дело № 2а-3817/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2018 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Байчорова Р.А.,
при секретаре Антонове В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о признании незаконными градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации обратился в суд с административным иском к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о признании незаконными градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство.
В обоснование заявленных требований указано, что усадьба «Мцыри (Спасское) XVII - XVIII вв.» в селе Середниково Московской области (далее – усадьба) включена в Список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. ООО «Национальный Лермонтовский Центр в Середниково» в защиту неопределенного круга лиц обращалось с письмами администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области о приведение выданных на земельный участок №: градостроительного плана земельного участка № 50531000-1014-17 и разрешения на строительство от 31.08.2017 № RU50531000-1146-2017 в соответствие с нормами законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. Указанный земельный участок находится в пределах зоны регулируемой застройки - Л1, установленной постановлением Правительства Московской области от 21 января 2010 года № 24/56 «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения – усадьбы «Мцыри (Спасское) XVII – XVIII вв.» в деревне Середниково Кутузовского сельского поселения Солнечногорского муниципального района Московской области», в соответствии с которым для данной территории установлены следующие предельные параметры разрешенного строительства: «Разрешается новое строительство жилых зданий общей высотой, не превышающей 8 м в коньке крыши, с двухскатными крышами, в традиционном материале (дерево, кирпич) и традиционных формах, общей протяженностью, не превышающей сложившийся характер застройки д. Лигачево, но не более 10 м по каждой стороне фасада, объемно-пространственное, архитектурно-художественное решение, строительные материалы - в характере традиционной застройки, нейтральной цветовой гаммы, фактуры». Установлены также ограничения использования земельных участков объектов капитального строительства запрещающие: превышение сложившейся плотности застройки; размещение зданий и сооружений дисгармоничных и диссонансных для воспринимаемых от усадьбы панорам - по масштабу, объемно-пространственному и цветовому решению, силуэту и т.п. Выданный административным ответчиком градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № не соответствует утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.04.2017 № 741/пр форме, и составлен с грубыми нарушениями Постановления Правительства Московской области от 21.01.2010 года № 24/56 без учета разрешающих параметров строительства и запрещающего режима использования. Кроме того, в выданном разрешении на строительство от 31.08.2017 № RU50531000-1146-2017 в графе проектных характеристик указано количество этажей – не более 3. Между тем, установленный режим зоны регулируемой застройки Л-1 разрешает новое строительство жилых зданий общей высотой, не превышающей 8 метров в коньке крыши. Таким образом, администрация выдала разрешение на строительство сверх допустимой нормы высотности, так как 3 этаж и крыша дома превышают допустимые 8 метров. Уполномоченный орган исполнительной власти при выдаче градостроительной документации не руководствовался на запрещающие режимы использования территории Л-1. Разрешая строительство нового индивидуального жилого дома увеличивается сложившаяся плотность застройки, наличие новых зданий на данном земельном участке кардинально изменяет визуальную картину восприятия усадьбы от деревни Лигачева, что создаёт угрозу архитектурно-исторической ценности всего усадебного комплекса и нарушает права неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконными градостроительный план земельного участка № 50531000-1014-17 и разрешение на строительство от 31.08.2017 года № RU50531000-1146-2017, выданные администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий также в интересах заинтересованного лица ООО «Национальный Лермонтовский Центр в Середниково» - ФИО1 поддержал заявленные требования, пояснив их по существу.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованного лица – Главного управления культурного наследия по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав доводы явившихся лиц, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (далее также - ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11).
Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации создан Приказом Министра культуры Российской Федерации от 22 января 2016 года № 235.
В соответствии статьями 218 и 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ установлено, что в случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Усадьба «Мцыри (Спасское) XVII - XVIII вв.» в селе Середниково Московской области включена в Список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения в составе - главный дом, флигели: западный и восточный, № 1, 2, 5, конный двор, конюшни (два здания), переходная галерея-колоннада, хозяйственные постройки, каретный сарай, два фуражных склада, арочный мост, боковая лестница, два кирпичных моста, обелиск ФИО2, церковь Алексея Митрополита, контора, парк, ограда (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дельнейшем улучшении дела охраны памятников и культуры в РСФСР»).
В целях обеспечения охраны земель историко-культурного назначения и сохранения объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы «Мцыри (Спасское)», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия – регистрационный номер 501420546920006 приняты: Постановление Правительства Московской области от 21 января 2010 года № 24/56 «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения – усадьбы «Мцыри (Спасское) XVII – XVIII вв.» в деревне Середниково Кутузовского сельского поселения Солнечногорского муниципального района Московской области» (приложение № 2) и Распоряжение Министерства культуры Московской области от 26.02.2014 № 44-Р «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы «Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.».
ООО «Национальный Лермонтовский Центр в Середниково» в защиту неопределенного круга лиц обращалось с письмами № 56 от 21.09.2017 г. и № 62 от 31.10.2017 г. в администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области о приведение выданных на земельный участок с кадастровым номером № градостроительного плана земельного участка № 50531000-1014-17 и разрешения на строительство от 31.08.2017 г. № RU50531000-1146-2017 в соответствие с нормами законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.
Земельный участок находится в пределах зоны регулируемой застройки - Л1, установленной постановлением Правительства Московской области от 21 января 2010 года № 24/56 «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения – усадьбы «Мцыри (Спасское) XVII – XVIII вв.» в деревне Середниково Кутузовского сельского поселения Солнечногорского муниципального района Московской области».
В соответствии с указанным нормативным актом для данной территории установлены следующие предельные параметры разрешенного строительства: «Разрешается новое строительство жилых зданий общей высотой, не превышающей 8 м в коньке крыши, с двухскатными крышами, в традиционном материале (дерево, кирпич) и традиционных формах, общей протяженностью, не превышающей сложившийся характер застройки д. Лигачево, но не более 10 м по каждой стороне фасада, объемно-пространственное, архитектурно-художественное решение, строительные материалы - в характере традиционной застройки, нейтральной цветовой гаммы, фактуры».
Между тем, градостроительный план № 50531000-1014-17 земельного участка с кадастровым номером № не соответствует форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения», поскольку в разделе 5 указанного плана отсутствует информация о нахождении земельного участка в зонах с особыми условиями использования, а именно в зонах охраны объекта культурного наследия федерального значения усадьбы Мцыри - Спасское, XVII – XVIII вв., утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 21.01.2010 года № 24/56.
В разделе 2.2. плана отсутствуют ограничения и требования к объектам нового строительства, установленные режимом зоны регулируемой застройки Л-1, а именно ограничения общей высоты, которая не может превышать 8 м в коньке крыши, форме крыши – двухскатная, используемые материалы строительства – кирпич и дерево и т.д.
В разделе 5 плана указывается информация о нахождении земельного участка в зонах с особыми условиями использования. Между тем, в выданном градостроительном плане земельного участка №50531000-1014-17, сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером № в зоне регулируемой застройки - Л1 содержатся в разделе 2.2.4 иные показатели, а другие разделы градостроительного плана не соответствуют утвержденной форме и не учитывают особых требований к рассматриваемой территории.
Дав оценку указанным обстоятельствам дела, суд приходит к выводу о том, что градостроительный план земельного участка №50531000-1014-17 не не соответствует утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.04.2017 № 741/пр форме, и составлен с нарушениями Постановления Правительства Московской области от 21.01.2010 года № 24/56 без учета разрешающих параметров строительства и запрещающего режима использования.
Кроме того, из материалов дела следует, что в выданном администрацией разрешении на строительство от 31.08.2017 г. № RU50531000-1146-2017 в графе проектных характеристик указано количество этажей – не более 3.
Между тем, установленный режим зоны регулируемой застройки Л-1 разрешает новое строительство жилых зданий общей высотой, не превышающей 8 метров в коньке крыши. Таким образом, администрация выдала разрешение на строительство сверх допустимой нормы высотности, так как 3 этаж и крыша дома превышают допустимые 8 метров.
Таким образом, поскольку специальные архитектурные решения и высотные параметры в градостроительном плане земельного участка и разрешении на строительство в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 21.01.2010 года № 24/56, не были учтены администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области, суд приходи к выводу о том, что градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство от 31.08.2017 г. подлежат признанию недействительными, как не соответствующие требованиям закона, регламентирующего порядок выдачи градостроительной документации и выданные с нарушением разрешающего режима использования зоны регулируемой застройки Л-1 и без учета установленных ограничений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области – удовлетворить.
Признать незаконными градостроительный план земельного участка № 50531000-1014017 и разрешение на строительство от 31 августа 2017 года № RU50531000-1146-2017, выданные администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 10 августа 2018 года.
Судья Байчоров Р.А.