ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3830/2022 от 18.10.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-3830/2022

УИД 44RS0001-01-2022-004656-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2022 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Митрофановой Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Подкопаевым В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Т.В.Б. к Администрации г. Костромы о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении муниципальной слуги и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Т.В.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Костромы о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении муниципальной слуги и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Требования мотивированы тем, что Т.В.Б.<дата> года рождения (далее - административный истец), ее муж Т.Е.В.<дата> года рождения, дочь Т.В.Б. от первого брака С.П.П.<дата> года рождения, сын Т.Т.Е.<дата> года рождения, и дочь Т.Е.<дата> года рождения являются членами многодетной семьи. Административный истец обращалась в администрацию города Костромы (далее - административный ответчик) с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 18.07.2022г. административный ответчик своим решением (далее - решение) отказал административному истцу в предоставлении муниципальной услуги по основаниям ст. 53 и п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данное решение административный истец считает незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в силу следующего. Принимая решение, административный ответчик указал на то, что поскольку <дата>. Т.Е.В. отказался от права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, в котором имел право пользования 7,68 кв.м общей площади и учитывая в совокупности площади помещений, (находившихся в пользовании и собственности у административного истца и членов семьи до <дата> (61,78 кв.м.), то обеспеченность семьи из 5 человек общей площадью 12,36 кв.м. на каждого члена семьи превышало установленную учетную норму. Добровольный отказ Т.Е.В. от права пользования жилым помещением административный ответчик необоснованно счел намеренным действием, в результате которого административный истец и члены ее семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Будучи в браке (брак зарегистрирован <дата>) супруги Т. заключили с ... ИНН договор № от <дата>. участия в долевом строительстве в многоквартирном жилом доме по <адрес>. (по ГП) в городе Костроме в результате которого застройщик обязался выстроить за счет средств супругов Т. объект-квартиру, условный , площадью 57,45 в многоквартирном жилом доме по <адрес>. (по ГП) и передать объект участия в долевом строительстве не позднее 2-го квартала 2018 года, но в связи с тем, что сроки окончания строительства несколько раз застройщиком отодвигались, право общей совместной собственности на квартиру площадью 54.1 кв.м., с кадастровым номером по адресу: <адрес>Т.В.Б. и ее муж Т.Е.В. зарегистрировали в Управлении Росреестра по <адрес> на основании акта приема-передачи квартиры от <дата>, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от <дата>., договора долевого участия в строительстве № от <дата>. и дополнительных соглашений к данному договору от <дата> и от <дата> только <дата>. До приобретения права общей долевой собственности на указанную квартиру иного жилого помещения в собственности административного истца и ее мужа или членов семьи не имелось. С <дата> по <дата> административный истец имела регистрацию по адресу: <адрес>, а с <дата> зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Ее муж с <дата> по <дата> имел регистрацию по адресу: <адрес>, но по данному адресу не проживал, так как с семьей проживал в <адрес>, то есть регистрация по месту жительства по указанному адресу не означает, что он имел по этому адресу право пользования жилым помещением и отказался от этого права намеренно, с целью состоять на учете в качестве нуждающегося, с <дата> (дата регистрации права обшей совместной собственности) Т.Е.В. имел право зарегистрироваться по месту жительства по адресу: <адрес>, так как имел по этому право общей совместной собственности и фактически проживал в данной квартире. Между тем из предоставленных административному ответчику документов для постановки на учет семьи административного истца в качестве нуждающихся в предоставлении муниципальной услуги не следует, в чем выразился умысел и недобросовестность административного истца при вселении своего мужа в принадлежащее ему на праве общей долевой собственности жилое помещение по адресу: <адрес> несовершеннолетними детьми в квартиру, где проживает и зарегистрирована его супруга и несовершеннолетние дети. С учетом того обстоятельства, что на дату обращения административного истца к административному ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищная обеспеченность каждого члена ее семьи составляла менее учетной нормы проживающих в отдельной квартире, истец считает, что имеются основания для признания оспариваемого решения административного ответчика неправомерным. Административный истец никаких намеренных действий по вселению в жилое помещение ее мужа не совершала, вселение было осуществлено по инициативе и в результате действий собственника квартиры Т.Е.В. На основании изложенного, истец просит признать незаконным и отменить решение администрации города Костромы от 18.07.2022г. об отказе в представлении муниципальной услуги. Обязать администрацию города Костромы принять Т.В.Б. с членами ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Т.Е.В., который в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в надлежащем порядке.

В судебном заседании административный истец Т.В.Б. и ее представитель Б.М.В. требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г. Костромы З.Ю.В. на основании доверенности требования не признала. Ранее был представлен отзыв, в котором указано, что в обоснование требований истец сослался на то, что письмом Администрации <адрес> от <дата>Т.В.Б. отказано в предоставлении муниципальной услуги о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Администрация города Костромы считает, что заявленные исковые требования незаконны, необоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе от права пользования которыми лицо, претендующее на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, отказалось в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении. Согласно заявлению истицы, она просила принять на учет Т.В.Б., Т.Е.В. (супруг), С.П.П. (дочь), Т.Т.Е. (сын), Т.Т.Е. (дочь). Из запрошенных Администрацией города Костромы и представленных Т.В.Б. документов следует, что Т.В.Б., С.П.П., Т.Т.Е. с <дата>, Т.Т.Е. с <дата>, Т.Е.В. с <дата> зарегистрированы по месту жительства и имеют право пользования жилым помещением, общей площадью 54,1 кв. м, расположенном по адресу: Российская Федерация, <адрес><адрес>, принадлежащем Т.В.Б., Т.Е.В. на праве общей совместной собственности на основании договора участия в долевом строительстве в многоквартирном жилом доме по <адрес> (по ГП) в городе Костроме, № от <дата>, акта приема-передачи квартиры от <дата>, дополнительного соглашения к договору № участия в долевом строительстве в многоквартирном жилом доме по <адрес> (по ГП) в городе Костроме, 1 от <дата>, дополнительного соглашения к договору № участия в долевом строительстве в многоквартирном жилом доме по <адрес> (по ГП) в городе Костроме от <дата>, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию <адрес> от <дата>. Обеспеченность семьи истца из 5 человек общей площадью жилого помещения составляет по 10,82 кв.м. на человека, что ниже установленной учетной нормы. Вместе с тем, Т.Е.В. в период с <дата> по <дата> был зарегистрирован по месту жительства и имел право пользования жилым помещением, общей площадью 38,4 кв.м., расположенным по адресу: Российская Федерация, <адрес>. Исходя из общего количества лиц, зарегистрированных в этом жилом помещении и имевших право пользования им (5 человек), Т.Е.В. имел в пользовании в указанном жилом помещении 7,68 кв.м. общей площади. Учитывая в совокупности площади вышеуказанных жилых помещений, находившиеся в собственности и пользовании у Т.В.Б. и членов ее семьи до <дата> (61,78 кв.м.), обеспеченность семьи из 5 человек общей площадью жилого помещения составляла по 12,36 кв.м. на каждого члена семьи, что превышало установленную учетную норму. <дата>Т.Е.В. отказался от права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Российская Федерация, <адрес>. Таким образом, добровольный отказ Т.Е.В. от права пользования вышеуказанным жилым помещением является намеренным действием, в результате которого Т.В.Б. и члены ее семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что пятилетний срок с момента добровольного отказа Т.Е.В. от права пользования жилым помещением, расположенному по адресу: Российская Федерация, область, <адрес>, не истек, Т.В.Б. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ. Таким образом, муниципальная услуга оказана в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и не нарушает прав истца, в связи с чем ответчик просит суд в удовлетворении требований отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из заявленных требований следует, что административный истец оспаривает отказ администрации г. Костромы в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.

Как следует из материалов дела, <дата> административный истец Т.В.Б. обратилась в администрацию г. Костромы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

По результатам рассмотрения данного заявления администрация г. Костромы направила в адрес административного истца письмо от <дата> об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Таким образом, административный истец узнала о нарушении своих прав не ранее <дата>.

Т.В.Б. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным исковым заявлением <дата>, то есть в пределах установленного законом срока.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно положениям ч.ч. 3,7 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 г. № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет принимаются граждане, проживающие на территории Костромской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Костромской области, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) по основаниям, предусмотренным законодательством.

Решением Думы г.Костромы от 23 июня 2005 г. № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Как следует из материалов дела, <дата>Т.В.Б. обратилась в администрацию г. Костромы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы по категории многодетная семья в составе семьи из 5 человек: Т.В.Б., Т.Е.В. (муж), С.П.П. (дочь), Т.Т.Е. (сын), Т.Т.Е. (дочь).

Письмом администрации <адрес> от <дата> «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги» Т.В.Б. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ввиду того, что Т.Е.В. в период с <дата> по <дата> был зарегистрирован по месту жительства и имел право пользования жилым помещением, общей площадью 38,4 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>. Исходя из общего количества лиц, зарегистрированных в этом жилом помещении и имевших право пользования им (5 человек), Т.Е.В. имел в пользовании в указанном жилом помещении 7,68 кв.м. общей площади. Учитывая в совокупности площади вышеуказанных жилых помещений, находившиеся в собственности и пользовании у Т.В.Б. и членов ее семьи до <дата> (61,78 кв.м.), обеспеченность семьи из 5 человек общей площадью жилого помещения составляла по 12,36 кв.м. на каждого члена семьи, что превышало установленную учетную норму. <дата>Т.Е.В. отказался от права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Российская Федерация, <адрес>, что привело к ухудшению жилищных условий семьи. При этом не истек срок, предусмотренный п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

Как усматривается из материалов дела, Т.В.Б. и ее супруг Т.Е.В., а также дети С.П.П., Т.Т.Е., Т.Т.Е. проживают и зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 54,1 кв.м., при этом истица, ее дочь С.П.П., ее сын Т.Т.Е. зарегистрированы по указанному адресу с <дата>, дочь Т.Т.Е. - с <дата>, супруг Т.Е.В. - с <дата>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей совместной собственности Т.В.Б. и ее супругу Т.Е.В.

Ранее с <дата> по <дата>Т.Е.В. был зарегистрирован по месту жительства в качестве собственника, а в последующем в качестве члена семьи в жилом помещении, общей площадью 38,4 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ему на праве общей совместной собственности до <дата>, с <дата> принадлежащем Т.С.Е., являющемуся сыном Т.Е.В.

Таким образом, Т.Е.В. имел право пользования жилым помещением, общей площадью 38,4 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

Истица Т.В.Б. и ее супруг Т.Е.В. приобрели в общую совместную собственность квартиру по адресу: <адрес>, <дата>.

Пр этом материалами дела подтверждается, что в течение более 1,5 лет после приобретения указанного жилья Т.Е.В. сохранял регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>.

С учетом установленных по делу обстоятельств, довод истца о том, что сохранение регистрации супругом по прежнему адресу проживания носило формальный характер, не может быть признан состоятельным. В рассматриваемом случае регистрация Т.Е.В. в жилом помещении по адресу: <адрес>, является одним из доказательств, свидетельствующих о сохранении права пользования жилым помещением.

Снятие с регистрационного учета супруга административного истца Т.Е.В. по месту жительства в указанном жилом помещении администрация <адрес> расценила как совершение Т.Е.В. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и по этому основанию отказала Т.В.Б. в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Статьей 53 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ срок (пункт 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ).

С учетом изложенного администрация <адрес> при рассмотрении заявления Т.В.Б. о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и определении уровня обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения за последние пять лет правомерно принимала во внимание размер общей площади жилого помещения по адресу: <адрес>, который приходился на Т.Е.В., где он был зарегистрирован до <дата> по месту жительства.

Из материалов дела следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 38,4 кв.м. на момент снятия с регистрационного учета Т.Е.В. были зарегистрированы Т.О.В., <дата> г.р., Т.Е.В., Т.С.Е., <дата> г.р., Т.Н.Е., <дата> г.р., Б.К.С., <дата> г.р.

Исходя из количества зарегистрированных в указанном жилом помещении лиц (5 человек), на Т.Е.В. приходилось 7,68 кв.м. (38,4/5= 7,68).

Таким образом, обеспеченность семьи Т.В.Б. до <дата> составляла 12,356 кв.м. общей площади на одного человека (7,68 + 54,1 = 61,78/5 = 12,356), что превышало установленную в городе Костроме учетную норму 12 кв.м.

С учетом изложенного администрация <адрес> правомерно отказала Т.В.Б. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку обеспеченность ее семьи превышает учетную норму в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, при этом с момента добровольного отказа супруга административного истца Т.Е.В. от права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, пятилетний срок не прошел.

При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований Т.В.Б. суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Т.В.Б. о признании незаконным и отмене решения от <дата> об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья Е.М. Митрофанова

Мотивированное решение изготовлено 31.10.2022 года.