Копия
Дело №2а- 381/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2018 года)
7 февраля 2018 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе: председательствующего судьи Толмачевой М.С., при секретаре Морозовой М.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ИФНС России по г. Тамбову ФИО2, представителя заинтересованного лица УФНС России по Тамбовской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Тамбову по осуществлению совместной сверки расчетов по налогам по заявлению от 10 ноября 2017 года и возложении обязанности осуществить совместную сверку расчетов по налогам в срок до 30 декабря 2017 года,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Тамбову по осуществлению совместной сверки расчетов по налогам по заявлению от 10 ноября 2017 года и возложении обязанности осуществить совместную сверку расчетов по налогам в срок до 30 декабря 2017 года. В обоснование требований указал, 10 ноября 2017 года он обратился в ИФНС России по г. Тамбову с заявлением, в котором просил: сообщить основания применения налоговых ставок для исчисления налогов, а также идентификационные данные документов, положенных в основу определения налоговой базы для исчисления налогов; провести совместную сверку расчетов по налогам и сборам, обозначенным в налоговом уведомлении № 1497040, для чего назначить время и место ее проведения. На момент обращения в суд 30 ноября 2017 года никаких документов из налоговой инспекции не получал, что является нарушением его прав и законных интересов.
6 февраля 2018 года административный истец ФИО1 представил в суд заявление об утончении заявленных требований, с учетом которых просил:
- признать незаконным бездействие ИФНС России по г. Тамбову по осуществлению совместной сверки расчетов по налогам, обозначенным в налоговом уведомлении № 1497040 по заявлению от 10 ноября 2017 года;
- признать незаконным бездействие ИФНС России по г. Тамбову по рассмотрению его заявления от 13 декабря 2017 года;
- признать незаконным бездействие ИФНС России по г. Тамбову по рассмотрению заявления от 26 декабря 2017 года;
- признать незаконными действия ИФНС России по г. Тамбову по начислению пени по спорной неуплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 года.
В судебном заседании административный истец ФИО1 уточненные административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске и заявлении об уточнении требований от 6 февраля 2018 года, настаивая, что налоговым органом никакой совместной сверки по его заявлениям проведено не было.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 и представитель заинтересованного лица УФНС России по Тамбовской области ФИО3 уточненные административные исковые требования ФИО1 не признали, поддержали представленные письменные возражения.
Выслушав стороны по делу, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Определением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 7 февраля 2018 года приняты к производству уточненные административные исковые требования ФИО1 в части требованийо признании незаконными бездействий ИФНС России по г. Тамбову по осуществлению совместной сверки расчетов по налогам, обозначенным в налоговом уведомлении № 1497040 по заявлению от 10 ноября 2017 года и рассмотрению заявления ФИО1 от 13 декабря 2017 года. Указанным определением административному истцу было возвращено административное исковое заявление в части уточнения требований о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Тамбову по рассмотрению заявления от 26 декабря 2017 года и признания незаконными действий ИФНС России по г. Тамбову по начислению пени по спорной неуплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 года в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка обжалования.
Согласно ст. 9 Налогового кодекса РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Как следует из положений п.1, п. 5.1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право: получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Согласно п.п.11 п.1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны: осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта. Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п.п. 5 п.1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок проведения совместной сверки расчетов утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 9 сентября 2005 года № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательной пенсионное страхование и налоговыми агентами. (далее – Регламент).
Разделом 3.4 указанного выше Регламента установлены особенности проведения сверки расчетов по заявлению налогоплательщика, в соответствии с которым заявления о проведении сверки расчетов налогоплательщика могут поступать от налогоплательщиков (их представителей) лично или передаваться по почте. При приеме заявления лично на втором экземпляре заявления должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставляет отметку о принятии и дате представления заявления. Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 16 декабря 2016 года №ММВ-7-17/685@ согласно разделу 1 - (краткая форма) при получении заявления налоговым органом.
В случае отсутствия в краткой форме (раздел 1) расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на документ ставятся подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр подготовленного акта сверки по форме 23-а (краткая) в течение 3 рабочих дней вручается налогоплательщику или передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте. Если акт сверки расчетов налогоплательщика по краткой форме вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя).
При выявлении расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 16 декабря 2016 года №ММВ-7-17/685@ согласно разделу 2 (полная форма).
Первый экземпляр документа с подписями налогоплательщика, должностного лица отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику (его представителю) или направляется по почте, второй экземпляр с отметкой налогоплательщика (его представителя) о получении (или отправке по почте) остается в налоговом органе по месту проведения сверки.
Если выявлена ошибка налогоплательщика, готовиться уведомление, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя инспекции) и направляет налогоплательщику по почте через отдел финансового и общего обеспечения.
Таким образом, из системного анализа положений Налогового кодекса РФ, Приказов Федеральной налоговой службы от 9 сентября 2005 года № САЭ-3-01/444@ и №ММВ-7-17/685@ от 16 декабря 2016 года следует, что получив заявление о проведении акта сверки расчетов, налоговый инспектор составляет краткий акт сверки. Если сведения, отраженные в указанном акте, совпадают с данными заявителя, налогоплательщик ставит в акте отметку «согласовано без разногласий», составленный акт подписывают налогоплательщик и представитель налогового органа. Один акт сверки передается налогоплательщику, второй экземпляр остается в налоговом органе.
При выявлении разногласий налоговым органом оформляется полный акт сверки, в котором указывается задолженность по документам налогового органа, задолженность по документам налогоплательщика, сумма расхождения и результат, т.е. устанавливается факт того, кто из сторон налоговых взаимоотношений в результате неверно отражал фактические налоговые обязательства – размер задолженности, факт уплаты.
Из материалов дела усматривается, что 10 ноября 2017 года ФИО1 обратился в ИФНС России по г. Тамбову с заявлением, в котором просил: сообщить основания применения налоговых ставок для исчисления налогов, а также идентификационные данные документов, положенных в основу определения налоговой базы для исчисления налогов; провести совместную сверку расчетов по налогам и сборам, обозначенным в налоговом уведомлении № 1497040, для чего назначить время и место ее проведения.
В соответствии с требованиями Приказа Федеральной налоговой службы от 9 сентября 2005 года № САЭ-3-01/444@ в редакции от 21 января 2013 года ИФНС России по г. Тамбову 30 ноября 2017 года был сформирован и направлен 8 декабря 2017 года в адрес налогоплательщика акт сверки № ЗП 177 (краткая форма), что подтверждается самой краткой формой акта, реестром отправки почтовой корреспонденции (л.д.28- 35). При этом, судом, хотя и установлен факт нарушения налоговым органом срока формирования краткой формы акта, установленного п.3.4.4 Регламента, вместе с тем данное нарушение не является существенным, нарушающим права и законные интересы административного истца и обусловлен тем обстоятельством, что для рассмотрения первого вопроса заявления ФИО1 от 10 ноября 2017 года, налоговую органу требовались значительные временные ресурсы для подготовки полного и мотивированного ответа с указанием оснований начисления налогов, из расчета и т.д.
13 декабря 2017 года ФИО1 обратился в ИФНС России по г. Тамбову с заявлением, в котором просил сообщить за какие именно объекты и какой временной промежуток у него возникла задолженность по имущественным и земельным налогам, а также задолженность по пени в период с 1 января по 28 ноября 2017 года, в связи с несогласием с актом № ЗП 177.
В соответствии с требованиями п.п. 3.1.4 и 3.4.5 Регламента административным ответчиком был сформирован акт (согласно разделу 2 полная форма) сверки взаимных расчетов в целях отражения разногласий и представления их в налоговый орган для дальнейшего урегулирования. Данный акт 23 января 2018 года направлен в адрес административного истца, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
При этом суд отмечает следующие обстоятельства.
Из формы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и положений Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами усматривается, что сверка представляет собою сверку данных налогового органа о начисленных налогах, сборах, штрафах и пени и данных об уплаченных налогоплательщиком налогах, сборах, штрафах и пени, при этом в ходе совместной сверки происходит лишь установление факта и размера произведенных налогоплательщиком платежей в сопоставлении с данными, отраженными в лицевом счете.
При этом, ни формой акта, ни Приказом Федеральной налоговой службы от 9 сентября 2005года №САЭ-3-01/444@ не определена обязанность налогового органа по проведению акта сверки относительно разъяснений оснований начисления налогов, применения налоговых ставок и установления стоимости объектов недвижимости.
При этом, согласно п.п.4 п.1 ст. 32 Налогового органа РФ налоговый орган обязан бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Требования вышеуказанных положений действующего законодательства при получении налоговым органом заявления ФИО1 выполнены в полном объеме, поскольку после поступления 10 ноября 2017 года заявления ФИО1, в котором также содержалась просьба сообщить основания применения налоговых ставок для исчисления налога, а также сообщить идентификационные данные документов, положенных налоговым органом в основу определения налоговой базы для исчисления налогов, ИФНС России по г. Тамбову 6 декабря 2017 года, в установленный ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» месячный срок, направила заявителю письменный ответ, в котором заявителю подробно разъяснены основания начисления и расчета каждого вида налога по налоговому уведомлению № 1497040, с указанием данных полученных из регистрирующих органов о принадлежности на праве собственности ФИО1 объектов недвижимости, их налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимостях), налоговых ставок. Данное сообщение было направлено административному истцу вместе с краткой формой акта сверки, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции от 8 декабря 2017 года, не доверять которому оснований у суда не имеется.
Более того, поскольку в своем заявлении ФИО1 просил провести сверку налогов, налоговым органом 8 декабря 2017 года в его адрес был направлен акт совместной сверки расчетов по налогам и сборам за период с 1 января по 28 ноября 2017 года форме 23-а (краткая) от 30 ноября 2017 года. В связи с поступившим в налоговый орган заявлением ФИО1 от 13 декабря 2017 года о несогласии с существом акта совместной сверки, налоговым органом был подготовлен акт сверки от 21 декабря 2017 года по форме 23 (полная), который направлен заявителю для вынесения им в уставленном законом порядке в указанный акт сверки разногласий.
На основании совокупности представленных и исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что ИФНС России по г. Тамбову все действия по рассмотрению заявлений ФИО1 от 10 ноября и 13 декабря 2017 года были проведены в строгом соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Приказов Федеральной налоговой службы от 9 сентября 2005 года № САЭ-3-01/444@ и №ММВ-7-17/685@ от 16 декабря 2016 года, никаких бездействий, на которые административный истец ссылался в административном иске и уточнениях к нему судом не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
Так как исковое административное заявление не подлежит удовлетворению, судебные расходы в виде государственной пошлины по делу в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ следует отнести на счет административного истца ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении уточненных административных исковых требований ФИО1 о признании незаконными бездействий ИФНС России по г. Тамбову по осуществлению совместной сверки расчетов по налогам, обозначенным в налоговом уведомлении № 1497040 по заявлению от 10 ноября 2017 года и по рассмотрению заявления ФИО1 от 13 декабря 2017 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись М.С. Толмачева
Копия верна.
Судья М.С. Толмачева