Дело № 2а-381/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07.02.2024 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дорогокупец Г.М.
при секретаре Котляровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Сальского района Ростовской области к административному ответчику судебному приставу-исполнителю Сальского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Бугровой М.С., Сальское районное отделение судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области, ГУФССП России по Ростовской области заинтересованное лицо: Сальская городская прокуратура, МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска, Ростовской области, Управление образования Сальского района об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сальского района Ростовской области обратилась в Сальский городской суд с административным иском к административному ответчику судебному приставу-исполнителю Сальского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области ФИО12., Сальское районное отделение судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области, ГУФССП России по Ростовской области заинтересованное лицо: Сальская городская прокуратура, МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска, Ростовской области, Управление образования Сальского района об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование иска указали на то, что в Администрацию Сальского района 10.01.2024г. поступило постановление судебного пристава-исполнителя Бугровой М.С. от 09.01.2024г. по номер о взыскании исполнительного сборапо исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства номер, возбужденного 17.06.2022 в отношении должника Администрации Сальского района, в связи с неисполнением решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения. Указанным постановлением взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 01.03.2024г.
Решение Сальского городского суда от 11.04.2022 по делу № 2-517/2022 по иску Сальского городского прокурора к МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска, Управлению образования Сальского района, Администрации Сальского района об обязании ответчиков обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания образовательной организации путем оборудования объекта системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе или о возникновении ЧС в срок до 31.12.2023 вступило в законную силу 17.05.2022.
В целях исполнения решения суда Администрацией Сальского района совместно с управлением образования Сальского района и образовательной организацией был предпринят ряд мероприятий по исполнению решения суда, не принесших ожидаемого результата.
Управление образования Сальского района 13.01.2023 обратилось в Администрацию Сальского района с письмом № 95.10/116 с просьбой о выделении денежных средств на изготовление проектно-сметной документации на устройство системы оповещения и управления эвакуацией в зданиях 22 образовательных организаций в сумме 1 207 800 рублей.
12.10.2023г. обращение № 95/654 в адрес Губернатора Ростовской области было согласовано минобр РО, и по результатам его рассмотрения распоряжением Правительства Ростовской области от 07.11.2023 № 1074 выделены денежные средства из резервного фонда Правительства Ростовской области.
28.02.2023г. был заключен и договор № 4 на изготовление ПСД объекта «Устройство системы оповещения и управления эвакуацией для зданий МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска, с <данные изъяты>. со сроком выполнения работ 65 календарных дней со дня подписания договора, т.е. до 04.05.2023г. Однако в связи с невыполнением подрядчиком своих обязательств 23.05.2023 договор был расторгнут.
07.07.2023г. между МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска и ООО «К-Проект» был заключен договор № 28-07/2023 на изготовление проектно-сметной документации объекта «Устройство системы оповещения и управления эвакуацией для зданий МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска на сумму 54 900 рублей за счет средств местного бюджета. Срок оказания услуг по договору 80 календарных дней с даты его подписания, то есть до 26.09.2023. Приемка работ заказчиком осуществлялась в течение 5 рабочих дней с момента передачи заказчику результатов выполненных работ. Договор не был исполнен в установленный срок, однако исполнитель направил в адрес заказчика гарантийное письмо от 06.10.2023 № К-10.2023-41 о выполнении работ в срок до 31.11.2023. Таким образом работы по изготовлению ПСД затягивались по вине недобросовестных подрядчиков, а не по вине ответчиков по делу № 2-517/2022.
В настоящее время ПСД для устройства системы оповещения и управления эвакуацией для зданий МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска изготовлено, проект прошел государственную экспертизу о достоверности сметной стоимости. По информации управления образования Сальского района от 19.12.2023 № 95.10/5253, согласно положительному заключению государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости от 24.11.2023 номер на устройство системы оповещения и управления эвакуацией потребуется 467,14 тыс. рублей, в том числе размер софинансирования за счет средств местного бюджета составит 28,5 тыс. рублей, а из областного бюджета потребуется 438,6 тыс. руб.
Бюджет Сальского района является дотационным. Собственных средств в местном бюджете недостаточно для исполнения всех решений суда.
В бюджете 2023 года планировались средства для исполнения решений по искам прокурора и предоставление судом отсрочки по решениям, принятым в 2021 году, позволило Администрации изыскать денежные средства и направить их на исполнение решений суда, избежав неблагоприятных последствий и дополнительной нагрузки на бюджет в виде штрафных санкций (исполнительских сборов), а также соблюсти баланс интересов должника и взыскателя.
Уплата штрафных санкций в виде исполнительского сбора по одному решению тремя должниками по 50 000 рублей каждый, то есть 150 000 рублей за неисполнение одного решения суда, ударит по бюджету Сальского района и тем самым существенно нарушит баланс интересов сторон исполнительного производства и отдалит возможность реального исполнения всех неисполненных на данный момент решений суда по искам прокурора.
Именно эти исключительные обстоятельства и послужили причиной неисполнения судебного решения в установленный срок.
На основании изложенного, административный истец просит освободить Администрацию Сальского района от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству номер в размере 50 000 рублей.
Административный истец Администрация Сальского района о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ (л.д.88), в назначенное судом время представитель не явился, о причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Сальского РОСП УФССП по Ростовской области Бугрова М.С., представила возражение (л.д. 77), Сальский РОСП УФССП России по Ростовской области, ГУФССП России по Ростовской области, заинтересованные лица: Сальский городской прокурор, МБДОУ № 12 «Аленушка», Управление образования Сальского района о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили (л.д.88, 90-92, 93-95, 96).
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в силу ст. 226 п. 6 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка лиц, участвующих в деле не была признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, а также представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.
В силу ст. 176 КАС РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа по решению Сальского городского суда от 11.04.2022 г. по гражданскому делу № 2-517/2022 Сальским РОСП УФССП возбуждено исполнительное производство номер в отношении должника Администрации Сальского района (л.д. 81-82).
Ведущим судебным приставом-исполнителем Бугровой М.С., в связи с неисполнением требований исполнительного документа, 09.01.2024г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в отношении должника Администрации Сальского района, в размере 50 000 руб. (л.д.79-80).
В рамках исполнения решения Сальского городского суда от 11.04.2022 по делу № 2-517/2022, управление образования Сальского района 13.01.2023 обратилось в Администрацию Сальского района с письмом № 95.10/116 с просьбой о выделении денежных средств на изготовление проектно-сметной документации на устройство системы оповещения и управления эвакуацией в зданиях 22 образовательных организаций в сумме 1 207 800 рублей (л.д. 17-18).
Решением Собрания депутатов Сальского района от 31.01.2023 № 145 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Сальского района от 27.12.2022 № 140 «О бюджете Сальского района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» утверждены лимиты на изготовление проектно-сметой документации на устройство системы оповещения и управления эвакуацией в зданиях 22 образовательных организаций в сумме 1 207 800 рублей.
12.10.2023г. обращение № 95/654 в адрес Губернатора Ростовской области было согласовано минобр РО, и по результатам его рассмотрения распоряжением Правительства Ростовской области от 07.11.2023 № 1074 выделены денежные средства из резервного фонда Правительства Ростовской области (л.д. 43-47, 51-53).
28.02.2023г. был заключен и договор № 4 на изготовление ПСД объекта «Устройство системы оповещения и управления эвакуацией для зданий МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска, с ФИО13 со сроком выполнения работ 65 календарных дней со дня подписания договора, т.е. до 04.05.2023г. Однако в связи с невыполнением подрядчиком своих обязательств 23.05.2023 договор был расторгнут (л.д. 19-26).
07.07.2023г. между МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска и ООО «К-Проект» был заключен договор № 28-07/2023 на изготовление проектно-сметной документации объекта «Устройство системы оповещения и управления эвакуацией для зданий МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска на сумму 54 900 рублей за счет средств местного бюджета. Срок оказания услуг по договору 80 календарных дней с даты его подписания, то есть до 26.09.2023. Приемка работ заказчиком осуществлялась в течение 5 рабочих дней смомента передачи заказчику результатов выполненных работ. Договор не был исполнен в установленный срок, однако исполнитель направил в адрес заказчика гарантийное письмо от 06.10.2023 № К-10.2023-41 о выполнении работ в срок до 31.11.2023. Таким образом работы по изготовлению ПСД затягивались по вине недобросовестных подрядчиков, а не по вине ответчиков по делу № 2-517/2022 (л.д. 27-35).
В настоящее время ПСД для устройства системы оповещения и управления эвакуацией для зданий МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска изготовлено, проект прошел государственную экспертизу о достоверности сметной стоимости.
По информации управления образования Сальского района от 19.12.2023 № 95.10/5253, согласно положительному заключению государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости от 24.11.2023 номер на устройство системы оповещения и управления эвакуацией потребуется 467,14 тыс. рублей, в том числе размер софинансирования за счет средств местного бюджета составит 28,5 тыс. рублей, а из областного бюджета потребуется 438,6 тыс. руб.
05.02.2024г. был заключен и договор № 2 на изготовление ПСД объекта «Устройство системы оповещения и управления эвакуацией для зданий МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска, с ФИО14. со сроком выполнения до 01.03.2024г. (л.д. 97-104).
В связи с чем, именно эти исключительные обстоятельства и послужили причиной неисполнения судебного решения Администрацией Сальского района в установленный срок.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего федерального закона.
Исполнительский сбор в силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор как санкция штрафного характера представляет собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения; с учетом положений части 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, определения от 2 апреля 2015 года N 654-О, от 27 февраля 2018 года N 517-О, от 24 апреля 2018 года N 1027-О, пункты 75, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50).
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Суд принимает во внимание, что неисполнение решения суда в установленный срок для добровольного исполнения, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами считает, что административный иск Администрации Сальского района подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Администрации Сальского района Ростовской области к административному ответчику судебному приставу-исполнителю Сальского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Бугровой М.С., Сальское районное отделение судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области, ГУФССП России по Ростовской области заинтересованное лицо: Сальская городская прокуратура, МБДОУ № 12 «Аленушка» г. Сальска, Ростовской области, Управление образования Сальского района об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Администрацию Сальского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству номер
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Г.М. Дорогокупец
В окончательной форме решение изготовлено 12.02.2024 года.