ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3820/2018 от 25.06.2018 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-3820/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина

при секретаре Е.С. Пуховской

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к мэрии г. Новосибирска о признании незаконным решения орган местного самоуправления

установил:

Административные истцы обратились в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, указав в исковом заявлении, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 было подано уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга на площадке у фонта в Первомайском сквере.

Решением мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в согласовании заявленного мероприятия без предоставления альтернативной площадки в связи с наличием информации от антитеррористической комиссии Новосибирской области об имеющихся призывах к проведению ДД.ММ.ГГГГ терактов против правительства в каждом городе и устраиванию бунтов с поджогами тех, кто защищает правительство; наличием в социальных сетях переписки, содержащей сведения о проведении заявленного публичного мероприятия с целями, не соответствующими фактически преследуемым целям; возможном превышении количества участников заявленного митинга и проведением митинга на территории, непосредственно прилегающей к Новосибирскому государственному краеведческому музею.

Административные истцы с данным отказом не согласны, полагаю, что он является незаконным, поскольку основания для отказа в проведении публичного мероприятия изложены в части 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», однако основаниям, по которым административный ответчик отказал им в проведении публичного мероприятия без предложения иного места его проведения, не соответствуют указанным основаниям.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании административный истец ФИО2 поддержал заявленные требования, дал суду пояснения по существу иска.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности и представивший суду диплом о наличии высшего юридического образования, заявленные административными истцами исковые требования не признал, представил суду письменные возражения по существу заявленных требований.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, … должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 1 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года определяет, что публичное мероприятие это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 указанного закона).

Согласно части 1 статьи 5 указанного Федерального закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 48 минут, ФИО1, как организатором публичного мероприятия в мэрию г. Новосибирска подано уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 11.00 часов до 15.00 часов публичного мероприятия проводимого в форме митинга на площадке у фонтана в Первомайском сквере. Цель публичного мероприятия указана как: «Обсуждение первых робких шагов нового правительства: бензин, НДС, пенсионный возраст, далее везде». Количество участников митинга до 500 человек.

Решением мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в согласовании проведения публичного мероприятия по тем основаниям, что на территории Первомайского сквера расположен Новосибирский государственный краеведческий музей, который является учреждением культуры. С учетом количества заявленного в уведомлении участников публичного мероприятия, публичное мероприятие будет проходить на территории, непосредственно прилегающей к Новосибирскому государственному краеведческому музею. В силу положений статьи 1.2 Закона Новосибирской области от 10.12.2004 года № 238-ОЗ «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории Новосибирской области», запрещено проведение публичных мероприятий за исключением пикетирования на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям занимаемым организациями культуры, расположенными на территории городских населенных пунктов.

Согласно часть 1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (часть 2 статьи 8 указанного Федерального закона).

В силу части 2.2 статьи 8 указанного Федерального закона в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 1.2 Закона Новосибирской области «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории Новосибирской области» от 10.12.2004 года № 238-ОЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, определяются следующие места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий (за исключением пикетирований): … объекты социальной инфраструктуры, в том числе здания и другие объекты, занимаемые организациями культуры, расположенными на территории городских населенных пунктов, физкультурно-оздоровительными и спортивными организациями, детскими учреждениями и образовательными организациями; … территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, указанным в пунктах 1 - 3 настоящей статьи.

Общеизвестным для жителей города Новосибирска является тот факт, что фонтан в Первомайском сквере расположен в непосредственной близости с объектом культурного наследия, зданием, в котором расположено учреждение культуры - Новосибирский государственный краеведческий музей.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 14.06.2011 года № 251-п «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте поведения публичного мероприятия» установлены следующие нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия: предельная заполняемость территории в месте проведения публичного мероприятия - не более 1 человека на 1 квадратный метр; предельная заполняемость на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - объект культурного наследия) - не более 0,1 человека на 1 квадратный метр. При расчете предельной заполняемости территории объекта культурного наследия исключаются площади пространства для беспрепятственного прохода пешеходов - 2 метра от наружных стен зданий или сооружений и 50 процентов площади прилегающих тротуаров.

Согласно части 2.1. статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Положениями части 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, … если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Поскольку, в силу положений пунктами 2, 4 статьи 1.2 Закона Новосибирской области «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории Новосибирской области» от 10.12.2004 года № 238-ОЗ запрещается проведение публичных мероприятий (за исключением пикетирований): … на территориях, непосредственно прилегающих к объектам, занимаемым организациями культуры, расположенными на территории городских населенных пунктов, а принимая во внимание, что 01 июля 2018 года приходится на выходной день (воскресенье), Первомайский сквер в г. Новосибирске, в первую очередь, предназначен для отдыха граждан, в летнее время на площадке перед фонтаном в данном сквере собирается значительное число отдыхающих, как родителей с детьми, так и людей преклонного возраста, самостоятельно организуется выступления творческих коллективов и отдельных лиц, которые собирают вокруг себя значительное число зрителей, организуется проведение конкурсов для детей и взрослых, размещаются лотки с сувенирной продукцией и продуктами питания, а также учитывая заявленное количество участников публичного мероприятия 500 человек, нормы заполняемости территории при проведении публичного мероприятия, то участники митинга фактически будут вынуждены занять территорию, непосредственно прилегающую к территории Новосибирского государственного краеведческого музея, в связи с чем, мэрия г. Новосибирска в соответствии с положениями Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Закона Новосибирской области «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории Новосибирской области» от 10.12.2004 года № 238-ОЗ законного и обосновано отказала ФИО1 в проведении публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ на площадке у фонтана в Первомайском сквере.

Доводы административных истцов в той части, что отказывая в проведении публичного мероприятия мэрия г. Новосибирска должна была им предложить иное место для проведения публичного мероприятия не основаны на положениях пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку в силу положений указанной нормы права орган местного самоуправления доводит до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия в случае, если оснований для отказа в его проведении не имеется.

Поскольку, в настоящем случае имелись основания для отказа организатору публичного мероприятия в его проведении, то оснований для доведения до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени публичного мероприятия не имелось.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административными истцами исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к мэрии г. Новосибирска о признании незаконным решения мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичного мероприятия, возложении обязанности исполнить требования п. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение изготовлено судом в окончательной форме 25 июня 2018 года.

Судья Е.А. Певина