ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3820/18 от 27.11.2018 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

город Смоленск Дело № 2а-3820/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2018 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

в составе

председательствующего судьи Родионова В.А.,

при секретаре Эктовой Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Якутина Владимира Ильича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об оспаривании отказа в постановке на учет объекта недвижимости и обязании осуществить кадастровый учет,

у с т а н о в и л:

Якутин В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об оспаривании отказа в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и обязании осуществить кадастровый учет, в обоснование своих требований, указав, что решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 14.01.2016 произведен раздел в натуре общего имущества – жилого дома <адрес> и земельного участка с кадастровым номером Указанным решением за ним признано право собственности на часть жилого дома, общей площадью 61,7 кв.м, в том числе жилой 39,7 кв.м, а также на земельный участок, площадью 388 кв.м. В мае 2018 года, он обратился в Управление Росреестра по Смоленской области для регистрации своего права собственности. Однако 05.10.2018 административный ответчик направил в адрес Якутина В.И. уведомление, в котором отказал в государственной регистрации права собственности. Административный истец полагает, что отказ в постановке на кадастровый учёт объектов недвижимости является незаконным, поскольку вступившее в законную силу решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 14.01.2016 подлежит безусловному исполнению и является самостоятельным основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации его права собственности. На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 05.10.2016 в государственной регистрации права собственности и осуществлении кадастрового учета в отношении части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 61,7 кв.м, в том числе жилой 39,7 кв.м; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию его права собственности на часть жилого дома, общей площадью 61,7 кв.м, в том числе жилой 39,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании административный истец Якутин В.И. вышеизложенные доводы иска полностью поддержали, дополнительно указав, что решением суда за ним признано право собственности на часть жилого дома, который до настоящего времени стоит на кадастровом учёте как единый объект недвижимости. С заявлением о снятии данного дома с кадастрового учёта в связи с образованием новых объектов недвижимости – двух самостоятельных, изолированных частей ни он, ни второй правообладатель не обращались. В заявлении о постановке на кадастровый учёт принадлежащей ему части жилого дома он указал объект недвижимости - жилое помещение, что также отражено в декларации и техническом плане. Почему в этом случае отказ в постановке на кадастровый учёт противоречит требованиям ч. 7 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", запрещающей государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на помещение в жилом доме, объяснить не может, но просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области Зайцева Д.В. с доводами административного истца не согласилась, указав, что в настоящее время в ЕГРН ограничений прав и обременений недвижимого имущества в отношении жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> не имеется. Однако в ЕГРН в реестре объектов недвижимости о жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, имеются сведения: жилой дом, назначение: жилое, площадь 83,2 кв.м, количество этажей - 1, статус – ранее учтенный, поставлен на кадастровый учет 16.06.2012. 21.06.2018 в Управление обратился административный истец с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности и государственного кадастрового учета помещения, расположенного по адресу: <адрес>. К данному заявлению был приложен технический план помещения, а также решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 14.01.2016, в соответствии с которым за Якутиным В.И. признано право собственности на часть жилого дома и земельного участка. В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов были установлены причины, препятствующие их проведению. Причиной приостановления, а в последующем отказа осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права, послужило то обстоятельство, что в соответствии с ч. 7 ст. 41 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения ( в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или жилом строении не допускается. В связи с чем, Якутину В.И. было предложено для проведения государственной регистрации и постановки на кадастровый учет привести объекты недвижимости в соответствие с нормами законодательства, а именно изменить назначение и наименование объекта недвижимости и вид разрешенного использования земельного участка. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ст.226, 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, является несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя, в числе которых создание препятствий к осуществлению им его прав и свобод или незаконное возложение на него какой-либо обязанности.

В силу п. 4 ч. 1 ст.26 Федерального закона 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 14.01.2016 Якутину В.И. из общей долевой собственности жилого дома <адрес> выделена занимаемая им часть указанного дома, общей площадью 61,7 кв.м, в том числе жилой площадью 39,7 кв.м, состоящую из помещения 11тамбур, площадью 4,8 кв.м, помещения 12кух, площадью 9,7 кв.м, помещения 13с/у, площадью 3,9 кв.м, помещения 1жил, площадью 8,4 кв.м, помещения 2жил, площадью 13,2 кв.м, помещения 3жил, площадью 18,1 кв.м, помещения 4клад, площадью 3,6 кв.м, признав за ним право собственности на данную часть дома, а также выделена в натуре и признана за Якутиным В.И. право собственности на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 388 кв.м, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровой плане (карте) территории, подготовленной ООО «ПКФ Геодезия» в поворотных точках: Н1-Н2, Н2-Н3, Н3-Н4, Н4-Н5, Н5-Н6, Н6-Н7, Н7-Н8, Н8-Н9, Н9-Н10, Н10-Н11, Н11-Н12, Н12-Н13, Н13-Н14, Н14-Н15, Н15-Н16, Н16-Н17, Н17-Н1 (л.д. 6-10).

21.06.2018 Якутин В.И. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области подал заявление об осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: помещения, назначение которого – жилое, площадью 61,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 39).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области уведомлением от 15.06.2017 приостановило государственную регистрацию права собственности на основании п.4 ч.1 ст.26 Федерального закона 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сроком на три месяца, указав, что отчуждение определенной доли собственником целого (неделимого) объекта не основано на действующем законодательстве. С заявлением Якутина В.И. был представлен технический план, подготовленный 07.05.2018 в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием помещения, расположенном в жилом доме с кадастровым номером . В соответствии с ч.7 ст. 41 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или жилом строении не допускаются. В случае если данное помещение, является квартирой, то должен быть решен вопрос о приведении в соответствие назначение здания, (с «жилого дома» на «многоквартирный дом») и вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено. В случае, если жилой дом можно отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок такого дома соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой часть здания - жилого дома блокированной застройки. Если помещения в жилом доме являются «частями» жилого дома (блоками), и каждой такой части соответствует «свой» земельный участок, образованный в результате раздела жилого дома, то «части» жилого дома можно поставить на государственный кадастровый учет как здания (блоки жилого дома блокированной застройки). Для постановки на государственный кадастровый учет образованных из жилого дома объектов недвижимости в орган регистрации прав в порядке, предусмотренном Законом, необходимо представить заявление и технический план, подготовленный в соответствии с требованиями приказа от 18 декабря 2015 г. N 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», согласно которым технический план оформляется в виде одного документа, а количество реквизитов раздела «Характеристики здания содержащего сведения об образованных зданиях, должно соответствовать количеству образуемых зданий. Осуществление действий по государственному кадастровому учету приостанавливается до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем до 28.09.2018 (окончательный срок регистрации 05.10.2018) (л.д. 64).

05.10.2018 государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации на основании ст.27 Федерального закона 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д. 65).

Разрешая вопрос о правомерности отказа в осуществлении кадастрового учёта, суд исходит из положений Гражданского кодекса РФ о праве собственности на недвижимое имущество и Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В силу п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними (п. 1 ст. 252 ГК РФ).

В силу п. 2 данной статьи участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности. Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности на основании настоящей статьи, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией (п. п. 3, 4 ст. 252 ГК РФ).

В силу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.1980 N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом", выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе. При рассмотрении данных споров следует установить, возможно ли выделение доли в натуре с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. п. 4, 6 постановления Пленума).

Как следует из п. 7 указанного постановления Пленума, поскольку участники общей долевой собственности имеют равные права в отношении общего имущества пропорционально своей доле в нем, суд при выделе доли в натуре должен передать сособственнику часть жилого дома и нежилых построек, соответствующую по размеру и стоимости его доле, если это возможно без несоразмерного ущерба хозяйственному назначению строений. Под несоразмерным ущербом хозяйственному назначению строения следует понимать существенное ухудшение технического состояния дома, превращение в результате переоборудования жилых помещений в нежилые, предоставление на долю помещений, которые не могут быть использованы под жилье из-за малого размера площади или неудобства пользования ими, и т.п.

В п. 10 постановления Пленума разъяснено, что выдел доли в натуре, связанный с возведением жилых пристроек к дому либо переоборудованием нежилых помещений в жилые, возможен лишь при наличии разрешения на строительство, выданного уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Разрешение на строительство (реконструкцию) не требуется, если переоборудования не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности жилого дома, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, а также в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, в иных случаях, когда в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

По смыслу положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что и исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, который прекращает свое существование.

При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.

В силу положений пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся самостоятельные целые вещи, такие как здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, исключение предусмотрено только в отношении помещений и машино-мест (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.

При этом сведения о части объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости только в связи с установленным (устанавливаемым) ограничением прав, обременением объекта недвижимости (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).

Таким образом, часть жилого дома представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений - комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью).

При этом отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания.

Виды объектов капитального строительства приведены законодателем в т.ч. в ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), в том числе к ним относятся: 1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); 2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, с точки зрения действующего законодательства раздел в натуре индивидуального жилого дома может привести только и исключительно к образованию индивидуальных автономных жилых блоков, в результате чего будет образовано здание "жилой дом блокированной застройки".

Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр). Согласно указанному своду правил блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - это застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.

В соответствии с п. 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.

Между тем, согласно ч. 7 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в т.ч. жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускаются. Сведения о части объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости только в связи с установленным (устанавливаемым) ограничением прав, обременением объекта недвижимости (п. 4 ч. 3, п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).

Следовательно, законодатель прямо запрещает осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении частей индивидуального жилого дома в таких домах.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств следует заключить, что в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" невозможна постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на часть дома как на совокупность помещений, являющихся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью), в индивидуальном жилом доме, а также на отдельные помещения в индивидуальном жилом доме.

Анализ положений действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в результате раздела в натуре индивидуального жилого дома могут быть образованы исключительно автономные жилые блоки.

Таким образом, с учетом приведенного законодательства, указанного Обзора, в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела объектов друг от друга. А также раздел жилого дома в натуре (как и выдел доли в натуре) возможен при условии, что градостроительный регламент для соответствующей территориальной зоны, в которой находится земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, предусматривает в качестве основного вида разрешенного использования блокированную жилую застройку.

В случае, если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не производилось, в целях обоснования кадастровым инженером кадастровых работ в разделах "Заключение кадастрового инженера" технических планов, в том числе могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий, подтверждающего автономность эксплуатации этаких зданий, подготовленного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ, согласно которому образованные в результате раздела здания имеют возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Копия такого заключения включается в приложение к техническим планам.

Особенности кадастрового учёта частей разделённого в натуре индивидуального жилого дома, которые представляют из себя блоки жилого дома блокированной застройки, разъяснены в письме Минэкономразвития России от 07.04.2017 N ОГ-Д23-3939 "О рассмотрении обращения", в котором изложено, что Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений; согласно пункту 17 названных Требований при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости) технический план оформляется в виде одного документа; при этом количество разделов "Описание местоположения объекта недвижимости", "Характеристики объекта недвижимости", "Заключение кадастрового инженера" (при необходимости), "Схема геодезических построений", "Схема", "Чертеж", "План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения" (в отношении технического плана помещения, машино-места с учетом пункта 7 указанных Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости; названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости.

На основании статьи 41 Закона N 218-ФЗ:

в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (часть 1);

снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3).

Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, установлены статьей 15 Закона N 218-ФЗ.

Следовательно, для постановки на кадастровый учёт разделённого части индивидуального жилого дома административный истец Якутин В.И. должен был обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с индивидуального жилого дома на дом блокированной застройки (блок), о снятии с кадастрового учёта ранее существовавшего индивидуального жилого дома и о постановке на кадастровый учёт блока жилого автономного. При этом к данному заявлению заявителю следовало приложить декларацию и технический план, в которых отразить, что объектом недвижимости является жилой блок, и разделы технического плана должны были быть заполнены в отношении каждого образуемого объекта недвижимости. Кроме того, в случае, если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не производилось, в целях обоснования кадастровым инженером кадастровых работ в разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана, в том числе могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий, подтверждающего автономность эксплуатации этаких зданий, подготовленного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ, согласно которому образованные в результате раздела здания имеют возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов.

В заявлении об осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации права собственности Якутин В.И. указал вид объекта недвижимости: помещение, его назначение: жилое помещение, характеристики: площадь 61,7 кв.м, адрес: г. <адрес>

В приложенных к данному заявлению декларации и техническом плане также были указаны вид и назначение объекта недвижимости: жилое помещение, площадь 61,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>

Исходя из того, что на кадастровом учёте стоял ранее учтённый индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> то из поданного заявления следовало, что Якутин В.И. просит поставить на кадастровый учёт жилые помещения в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства), что прямо запрещено ч. 7 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и не соответствовало вышеописанному порядку постановки на кадастровый учёт частей дома, которые представляют собой блоки жилые в доме блокированной застройке.

При таких обстоятельствах решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об отказе в постановке на кадастровый учёт жилого помещения площадь 61,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> является обоснованным и законным, а потому административные исковые требования Якутина В.И. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Якутина Владимира Ильича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об оспаривании отказа в постановке на учет объекта недвижимости и обязании осуществить кадастровый учет отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Родионов