РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 июля 2019 года г.Ясногорск Ясногорский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Пучковой О.В., при секретаре Киселевой Е.С., с участием представителя административного истца ФИО1 действующего по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика администрации муниципального образования Ясногорский район действующей по доверенности ФИО3, представителя заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тула» по доверенности ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ясногорского районного суда Тульской области административное дело № по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования Ясногорский район об оспаривании решения органа местного самоуправления, установил: административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, поданным действующим в его интересах по доверенности ФИО2, к администрации муниципального образования Ясногорский район об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он обратился в администрацию муниципального образования Ясногорский район с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ письмом № в утверждении указанной схемы было отказано по основаниям, указанным в п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Полагает, что данные положения применены быть не могут, поскольку территория, на которой формируется земельный участок относится к зоне Ж1-зона застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного и усадебного типа, высотой 1-3 этажа; на формируемом земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения и он не используется в качестве земель общего пользования; границы формируемого земельного участка не создают вклиниваний, вкрапливаний, изломанности границ, чересполосицу, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию; нахождение в границах формируемого земельного участка охранных зон инженерных коммуникаций 71.23.2.42 <адрес>, охранная зона ВЛ-6 ф.5 ПС-345 Санталово, ВЛ-6 кВ отп.Санталово ф.5 ПС Санталово; 71:23:2:130 охранная зона объекта газоснабжения «сооружение – производственно-газовый комплекс, протяженностью <данные изъяты> м, а также здание ГРП, лит.А, общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв №, адрес объекта: <адрес> не являются фактором ограничивающим оборотоспособность земельного участка. Ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных на границах таких зон», постановления Правительства Российской Федерации №878 от 20 ноября 2000 года, полагает, что оспариваемый отказ незаконным. С учетом изложенного просит признать недействительным отказ администрации муниципального образования Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ№, обязать администрацию муниципального образования Ясногорский район утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причину неявки не сообщил, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования, пояснил, что рядом с формируемым земельным участком находится земельный участок с объектами недвижимости, используемыми <данные изъяты>», генеральным директором которого он является, на данном участке планировалось размещение объектов для расширения имеющегося производства по изготовлению сыров. Впоследствии он обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, жилой дом строить не планировал. Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Настаивал на том, что отсутствовали законные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, доказательств того, что имеются недостатки, препятствующие рациональному использованию и охране земель. Основания, указанные администрацией муниципального образования Ясногорский район, в отказе об утверждении схемы расположения земельного участка, не соответствуют требованиям закона. Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Ясногорский район действующая по доверенности ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, поддержала доводы, изложенные в письменных возражения. Указала, что часть земельного участка, который испрашивается административным истцом, находится в охранных зонах инженерных коммуникаций, а именно объекта газоснабжения и объектов электроэнергетики. При согласовании и последующем утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории должны учитываться фактически существующие запреты и ограничения, а также не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но и должен обеспечиваться баланс частных и общественных (публичных) интересов. Ссылаясь на ограничения использования земельного участка, устанавливаемые действующим законодательством в охранных зонах объектов электроэнергетики, газораспределительных сетей, особый режим использования земельных участков в границах охранных зон, полагала, что в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередач, иных объектов электросетевого хозяйства, объектов системы газоснабжения, а также недопущения совершения в пределах охранных зон любых действий, которые потенциально могут повлиять на безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, газоснабжения, использование земельного участка, заявленного истцом к формированию, с имеющимися охранными зонами, может создать угрозу безопасности жизни и здоровью людей, угрозу пожара и затруднения нормального доступа к ЛЭП, газораспределительным сетям для технического обслуживания, к невозможности осуществлять собственником этих объектов необходимое их обслуживание, в случае аварии устранять неисправность, не ставя под угрозу безопасность и права третьих лиц, в том числе владельца испрашиваемого земельного участка. Представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» действующий по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явился. Заинтересованное лицо надлежащим образом извещалось о времени и месте рассмотрения дела, представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также представлены письменные возражения, в соответствии с которыми представитель возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на положения ст.89 Земельного кодекса Российской Федерации, положения постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных на границах таких зон», приказа Ростехнадзора от 02.11.2011 №624 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства» указал, что земельные участки не изымаются у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов, однако в данном случае часть формируемого земельного участка находится в охранной зоне объектов электроэнергетики, выделение земельного участка будет препятствовать безаварийной, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики и может быть причиной причинения вреда здоровью. Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тула» ФИО4 в судебном заседании, полагала, что имеются правовые основания для удовлетворения требований административного истца, поскольку не ограничен и не исключен оборот земельных участков, на которых имеются охранные зоны объектов газоснабжения. Имеющиеся ограничения не исключают использование земельного участка для выращивания цветов, овощных культур, возможна установка ограждения с согласия владельца объектов газоснабжения. Полагала, что возможно использование формируемого земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования и целевого назначения. Схему необходимо согласовывать с учетом охранных зон, указывать на это обстоятельство, на наличие ограничений в использовании земельного участка при заключении соответствующих договоров по передаче прав на земельный участок, таким образом, новый владелец будет извещен о данном обстоятельстве, что исключит ответственность администрации. Аварийные ситуации могут быть устранены в отсутствие согласия собственника, без согласования с ним соответствующих работ, в том числе с повреждением (уничтожением) имущества собственника. Запланированные работы, необходимые при эксплуатации и обеспечении безопасности, нормальной работы объектов газоснабжения, проводятся при предварительном уведомлении владельца земельного участка, на котором расположены данные объекты, установлены охранные зоны. Наличие охранных зон не препятствует формированию земельного участка в соответствии с представленной ФИО1 на утверждение схемой. В соответствии с положениями ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося административного истца, представителя заинтересованного лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела. Исследовав материалы административного дела, руководствуясь положениями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиями статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд по существу спора приходит к следующему. Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном в гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Таким образом, в предмет доказывания по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) государственных органов и (или) их должностных лиц входит, в том числе, установление судом соответствие закону таких решений, действий (бездействия). Исходя из изложенного, при рассмотрении в порядке, предусмотренном положениями 22 Главы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дел, связанных с оспариванием решений органов государственной власти и (или) их должностных лиц, суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, соответствует ли закону оспариваемое решение как акт органа государственной власти, порождающий правовые последствия для конкретных граждан и организаций, то есть в предмет доказывания должны входить обстоятельства, касающиеся существа обжалуемого решения. Иное противоречило бы задачам административного судопроизводства, которое должно способствовать укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в администрацию муниципального образования Ясногорский район с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объектов капитального строительства, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на которой указаны характерные точки границ испрашиваемого земельного участка, расположенного в пределах кадастрового квартала с К№. Приложив также приказ о вступлении в должность <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, о постановке на учет в налоговом органе. По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, администрацией муниципального образования Ясногорский район, письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ главы администрации муниципального образования Ясногорский район ФИО8 заявителю сообщено, что в силу пункта 6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации решение об утверждении схемы расположения земельного участка не принято. При этом в письме содержится ссылка на то, что из представленной схемы усматривается, что утверждается схема расположения земельного участка, частично входящего в охранные зоны инженерных коммуникаций: 71.ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, а также здание ГРП, лит.А, общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв №, адрес объекта: <адрес>». Ответчик ссылался на положения пп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Давая оценку правомерности выводов административного ответчика, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом. В соответствии с п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. На основании п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу п.1 ст.11 ЗК РФ, ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В силу пп.1 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована статьей 39.17. Земельного кодекса РФ. Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В соответствии с п.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, среди которых: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подп. 1). Согласно пп.3 п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. На основании ст.11.10. Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. В соответствии с п.13 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В силу положения п.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Так, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. В отказе администрации муниципального образования Ясногорский район содержится предусмотренное законом основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно в качестве основания административный ответчик ссылается на положения пп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу требований п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Как следует из представленных доказательств, схемы расположения земельного участка, земельный участок формируется в зоне Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, значительная часть земельного участка, формируемого административным истцом, располагающегося в зоне Ж-1, занята сформированными охранными зонами инженерных коммуникаций: 71.ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, а также здание ГРП, лит.А, общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв №, адрес объекта: <адрес> таким образом, что охранные зоны включены в состав формируемого земельного участка, имеющего изломанные границы. Согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории с учетом охранных зон, площадь, занятая охранными зона составляется <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м, площадь земельного участка, свободная от охранных зон – <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м. Согласно ст.1 Закона №57-ФЗ от 27 мая 1996 «О государственной охране» зона охраняемого объекта - территория (акватория), в границах которой в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия ее использования. В силу п.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются разновидностью зон с особыми условиями использования территорий. В соответствии с п.1 ст.104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства. Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) предусмотрена п.3 ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации. Ограничения использования земельный участок и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (п.п.1,2 Правил). В частности, охранные зоны устанавливаются: вдоль воздушных линий электропередач, вдоль подземных кабельных линий электропередач, вдоль подводных кабельных линий электропередач, вдоль переходов воздушных линий электропередач через водоемы (реки, каналы, озера и др.) – п. «а» Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (Приложение к Правилам). В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушать безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п.8 Правил). В соответствии с п.п.10, 11 Правил установления охранных зон в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; посадка и вырубка деревьев и кустарников; полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи). Также ограничения использования земельного участка и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей». В силу п.1 вышеуказанных Правил охранная зона газораспределительной сети - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения. В соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов. На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается: строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; разводить огонь и размещать источники огня; рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра. В Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 9; статья 36, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации). Реализуя дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, федеральный законодатель в статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрел возможность установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах в качестве одного из видов ограничения прав на землю (подпункт 1 пункта 2); ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункт 3 указанной статьи). Согласно статье 87 Земельного кодекса Российской Федерации охранные зоны с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться в состав земель промышленности и иного специального назначения; земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (пункт 3). Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты электросетевого хозяйства, газораспределительных сетей и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности. Особое правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты электроэнергетики, газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Соответственно, осуществление градостроительства и застройка рядом с вышеуказанными объектами, способными оказать вредное воздействие, тоже связаны с необходимостью учета правил по установлению охранных зон. Подобные условия использования земельного участка являются ограничением прав на землю (п.2 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации), однако, не исключают оборот земель в охранной зоне, который может быть ограничен не во всяком случае, положения Земельного кодекса Российской Федерации не устанавливают прямого абсолютного запрета на оборот земель в границах охранных зон. Вышеуказанное правовое регулирование само по себе не препятствует реализации гражданами Российской Федерации на равных условиях конституционного права собственности. Между тем, при принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности при разрешении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, в том числе учитывается соблюдены ли требования, предъявляемые к образованию земельных участков, а именно, не приведет ли образование земельных участков к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также не нарушит ли требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Суд приходит к выводу о том, что административный ответчик доказал наличие фактических обстоятельств, на которых основано принятое им и оспариваемое истцом решение. В соответствии с положениями ст.28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» при возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, катастрофы организация, в ведении которой находятся объекты системы газоснабжения, или уполномоченная ею эксплуатирующая организация имеет право беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязана в полном объеме возместить нанесенный ею ущерб собственнику земельного участка, по территории которого осуществлялась доставка необходимых сил и средств. В общем виде определяется также правовой режим охранных зон газопроводов, устанавливаемых на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия указанным организациям в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Организация, осуществляющая эксплуатацию и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, газораспределительных сетей вправе требовать беспрепятственного допуска к ним для выполнения работ по обслуживанию и ремонту данных объектов, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Таким образом, формирование земельного участка в соответствии с представленной схемой создает невозможность беспрепятственного осуществления правомочий в отношении вышеуказанных объектов, что свидетельствует о недостатках, препятствующих рациональному использованию и охране земель. При условии, что земельный участок формируется при наличии существующих объектов электросетевого хозяйства, установленных охранных зон объектов электроэнергетики, с учетом наличия возражений эксплуатирующей и владеющей организации, его формирование в соответствии со схемой, в утверждении которой отказано, при том, что значительная часть земельного участка будет занята охранными зонами объектов электроэнергетики, приведет к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель. Испрашиваемый земельный участок располагается в зоне Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами. Таким образом, испрашивается для строительства индивидуального жилого дома. Согласно пояснениям представителя административного истца, земельный участок сформирован для строительства жилого дома, что возможно при формировании земельного участка в соответствии со схемой, представленной для утверждения. Охранные зоны ЛЭП устанавливаются исключительно для целей ограничения определенных видов деятельности, которые могут повредить линии электропередач, а само по себе установление такой охранной зоны не может являться препятствием в формировании земельного участка, однако при этом необходимо учитывать вид разрешенного использования земельного участка, а не вспомогательные виды хозяйственной деятельности, допустимые на земельном участке (выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур). Таким образом, при установленных конкретных обстоятельствах дела, при которых значительная часть земельного участка занята охранными зонами объектов электросетевого хозяйства, на которых без письменного разрешения не допускается размещение объектов жилищного строительства, огораживать и перегораживать охранные зоны, суд признает, что администрацией муниципального образования Ясногорский район обоснованно и правомерно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, образование которого приведет к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Отсутствие возражений заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тула» не свидетельствует о незаконности отказа администрации муниципального образования Ясногорский район в утверждении схемы, обоснованного тем, что образование земельного участка в соответствии со схемой, представленной истцом, приведет к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований административного истца ФИО1 Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд р е ш и л: в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации муниципального образования Ясногорский район об оспаривании решения органа местного самоуправления, отказать. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ясногорский районный суд Тульской области. Судья О.В. Пучкова |