№ 2а-3826/13-2019 г.
46RS0030-01-2019-004337-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2019 года г.Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: Коршунове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МВД России в лице департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению об оспаривании бездействия и решения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным исковым заявлением к МВД России в лице департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению. При этом указав, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В связи с наличием бюджетных ассигнований, предоставленным сотрудникам для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 2016 г., документы на получение им социальной выплаты были направлены в МВД России, однако, административным ответчиком были возвращены. После повторного направления также документы были возвращены, т.к. подразделение вневедомственной охраны МВД России включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В последующем он обратился в прокуратуру Московской области, которая направила его обращение в МВД России. ДД.ММ.ГГГГ им получено решение МВД России в лице департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению и медицинскому обеспечению от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении ему единовременной линии за счет бюджета МВД России. Данное решение нарушает его права. Просит признать незаконным решение департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении ему единовременной линии за счет бюджета МВД России и обязать МВД России произвести ему единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере, подлежащем выплате ему (с учетом членов семьи) по состоянию на 2 квартал 2016 года.
Определением от 30.05.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено ФГКУ «УВО ВНГ России по Курской области» и ПЦО №1 (Центральный АО) ОВО по г. Курску филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Курской области».
Определением от 13.06.2019 г. УМВД России по Курской области привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.
Определением от 11.07.2019 г. УМВД России по Курской области исключено из числа административных ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Определением от 09.08.2019 г. ПЦО №1 (Центральный АО) ОВО по г. Курску филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Курской области» исключено из числа заинтересованных лиц.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от осуществлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (неосуществлении выплаты), признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет бюджета МВД России и обязать произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере, подлежащим выплате ему (с учетом членов семьи) по состоянию на 2 квартал 2016 года.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по ордеру ФИО2 поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить с учетом дополнения и уточнения. При этом указав, что именно МВД России обязано было предоставить ФИО1 выплату, поскольку он был переведен в Федеральную службу войск национальной гвардии РФ только в октябре 2016 года. Указали, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ является решением в отношении ФИО1, нарушает его права. Данное письмо не носит информационный характер. Финансовой обеспечение было организовано в общем порядке в пределах доверенных лимитов за счет средств выделенных МВД России из федерального бюджета до конца 2016 года.
Представитель МВД России в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Предоставили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и отзыв, согласно которому в удовлетворении заявленных требований просили отказать, поскольку истец об отказе узнал в 2016 год, действий по обжалованию данного решения не предпринимал, письмо от ДД.ММ.ГГГГ носит информационный характер, поскольку дано на обращение заявителя, направленное для рассмотрение в МВД России Прокуратурой Московской области. Указали, что право истца на получение ЕСВ ими не оспаривается, указанное право истцом не реализовано и не утрачено.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица УМВД России по Курской области. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.
Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица УМВД России по Курской области по доверенности ФИО3 указала, что МВД организовывала финансовой обеспечение подразделений, подлежащих передаче в состав Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, согласно Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. №157 в общем порядке в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Курской области». О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.
Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Курской области» по доверенности ФИО4 разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда. При этом указав, что ФИО1 в Росгвардию был переведен и назначен на должность в октябре 2016 г. на основании приказа Управления Росгвардии по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и УВО от ДД.ММ.ГГГГ№ Денежным довольствием сотрудники подразделений МВД России, включенных в структуру Росгвардии, продолжали обеспечиваться за счет выделенных МВД России из федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств до конца 2016 г.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно частям 1 и 3 статьи 8 Закона №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона.
В пункте 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ закреплено право гражданина получать уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Судом установлено, что старший прапорщик ФИО1, полицейский ОВО по г. Курску – филиала ФГКУ УВО УМВД России по Курской области, с семьей в составе 4 человек (он, жена-ФИО8, дети: ФИО6<данные изъяты>, и ФИО7, <данные изъяты>) принят на учет на получение единовременной социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Курской области, на котором было принято решение о необходимости ходатайствовать перед комиссией МВД России о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1 в размере 3006449 руб. 28 коп.
Распоряжением ФГКУ УВО УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№ данное решение было утверждено и в тот же день направлено ФГКУ УВО УМВД России по Курской области в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ.
Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ ДД.ММ.ГГГГ возвратил протокол заседание жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с окончанием ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Курской области, на котором было принято решение о необходимости ходатайствовать перед комиссией МВД России о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1 в размере 3018507 руб. 84 коп.
Распоряжением ФГКУ УВО УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№ данное решение было утверждено и в тот же день направлено ФГКУ УВО УМВД России по Курской области в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ.
Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ ДД.ММ.ГГГГ возвратил протокол заседание жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. №157 подразделение вневедомственной охраны МВД России включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ УВО УМВД России по Курской области вновь направило протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ.
Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ ДД.ММ.ГГГГ вновь возвратило протокол № от ДД.ММ.ГГГГ При этом указав, что в ФГКУ УВО УМВД России по Курской области бюджетные ассигнования МВД России не выделялись.
Как следует из предоставленных материалов, в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачислен для дальнейшего прохождении службы в распоряжение Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курской области.
На основании приказа ФГКУ «УВО ВНГ России по Курской области» № от ДД.ММ.ГГГГ ст. прапорщик ФИО1 назначен с ДД.ММ.ГГГГ на равнозначную должность - старшего полицейского группы задержания взвода роты № батальона полиции (отдельного) отдела вневедомственной охраны по г. Курску.
Как следует из предоставленных материалов, ФИО1 в феврале 2018 года обращался в департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ с просьбой о разъяснении ему была ли ему предоставлена единовременная социальная выплата на 2016 г., а также следующим за ним сотрудникам из числа принятых на учет комиссией УМВД России по Курской области, ФКУ «ЦХ и СО России по Курской области», ФКУЗ «МЧС МВД России по Курской области», в связи с отказом в предоставлении ему и членам его семьи.
На данное обращение департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № был дан ответ, согласно которому было сообщено о том, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставлена в 2016 г. очереднику № УМВД России по Курской области.
ФИО1 в мае 2018 года обращался в департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ с просьбой о разъяснении ему оснований для отказа в предоставлении ему единовременной социальной выплаты.
На данное обращение департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № был дан ответ, согласно которому было разъяснено о возможности обращение за предоставлением единовременной социальной выплаты по новому месту службы.
Установлено, что ФИО1 в 2019 г. обратился в прокуратуру Московской области с заявлением, в котором просил принять меры прокурорского реагирования в связи с нарушением его прав о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и превышения полномочий должностными лицами департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, поскольку последним незаконно отказано ему в предоставлении единовременной социальной выплаты.
В соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 г. №45, ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» его обращение было направлено для рассмотрения в МВД РФ.
На данное обращение ФИО1 департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ за №, согласно которого было разъяснено, что оснований для предоставления единовременной выплаты по линии МВД России на момент поступления в ДТ МВД России ( ДД.ММ.ГГГГ) протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной распоряжением ФГКУ УВО УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, не имелось, поскольку согласно Указу Президента РФ от 05.04.2016 г. №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены органы управления и подразделения МВД РФ, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно справке УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на учете на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в УМВД России по Курской области не состоит (не состоял).
Установлено, что ФИО1 с семьей в составе 3 человек ( он, супруга, дочь 2010 г.) принят на учет очередников в ФГКУ «УВО ВНГ России по Курской области» на получение единовременной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержден распоряжением ФГКУ «УВО ВНГ России по Курской области» от ДД.ММ.ГГГГ№
Указанные обстоятельства подтверждены: протоколом № заседания жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВД УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ протоколом № заседания жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, сопроводительное письмо департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжением ФГКУ УВО УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, протоколом № заседания жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением ФГКУ УВО УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№ сопроводительным письмом ФГКУ УВО УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, сопроводительным письмом ФГКУ УВО УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, сопроводительным письмом ФГКУ УВО УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, сопроводительным письмом департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, ответом департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, обращением от января 2019 года, обращением от мая 2018 г., ответом департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, обращением от февраля 2018 г., ответом департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ от 14.03.2018 г. за №, сообщением о предоставлении информации № от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.
Довод о том, что ответ от ДД.ММ.ГГГГ является решением об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты является несостоятельным, т.к. основан на неверном толковании норм действующего законодательства в виду следующего. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 этого же Федерального закона. Таким образом, прокурор не надел полномочиями по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а обращение направлено ФИО1 в прокуратуру Московской области, на которое был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку ответ на обращение дан уполномоченным органом, соответствует требованиям закона, права и законные интересы административного истца не нарушены (само по себе несогласие с ответом не является основанием для удовлетворения заявленных требований), то требования о признании незаконным ответа на обращение (поименованного административным истцом решением) от ДД.ММ.ГГГГ№ не подлежат удовлетворению.
Не имеется у суда и оснований для удовлетворения требований административного истца в части признания незаконным бездействия, выразившееся в уклонении от осуществлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (неосуществлении выплаты), по следующим основаниям.
Так, частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии установления его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в пунктах 1 - 7 названной нормы, в частности если сотрудник органов внутренних дел является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ предусмотрено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие этого Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, пунктом 31 которых установлено, что сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящим на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, которые имеют преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, предоставление такой выплаты осуществляется в порядке очередности принятия их на учет.
Согласно п. «д» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, в том числе в случае увольнения со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения исключительно уволенным со службы сотрудникам органов внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Тем не менее, судом установлено, что ФИО1 стало известно о нарушении его права в части непредоставления ему единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в июне 2018 года, что подтверждено ответом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ и не отрицалось административным истцом в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются на предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут явиться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если пропуск срока имел место без уважительных причин или является пресекательным (части 5 и 8 приведенной статьи). Вместе с тем в силу положений части 7 этой же статьи пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено поименованным кодексом.
На основании ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Уважительных причин пропуска срока суду предоставлено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения указанных требований в данной части у суда не имеется в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Кроме того, по мнению административного истца оспариваемым ответом от ДД.ММ.ГГГГ и бездействием создано препятствие в реализации его (административного истца) права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Однако, право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ.
Установлено, что ФИО1 с семьей в составе 3 человек (он, супруга, дочь <данные изъяты> принят на учет очередников в ФГКУ «УВО ВНГ России по Курской области» на получение единовременной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержден распоряжением ФГКУ «УВО ВНГ России по Курской области» от ДД.ММ.ГГГГ№ Данная выплата осуществляется единовременно.
Ссылки о том, что именно МВД России обязано было произвести выплату не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено следующее. По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда. Таким образом, ФИО1 не лишен права на обращение в суд с исковым заявлением о взыскании с МВД России единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере, подлежащим выплате ему (с учетом членов семьи) по состоянию на 2 квартал 2016 года.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований ФИО1 в полном объеме не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к МВД России в лице департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению о признании незаконным бездействия, выразившееся в уклонении от осуществлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (неосуществлении выплаты), признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет бюджета МВД России и обязании произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере, подлежащим выплате ему (с учетом членов семьи) по состоянию на 2 квартал 2016 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья:(