ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3836/2021 от 02.03.2022 Борского городского суда (Нижегородская область)

дело 2а-526/2022 (УИД 52 RS 0012-01-2021-004240-73)

КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2022 года г.о.г. Бор

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сочневой К.А., при секретаре судебного заседания Данилиной Д.Н., с участием административного истца Суханова С.В., представителя административного истца по доверенности Бударагина А.А., представителя департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Бор Нижегородской области по доверенности Макаровой И.А., представителя администрации г.о.г. Бор Нижегородской области по доверенности Стукалиной Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Суханова С.В. к департаменту имущественных и земельных отношений администрации г.о.<адрес>, администрации г.о.<адрес> о признании незаконным решения об отказе в представлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, об обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Суханов С.В. обратился с данным административным исковым заявлением к департаменту имущественных и земельных отношений администрации г.о.<адрес>, администрации г.о.<адрес>. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г.о.<адрес> с заявлением, в котором просил предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2347 кв.м., с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, без торгов, в соответствии с подп. 10 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ администрацией было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в виду того, что на испрашиваемой территории расположены постройки; предоставление земельного участка под объектами недвижимости осуществляется исключительно собственнику объектов недвижимости; права на указанные постройки не зарегистрированы, правоустанавливающие документы на постройки заявителем не представлены; формирование и предоставление земельного участка при данных обстоятельствах будет нарушать принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, изложенный в п.5 ст. 1 Земельного кодекса РФ; данные несоответствия являются основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предоставлении земельного участка. Административный истец считает решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, так как ответ был дан с нарушением сроков, установленных Федеральным законом № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации». Кроме того, отказ администрации нарушает нормы закона. Данные нарушения заключаются в том, что расположенный на земельном участке садовый домик согласно Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) не является объектом недвижимости, он не имеет системы инженерно-технического обеспечения. Указанной постройкой много лет владели родители административного истца, а затем и сам административный истец, как единственный наследник к имуществу родителей. Административный истец является собственником данной постройки на основании приобретательной давности. Кроме этого, в решении от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик не уточняет, какой из пунктов ст.11.9 Земельного кодекса РФ «Требования к образуемым участкам» нарушен административным истцом.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2347 кв.м., с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, без торгов, в соответствии с подп.10 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ; обязать административного ответчика предоставить административному истцу в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2347 кв.м., с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, без торгов, в соответствии с подп. 10 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец Суханов С.В. и его представитель по доверенности Бударагин А.А. заявленные требования поддержали. Дополнительно представили заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указали, что отказ департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Суханова С.В. является неправомерным по следующим причинам. Согласно п.7 Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Ответ на заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен административным ответчиком с нарушением сроков, установленных приведенной выше нормой закона, и получен истцом ДД.ММ.ГГГГ. Утверждение административного ответчика о наличии на испрашиваемой территории объектов недвижимости неправомерно, поскольку находящиеся на участке постройки (забор, сарай, теплица, навес) на основании Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), утвержденного постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от ДД.ММ.ГГГГ, а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не являются объектами капитального строительства и в соответствии с п.2 и п3 ч.17 ст. 51 ГК РФ не подлежат государственной регистрации и не облагаются налогом. Согласно ст. 3 Закона «О ведении садоводства и огородничества» к хозяйственным постройкам относятся: сараи, бани, заборы, навесы, колодцы, погреба и иные хозяйственные постройки, которые служат для удовлетворения бытовых и других нужд людей. В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами и хозяйственными постройками, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст.36 Земельного кодекса. С учетом приведенных доводов, административный истец считает, что хозяйственные постройки, находящиеся на испрашиваемой территории, принадлежат истцу на праве собственности на основании ст. 234 Гражданского кодекса РФ по праву приобретательной давности и на основании свидетельских показаний; решение департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене; департамент имущественных и земельных отношений администрации г.о.<адрес> обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов по адресу: <адрес>, согласно предварительному плану земельного участка, приложенному к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ с условием обеспечения истцом выполнения кадастровых работ (межевания) в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка; департамент имущественных и земельных отношений администрации г.о.<адрес> обязан принять решение после проведения выполнения кадастровых работ о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

На вопросы суда административный истец пояснял, что представленное в судебное заседание заявление от ДД.ММ.ГГГГ является его письменной позицией по делу, данным заявлением он не изменяет исковые требования, и поддерживает требования, изложенные в административном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.<адрес> по доверенности Макарова И.А. и представитель административного ответчика администрации г.о.<адрес> по доверенности Стукалина Ю.Ю. в судебном заседании с заявленными административным истцом требованиями не согласились, просили в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо директор департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.<адрес> Щенников А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, письменной позиции по делу не представил.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, положениями ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 части 9 и части 10 статьи 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием (решением) и указать способ их восстановления.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно приведенных норм оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушает права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания решения (действий) органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В настоящем деле такие основания не установлены, права, свободы и законные интересы Суханова С.В. не нарушены.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ административный истец Суханов С.В. обратился в администрацию г.о.<адрес> с заявлением, в котором просил предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2347 кв.м., с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, без торгов, в соответствии с подп.10 10 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Решение о предоставлении услуги просил выдать на руки при личном обращении. К указанному заявлению Суханов С.В. приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.45, 46).

Указанное заявление Суханова С.В. было передано на рассмотрение Межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений в сфере земельных отношений на территории г.о.<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений в сфере земельных отношений на территории г.о.<адрес> было вынесено заключение , в котором указано, что заявленные границы земельного участка не увязаны в единую планировочную концепцию, фактически сложившуюся на данной территории. Останкинскому территориальному отделу администрации г.о.<адрес> указано проработать вопрос формирования на испрашиваемой территории земельного участка для индивидуального жилищного строительства с учетом Правил землепользования и застройки г.о.<адрес>, местных нормативов градостроительного проектирования, требований технических регламентов, требований к образуемым земельным участкам, установленные ст.11.9 Земельного кодекса РФ, разработать архитектурно-планировочное решение испрашиваемой территории, согласовать его с Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г.о.<адрес> и направить на рассмотрение комиссии (л.д.48).

Постановлением администрации г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Суханову С.В. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 2347 кв.м., с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, г.о.г Бор, Останкинский с/с, <адрес>, в связи с тем, что:

- представленная схема земельного участка по своему содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, устанавливающего требования к формам и форматам схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории: схема расположения земельного участка подготовлена без учета картографической основы Единого государственного реестра недвижимости; в схеме расположения земельного участка не указаны кадастровые номера смежных земельных участков, система координат и кадастровый номер кадастрового квартала; в схеме расположения земельного участка условные обозначения не соответствуют графической информации; при подготовке схемы расположения земельного участка не учтены материалы и сведения Правил землепользования и застройки г.о.<адрес> (на схеме не указана зона с особыми условиями использования территории- санитарный разрыв от автомобильных и железнодорожных дорог);

- образование земельного участка в указанных границах приведет к вклиниванию и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам (л.д.47).

Указанное постановление получено Сухановым С.В. ДД.ММ.ГГГГ и в установленном законом порядке не обжаловано.

ДД.ММ.ГГГГ Останкинским территориальным отделом администрации г.о.<адрес> была представлена схема планировки территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений в сфере земельных отношений на территории г.о.<адрес> было вынесено заключение , в котором указано, что на испрашиваемой территории расположены постройки. Согласно п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка под объектами недвижимости осуществляется исключительно собственнику объектов недвижимости, расположенных на земельном участке. В Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрированы права на данные постройки и заявителем не представлены иные правоустанавливающие документы на них. Формирование и предоставление земельного участка при данных обстоятельствах будет нарушать принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, изложенный в п.5 ст. 1 Земельного кодекса РФ. Кроме того, данные несоответствия являются основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п.6 ст.11.9, пп.3 п.16. ст.11.10 Земельного кодекса РФ) и в предоставлении земельного участка (ст. 39.16 Земельного кодекса РФ) (л.д.55).

Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Суханова С.В. направлено заключение Межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений в сфере земельных отношений на территории г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54).

Согласно статье 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.

Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 указанного Кодекса, устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и согласно подпункту 3 пункта 1 этой статьи предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 названного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу пункта 4 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

В силу пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Исходя из данных правовых норм, уполномоченный орган обязан в рамках рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для его удовлетворения, а после проверки принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В пункте 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Данный Административный регламент регулирует порядок предварительного согласования предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Заявителями на получение муниципальной услуги являются физические и юридические лица, обладающие правом на получение земельного участка без торгов из числа предусмотренных п.2 ст. 39.3, ст. 39.5, п.2 ст. 39.6 или п.2.ст. 39.10 Земельного кодекса РФ, в случае если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», либо их уполномоченные представители.

Пунктом 2.3. Административного регламента предусмотрено, что конечным результатом предоставления муниципальной услуги являются: решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в форме постановления администрации г.о.<адрес>; решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка; уведомление о возврате заявления заявителю; решение о приостановлении срока рассмотрения заявления.

При обращении за получением муниципальной услуги максимальный срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать тридцать дней со дня регистрации письменного заявления и прилагаемых к нему документов (п. 2.4 Административного регламента).

Перечень, предоставляемых заявителем документов к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, приведен в п. 2.6 Административного регламента. В указанный перечень документов включены, в том числе, схема расположения земельного участка и документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченными Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).

Пунктом 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании указанных положений схема расположения земельного участка является документом, необходимым для образования земельного участка. Подготовка схемы расположения земельного участка является обязательной в случае, если предстоит образовать испрашиваемый земельный участок.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

На основании пункта 4 данного Приказа, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Пунктом 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Исходя из положений статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).

Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных указанным Кодексом.

Обращаясь с настоящим иском, административный истец указал, что в нарушение положений пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, а именно в 30-дневный срок с момента поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, уполномоченный орган не принял соответствующее решение, в связи с чем уполномоченным органом допущено незаконное бездействие.

Вместе с тем, как следует из материалов дела заявление Суханова С.В. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, поступившее в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, по существу рассмотрено уполномоченным лицом ДД.ММ.ГГГГ, о чем принято мотивированное постановление об отказе Суханову С.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов. Копия данного постановления получена Сухановым С.В. ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, заявление Суханова С.В. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка рассмотрено уполномоченным лицом в сроки и в порядке, предусмотренном ч.7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. По результатам рассмотрения заявления Суханова С.В. принято итоговое постановление (решение) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов, в котором приведены основания отказа, и мотивы, по которым не может быть утверждена схема расположения земельного участка.

Суханов С.В., не оспаривая постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов, заявляет требования о признании незаконном и отмене решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.

Между тем, оспариваемый административным истцом документ представляет собой сопроводительное письмо и не содержит предписаний властно-распорядительного характера, не возлагает на лицо каких-либо обязанностей, не устанавливает (изменяет, прекращает) права и обязанности гражданина, а носит исключительно информационный характер о направлении заключения от ДД.ММ.ГГГГ.

Оспариваемый в исковом заявлении отказ в предоставлении земельного участка, не нарушает права Суханова С.В., поскольку отказ в реализации права на получение в собственность бесплатно земельного участка административными ответчиками не принимался, административному истцу отказано лишь в предварительном согласовании предоставления конкретного земельного участка без торгов. С заявлением о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно Суханов С.В. не обращался. Направленное Сухановым С.В. в администрацию г.о.<адрес> заявление от ДД.ММ.ГГГГ содержит требование о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка без торгов в соответствии с подп.10 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Положениями подп.10 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ регламентированы случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Представление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно положениями пп.10 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ не предусмотрено.

Представленное административными ответчиками заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не является итоговым актом, носит информационный и рекомендательный характер, и не лишает Суханова С.В. права обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно, с соблюдением порядка, установленного законом, с приложением необходимых к заявлению документов и приведением предусмотренных Земельным кодексом РФ оснований для бесплатного получения испрашиваемого земельного участка.

С учетом этого, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность не имеется.

Также отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца об обязании административных ответчиков предоставить истцу в собственность бесплатно земельный участок, поскольку суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции РФ). Суд не может предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

Поскольку недоказанность факта нарушения прав административного истца в силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ исключает возможность удовлетворения административного искового заявления, суд, исходя из предмета и основания заявленных в административном исковом заявлении требований находит, что данные исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Суханова С.В. к департаменту имущественных и земельных отношений администрации г.о.<адрес>, администрации г.о.<адрес> о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 2347 кв.м., с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство, по адресу: <адрес>, без торгов в соответствии с подп. 10 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ; об обязании предоставить Суханову С.В. в собственность бесплатно земельный участок, площадью 2347 кв.м., с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство, по адресу: <адрес>, без торгов в соответствии с подп. 10 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья К.А. Сочнева