УИД 19RS0001-02-2020-005310-48 Дело № 2а-3824/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан Республика Хакасия 12 августа 2020 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Ю.В. Шипанова,
при секретаре Е.С. Конгаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Хакасия о признании решений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Хакасия о признании решений незаконными. Требования мотивировали тем, что решением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 и ФИО2 признано право собственности в порядке наследования по ? в доле в праве общей долевой собственности за каждым на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. При обращении ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о регистрации права собственности в ГАУ РХ МФЦ Хакасии регистратором были выданы квитанции об уплате госпошлины за жилой дом по 1000 руб. за каждого, за земельный участок по 175 руб. за каждого, после чего госпошлина была уплачена, чеки приобщены к заявлению. Между тем, позже, ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту пришло уведомление, что сумма платежного документа приложенного к заявлению КУВД-№ не соответствует установленному размеру государственной пошлины, необходимо оплатить разницу. Сумма оплаты: 825 руб. Срок оплаты государственной пошлины: до ДД.ММ.ГГГГ - 14:36. В свою очередь, в телефонном режиме специалист пояснила, что необходимо доплатить госпошлину каждому по 1000 руб. за дом и по 175 руб. за земельный участок, поскольку при регистрации долевой собственности в порядке наследования государственная пошлина уплачивается каждым из заявителей полном объеме, а не в равных частях. ДД.ММ.ГГГГ документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, возвращены им без рассмотрения поскольку информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав отсутствует. Полагают, возврат документов без рассмотрения незаконным, поскольку при регистрации долевой собственности при условии одновременного обращения заявителей государственная пошлина уплачивается каждым из заявителей в равных частях, что и было сделано. Просили признать незаконными решения административных ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о возврате прилагаемых к заявлению о государственном учете и государственной регистрации прав документов без рассмотрения № № и взыскать в их пользу расходы по оплате государственной пошлины, почтовые расходы.
В письменных дополнениях к административному иску ФИО1, ФИО2 указали, что право общей долевой собственности, возникающее с момента государственной регистрации (в том числе, если наличие такого права признано судебным актом), должно возникнуть одновременно у всех участников общей долевой собственности. На основании ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В силу подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей, организациями - в размере 22000 рублей. В соответствии с п. 2 ст. 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные соответствующей главой НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Таким образом, если объект недвижимости приобретается в общую долевую собственность одновременно несколькими сособственниками, с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности должны обратиться одновременно все сособственники объекта недвижимости и каждым из них должна уплачиваться государственная пошлина в размере, установленном подп. 22 п. 1 статьи 333.33 НК, умноженном на размер доли в праве собственности, на основании пункта 2 статьи 333.18 НК. Право общей долевой собственности административных истцов на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>, возникло на основании судебного акта - решения Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности должны обратиться одновременно все сособственники объекта недвижимости и каждым из них должна уплачиваться государственная пошлина в размере, установленном подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК, умноженном на размер доли в праве собственности, на основании п. 2 ст. 333.18 НК. Следовательно, разъяснения Министерства Финансов РФ, на которые ссылается административный ответчик, в настоящем случае не применимы.
В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО2 не явились, будучи уведомленными о месте и времени рассмотрения административного иска. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Республике Хакасия ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала указав, что ДД.ММ.ГГГГ в орган регистрации прав поступили заявления № № от ФИО2 и № от ФИО1 о государственной регистрации права общей долевой собственности на здание, по адресу: <адрес>, г Абакан, <адрес>, кадастровый №, и земельный участок, по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №. Заявителями были приложены документы, подтверждающие оплату государственной пошлины, соответственно по 1000 руб. за регистрацию права на ? долю в праве на здание и по 175 руб. за регистрацию на ? долю в праве на земельный участок. В соответствии с требованиями п.22 и п.24 ч.1 ст.333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается: за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта для физических лиц - 2000 руб.; за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - 350 руб. Согласно разъяснениям Министерства Финансов РФ, изложенных в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, при государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой связано наследованием по закону или по завещанию, или с полной выплатой паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, каждым физическим лицом должна уплачиваться государственная пошлина в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса (2000 рублей). Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отсутствие информации об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, является основанием для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения, органом регистрации прав было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения. Просила в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и их явка суда не признана обязательной.
Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 12 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.п. 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса, как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
На основании ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с НК РФ.
Подпунктом 22 пункта 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества с физических лиц взимается государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Согласно подп. 24 п.1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере 350 рублей.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, вступившим в законную силу решением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 и ФИО2 признано право собственности в порядке наследования на ? долю за каждым в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, по адресу: <адрес>, <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 и ФИО2 в Управление Росреестра по РХ поступили заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом (кадастровый №) и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> (кадастровый №).
Заявители уплатили государственную пошлину 1000 рублей каждый (чек-ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, чек-ордер № от ДД.ММ.ГГГГ) за государственную регистрацию права на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и государственную пошлину 175 рублей каждый (чек-ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, чек-ордер № от ДД.ММ.ГГГГ) за государственную регистрацию права на ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок.
В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту заявителей пришли уведомления, что сумма платежного документа приложенного к заявлениям не соответствует установленному размеру государственной пошлины, необходимо оплатить разницу. Сумма оплаты: 825 руб. Срок оплаты государственной пошлины: до ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ представленные на регистрацию документы возвращены заявителям ФИО1, ФИО2 без рассмотрения со ссылкой на то, что информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи заявления, отсутствует, документ об уплате государственной пошлины не был представлен.
Согласно разъяснениям Министерства Финансов РФ, изложенных в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, при государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой связано наследованием по закону или по завещанию, или с полной выплатой паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, каждым физическим лицом должна уплачиваться государственная пошлина в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса (2000 рублей).
Таким образом, установлено, что у административных истцов возникло право доли в собственности, связанное с наследованием, установленное решением суда.
При таких обстоятельствах, у административного ответчика имелись основания для возвращения заявителям ФИО1, ФИО2 документов по мотиву неполной уплаты ими государственной пошлины.
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для удовлетворения требований административных истцов необходимо установить нарушение их прав и свобод, а также нарушение административным ответчиком норм закона.
Каких-либо нарушений требований законодательства со стороны административного ответчика не уставлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о признании решений незаконными, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий Ю.В. Шипанов
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.В. Шипанов