ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3820/13 от 12.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело №2а-3820/13-2023 г.

46RS0030-01-2023-004742-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2023 года г. Курск

Ленинский районный суд города Курска в составе:

председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,

при секретаре: Кислинском А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Курска в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования «город Курск», к администрации г. Курска об оспаривании бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Курска обратился в Ленинский районный суд г. Курска в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования «город Курск» с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации г. Курска. При этом указав, что прокуратурой города на основании приказа Генпрокуратуры России был осуществлен систематический анализ за исполнением законодательства при переселении граждан из аварийного жилья, в ходе которого были выявлены нарушения в деятельности городской межведомственной комиссии были выявлены нарушения законодательства в деятельности органов местного самоуправления МО «Город Курск», в частности не рассмотрено заключение ГЖИ Курской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого <адрес>. На данное заключение был дан ответ. Вопрос о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу не разрешен до настоящего времени. Бездействие администрации г. Курска препятствует надлежащему выполнению муниципальным образованием функций, отнесенных в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ и Уставом города Курска к вопросам местного значения городского округа. Пояснили, что прокурор действует не только в интересах жильцов указанного дома, но и неопределенного круга лиц, поскольку возможные аварийные ситуации, связанные с износом, могут причинить вред жизни и здоровью, а также имуществу жильцов, а также других лиц, посещающих жильцов, работников различных служб. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «город Курск», выразившееся в непринятии городской межведомственной комиссией по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда РФ и муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов одного из предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 решения в отношении многоквартирного <адрес> и обязать администрацию <адрес> в лице городской межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда РФ и муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов, провести оценку соответствия многоквартирного <адрес> установленным требованиям с привлечением специализированной организации, имеющей допуск к обследованию несущих конструкций, оказывающих влияние на безопасность, и на основании полученного заключения специализированной организации принять одно из решений, предусмотренных п. 47 Положения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением от 03.07.2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет ЖКХ г.Курска.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования и просили признать незаконным бездействие администрации МО «город Курск», выразившееся в непринятии городской межведомственной комиссией по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда РФ и муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов одного из предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 решения в отношении многоквартирного <адрес> и обязать администрацию г. Курска в лице городской межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда РФ и муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов, провести оценку соответствия многоквартирного <адрес> установленным требованиям с привлечением специализированной организации, имеющей допуск к обследованию несущих конструкций, оказывающих влияние на безопасность, и на основании полученного заключения специализированной организации принять одно из решений, предусмотренных п. 47 Положения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением от 20.07.2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: городская межведомственная комиссия, государственная жилищная инспекция Курской области, министерство ЖКХ и ТЭК, ООО УК «Союзная», фонд «Региональный оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области», Рязанцеву О.В., Рязанцева А.Н., Автаеву Н.П., Баркатунова В.Ф., Баркатунова А.В., Верютину Е.В., Верютина В.А., Мелихову И.С.,Шумакову И.В., Хайрулина Ф.Х., Азымова В.А., Охременко К.В., Охременко О.А., Клесова В.В., Клесову О.Ю., Полянскую Ю.В., Полянского С.А., Комардину Л.С., Комардину Д.А., Журлову А.И., Зеленову И.В., Раевского Т.М., Раевского М.А., Раевскую Н.А., Раевского З.М., Раевского А.С., Склютову Н.С., Склютова Р.В., Денисову И.О., Денисова Д.В., Разинкову О.С., Разинкову Т.И., Судакову П.С., Судакова М.С., Судакова С.Г., Судакову А.Н., ООО «Эльдекор ХХI плюс», Каменеву С.Н., Готовщик Ю.И., Клыкову Е.В., Клыкова Д.А, Машошина И.А., Машошину Л.Н., Савельеву Т.В., Савельеву А.В., Лифинского А.В., Лифинского И.А., Лифинскую М.А., Судакову Л.Г., Воробьеву В.В., Воробьева А.В., Воробьева М.А., Воробьеву П.А., Петрухина А.А., Коваленко С.А., Коваленко И.А., Колосову С.Н., Колосова С.Э., Коваленко А.А.

Определением от 11.08.2023 г. ООО УК «Союзная» исключена из числа заинтересованных лиц и к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ООО «Управляющая компания Курска».

Определением от 25.08.2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Курской области Орехов С.И.

Определением от 25.09.2023 г. участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен первый заместитель главы города– председатель городской межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда РФ и муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов Цыбин Н.А.

В судебном заседании представитель административного истца †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† по поручению Ветчинова Ю.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям. Представитель административного ответчика администрации г. Курска по доверенности Кобелева М.А. в судебном заседании просила в у заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации г. Курска по доверенности Кобелева М.А. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку заключение было рассмотрено и был дан ответ ГЖИ Курской области. Дом включен в капитальный ремонт. До собственников информация о необходимости авансовых платежей и дополнительных взносов доведена.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска по доверенности Зрелых Е.А. полагала, что требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения, т.к. дом включен в план реализации Региональной программы капитального ремонта. В муниципальной собственности в данном доме находятся <адрес>. Аварийности здания нет, ранее в указанном доме также были проведены работы по капитальному ремонту. Само по себе разрушение двух балконных плит не свидетельствует об аварийности всего домовладения, тем более, что указанные работы включены в капитальный ремонт.

Представитель заинтересованного лица государственной жилищной инспекции Курской области, представитель заинтересованного лица городской межведомственной комиссии межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда РФ и муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов, представитель заинтересованного лица министерства ЖКХ и ТЭК, представитель заинтересованного лица фонд «Региональный оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области», заинтересованное лицо Рязанцева О.В., заинтересованное лицо Рязанцев А.Н., заинтересованное лицо Автаева Н.П., заинтересованное лицо Баркатунов В.Ф., заинтересованное лицо Баркатунов А.В., заинтересованное лицо Верютина Е.В., заинтересованное лицо Верютин В.А., заинтересованное лицо Мелихова И.С., заинтересованное лицо Шумакова И.В., заинтересованное лицо Хайрулин Ф.Х., заинтересованное лицо Азымов В.А., заинтересованное лицо Охременко К.В., заинтересованное лицо Охременко О.А., заинтересованное лицо Клесов В.В., заинтересованное лицо Клесова О.Ю., заинтересованное лицо Полянская Ю.В., заинтересованное лицо Полянский С.А., заинтересованное лицо Комардина Л.С., заинтересованное лицо Комардина Д.А., заинтересованное лицо Журлова А.И., заинтересованное лицо Зеленова И.В., заинтересованное лицо Раевский Т.М., заинтересованное лицо Раевский М.А., заинтересованное лицо Раевская Н.А., заинтересованное лицо Раевский З.М., заинтересованное лицо Раевский А.С., заинтересованное лицо Склютова Н.С., заинтересованное лицо Склютов Р.В., заинтересованное лицо Денисова И.О., заинтересованное лицо Денисов Д.В., заинтересованное лицо Разинкова О.С., заинтересованное лицо Разинкова Т.И., заинтересованное лицо Судакова П.С., заинтересованное лицо Судаков М.С., заинтересованное лицо Судаков С.Г., заинтересованное лицо Судакова А.Н., представитель заинтересованного лица ООО «Эльдекор ХХI плюс», заинтересованное лицо Каменева С.Н., заинтересованное лицо Готовщик Ю.И., заинтересованное лицо Клыкова Е.В., заинтересованное лицо Клыков Д.А, заинтересованное лицо Машошин И.А., заинтересованное лицо Машошина Л.Н., заинтересованное лицо Савельева Т.В., заинтересованное лицо Савельева А.В., заинтересованное лицо Лифинский А.В., заинтересованное лицо Лифинский И.А., заинтересованное лицо Лифинская М.А., заинтересованное лицо Судакова Л.Г., заинтересованное лицо Воробьева В.В., заинтересованное лицо Воробьев А.В., заинтересованное лицо Воробьев М.А., заинтересованное лицо Воробьева П.А., заинтересованное лицо Петрухин А.А., заинтересованное лицо Коваленко С.А., заинтересованное лицо Коваленко И.А., заинтересованное лицо Колосова С.Н., заинтересованное лицо Колосов С.Э., заинтересованное лицо Коваленко А.А., представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания Курска», заинтересованное лицо заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Курской области Орехов С.И., заинтересованное лицо заместитель главы города– председатель городской межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда РФ и муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов Цыбин Н.А. в судебное заседание не явились. О слушании дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции). Каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (части 1 и 2 статьи 40).

В силу ч. 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно приведенной норме Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 года № 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, действие которого согласно его пункту 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, многоквартирный дом определен как совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Абзацем 7 п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 установлено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с требованиями абзаца пятого пункта 7 Положения собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

В силу п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Пунктом 42 Положения предусмотрено, что Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

В силу п. 44 названного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в том числе: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению ; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В соответствии с пунктом 45(1) Положения в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в межведомственную комиссию свое заключение, после рассмотрения которого указанная комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 данного Положения.

Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).

По смыслу пункта 52 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, которое наряду с заключением межведомственной комиссии может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных муниципальных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции созданной уполномоченным органом местного самоуправления межведомственной комиссии. Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией.

Судом установлено, что постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о городской межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов, согласно которого комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом и не является юридическим лицом (п. 1.3); образована для оценки соответствия расположенных на территории муниципального образования «<адрес>» помещений жилищного фонда Российской Федерации и муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов установленным требованиям с целью признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (п. 1.4).

<адрес> является многоквартирным жилым домом, собственниками которого являются: <адрес> -Петрухин А.А., <адрес>- Колосова С.Н. (1/2 доля), Колосов С.Э. (1/2 доля); <адрес>- Коваленко С.А. (1/3 доля), Коваленко И.А. (1/3 доля), Коваленко А.А. (1/3 доля); <адрес>- Воробьева В.В. (1/4 доля), Воробьев А.В. (1/4 доля), Воробьев М.А. (1/4 доля), Воробьева П.А. (1/4 доля); <адрес>- Судакова Л.Г.; <адрес>- Лифинский А.В. (1/3 доля), Лифинский И.А. (1/3 доля), Лифинская М.А. (1/3 доля); <адрес>- Савельева Т.В. (1/2 доля), Савельева А.В. (1/2 доля); <адрес>- Машошин И.А. (1/2 доля), Машошина Л.Н. (1/2 доля); <адрес>- Клыкова Е.В. (1/2 доля), Клыков Д.А.(1/2 доля); <адрес>- Готовщик Ю.И.; <адрес>- Каменева С.Н.; <адрес>- ООО «Эльдекор ХХI плюс»; <адрес>- Судакова П.С. (1/8 доля), Судаков М.С. (5/8 доля), Судаков С.Г. (1/8 доля), Судакова А.Н. (1/8 доля); <адрес>- Разинкова О.С. (2/3 доли), Разинкова Т.И. (1/3 доля); <адрес>- Денисова И.О. и Денисов Д.В. (общая совместная собственность), <адрес>- Склютова Н.С. и Склютов Р.В. (общая совместная собственность); <адрес>- Раевский Т.М. (1/5 доля), Раевский М.А. (1/5 доля), Раевская Н.А. (1/5 доля), Раевский З.М. (1/5 доля), Раевский А.С. (1/5 доля); <адрес>- Зеленова И.В.; <адрес>- Журлова А.И.; <адрес>- Комардина Л.С. (1/2 доля), Комардина Д.А. (1/2 доля); <адрес>- Полянская Ю.В. и Полянский С.А. (общая совместная собственность), <адрес>- Клесов В.В. и Клесова О.Ю. (общая совместная собственность), <адрес>- Охременко К.В. (1/2 доля), Охременко О.А. (1/2 доля); <адрес>- Азымов В.А.; <адрес>- Хайрулин Ф.Х., <адрес>- Шумакова И.В.,<адрес>- Мелихова И.С., <адрес>- Верютина Е.В. и Верютин В.А. (общая совместная собственность), <адрес>- Баркатунов В.Ф. (1/2 доля), Баркатунов А.В. (1/2 доля),<адрес>- Автаева Н.П.; <адрес>-Рязанцева О.В. и Рязанцев А.Н. (общая совместная собственность).

Кроме того, 5 квартир находятся в муниципальной собственности, в списке аварийных данный дом не числится, дом находиться в управлении ООО «Управляющая компания Курска».

Установлено, что государственной жилищной инспекцией Курской области была проведена оценка технического состояния общего имущества многоквартирного дома и заместителем начальника инспекции Ореховым С.Н. было вынесено заключение, согласно которого было предложено рассмотреть на межведомственной комиссии жилой <адрес> на предмет его соответствия требованиям, установленном в положении о признании помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г № 47, поскольку в ходе визуального осмотра были выявлены нарушения, а именно: бетонные плиты 2-х балконов находятся в аварийном состоянии (отслоение, разрушение, расслоение до арматуры).

Данное заключение было направлено в администрации г. Курска ДД.ММ.ГГГГ и получено администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ

На данное заключение ДД.ММ.ГГГГ комитетом ЖКХ г. Курска был направлен ответ за /ДД.ММ.ГГГГ-.

Как следует из предоставленных материалов, в рамках краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта 2017-2019 гг., утвержденного постановлением Администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-па, по многоквартирному дому проведен капитальный ремонт электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и кровли.

Ремонт фасада, в том числе и ремонт балконов, инженерных сетей теплоснабжения, газоснабжения включен в краткосрочный план на 2024-2025 гг., утвержденный постановлением Правительства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-па (в редакции постановления Правительства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп), срок проведения работ 4 квартал 2025 г.

Указанные обстоятельства подтверждаются: сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, заключением о проведении оценки технического состояния жилого дома, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ, ответом комитета ЖКХ г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ за /ДД.ММ.ГГГГ-20, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ-, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ-, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.

Утверждение представителя комитета ЖКХ г. Курска о том, что ремонт фасада включен в краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Само по себе включение в план капитального ремонта не освобождает административного ответчика от принятия решения в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47. Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, части 1, 2, пункта 2 части 5, пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, следует, что жилищная инспекция обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением и при выявлении нарушений может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В свою очередь, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Непредставление собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов. Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов. Кроме того, надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления, в том числе на осуществление безопасных условий проживаний граждан на территории г. Курска, в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям административного ответчика. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ определено, что удовлетворение требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия), решений и реального нарушения прав.

Поскольку жилищная инспекция в ходе обследования спорного дома выявила факты, свидетельствующие о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, по результатам обследования инспекция составила заключение, которое направила в администрацию для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения, то городская межведомственная комиссия обязана была принять решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения в течение тридцати дней, а также в связи с тем, до настоящего времени городской межведомственной комиссией не было принято одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования, а также в связи с тем, что административное исковое заявление предъявлено не только в интересах жильцов указанного дома, но и неопределенного круга лиц, поскольку возможные аварийные ситуации, связанные с износом, могут причинить вред жизни и здоровью, а также имуществу жильцов, а также других лиц, посещающих жильцов, работников скорой помощи, аварийных и коммунальных служб, сотрудников полиции, пешеходов, проходящих возле дома, и т.д., кроме того, прокурор действует и интересах МО «Город Курск», бездействие городской межведомственной комиссии по непринятию заключений препятствует надлежащему выполнению муниципальным образованием функций по признаю в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, отнесенных в соответствии с нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищным кодексом Российской Федерации, Уставом г. Курска к вопросам местного значения городского округа, то требования административного истца подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «город Курск», выразившееся в непринятии городской межведомственной комиссией по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда РФ и муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов одного из предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 решения в отношении многоквартирного <адрес>.

Обязать администрацию г. Курска в лице городской межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда РФ и муниципального жилищного фонда, а также многоквартирных домов, провести оценку соответствия многоквартирного <адрес> установленным требованиям и принять одно из предусмотренных п.п. 46 и 47 Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательной форме, мотивированное решение будет изготовлено 25.10.2023 г.

Судья: