РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адрес 26 февраля 2019 года
Октябрьский районный суд Адрес в составе председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре Ертагаеве Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес о признании незаконными действий по снятию сервитута на часть земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд Адрес с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес о признании незаконными действий по снятию сервитута на часть земельного участка.
В обоснование административных исковых требований ФИО1 указала, что Дата в ЕГРН внесены сведения о земельном участке, расположенном по Адрес в Адрес, с кадастровым номером №, в том числе сведения о части земельного участка № «Сервитут. Временные. Дата истечения действия временного характера - Дата».
На основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного с Министерством имущественных отношений АдресДата, истец приобрела в собственность смежный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по Адрес в Адрес, обеспеченный временным сервитутом.
Решением Октябрьского районного суда Адрес от Дата, оставленным без изменения апелляционным определением Иркутского областного судом, подтверждено право истца использовать земельный участок соседей для прохода и проезда.
ДатаФИО1 стало известно о снятии сервитута, после чего незамедлительно обратилась в Управление Росреестра по Адрес с просьбой восстановить в ЕГРН сведения о сервитуте, поскольку срок действия сервитута не истек, а основания, по которым он был установлен не отпали.
И.о. руководителя Управления Росреестра по АдресФИО4Дата письменно сообщила, что сервитут прекратил существование на основании заявления правообладателя земельного участка. Однако, в письме не указано какие документы, удостоверяющие правомерность отмены сервитута, были представлены заявителем, проводилась ли экспертная проверка этих документов и земельных участков.
Фактически, как ранее, так и в настоящее время, истец реализует сервитут, поскольку в ином месте осуществить доступ к ее земельному участку и расположенному на нем жилому дому осуществить невозможно. До окончания срока действия меры временного характера - до Дата это право не может быть у истца отобрано.
Действия Управления Росреестра по Адрес по исключению из ЕГРН сведений о сервитуте нарушают конституционные право на жилье и право собственности, так как истец не может распоряжаться собственностью без доступа к ней, а также не может быть лишена доступа к своему жилищу.
ФИО5 просит суд признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес по снятию сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № «Сервитут. Временные. Дата истечения действия временного характера – Дата».
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором отразила свою правовую позицию по существу заявленного спора.
Заинтересованные лица ФИО7, ФИО8 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований.
Заинтересованное лицо ФИО9 в судебное заседание не явилась о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Суд, с учетом мнения сторон, рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1-2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3-4 ч. 9 и в ч. 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома по адресу: Адрес, земельный участок 11/1, на основании договора купли-продажи земельного участка от Дата, а также жилого трехэтажного дома по адресу: Адрес, на основании решения Октябрьского районного суда Адрес от Дата, вступившего в законную силу Дата.
Сособственниками смежного земельного участка, согласно выписке из ЕГРН от Дата, по адресу: Адрес, кадастровый №, являются ФИО7 (4/24 доли в праве), ФИО9 (1/4 доля в праве), ФИО8 (7/12 доли в праве).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет Дата, имеет статус «Ранее учтенный».
на основании заявления представителя ФИО8, ФИО10 JI.E., ФИО7, в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Адрес от Дата№/з, Дата в отношении данного земельного участка осуществлен кадастровый учет изменений, а именно, установлены фактические координаты земельного участка, произведен учет изменений в отношении площади – площадь земельного участка стала составлять 631 кв.м, а также на земельном участке была образована часть земельного участка в целях обеспечения смежного земельного участка доступом к землям общего пользования и последующей регистрации соответствующих ограничений. В соответствии с действующими на тот период времени положениями п. 53 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», сведениям об образованной части земельного участка был присвоен статус «временный».
При этом указанным пунктом предусмотрено, что в отношении частей земельных участков «временный» статус изменяется на «учтенный» со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права.
Кроме того, данным пунктом установлено, что «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный», в том числе, в случае представления в течение срока действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости о части объекта недвижимости в орган кадастрового учета собственников объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о части объекта недвижимости, сведения государственного кадастра недвижимости о которой имеют «временный» статус.
Согласно ч. 3 ст. 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно п.п. 120-121 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, в случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) государственной регистрации сервитута. В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута лица, в пользу которого установлен сервитут, и (или) собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, и лица, в пользу которого установлен сервитут, в реестр прав на недвижимость вносятся: запись о вещном праве - государственной регистрации сервитута как вещного права; запись об ограничении (обременении) - государственной регистрации сервитута как ограничении права и обременении объекта недвижимости.
Сведения о зарегистрированном в установленном законом порядке сервитуте в отношении земельного участка с кадастровым номером № (в части) в ЕГРН отсутствуют, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
Учитывая предоставленную законом возможность, а именно, действующие на момент подачи заявления положения ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 18-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которыми в течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, собственники земельного участка с кадастровым номером № обратились с заявлением от Дата№ об исключении из ЕГРН сведений о части объекта недвижимости, сведения о котором имеют «временный» статус.
В дальнейшем сведения о части земельного участка учетным номером №Дата исключены из ЕГРН, в подтверждение чего заявителям выдана выписка от Дата№.
Таким образом, суд считает, что действия должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о сервитуте, установленном в отношении части земельного участка с кадастровым номером № «Сервитут. Временные. Дата истечения действия временного характера – Дата», требованиям закона не противоречат, в связи с чем материально-правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется.
Кроме того, суд при вынесении решения обращает внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Указанное положение согласуется с неоднократно высказанной позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определение от 18.11.2004 № 367-О, постановление от 17.03.2010 № 6-П).
ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд Адрес с настоящим административным исковым заявлением Дата, о чем свидетельствует штамп почтового отделения на конверте.
Вместе с тем, об отсутствии сведений в ЕГРН о сервитуте на земельном участке последней стало известно при получении выписки из ЕГРН Дата по ее заявлению от Дата.
Доказательства наличия уважительных причин пропуска процессуального срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 не представлено. Данное обстоятельство является в силу закона самостоятельным основание для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес о признании незаконными действий по снятию сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № «Сервитут. Временные. Дата истечения действия временного характера – Дата», отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд Адрес в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – Дата, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.
Судья И.А. Горбатько