ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3833/20 от 01.12.2020 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

73RS0004-01-2020-005519-96 Дело №2а-3833/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 декабря 2020 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Высоцкой А.В.,

при секретаре Аббазовой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о понуждении к устранению нарушений в сфере материально-бытового обеспечения,

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском к ФКУ «Исправительная колония №9» УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области о понуждении к устранению нарушений в сфере материально-бытового обеспечения, указав в обоснование следующее.

Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проведена контрольная проверка соблюдения уголовно-исполнительного и иного законодательства в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, в ходе которой выявлены нарушения требований УИК РФ и иных законов.

Ранее в июле 2019 г. прокуратурой проводилась проверка в этой же колонии. При этом было установлено, что в швейном цехе № 1, расположенном на 4-м этаже здания общеобразовательной школы и профессионального технического училища, покрытие стен имело повреждения, подтеки, отслоение штукатурки, нарушение целостности напольного покрытия и оконных проемов, кровля указанного здания протекала, в связи с чем, требовался ремонт. По результатам данной проверки 26.07.2019 начальнику ИК-9 вносилось представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства. Из поступившего ответа следовало, что учреждением в адрес УФСИН России по Ульяновской области направлялась повторная заявка на выделение денежных средств для проведения капитального ремонта кровли здания общеобразовательной школы и профессионального технического училища и объект включен в план на проведение капитального ремонта зданий и сооружений. Однако как показала проведенная в текущем году контрольная проверка, выявленные ранее нарушения в сфере материально-бытового обеспечения администрацией ИК-9 до настоящего времени не устранены, в результате чего имеется реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и граждан, посещающих учреждение.

Так, в результате выезда в учреждение 18.09.2020 установлено, что в коридоре швейного цеха № 1, расположенного на 4 этаже здания общеобразовательной школы и профессионального технического училища, в помещениях экспериментального участка, закройного участка, малого и большого цехов, в комнате распределения работ и раздевалке для осужденных швейного цеха № 1, а также на 3-м этаже указанного здания в кабинете русского языка и литературы профессионального технического училища имелись следы подтеков и плесени, отслоения штукатурки, нарушения целостности напольного покрытия. Причина их возникновения - нарушение целостности кровли указанного здания общеобразовательной школы и профессионального технического училища. Проведенный колонией в марте 2020 г. расчет показал, что для ремонта кровли названного здания требовалось 2 822 608,53 руб. В настоящее время денежные средства на ремонт кровли не выделены, ремонт не проведен.

Согласно ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья. Частью 3 статьи 101 УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка, законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, имеет право на охрану здоровья и на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В свою очередь юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия (ст. 11 этого же закона № 52-ФЗ).

Помимо этого приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276 утверждена Инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы. Согласно п. 1.1 Инструкции её положениями надлежит руководствоваться службам территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, осуществляющим эксплуатацию, ремонт и контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации всех зданий и сооружений (за исключением инженерно-технических средств охраны) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории. На основании п. 1.2 Инструкции её требования обязаны выполнять все территориальные органы и учреждения УИС. При этом инструкцией определен порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений жилых, режимных, лечебных, хозяйственноскладских зон и зданий административного назначения, которая включает в себя осуществление контроля, технического надзора и проведение технических мероприятий планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений. В соответствии с п. 15.3.1 Инструкции к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится ремонт или смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, а также смена или замена более 20% основных конструкций, срок службы которых является наибольшим.

ИК-9 является учреждением с массовым пребыванием людей, точный круг которых на конкретную дату определить невозможно. Кроме постоянно меняющегося численного состава осужденных, сотрудников в разное время в учреждении могут находиться лица, прибывающие на свидания, а также сотрудники правоохранительных органов и иные лица, выполняющие свои профессиональные обязанности.

Просит обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения, а УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение мероприятий в целях устранения нарушений путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), а именно: провести ремонт кровли здания общеобразовательной школы и профессионального технического училища, расположенного на территории исправительного учреждения, с целью устранения причин нарушения целостности напольного покрытия, возникновения подтеков, образования плесени, отслоения штукатурки на стенах коридора швейного цеха № 1, в помещениях экспериментального участка, закройного участка, малого и большого цехов, в комнате распределения работ и раздевалке для осужденных швейного цеха № 1, а также в кабинете русского языка и литературы профессионального технического училища.

Представитель административного истца – помощник Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Мишагин О.Е. в судебном заседании требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика – ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Жасинас Н.В. в судебном заседании требования административного иска признала частично, пояснив, что не оспаривает нуждаемость в осуществлении ремонта кровли здания общеобразовательной школы и профессионального технического училища, расположенного на территории исправительного учреждения, однако не признала вину исправительного учреждения в неосуществлении ремонтных работ, поскольку отсутствие финансирования данного ремонта является обстоятельством, не зависящим от ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области.

Представитель административного ответчика – УФСИН России по Ульяновской области Гасанов М.С. в судебном заседании изложил позицию, сформулированную в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Исследовав письменные доказательства, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исправительной системы, учредителем является Российская Федерация, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России. Учреждение является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

Положениями ст. 5.12 Устава ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области предусмотрено, что при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области.

В соответствии с положениями названного Устава, ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.

Согласно ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья.

Частью 3 статьи 101 УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка, законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, имеет право на охрану здоровья и на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В свою очередь юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия (ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ).

Приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276 утверждена Инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы. Согласно п. 1.1 Инструкции её положениями надлежит руководствоваться службам территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, осуществляющим эксплуатацию, ремонт и контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации всех зданий и сооружений (за исключением инженерно-технических средств охраны) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории. На основании п. 1.2 Инструкции её требования обязаны выполнять все территориальные органы и учреждения УИС. При этом инструкцией определен порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения, которая включает в себя осуществление контроля, технического надзора и проведение технических мероприятий планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений. В соответствии с п. 15.3.1 Инструкции к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится ремонт или смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, а также смена или замена более 20% основных конструкций, срок службы которых является наибольшим.

ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением с массовым пребыванием людей, точный круг которых на конкретную дату определить невозможно. Кроме постоянно меняющегося численного состава осужденных, сотрудников в разное время в учреждении могут находиться лица, прибывающие на свидания, а также сотрудники правоохранительных органов и иные лица, выполняющие свои профессиональные обязанности.

Как следует из административного иска, Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проведена контрольная проверка соблюдения уголовно-исполнительного и иного законодательства в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, в ходе которой выявлены нарушения требований УИК РФ и иных законов.

В июле 2019 г. прокуратурой проводилась проверка в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, по факту чего было установлено, что в швейном цехе № 1, расположенном на 4-м этаже здания общеобразовательной школы и профессионального технического училища, покрытие стен имело повреждения, подтеки, отслоение штукатурки, нарушение целостности напольного покрытия и оконных проемов, кровля указанного здания протекала, в связи с чем, требовался ремонт. По результатам данной проверки 26.07.2019 начальнику ИК-9 вносилось представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства. Из поступившего ответа следовало, что учреждением в адрес УФСИН России по Ульяновской области направлялась повторная заявка на выделение денежных средств для проведения капитального ремонта кровли здания общеобразовательной школы и профессионального технического училища и объект включен в план на проведение капитального ремонта зданий и сооружений.

Как показала проведенная в текущем году контрольная проверка, выявленные ранее нарушения в сфере материально-бытового обеспечения администрацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области до настоящего времени не устранены, в результате чего имеется реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и граждан, посещающих учреждение.

Так, в результате выезда в учреждение 18.09.2020 установлено, что в коридоре швейного цеха № 1, расположенного на 4 этаже здания общеобразовательной школы и профессионального технического училища, в помещениях экспериментального участка, закройного участка, малого и большого цехов, в комнате распределения работ и раздевалке для осужденных швейного цеха № 1, а также на 3-м этаже указанного здания в кабинете русского языка и литературы профессионального технического училища имелись следы подтеков и плесени, отслоения штукатурки, нарушения целостности напольного покрытия. Причина их возникновения - нарушение целостности кровли указанного здания общеобразовательной школы и профессионального технического училища. Проведенный колонией в марте 2020 г. расчет показал, что для ремонта кровли названного здания требовалось 2 822 608,53 руб. В настоящее время денежные средства на ремонт кровли не выделены, ремонт не проведен.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиками.

Анализируя представленные сторонами в материалы дела доказательства, принимая во внимание приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требования административного иска Ульяновской прокуратуры основаны на законе и подтверждены материалами дела. При этом суд исходит из того, что ни представление прокурора, ни требования федерального законодательства, ответчиками своевременно исполнены не были, при этом доказательств того, что ответчиками велась работа, направленная на создание необходимых условий для устранения нарушений уголовно-исполнительного законодательства, суду не представлено.

Ответчиками не оспаривается, что вопросы, связанные с финансированием, в том числе и мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства, производятся за счет Федерального бюджета и данное финансирование производится через УФСИН России по Ульяновской области.

Соответчиком УФСИН России по Ульяновской области не представлено суду доказательств того, что для разрешения вопроса по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области были приняты какие-либо меры и совершены необходимые действия.

УФСИН России по Ульяновской области не является распорядителем бюджетных средств, однако вопросы, связанные с планированием распределения средств на данные мероприятия требуют активных действий с его стороны, в связи с чем, суд находит подлежащим удовлетворению в полном объеме административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области о понуждении к устранению нарушений в сфере материально-бытового обеспечения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9» Управления Федеральной службы исполнения наказании по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказании по Ульяновской области о понуждении к устранению нарушений в сфере материально-бытового обеспечения, удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения, а именно: провести ремонт кровли здания общеобразовательной школы и профессионального технического училища, расположенного на территории исправительного учреждения, с целью устранения причин нарушения целостности напольного покрытия, возникновения подтеков, образования плесени, отслоения штукатурки на стенах коридора швейного цеха №1, в помещениях экспериментального участка, закройного участка, малого и большого цехов, в комнате распределения работ и раздевалке для осужденных швейного цеха № 1, а также в кабинете русского языка и литературы профессионального технического училища.

При недостаточности, либо отсутствии у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №9» Управления Федеральной службы исполнения наказании по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Высоцкая