ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-382/202326 от 26.09.2023 Виноградовского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-382/2023 26 сентября 2023 года

УИД: 29RS0004-01-2023-000513-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Якивчука С.В.,

при секретаре Мухряковой И.С., с участием помощника прокурора Виноградовского района Архангельской области Черепанова Д.А., представителя административного ответчика МБОУ «Хетовская средняя школа» и заинтересованного лица администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области Шухтина М.П., представителя заинтересованного лица МКУ Управление образования Виноградовского муниципального округа Архангельской области Одоевой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Березник административное дело по административному исковому заявлению прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Хетовская средняя школа» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оборудованию кабинета основ безопасности жизнедеятельности средствами обучения, возложении обязанности оборудовать кабинет основ безопасности жизнедеятельности средствами обучения,

установил:

прокурор Виноградовского района Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с данным иском к ответчику. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Хетовская средняя школа» (далее – МБОУ «Хетовская средняя школа», Учреждение) требований законодательства об образовании, воинской обязанности и военной службе.

Указывает, что в соответствии с подразделом 23 Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804, кабинет основы безопасности жизнедеятельности, помимо всего прочего, должен быть оснащен: цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности, мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки, газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей, защитным костюмом, измерителем электропроводимости, кислотности и температуры, макетом гранаты Ф-1, дыхательной трубкой (воздуховодом), гипотермическим пакетом, индивидуальным противохимическим пакетом, бинтом марлевым медицинским нестерильным, ватой медицинской компрессной, косынкой медицинской (перевязочной), повязкой медицинской большой стерильной, повязкой медицинской малой стерильной, комплектом шин складных средних, шиной проволочной (лестничной) для ног, шиной проволочной (лестничной) для рук, носилками санитарными, лямкой медицинской носилочной, макетом простейшего укрытия в разрезе, имитаторами ранений и поражений для тренажера-манекена. Вопреки вышеуказанным требованиям федерального законодательства на момент проверки в МБОУ «Хетовская средняя школа» вышеперечисленные средства обучения, предусмотренные Перечнем, отсутствуют. Прокурор полагал, что недостаточная материально-техническая база Учреждения не позволяет учащимся в полном объеме получать знания и навыки, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие МБОУ «Хетовская средняя школа», выразившееся в непринятии мер по оборудованию кабинета основ безопасности жизнедеятельности средствами обучения, предусмотренными Перечнем средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804.

Обязать МБОУ «Хетовская средняя школа» в срок до 01.04.2024 оборудовать кабинет основ безопасности жизнедеятельности МБОУ «Хетовская средняя школа» следующими средствами обучения: цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; защитным костюмом; измерителем электропроводимости, кислотности и температуры; макетом гранаты Ф-1; дыхательной трубкой (воздуховодом); гипотермическим пакетом; индивидуальным противохимическим пакетом; бинтом марлевым медицинским нестерильным; ватой медицинской компрессной; косынкой медицинской (перевязочной); повязкой медицинской большой стерильной; повязкой медицинской малой стерильной; комплектом шин складных средних; шиной проволочной (лестничной) для ног; шиной проволочной (лестничной) для рук; носилками санитарными; лямкой медицинской носилочной; макетом простейшего укрытия в разрезе; имитаторами ранений и поражений для тренажера-манекена.

Помощник прокурора Черепанов Д.А. в судебном заседании поддержал заявленный административный иск по основаниям, в нем изложенным. Полагал, что утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 перечень средств обучения и воспитания распространяется на Учреждение.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области Шухтин М.П. в судебном заседании поддержал ранее направленные в суд возражения на административный иск по доводам в них изложенным.

В письменных отзывах на административный иск Шухтин М.П. просил в его удовлетворении отказать в полном объеме ссылаясь на то, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны в МБОУ «Хетовская средняя школа» осуществляется в соответствии с Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, утвержденной совместным приказом Министерства обороны и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 № 96/134. Считал, что имеющаяся материально-техническая база в Учреждении достаточна для качественной подготовки обучающихся по предмету «Основ безопасности жизнедеятельности». Положения приказа Министерства просвещения России от 06.09.2022 № 804, относительно оснащения кабинетов Учреждения средствами обучения и воспитания, полагал не подлежащими применению к спорным правоотношениям, так как на сегодняшний день МБОУ «Хетовская средняя школа» не входит в перечень образовательных организаций, подлежащих модернизации в рамках федеральной государственной программы «Развитие образования».

Представитель заинтересованного лица МКУ Управление образования Виноградовского муниципального округа Архангельской области Одоева А.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, указав, что выделение финансирования на оборудование учебных кабинетов образовательных учреждений осуществляется из средств федерального бюджета в рамках программы модернизации. Отдельно отметила, что в рамках реализации второго этапа программы «Развитие образования» в заявку на проведение капитального ремонта было включено три школы, в том числе и МБОУ «Хетовская средняя школа», однако вопрос о включении данной школы в проект модернизации в рамках государственной программы «Развитие образования» еще не решен.

Заинтересованное лицо министерство образования Архангельской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки (л.д. 183).

Ранее министром образования Архангельской области Русиновым О.В. представлен письменный отзыв, в котором, он ссылался на заключенное в 2022 году соглашение с администрацией Виноградовского муниципального округа Архангельской области о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и округов Архангельской области, на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования. Согласно дополнительному соглашению от 25.07.2022 № 11514000-1-2022-007/2 предусматривалось направление средств иного межбюджетного трансферта на проведение капитального ремонта и оснащений зданий, однако МБОУ «Хетовская средняя школа» в данный перечень не включено, в связи, с чем Русинов О.В. полагал, что требования к оснащению учебных кабинетов, предусмотренные приказом Министерства просвещения России от 06.09.2022 № 804, не подлежат применению к административному ответчику.

Суд, заслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика и заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, пришел к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений, действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 61 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказать законность оспариваемого действия, решения (бездействия) возлагается на административного ответчика.

Согласно пунктам 2, 16 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Статьей 12 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, согласно пунктам 13, 14 которой обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС № 287), согласно разделу IV которого установлены требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе, и по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".

Одним из требований к материально-техническому обеспечению реализации программы основного общего образования является наличие у организации на праве собственности или ином законном основании материально-технического обеспечения (помещений и оборудования) для реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с учебным планом (пункт 36.1 ФГОС № 287).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (далее – ГП «Развитие образования»), согласно которой с 2022 года реализуется программа, направленная на модернизацию школьных систем образования путем проведения капитального ремонта и оснащения средствами обучения и воспитания объектов региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций, предусматривающая включение в нее, в первую очередь, сельских школ.

В рамках данной программы предусматривается субсидирование в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Современная школа", входящего в состав национального проекта "Образование", по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации, на модернизацию инфраструктуры общего образования (строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристройки к зданию) общеобразовательных организаций мощностью до 250 мест включительно), в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 утвержден Перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования (далее – Перечень № 804).

В соответствии с подразделом 23 Перечня № 804 кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности» должен быть оснащен: цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности (п. 2.23.5 Перечня), мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки (п. 2.23.6 Перечня), газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей (2.23.8 Перечня), защитным костюмом (2.23.9 Перечня), измерителем электропроводимости, кислотности и температуры (п. 2.23.10 Перечня), макетом гранаты Ф-1 (2.23.13 Перечня), дыхательной трубкой (воздуховодом) (п. 2.23.20 Перечня), гипотермическим пакетом (2.23.21 Перечня), индивидуальным противохимическим пакетом (2.23.23 Перечня), бинтом марлевым медицинским нестерильным (2.23.24 Перечня), ватой медицинской компрессной (2.23.25 Перечня), косынкой медицинской (перевязочной) (2.23.26 Перечня), повязкой медицинской большой стерильной (2.23.27 Перечня), повязкой медицинской малой стерильной (2.23.28 Перечня), комплектом шин складных средних (п. 2.23.31 Перечня), шиной проволочной (лестничной) для ног (2.23.32 Перечня), "шиной проволочной (лестничной) для рук (2.23.33 Перечня), носилками санитарными (2.23.34 Перечня), лямкой медицинской носилочной (п. 2.23.35 Перечня), макетом простейшего укрытия в разрезе (п. 2.23.41 Перечня), имитаторами ранений и поражений для тренажера-манекена (п. 2.23.43 Перечня).

В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что согласно пунктам 1.1, 1.4 Устава МБОУ «Хетовская средняя школа» является некоммерческой организацией и относится к типу общеобразовательного учреждения.

Согласно преамбуле к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" утвержден, в том числе, для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование (возмещение) расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходов), возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных проектов), связанных с реализацией отдельных мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие образования".

В приложении № 31 к ГП «Развитие образования» закреплены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках ГП «Развитие образования» (далее – Правила предоставления и распределения субсидий).

В пунктах 2, 3 Правил предоставления и распределения субсидий указано, что субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на проведение капитального ремонта объектов в рамках этапов отборов, в том числе на 2022 - 2023 годы, на 2024 - 2025 годы и на 2026 год соответственно. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства просвещения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.

Одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета является заключение соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (подпункт «в» пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий).

Кроме того, одним из критериев отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие положительного заключения государственной экспертизы (с датой не ранее 2021 года) проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта соответствующего объекта, содержащего итоговую стоимостную оценку запланированных видов работ в рамках перечня работ по капитальному ремонту (подпункт «г» пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий).

Согласно пункту 8 Правил предоставления и распределения субсидий в целях проведения отбора Министерство просвещения Российской Федерации направляет запрос в субъекты Российской Федерации для определения потребности субъектов Российской Федерации в средствах федерального бюджета.

Субъекты Российской Федерации формируют и направляют в Министерство просвещения Российской Федерации заявки с перечнями предлагаемых к софинансированию из федерального бюджета объектов (с указанием их приоритетности) капитального ремонта, информация о которых включена в форму федерального статистического наблюдения N ОО-2, по форме и в сроки, установленные Министерством просвещения Российской Федерации (далее - перечень объектов капитального ремонта).

На основании полученных заявок Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет отбор и расчет размеров субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, установленном пунктами 16 и 17 настоящих Правил.

Для модернизации школьных систем образования между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Архангельской области 21.01.2022 заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Архангельской области на софинансирование расходов № 073-09-2022-961.

Дополнительным соглашением № 073-09-2022-961/4 к соглашению № 073-09-2022-961 определены объемы финансирования вместе с конкретным перечнем объектов, подлежащих модернизации.

В приложении № 2 к дополнительному соглашению № 073-09-2022-961/4 приведен перечень из 47 образовательных учреждений, подлежащих модернизации в рамках государственной программы «Развитие образования», из которых на территории Виноградовского района включены лишь два образовательных учреждения – МБОУ «Рочегодская средняя школа» и МБОУ «Березниковская средняя школа».

Таким образом, поскольку в настоящий момент МБОУ «Хетовская средняя школа» не входит в перечень образовательных учреждений, подлежащих модернизации в рамках проведения мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», софинансируемых из федерального бюджета, правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по оборудованию кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности» средствами обучения и воспитания согласно приказу Минпросвещения России от 06.09.2022 № 804, суд не усматривает.

Обратное свидетельствовало бы о вмешательстве суда в деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, связанную с предоставлением субсидий из федерального бюджета, в нарушение установленных законом порядка и условий предоставления таких субсидий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что настоящий административный иск предъявлен прокурором преждевременно. Нарушений прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц на получение в Учреждении знаний и навыков, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом, в настоящий момент административным ответчиком не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Хетовская средняя школа» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оборудованию кабинета основ безопасности жизнедеятельности средствами обучения, возложении обязанности оборудовать кабинет основ безопасности жизнедеятельности средствами обучения – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.

Судья С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 29 сентября 2023 года.