собственника, и согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником. В соответствии с и. 11 Правил, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ. В соответствии с п. 20 Правил, в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи. Так как, ФИО1 и члены его семьи имеют право пользования квартирой общей площадью 58,2 кв. м, следовательно, данный сотрудник должен быть поставлен на учет в соответствии с требованиями п. 2 ч. 3 ст. 4 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ из расчета на недостающую площадь, а именно (5*18)-58,2=90-58,2=31,8 кв. м.
Из учетного дела № сотрудника ГУ МЧС России по <адрес> ФИО1 следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, жена - Г.И., сын - Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ, сын - Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ, сын - Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 58,2 кв. м, где собственником является - А.А. в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>.
А.А. не был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> проживает в другом жилом помещении по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует справка №-С6-002599.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ и пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Часть 2 статьи 1 Закона о социальных гарантиях называет членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении (с учетом которых в соответствии с Законом о социальных гарантиях представляется единая социальная выплата), на которых распространяется действие Закона о социальных гарантиях, если иное не установлено его отдельными положениями, супругу (супруга), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником (пункт 1), супругу (супруга), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти) (пункт 2), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункт 3).
При этом анализ положений пункта 2 части 3 статьи 4 и пунктов 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона о социальных гарантиях в их совокупности не дает оснований считать, что под членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или под членом семьи собственника жилого помещения законодатель понимает исключительно члена семьи лица, поименованного в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 данного Закона. Понятие «член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма», так и понятие «член семьи собственника жилого помещения» он не раскрывает.Регламентируя, во исполнение части 6 статьи 4 Закона о социальных гарантиях порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, Правительство Российской Федерации в постановлении от 24 апреля 2013 года № 369 (Правила), устанавливая перечень документов, которые представляются в комиссию, в пункте 5 Правил предусматривает, что в заявлении сотрудника указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, что соответствует положениям жилищного законодательства.
Данная норма Правил содержит отсылочные положения к правилам регулирования отношений, возникающих между собственником жилого помещения или нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членами его семьи или бывшими членами его семьи, а именно: статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая определяет права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, статье 69 названного Кодекса, определяющей права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
В связи с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает специальных требований к порядку заключения такого соглашения, а также к его форме и условиям, то исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ к таким соглашениям применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовых сделках (статьи 153 - 181 ГК РФ).
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).
Вместе с тем, гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что для признания соответствующих лиц, названных в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). (Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 29.01.2018 № 21-КГ17-21).
Таким образом, для установления обстоятельств проживания в жилом помещении в качестве членов семьи собственника жилого помещения на условиях определяющих их права, вытекающих из положений Жилищного кодекса РФ, необходимо отсутствие иных, в том числе, гражданско-правовых оснований проживания (сделок, договоров и т.д.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежала супруге административного истца ФИО1 – Г.И. на основании договора купли продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была продана А.А.
А.А. является отцом супруги административного истца ФИО1 – Г.И., что сторонами не оспаривается.
Как следует из копий паспортов административного истца и членов его семьи, в данной квартире они были зарегистрированы с 2001 г.
Семья административного истца вселялась в данную квартиру до изменений собственника жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров или иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, также вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
Таким образом, законодатель разграничивает в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей договоры (сделки) и действия граждан.
Согласно справке ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получает денежную компенсацию за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части 4 настоящей статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда (часть 1).
Не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы (часть 2).
Денежная компенсация выплачивается по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц (п. 8).
Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения по день утраты сотрудником права на ее получение (п. 9).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон распространяет свое действие, в том числе на сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.
Из приведенных законоположений следует, что условием выплаты денежной компенсации, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Законом не установлено требований предварительного признания сотрудника нуждающимся в жилье и представления документов, подтверждающих состояние сотрудника на учете нуждающихся в жилье. Для такого сотрудника требуется представить доказательства обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, то есть доказательства отсутствия в пользовании жилых помещений по месту несения службы, что и является основанием для выплаты компенсации за наем (поднаем) жилья - со дня такого найма.
Как следует из представленных договоров найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес> передается нанимателю и членам его семьи во временное возмездное владение и пользование для проживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Гражданский кодекс) по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем, то есть обязуется оказать услугу в виде предоставления в пользование (владение) жилого помещения за плату.
Таким образом, под предоставлением в пользование жилых помещений понимается услуга, оказываемая собственником жилья за соответствующую плату нанимателю жилья согласно договору найма жилого помещения.
Представленные суду доказательства свидетельствуют о наличии волеизъявления собственника жилого помещения А.А. на передачу жилого помещения по адресу: <адрес> ФИО1 именно на условиях временного возмездного владения и пользования для проживания.
О возмездном пользовании жилым помещением свидетельствуют расписки А.А. о получении от ФИО1 денежных средств по договорам найма, предоставленные для получения компенсации в ГУ МЧС России по <адрес>.
Таким образом, между ФИО1, членами его семьи и А.А. сложились правоотношения по пользованию жилым помещением по адресу: <адрес> вытекающие именно из договора найма жилого помещения, возмездной гражданско-правовой сделки, а не из правоотношений, вытекающих из ЖК РФ.
Договоры найма никем не оспорены, не признаны судом мнимыми (притворными) сделками.
Сам факт наличия родственных отношений между Г.И. и А.А. не может свидетельствовать об иных правоотношениях.
На момент принятия оспариваемого решения данные обстоятельства были доподлинно известны административному ответчику и не были им учтены.
Довод административного ответчика о том, что компенсация за выплачивалась иным органом, а расчет площади для единовременной социальной выплаты другим органом правового значения не имеют.
Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ№ решение о денежной компенсации за наем жилого помещения принималось жилищной комиссией ГУ МЧС России по Иркутской области, то есть тем же самым органом которым принято оспариваемое решение.
Доказательств того, что ФИО1 на момент принятия оспариваемого решения проживали в жилом помещении без заключения какого-либо соглашения, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, суду не представлено.
Доводы административного ответчика, что фактом подтверждающим проживание ФИО1 и членов его семьи, на условиях, вытекающих из положений ст. 31 ЖК РФ, является вселение и регистрация по месту жительства без согласия собственника жилого помещения Г.М.ДД.ММ.ГГГГ г.р., основаны на неверном толковании норм права.
Так положениями статьи 679 ГК РФ предусмотрено безусловное право нанимателя по договору найма и граждан, постоянно с ним проживающих, на вселение в жилое помещение несовершеннолетних детей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным ответчиком при принятии оспариваемого решения не было принято во внимание, что ФИО1 с членами своей семьи проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, на ином праве, чем это предусмотрено статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, при расчете размера единовременной выплаты было принято в расчет жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 58,2 кв.м., принадлежащее А.А. на праве собственности, необоснованно.
Доказательств, опровергающих данные выводы суда, сторонами не было представлено.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение не соответствует закону и противоречит вышеизложенным положениям нормативно-правовых актов.
Данный отказ нарушает права ФИО1 на реализацию социальных гарантий, установленных государством сотрудникам МЧС России, в связи с чем, суд приходит к выводу о признании незаконным Решения об изменении расчетной площади для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета подполковнику внутренней службы ФИО1 с составом семьи 5 человек следующим образом: из расчета на (5*18)-58,2=90-58,2=31,8 кв.м., в соответствии с требованиями п.2 ч. 3 ст. 4 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащееся в выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, по указанным в нем основаниям.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что оспариваемое решение принято 30.05.2018г., административный истец обратился в суд 31.07.2018г., суд полагает, срок обращения административного истца в суд не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным Решение об изменении расчетной площади для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета подполковнику внутренней службы ФИО1 с составом семьи 5 человек следующим образом: из расчета на (5*18)-58,2=90-58,2=31,8 кв.м., в соответствии с требованиями п.2 ч. 3 ст. 4 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащееся в выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 07.12.2018г. Н.Н. Исакова