Дело № 2а-3835/20
УИД № 50RS0026-01-2020-005707-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.06.2020 года
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Е.Г., при секретаре Агаповой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Еремеева С. В. к Совету депутатов городского округа Котельники Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Еремеев С. В. обратился в Люберецкий городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского округа Котельники Московской области о признании незаконным решения Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от ДД.ММ.ГГ№ «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Котельники Московской области» с момента его принятия.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представители ответчика Мокшина С.В., Литвинова Н.П. присутствовали в судебном заседании, не возражали против рассмотрения дела без участия административного истца.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных Еремеевым С.В. требований по основаниям, изложенным в дела письменных возражениях.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что требования Еремеева С.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации нормотворческие полномочия, закрепил в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также гарантии его осуществления (преамбула). К ним относятся и правила замещения должности главы муниципального образования.
Так, статьей 36 Федерального закона ДД.ММ.ГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность избрания главы муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (пункт 1 части 2), порядок же проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (абзац первый части 2.1).
В силу пункта 2 статьи 30 Устава городского округа Котельники Московской области глава городского округа избирается Советом депутатов городского округа Котельники из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа устанавливается решением Совета депутатов. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Котельники Московской области (далее – Положение) утверждено Решением Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от ДД.ММ.ГГ№, которое опубликовано в газете «Котельники Сегодня» ДД.ММ.ГГ№ (1130) и размещено ДД.ММ.ГГ на сайте администрации www.kotelniki.ru и kotelniki.mosreg.ru.
Указанное решение Совета депутатов не оспорено, является действующим.
Решением Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от ДД.ММ.ГГ№ объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского округа Котельники Московской области. Проведение конкурса назначено на ДД.ММ.ГГ в 12:00 часов посредством видео-конференц-связи. Утвержден текст Информационного сообщения о проведении конкурса. Указанное решение опубликовано в газете «Котельники Сегодня» ДД.ММ.ГГ№ (1130) и размещено ДД.ММ.ГГ на сайте администрации www.kotelniki.ru и kotelniki.mosreg.ru.
Учитывая, что оспариваемое решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ№ опубликовано ДД.ММ.ГГ, то прием документов от кандидатов осуществлялся с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно (14 календарных дней, установленным пунктом 4.7 Положением о проведении конкурса, утвержденного решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ№ и пунктом 9 Информационного письма, утвержденного решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ№).
Как следует из журнала регистрации кандидатов на участие в конкурсе, Еремеев С.В. подал документы для участия в конкурсе, его заявление зарегистрировано под №, дата подачи ДД.ММ.ГГ в 11 час. 54 мин. В журнале имеются подписи Еремеева С.В. о сдаче документов и ответственного лица Паниной И.Н. за прием документов.
Таким образом, само по себе принятие Советом депутатов решения от ДД.ММ.ГГ№ «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Котельники Московской области» является законным и обоснованным, не противоречит Положению о проведении конкурса, утвержденного решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ№.
Административный истец считает, что Совет депутатов, решением № объявив конкурс по отбору кандидатур на должность главы не предусмотрел гарантии безопасности от заражения новой коронавирусной инфекции кандидатов.
Данный довод является несостоятельным, поскольку порядок проведения конкурса утвержден Решением Совета депутатов №, которое административным истцом и иными заинтересованными лицами не оспорено.
Так, в соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке проведения конкурса, оно разработано в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 131-ФЗ, Уставом городского округа Котельники Московской области, Законом Московской области №-ОЗ «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Губернатора Московской области от ДД.ММ.ГГ№-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Московской области и ином действующем законодательстве.
Положение регулирует порядок назначения, условия и порядок проведения конкурса по отбору на должность главы городского округа Котельники, порядок формирования и организации деятельности комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы.
Абзац второй пункта 2.2 Положения предусматривает, что в случае введения режима повышенной готовности, проведение конкурса осуществляется посредством видео-конференц-связи. В абзаце втором пункта 2.3 Положения указано, что в случае введения режима повышенной готовности назначается лицо, ответственное за прием конкурсных документов от кандидатов, хранение, направление копий документов членам конкурсной комиссии и иные полномочия. Пунктом 4.1 Положения установлено, что кандидат, изъявивший желание участвовать в конкурсе, лично представляет документы с соблюдением требований нормативно-правовых актов, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности, либо чрезвычайной ситуации и регулирующих порядок передвижения с применением мер индивидуальной защиты.
Таким образом, Положение, утвержденное решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ№ содержит нормы, которые регулируют порядок работы комиссии и порядок подачи документов в период установленного на территории Московской области режима повышенной готовности.
Данное решение № ни Еремеевым С.В., ни иными заинтересованными лицами не оспорено.
В оспариваемом Еремеевым С.В. решении № предусмотрено, что кандидат, изъявивший желание участвовать в конкурсе, лично представляет документы с соблюдением требований нормативно-правовых актов, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности, либо чрезвычайной ситуации и регулирующих порядок передвижения с применением мер индивидуальной защиты (пункт 7 информационного сообщения).
Режим повышенной готовности на территории Московской области введен на основании Постановления Губернатора МО от ДД.ММ.ГГ№-ПГ.
В подпункте 3 пункта 5 Постановления Губернатора МО от ДД.ММ.ГГ№-ПГ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения ДД.ММ.ГГ и подачи документов с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ) «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» указано, обязать:
граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Московской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением.
Деятельность Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа Котельники Московской области законодательно не приостановлена, Совет депутатов и Администрация городского округа Котельники также осуществляла свою деятельность в период введения режима повышенной готовности.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГ Губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым отменены цифровые пропуска, что подтверждается Постановлением Постановление Губернатора МО от ДД.ММ.ГГ№-ПГ «О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от ДД.ММ.ГГ N 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области», признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Московской области и дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области».
Учитывая отмену пропускного режима, кандидаты, желающие участвовать в конкурсе, могли беспрепятственно посетить место сбора конкурсных документов, указанное в решении Совета депутатов (пунктом 9 Информационного письма).
Таким образом, решениями № и № предусмотрены гарантии безопасности кандидатов и членов комиссии от заражения коронавирусной инфекции. Препятствий для сдачи документов, в связи с режимом повышенной готовности на территории Московской области, у истца не имелось.
Еремеев С.В. в административном иске указал, что не предусмотрена процедура подачи документов и участия в конкурсе гражданина, если он заболел коронавирусной инфекцией или имел контакт с заболевшим.
Данный довод является несостоятельным, поскольку в пункте 7 Информационного письма (решение №) предусмотрена подача документов лично с соблюдением требований нормативно-правовых актов, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности, либо чрезвычайной ситуации и регулирующих порядок передвижения с применением мер индивидуальной защиты.
Период подачи документов установлен 14 дней (пункт 9 информационного письма).
Указанный срок является достаточным для выздоровления и подачи документов в конкурсную комиссию лично.
Прием документов комиссией осуществлялся с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно, каких-либо письменных обращений от истца о том, что он не имеет возможности сдать документацию в связи с наличием коронавирусной инфекции или в связи с контактом с заболевшим, в адрес Совета депутатов, ответственному лицу, членам комиссии не поступало. Сам Еремеев С.В. документы на участие в конкурсе подал, свое право на участие в конкурсе реализовал.
В силу части 2 статьи 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (часть 3 статьи 19 Конституции РФ).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции считает, оспариваемое решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ№ не нарушает принципы равенства на участие граждан в конкурсе по отбору на должность главы. Для всех желающих созданы равные условия и единство требований ко всем гражданам, желающим принять участие в конкурсе.
Довод Еремеева С.В. о спешке Совета депутатов как можно быстрее утвердить заранее согласованную кандидатуру, не подтвержден материалами дела.
В пункте 8.1-1. статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования избрание главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, осуществляется не позднее чем через шесть месяцев со дня такого прекращения полномочий.
Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ№ принято к сведению досрочное прекращение полномочий главы городского округа Котельники Московской области Булгакова А.А. в связи с отставкой по собственному желанию ДД.ММ.ГГ.
Постановлением главы городского округа Котельники от ДД.ММ.ГГ№-ПГ Жигалкин С.А. приступил к временному исполнению полномочий главы городского округа Котельники Московской области с ДД.ММ.ГГ.
Процедура избрания Главы, с учетом проведения конкурса, составляет не менее одного – двух месяцев, что следует из не оспоренного решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ№ о порядке проведения конкурса.
Учитывая, что избрание главы осуществляется не позднее шести месяцев, то решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ№ «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Котельники Московской области» не может расцениваться судом как поспешное и (или) преждевременное.
Более того, в случае если конкурс будет считаться не состоявшимся, то процедура избрания главы может быть возобновлена вновь.
Доводы административного истца о плохом самочувствии, повышенной температуре тела, возможном контакте с инфекционными больными, невозможностью заверить копию трудовой книжки работодателем, не подтверждены материалами дела. Каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов административным истцом представлено не было.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 КАС РФ установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Документы Еремеевым С.В. в конкурсную комиссию сданы, что подтверждается отметкой в журнале регистрации и перечнем сданных в конкурсную комиссию документов, копия трудовой книжки Еремеевым представлена, которая заверена работодателем. Заявлений о невозможности представить какие-либо документы не представлено.
Как пояснили представители ответчика, Еремеев С.В. документы на участие в конкурсе подал, свое право на участие в конкурсе реализовал. При сдаче документов для участия в конкурсе Еремеев С.В. чувствовал себя отлично, температура тела составила 36,6 градусов (показания тепловизора, измерял ответственный сотрудник при входе в здание), вёл прямой эфир, на плохое самочувствие не жаловался.
Доказательств обратного, административным истцом представлено не было.
При таких обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Еремеева С. В. к Совету депутатов городского округа Котельники Московской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГ№ «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Котельники Московской области».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Г. Аксенова
Решение принято в окончательной форме 15.06.2020 года.