Дело __
__
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2021 года город Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
Председательствующего судьи Павлючик И.В.,
При секретаре Ильиных Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска к Управлению МВД России по г. Новосибирску о признании предписаний незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска обратился в суд с иском к Управлению МВД России по г. Новосибирску о признании предписаний незаконными, указав, что 27.07.2020 адрес департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска поступили предписания ПП-1/20, ПП-1/21, ПП-1/22, ПП-1/23, ПП-1/24, ПП-1/25 старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения города Новосибирска старшего лейтенанта полиции Соколовой Е. А.. Вышеуказанными предписаниями предлагается разработать паспорта и проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги по ..., Территория Кожзавода, Моцарта, Шевцовой, Хованская, Яна Райниса, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 __ «О безопасности дорожного движения», приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 __ «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2015 __ «Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения».
Истец полагает предписания от 27.07.2020 незаконными по следующим основаниям.
Нарушения при содержании вышеуказанной автомобильной дороги, послужившие основанием для выдачи предписания от 27.07.2020, выявлены в ходе осуществления надзора за дорожным движением. При этом какие-либо проверки в отношении департамента не проводились.
Между тем, вопреки требованиям Административного регламента МВД РФ решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу в установленном законом порядке не принималось, акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) не составлялся.
Кроме того, отсутствие акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а также информации об административной процедуре, в рамках которой выявлены нарушения, в предписании от 27.07.2020 не позволяет достоверно установить осуществлялся ли должностными лицами Отдела ГИБДД УМВД России по г. Новосибирску надзор за дорожным движением или проводилась плановая либо внеплановая проверка, предусмотренная нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Данная позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2018 __ по делу ____, указавшего, что не соблюдение процедуры выдачи предписания является существенным нарушением и достаточным самостоятельным основанием для признания ненормативного акта недействительным.
Между тем, мероприятия по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новосибирска и разработке проектов организации дорожного движения на них проводятся департаментом в рамках исполнения решения Центрального районного суда города Новосибирска от __
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.09.2018 __ утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018 - 2030 годы. На основании данной Программы постановлением мэрии города Новосибирска от 22.07.2020 __
В связи с тем, что выполнение указанных в предписаниях работ по паспортизации и разработке проектов организации дорожного движения требовало значительных временных департаментом 21.08.2020 было направлено письмо в адрес начальника отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Маслюка Е.В. с просьбой продлить срок выполнения указанных предписаний до 3 1.12.2021 года. Однако ответа до настоящего времени департаментом не получено.
В случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица, подавшего жалобу (заявление), может быть восстановлен судьей ли должностным лицом, правомочными рассматривать заявление (в связи с необходимостью соблюдения режима самоизоляции в целях снижения угрозы распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (распоряжение губернатора Новосибирской области от 16.03.2020 __ «О противодействии завозу и распространению новой коронавирусной инфекции (__nCoV) на территории Новосибирской области»).
На основании изложенного, истец просит суд восстановить срок на подачу заявления о признании незаконным предписаний государственного инспектора безопасности дорожного движения города Новосибирска старшего лейтенанта полиции от 27.07.2020. Предписания государственного инспектора безопасности дорожного движения города Новосибирска от 27.07.2020, выданные департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска признать незаконными.
В судебное заседание представитель административного истца Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии г. Новосибирска не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил (л.д. 41).
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления МВД России по г. Новосибирску по доверенности Воронкова Н.В. (л.д. 42) с административными исковыми требованиями не согласилась полностью, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д. 43-47), указав, что органы местного самоуправления наделены полномочиями в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения.
Пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет дорожную деятельность, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 9 Квалификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 __ в прочие работы по содержанию входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, экспертиза проектов сметных расчётов стоимости работ по содержанию; паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")
Из части 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации. ( п.1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")
Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.12.2018 __ установлены требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения. Действия правил распространяется на дороги, а также территории общего пользования, предназначенные для движения транспортных средств и (или) пешеходов (далее — дороги). Объем исходной информации для разработки документации по организации дорожного движения должен определяться исходя из существующей дорожно-транспортной ситуации, прогноза развития сети дорог, уровня детализации мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения.
Правила формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог утверждены Приказом Минтранса России от 20.05.2009 __ Из пункта 6 Правил следует, что сведения об автомобильной дороге, в частности сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги; наименование автомобильной дороги; идентификационный номер автомобильной дороги; протяженность автомобильной дороги; сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории; вид разрешенного использования автомобильной дороги; иные сведения об автомобильной дороге: значение автомобильной дороги, ее месторасположение, дата ввода в эксплуатацию, стоимость автомобильной дороги, сведения об участках автомобильной дороги, используемых на платной основе подлежат внесению в Единый государственный реестр автомобильных дорог. Пунктами 14, 15,16 Правил определено, что сведения об автомобильной дороге оформляются в виде информационной карты автомобильной дороги. Подготовку и заполнение информационной карты автомобильной дороги (далее - информационная карта) на бумажном и электронном носителе осуществляет владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, или уполномоченная собственником автомобильной дороги организация. Информационная карта на бумажном и электронном носителе, содержащая сведения об автомобильной дороге, а также надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие эти сведения, представляются в Федеральное дорожное агентство для внесения их в реестр.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16, части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, относится к вопросам местного значения поселения.
Как следует из части 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, обязанность по организации разработки паспорта и проекта организации дорожною движения на участках автодороги: по ... кожзавода, ... Райниса, местного значения в границах городского округа возложена на орган местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено осуществление дорожной деятельности.
Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения возложено на полицию (пункт 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции»).
В соответствии с п. 2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 г. __ (далее - Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения), названный Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при осуществлении государственной функции.
Из пункта 33 Административного регламента, следует что исполнение государственной функции включает в себя среди прочих, надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (п. 33.6)
В соответствии с положениями п.9.7 Административного регламента, сотрудники при исполнении государственной функции вправе давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Согласно подпункту «а» пункта 11 и подпункту «б» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России й Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 __ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», обязанности Госавтоинспекции осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к строительству и реконструкции дорог, к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, корреспондирует предоставленное ей право давать юридическим и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Требования к содержанию предписания перечислены в пункте 73 Административного регламента, согласно которого в предписании указываются: наименование органа, составившего предписание; место составления предписания; дата составления предписания; наименование и местонахождение, а также сведения о государственной регистрации объекта проверки, которому адресовано предписание; ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания; состав нарушений со ссылками на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены; меры по устранению нарушений; срок устранения нарушений (в соответствии с нормативными правовыми актами, а в случае отсутствия установленного срока устранения нарушений - не позднее одного месяца); способы извещения подразделений Госавтоинспекции на федеральном, региональном и районном уровнях об устранении нарушений; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, выдавшего предписание.
24.04.2020 на имя начальника ДТ и ДБК мэрии г. Новосибирска направлен запрос о предоставлении информации об улицах (название ... в дорогу, начальный-конечный пункт, идентификационный номер, учетный номер), имеющих разработанные проекты организации дорожного движения (далее — ПОДД), включенных в реестр муниципального имущества города Новосибирска согласно Постановления от 29 января 2009 года __ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, относящихся к собственности города Новосибирска», исх __
Согласно ответа ДТ и ДБК мэрии г. Новосибирска исх. __ от 27.05.2020, в адрес ОГИБДД Управления МВД России по городу Новосибирску был направлен перечень дорог города Новосибирска, включаемый 137 улиц на которые разработаны схемы организации
В связи с тем, что в перечне ... улицы: Шорная, Территория Кожзавода, Моцарта, Шевцовой, Хованская, Яна Райниса, 27.07.2020 главным государственным инспектором безопасности дорожного движения города Новосибирска вынесены предписания: ГГ 1П-1/21; ПП-1/22; ПП -1/23; ПП-1/24; ПП-1/25 о необходимости разработки паспорта и организации дорожного движения на участки автодорог по указанным улицам.
Учитывая, что разработка проектов организации дорожного движения, паспортизация дорог относится к деятельности по содержанию дорог, осуществляемой собственниками, предписания от 27.07.2020 ПП 1/20; ПП-1/21; ПП-1/22; ПП -1/23; ПП-1/24; ПП-1/25, были вы песо: ы уполномоченным должностным лицом - начальником ОГИБДД Управления МВД России по городу Новосибирску в пределах его компетенции, в отношении надлежащего лица — Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, содержало в себе характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, вручено юридическому лицу ДТ и ДБК мэрии города Новосибирска 27.07.2020 в установленном законом порядке, о чем имеется штамп в получении, полагаю отсутствуют основания для признания оспариваемого предписания незаконным, в связи с чем, просила суд в удовлетворении заявленных административным истцом требований, отказать.
Кроме того, Предписания ПП-1/20, ПП-1/21, ПП-1/22, ПП-1/23, ПП-1/24, ПП-1/25 вынесены и согласно, имеющихся на оспариваемых предписаниях штампах, в этот же день получены ДТ и ДБК мэрии г. Новосибирска. Вместе с тем, из штампа почтового отправления следует, что административное исковое заявление направлено в адрес суда 18.11.2020. При таких обстоятельствах, полагает, что административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением.
Заявляя ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, административный истец в качестве уважительных причин указывает необходимость соблюдения режима самоизоляции в целях снижения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.
Вместе с тем, Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 16.03.2020 __ "О противодействии завозу и распространению новой коронавирусной инфекции (__nCoV) на территории Новосибирской области", содержит рекомендации гражданам, прибывшим из стран с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции (__nCoV), обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Новосибирскую область (не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест), что указывает на отсутствие обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи юридическим лицом административного искового заявления в установленный срок.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска к Управлению МВД России по г. Новосибирску о признании незаконными предписаний Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения г. Новосибирска __ от 27.07.2020, __ от 27.07.2020, __ от 27.07.2020, __ от 27.07.2020, __ от 27.07.2020, __ от 27.07.2020, выданных Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, следует отказать.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения:
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отношения, возникающие в области безопасности дорожного движения и в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
В силу части 4 статьи 6 Федерального Закона, органы местного самоуправления г наделены полномочиями в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 __ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской федерации.
Пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет дорожную деятельность, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть1). В целях определения соответствия транспортно¬эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4).
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 9 Квалификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 __ в прочие работы по содержанию входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, экспертиза проектов сметных расчётов стоимости работ по содержанию; паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")
Из части 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")
Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.12.2018 __ установлены требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения. Действия правил распространяется на дороги, а также территории общего пользования, предназначенные для движения транспортных средств и (или) пешеходов (далее — дороги). Объем исходной информации для разработки документации по организации дорожного движения должен определяться исходя из существующей дорожно¬-транспортной ситуации, прогноза развития сети дорог, уровня детализации мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения.
Правила формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог утверждены Приказом Минтранса России от 20.05.2009 __ Из пункта 6 Правил следует, что сведения об автомобильной дороге, в частности сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги; наименование автомобильной дороги; идентификационный номер автомобильной дороги; протяженность автомобильной дороги; сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории; вид разрешенного использования автомобильной дороги; иные сведения об автомобильной дороге: значение автомобильной дороги, ее месторасположение, дата ввода в эксплуатацию, стоимость автомобильной дороги, сведения об участках автомобильной дороги, используемых на платной основе подлежат внесению в Единый государственный реестр автомобильных дорог. Пунктами 14, 15,16 Правил определено, что сведения об автомобильной дороге оформляются в виде информационной карты автомобильной дороги. Подготовку и заполнение информационной карты автомобильной дороги (далее - информационная карта) на бумажном и электронном носителе осуществляет владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, или уполномоченная собственником автомобильной дороги организация. Информационная карта на бумажном и электронном носителе, содержащая сведения об автомобильной дороге, а также надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие эти сведения, представляются в Федеральное дорожное агентство для внесения их в реестр.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16, части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, относится к вопросам местного значения поселения.
Как следует из части 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, обязанность по организации разработки паспорта и проекта организации дорожною движения на участках автодороги: по ... кожзавода, ... Райниса, местного значения в границах городского округа возложена на орган местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено осуществление дорожной деятельности.
Таким образом, из содержания вышеприведенных правовых актов следует, что органы местного самоуправления уполномочены на осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах населенного пункта, в том числе на осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения возложено на полицию (пункт 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»).
В соответствии с п. 2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 г. __ (далее - Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения), названный Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при осуществлении государственной функции.
Из пункта 33 Административного регламента, следует что исполнение государственной функции включает в себя среди прочих, надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (п. 33.6)
В соответствии с положениями п.9.7 Административного регламента, сотрудники при исполнении государственной функции вправе давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Согласно подпункту «а» пункта 11 и подпункту «б» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России й Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 __ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», обязанности Госавтоинспекции осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к строительству и реконструкции дорог, к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, корреспондирует предоставленное ей право давать юридическим и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Требования к содержанию предписания перечислены в пункте 73 Административного регламента, согласно которого в предписании указываются: наименование органа, составившего предписание; место составления предписания; дата составления предписания; наименование и местонахождение, а также сведения о государственной регистрации объекта проверки, которому адресовано предписание; ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания; состав нарушений со ссылками на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены; меры по устранению нарушений; срок устранения нарушений (в соответствии с нормативными правовыми актами, а в случае отсутствия установленного срока устранения нарушений - не позднее одного месяца); способы извещения подразделений Госавтоинспекции на федеральном, региональном и районном уровнях об устранении нарушений; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, выдавшего предписание.
Судом установлено, что 24.04.2020 на имя начальника ДТ и ДБК мэрии г. Новосибирска направлен запрос о предоставлении информации об улицах (название ... в дорогу, начальный-конечный пункт, идентификационный номер, учетный номер), имеющих разработанные проекты организации дорожного движения, включенных в реестр муниципального имущества города Новосибирска согласно Постановления от 29 января 2009 года __ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, относящихся к собственности города Новосибирска», исх __ (л.д. 50-51).
13.05.2020 старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения города Новосибирска вынесено определение об истребовании от ДТ и ДБК мэрии г. Новосибирска сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (л.д.52-55).
В связи с чем, довод истца о том, что проверка в отношении департамента административным ответчиком не проводилась, не соответствует действительности и опровергается материалами дела.
Согласно ответу ДТ и ДБК мэрии г. Новосибирска исх. __ от 27.05.2020, в адрес ОГИБДД Управления МВД России по городу Новосибирску был направлен перечень дорог города Новосибирска, включаемый 137 улиц на которые разработаны схемы организации (л.д. 58-61).
13.07.2020 главным государственным инспектором безопасности дорожного движения города Новосибирска выявлены нарушения Правил дорожного движения РФ, ФЗ __ «О безопасности дорожного движения», ФЗ __ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», ФЗ __ «Об организации дорожного движения в РФ», приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 __ «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», приказа Минтранса РФ от 17.03.2015 __ «Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения», СП 42.__.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
В связи с тем, что в перечне ... улицы: Шорная, Территория Кожзавода, Моцарта, Шевцовой, Хованская, Яна Райниса, 27.07.2020 главным государственным инспектором безопасности дорожного движения города Новосибирска вынесены предписание – ПП-1/20, __________ согласно которым, в целях устранения вышеуказанных нарушений, выявленных 13.07.2020 при контроле за дорожным движением в Заельцовском районе города Новосибирска, Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска предложено в течение 30 суток с момента получения данного предписания организовать выполнение следующих мероприятий: разработать паспорта и проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги по ..., Территория Кожзавода, Моцарта, Шевцовой, Хованская, Яна Райниса, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 __ «О безопасности дорожного движения», приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 __ «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2015 __ «Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения» (л.д. 7-12).
Довод административного истца о том, что выполнение указанных в предписаниях работ по паспортизации и разработке проектов организации дорожного движения требовало значительных временных затрат и департаментом 21.08.2020 было направлено письмо в адрес начальника отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Маслюка Е.В. с просьбой продлить срок выполнения указанных предписаний до 31.12.2021 года, несостоятелен, так как согласно ответу УМВД России по г. Новосибирску от 17.12.2020 (л.д. 62) по информации канцелярии отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новосибирску обращение Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска (исх. __ от 21.08.2020) отсутствует.
Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом предписания приняты в соответствии с требованиями правовых актов, уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, с указанием регламентирующих данные правоотношения нормативных актов, выявленных нарушений и сроков их исполнения. Наличие указанных в предписаниях нарушений стороной административного истца не отрицается.
Доказательствами по делу подтверждено наличие указанных в предписаниях нарушений, предписания соответствуют предъявляемым к нему требованиям.
Административным ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока на обращение в суд (л.д. 33-34).
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Оспариваемые предписания были получены истцом 27.07.2020, что подтверждается штампами (л.д.12).
В суд департамент обратился с административным исковым заявлением 20.11.2020 (18.11.2020 по почте) (л.д. 3, 16), т.е. с пропуском установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока.
Несвоевременное направление Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска административного иска в суд относится к внутренним организационным вопросам департамента и не является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.
Таким образом, поскольку обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, административный истец не привел, соответствующих доказательств не представил, суд считает, что имеются основания для отказа в удовлетворении требований также по основанию, предусмотренному ч. 8 ст. 219 КАС РФ, в связи с пропуском срока на обращение в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска к Управлению МВД России по г. Новосибирску о признании незаконными предписаний Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения г. Новосибирска __ от 27.07.2020, __ от 27.07.2020, __ от 27.07.2020, __ от 27.07.2020, __ от 27.07.2020, __ от 27.07.2020, выданных Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Решение изготовлено в окончательной форме:24.02.2021
Судья подпись И. В. Павлючик
Подлинное решение находится в материалах гражданского дела __ Заельцовского районного суда г. Новосибирска.