Дело № 2а-3836/18 30 июля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Яковлевой М.О.,
при секретаре Бриали К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ и двух решений от 06 июля 2018 года об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий незаконными, об обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском к административному ответчику Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга о признании незаконными решений № 01-64-6576/18-0-1 от 03 июля 2018 года, № 01-64-6575/18-0-2, № 01-64-6573/18-0-2 от 06 июля 2018 года об отказе в согласовании публичных мероприятий в форме шествия, митинга и пикетирования, об обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.
В обоснование заявленных требований указали, что 03.07.2018 года в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности ими были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:
- пикетирования с призывом к ФИФА начать широкую кампанию по борьбе с гомофобией в футболе по примеру кампании по борьбе с расизмом с целью призыва к Международной федерации футбола ФИФА инициировать широкую кампанию по борьбе с гомофобией в футболе по примеру кампании по борьбе с расизмом. Согласно поданному уведомлению пикетирование должно было состояться 08 июля 2018 гола с 14 до 15 часов в Алексеевском caду города Санкт-Петербурга с количеством участников до 600 человек;
- митинга в поддержку политики Совета Европы по вопросу прав сексуальных и гендерных меньшинств на европейском континенте с целью выступления в поддержку политики Совета Европы в лице Парламентской Ассамблеи, Комитета Министров и Европейского Суда по правам человека по вопросу прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров на европейском континенте. Согласно поданному уведомлению митинг должен состояться 14 июля 2018 года с 10 до 11 часов в Греческом сквере города Санкт-Петербурга количеством участников до 600 человек;
- шествия Санкт-Петербургского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению шествие должно состояться 14 июля 2018 года с 13 до 15 часов по улице Чайковского от Набережной реки Фонтанки до улицы Потемкинская в городе Санкт-Петербурге количеством участников до 1000 человек.
03 и 06 июля 2018 года председатель Комитета по вопросам законности правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга ФИО4 уведомил административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий.
В каждом случае председатель Комитета подчеркнул, что заявленная цель каждого из мероприятий нарушает запреты, предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и предупредил об административной ответственности предусмотренной статьей 6.21 КоАП РФ.
Кроме того, указал на то, что в заявленных местах проведения шествия, митинга и пикетирования запланированы различные технические работы.
Административные истцы считают, что оспариваемые решения нарушают их право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированное статьей 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года.
Ссылаясь на положения указанного Закона, а также Определения Конституционного Суда РФ N 484-О-П от 02 апреля 2009 года и N 705-О-О от 01 июня 2010 года, административные истцы указывают, что Комитет нарушил порядок согласования публичных мероприятий в связи с непредставлением им предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия, митинга и пикетирования. Административные истцы были лишены возможности по достижению согласия относительно изменения места и/или времени заявленных мероприятий, поскольку орган власти не предложил им для согласования ни одного альтернативного места.
Также административные истцы указывают, что риск возможных столкновений между участниками публичных мероприятий и лицами, протестующими против их проведения, не имеет правового значения, поскольку проведение мероприятий с заявленными целями заведомо будет воспринято негативно частью общества, независимо от конкретного времени и места их проведения. Соответственно орган власти обязан обеспечить безопасность участников организованных заявителями публичных мероприятий и предотвращение беспорядков, что предусмотрено статьей 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также вытекает из требований статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Также административные истцы указали, что целью заявленных публичных мероприятий являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств, что никоим образом не может нарушать требования нравственности.
Полагают, что Россия, являясь членом Совета Европы, обязана соблюдать те ценности и принципы, которые закреплены в Уставе данной организации, а именно: признавать и защищать права граждан, принадлежащих к сексуальным меньшинствам. Ссылаясь на рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, указывают на необходимость признания и защиты прав граждан, принадлежащих к сексуальным меньшинствам. Отмечают, что многочисленные решения Европейского Суда по правам человека, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, также подтверждают их довод о том, что защита прав данной категории граждан не может рассматриваться как нарушающая общественную нравственность. Орган власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия исключительно по мотивам несоответствия его целей или формы требованиям закона в том случае, если мероприятие по своей форме не является мирным, а также, если его целью не является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Однако в данном случае организаторами публичных мероприятий таких нарушений не допущено.
Административные истцы обращают внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 г. N 24-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних), из которого следует, что органы исполнительной власти не вправе отказывать со ссылкой на указанный запрет в согласовании проведения публичных мероприятий представителей сексменьшинств, прямым умыслом которых не является вовлечение в них несовершеннолетних лиц, а также цель которых прямо не адресована несовершеннолетним лицам.
Отмечают, что в поданных ими в Комитет уведомлениях о проведении публичных мероприятий они указывали на готовность изменить место и/или время их проведения по мотивированному предложению Комитета, кроме того, подчеркивали, что организаторы и участники публичных мероприятий не будут нарушать нормы общественной нравственности, в том числе демонстрировать наготу и иные формы непристойностей.
Считают, что основной причиной отказа Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга в согласовании проведения шествия, митинга и пикетирования является неприятие должностным лицом целей публичных мероприятий, связанных с выступлением в поддержку прав и против дискриминации представителей сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России. В связи с этим решения Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга об отказе в согласовании публичных мероприятий являются дискриминационными по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось их проведение.
Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие административных истцов. Принимая во внимание изложенное, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административных истцов.
Представитель административного ответчика Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности по доверенности ФИО5 в судебное заседание явился, не признал заявленные требования, пояснил, что основанием для отказа в проведении публичных мероприятий послужило проведение на заявленных административными истцами территориях работ с использованием специальной техники, требующей соблюдения специальных правил техники безопасности. Касаемо доводов административных истцов о том, что им не было предложено альтернативное место и время проведения публичного мероприятия указал, что поскольку Комитет в целях шествия, митинга и пикетирования усмотрел возможное нарушение запретов, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних), и указанные цели не были административными истцами уточнены, то обязанность в данном случае у административного ответчика по предложению альтернативных мест и времени проведения публичных мероприятий отсутствовала. Кроме того, при согласовании шествия и митинга административным истцам указывалось на наличие условий, не позволяющих их организовывать и проводить без согласования с ФСБ РФ и МВД РФ, обеспечивающими безопасность граждан в период проведения массовых мероприятий в соответствии с Указом Президента РФ от 09 мая 2017 года № 202.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Гарантированное статьей 31 Конституции РФ право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).
Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Закона.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, что 03 июля 2018 года в адрес Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга поступили уведомления от ФИО1, подписанные также ФИО2 и ФИО3 о проведении публичных мероприятий:
- пикетирования с призывом к Международной федерации футбола ФИФА инициировать широкую кампанию по борьбе с гомофобией в футболе по примеру кампании по борьбе с расизмом. Дата и время проведения мероприятия 08 июля 2018 года с 14.00 до 15.00 в Алексеевском саду города Санкт-Петербурга с количеством участников 600 человек;
- митинга в поддержку политики Совета Европы по вопросу прав сексуальных и гендерных меньшинств на европейском континенте с целью выступления в поддержку политики Совета Европы в лице Парламентской Ассамблеи, Комитета Министров и Европейского Суда по правам человека по вопросу прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров на европейском континенте. Дата и время проведения мероприятия 14 июля 2018 года с 10-00 до 11-00 в Греческом сквере города Санкт-Петербурга с количеством участников 600 человек;
- шествия Санкт-Петербургского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Дата и время проведения мероприятия 14 июля 2018 года с 13-00 до 15-00 по улице Чайковского от Набережной реки Фонтанки до улицы Потемкинская в городе Санкт-Петербурге с количеством участников 1000 человек.
03.07.2018 года и 06.07.2018 года административным истцам, а также иным лицам были даны ответы Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности по результатам рассмотрения уведомлений указанных лиц о проведении публичных мероприятий за номером № 01-64-6576/18-0-1, № 01-64-6573/18-0-2, № 01-64-6575/18-0-2.
Так, в ответе административного ответчика № 01-64-6576/18-0-1 от 03.07.2018 года указано, что по информации, полученной от администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, 08.07.2018 г. на территории Алексеевского сада ОАО «Садово-парковое предприятие «Центральное» в заявленное время будет проводить работы по уборке территории сада от мусора с применением автомобиля для сбора мусора и полив цветников и молодых посадок деревьев с применением поливочной машины на базе трактора. При проведении указанных работ будет использоваться специальная техника и механизмы, требующие соблюдения специальных правит техники безопасности.
Из ответа административного ответчика № 01-64-6573/18-0-2 от 06.07.2018 года следует, что по информации, полученной от администрации Центрального района Санкт-Петербурга, в настоящее время по заявленному маршруту шествия производятся следующие работы:
ул. Чайковского, д. 4, лит. А в соответствии с ордером ГАТИ № 5572-2018 от 12.04.2018 подрядной организацией ООО «СКАМПИР» установлены строительные леса, оборудовано временное ограждение опасной зоны. Срок окончания работ: 14.10.2018;
ул. Чайковского, д.28, лит. А в соответствии с ордером ГАТИ № 6638-2018 от 14.05.2018 подрядной организацией АО «Ремфасад» установлены строительные леса, оборудовано временное ограждение опасной зоны. Срок окончания работ: 15.05.2019;
ул. Чайковского, д.42, лит. А подрядной организацией НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» организовано временное складирование строительных материалов. Сроки окончания работ: 20.09.2018 (Ордер ГАТИ № 7262-2018 от 30.05.2018);
ул. Чайковского, д.36, лит. А подрядной организацией ООО «К-Ресурс С-3» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей. Срок окончания работ: 15.08.2018 (Ордер ГАТИ № 7203-2018 от 29.05.2018);
ул. Чайковского, д.41 подрядной организацией ООО «УНР-398» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей. Срок окончания работ: 31.08.2018 (Ордер ГАТИ № 8045-2018 от 20.06.2018);
ул. Чайковского, д. 18 подрядной организацией ООО «УНР-398» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей, Срок окончания работ: 31.08.2018 (Ордер ГАТИ № 8019-2018 от 30.06.2018).
ул. Чайковского, д.63, лит. А подрядной организацией ООО «ПВЦ Восток» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей (теплосеть). Срок окончания работ: 27.09.2018 (Ордер ГАТИ № 8151 2018 от 27.06.2018);
ул. Чайковского, д. 13, лит. А подрядной организацией ООО «УНР-398» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей (ГВС и ХВС). Срок окончания работ продлен до 16.07.2018 (Ордер ГАТИ № 3321-2018 от 12.03.2018);
наб. реки Фонтанки, четная сторона, (от ул. Чайковского до Московского пр.) в соответствии с ордером ГАТИ № 6311-2018 о 03.05.2018 подрядной организацией ООО «ДСК АБЗ-Дорстрой» проводятся ремонтные работы дорожного покрытия. Срок окончания работ продлен до 16.07.2018.
При проведении указанных работ используется строительная техника и механизмы, требующие соблюдения специальных правил техники безопасности как в зоне работ, так и вблизи объекта.
Из ответа административного ответчика № 01-64-6575/18-0-2 от 06.07.2018 года следует, что по информации, полученной от администрации Центрального района Санкт-Петербурга, территория Греческого сквера вплотную примыкает к зданию медицинского центра «ЛИЦ» (лечебно-инновационный центр, ООО «КДЛИЦ») со стороны Греческого пр. и расположена на расстоянии менее 50 м от Детской городской больницы № 19 им. К.А. Раухфуса. Со стороны 2-й Советской ул. на территории сквера оборудована детская площадка с игровым и спортивным оборудованием. Указанный спортивно-игровой комплекс занимает 80 % территории Греческого сквера.
В соответствии со ст.5-2 Закона Санкт-Петербурга от 21.06.2011 № 390-70 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности запрещается проведение собраний и митингов на территориях, прилегающих к зданиям, занимаемым учреждениями здравоохранения. Прилегающие территории ограничиваются окружностью с радиусом 50 метров от входа (выхода) в здания, занимаемые учреждениями здравоохранения.
Кроме того, к территории сквера со стороны 3-й Советской ул. примыкают объекты предприятия «Тепловая сеть» филиала «Невский» ПАО «ТГК-l» и ООО «ПетербургГаз» - объекты ТП-38 и ГРП № 23, соответственно, которые вместе с прилегающей к ним территорией (в радиусе не менее 25 метров) являются объектами, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности.
В соответствии с распоряжением ГАТИ № 3085-2018 от 02.04.2018 подрядной организацией ОАО «Садово-парковое предприятие «Центральное» проводятся работы по посадке зеленых насаждений. Срок окончания работ продлен до 16.07.2018
2-я Советская ул. (от Суворовского пр. до Греческого пр.) подрядной организацией ГУП «Водоканал СПб» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей (водопровод), срок окончания работ 10.10.2018 (Ордер ГАТИ № 6166-2018 от 24.04.2018).
При проведении указанных работ используется строительная техника и механизмы, требующие соблюдения специальных правил техники безопасности как в зоне работ, так и вблизи объекта.
Кроме того, указанные ответы содержали ссылку на то, что заявленные цели мероприятий нарушают запреты, предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Помимо этого ответы административного ответчика от 06 июля 2018 года № 01-64-6573/18-0-2 и № 01-64-6575/18-0-2 содержали ссылку на пункт 11 Указа Президента РФ от 09 мая 2017 года N 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка Конфедераций FIFA 2017 года», предусматривающий, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением чемпионата мира по футболу, в период с 25 мая по 25 июля 2018 года могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности. Во исполнение требований Указа Президента РФ, приказов Министерства внутренних дел России, Главного Управления Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также в связи с пребыванием на территории Российской Федерации участников сборных команд по футболу, представителей FIFA и большого количества иностранных болельщиков при проведении мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года принимаются усиленные меры но обеспечению безопасности граждан и общественного порядка. В настоящее время до 25 июля 2018 года на территории Санкт-Петербурга проводятся матчи по футболу ЧМ-2018 и иные массовые мероприятия ЧМ-2018, в связи с чем на обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на территории города в ежедневном режиме задействована большая часть личного состава служб и подразделений Главного Управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и приданных сил МВД России.
Согласно пунктам 3,5, 6 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В соответствии с п. 7 указанной нормы, уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке. Установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
На обеспечение реализации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", частью 1 статьи 8 которого предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, в соответствии с частью 2 статьи 8 названного Федерального закона относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Оценив, оспариваемые административными истцами ответы Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательствами, суд не находит оснований для признания их незаконными.
Суд полагает обоснованной ссылку представителя Комитета на то, что при получении уведомления Комитет обязан проверить возможность проведения публичного мероприятия в указанном в уведомлении месте и безопасность проведения публичного мероприятия, обеспечив тем самым безопасность участников мероприятия и лиц, не участвующих в нем. Такая обязанность административного ответчика предусмотрена законом.
В материалы дела представлены ответы районных Администраций на запросы административного ответчика.
Так, из ответа администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 03 июля 2018 года № 01-25-137/18-0-2 следует, что 08 июля 2018 года ОАО «Садово-парковое предприятие «Центральное» в заявленное время планируется проведение уборки территории сада от мусора с применением автомобиля ГАЗ-33023 (газель) для мусора и полив цветников и молодых посадок деревьев с применением поливомоечной машины на базе трактора МДСУ 1.8. При проведении работ будет использоваться специальная техника и механизмы, требующие соблюдения специальных правил техники безопасности.
Из ответа администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 05 июля 2018 года № 01-13-5163/18-0-1 следует, что в настоящее время на ул. Чайковского и наб. реки Фонтанки проводятся следующие работы:
ул. Чайковского, д. 4, лит. А. в соответствии с ордером ГАТИ № 5572-2018 от 12.04.2018 подрядной организацией ООО «СКАМПИР» установлены строительные леса, оборудовано временное ограждение опасной зоны. Срок окончания работ: 14.10.2018;
ул. Чайковского, д.28, лит. А в соответствии с ордером ГАТИ № 6638-2018 от 14.05.2018 подрядной организацией АО «Ремфасад» установлены строительные леса, оборудовано временное ограждение опасной зоны. Срок окончания работ: 15.05.2019;
ул. Чайковского, д.42, лит. А подрядной организацией НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» организовано временное складирование строительных материалов. Сроки окончания работ: 20.09.2018 (Ордер ГАТИ № 7262-2018 от 30.05.2018);
ул. Чайковского, д.36, лит. А подрядной организацией ООО «К-Ресурс С-3» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей. Срок окончания работ: 15.08.2018 (Ордер ГАТИ № 7203-2018 от 29.05.2018);
ул. Чайковского, д.41 подрядной организацией ООО «УНР-398» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей. Срок окончания работ: 31.08.2018 (Ордер ГАТИ № 8045-2018 от 20.06.2018);
ул. Чайковского, д. 18 подрядной организацией ООО «УНР-398» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей, Срок окончания работ: 31.08.2018 (Ордер ГАТИ № 8019-2018 от 30.06.2018).
ул. Чайковского, д.63, лит. А подрядной организацией ООО «ПВЦ Восток» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей (теплосеть). Срок окончания работ: 27.09.2018 (Ордер ГАТИ № 8151 2018 от 27.06.2018);
ул. Чайковского, д. 13, лит. А подрядной организацией ООО «УНР-398» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей (ГВС и ХВС). Срок окончания работ продлен до 16.07.2018 (Ордер ГАТИ № 3321-2018 от 12.03.2018);
наб. реки Фонтанки, четная сторона, (от ул. Чайковского до Московского пр.) в соответствии с ордером ГАТИ № 6311-2018 о 03.05.2018 подрядной организацией ООО «ДСК АБЗ-Дорстрой» проводятся ремонтные работы дорожного покрытия. Срок окончания работ продлен до 16.07.2018.
При проведении указанных работ используется строительная техника и механизмы, требующие соблюдения специальных правил техники безопасности как в зоне работ, так и вблизи объекта.
Территория Греческого сквера вплотную примыкает к зданию медицинского центра «ЛИЦ» (лечебно-инновационный центр, ООО «КДЛИЦ») со стороны Греческого пр. и расположена на расстоянии менее 50 м от Детской городской больницы № 19 им. К.А. Раухфуса. Со стороны 2-й Советской ул. на территории сквера оборудована детская площадка с игровым и спортивным оборудованием. Указанный спортивно-игровой комплекс занимает 80 % территории Греческого сквера.
Кроме того, к территории сквера со стороны 3-й Советской ул. примыкают объекты предприятия «Тепловая сеть» филиала «Невский» ПАО «ТГК-l» и ООО «ПетербургГаз» - объекты ТП-38 и ГРП № 23, соответственно, которые вместе с прилегающей к ним территорией (в радиусе не менее 25 метров) являются объектами, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности.
В соответствии с распоряжением ГАТИ № 3085-2018 от 02.04.2018 на территории Греческого сквера подрядной организацией ОАО «Садово-парковое предприятие «Центральное» проводятся работы по посадке зеленых насаждений. Срок окончания работ продлен до 16.07.2018.
3-я Советская ул. (от Суворовского пр. до Греческого пр.) подрядной организацией ГУП «Водоканал СПб» проводятся земляные работы по прокладке инженерных сетей (водопровод), срок окончания работ 10.10.2018. (Ордер ГАТИ № 6166-2018 от 24.04.2018).
При проведении указанных работ также используется строительная техника и механизмы, требующие соблюдения специальных правил техники безопасности как в зоне работ, так и вблизи объекта.
Согласно ст. 5-2 Закона Санкт-Петербурга от 21.06.2011 № 390-70 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности запрещается проведение собраний и митингов на территориях, прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти Санкт-Петербурга, образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, железнодорожным вокзалам и платформам, автобусным и морским вокзалам, аэропортам, зданиям и входам в вестибюли станций метрополитена (далее также - прилегающие территории).
Прилегающие территории ограничиваются окружностями с радиусом 50 метров от входа (выхода) в здания, занимаемые органами государственной власти Санкт-Петербурга, образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения.
Оценив указанные сведения в совокупности с имеющейся информацией о планируемых административными истцами публичных мероприятиях, месте и времени их планируемого проведения, количестве участвующих в них лиц, Комитет, по мнению суда, пришел к обоснованному выводу о невозможности согласования публичных мероприятий с количеством участников от 600 до 1000 человек в местах, непосредственно примыкающих к местам проведения уборочных, строительных либо ремонтных работ с использованием специальной техники, а территория Греческого сквера помимо этого является прилагающей территорией к учреждениям здравоохранения.
При этом суд полагает необходимым учитывать то, что на Комитет возложена обязанность принимать решения, исключающие возможность причинения вреда лицам участвующим и не участвующим в публичных мероприятиях.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что в период проведения спортивного соревнования Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.
Во исполнение вышеназванного Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" на территориях субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций, а также в прилегающих к ним акваториях введены усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 года и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 года.
Пунктом 11 названного Указа установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 года и в период с 25 мая по 25 июля 2018 года могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.
Вместе с тем, сведений о согласовании с Управлением Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также с Главным управлением Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проведения публичных мероприятий 08 июля 2018 года и 14 июля 2018 года, заявленных административными истцами, в уведомлениях о проведении публичного мероприятия, в материалах дела не имеется.
Кроме того, следует отметить, что данные обстоятельства не лишают административных истцов права на проведение публичного мероприятия в установленном законом месте.
Также положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно ч. 2 ст. 12 вышеназванного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Данные нормы материального права с учетом их конституционного толкования обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.
В связи с изложенным, Комитет по вопросам законности и правопорядка, обязанный принимать меры по защите детей от информации, наносящей вред их нравственности и духовному развитию, с учетом намерений заявителей провести публичные мероприятия в местах города Санкт-Петербурга, предполагающих присутствие большого количества людей, в том числе несовершеннолетних, усмотрев, что цели публичного мероприятия, возможно, нарушают установленные законодательством РФ запреты, имел законные основания для несогласования мероприятий.
Административные истцы ссылаются на многочисленные рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Однако с такими доводами суд не соглашается, поскольку несогласование проведения публичных мероприятий было обусловлено не дискриминационными мотивами.
Кроме того, поскольку проведение публичных мероприятий носит уведомительный характер, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга не отказывал в данном случае по этим основаниям в проведении публичного мероприятия, а предупредил заявителей о правовых последствиях нарушения законодательных запретов при проведении публичного мероприятия с заявленной целью. При этом органом государственной власти организатору публичного мероприятия предоставлена возможность провести публичное мероприятие после устранения несоответствия указанных в уведомлении целей действующим законодательным запретам.
Ссылки в административном иске на то, что Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности следовало указать заявителям иное альтернативное место и время проведения митингов и шествия в общественном месте, несостоятельны, поскольку усмотрение административным ответчиком противоречия заявленных целей планируемых заявителями публичных мероприятий законодательным запретам и отсутствие сведений об устранении организаторами указанных публичных мероприятий этого несоответствия исключали необходимость предложения организатором публичных мероприятий иных альтернативных мест и времени их проведения, и противоречит нормам п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые решения приняты в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решений соблюден, основания для принятия оспариваемых решений имелись, содержание оспариваемых решений соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Оснований полагать, что права и законные интересы административных истцов нарушены у суда не имеется, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга о признании решения от 03 июля 2018 года и двух решений от 06 июля 2018 года об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий незаконными, об обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья М.О. Яковлева